Skip to main content

Круглый стол


 |  Экономика

 Круглый стол

Крупнейшие производители, переработчики молока, представители ассоциации «Кубаньмолоко», краевого управления ветеринарии, сотрудники краевого министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности собрались на «круглый стол» под председательством министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Сергея Гаркуши, чтобы обсудить ситуацию на рынке молока.

Сергей Гаркуша: «Россия способна держать продовольственную безопасность»

В прошлом году закупочная цена на молоко-сырье на порядок выросла и составила 24 рубля. Стихли разговоры о том, что производить молоко – невыгодно. Но цена молока на полках магазинов выросла незначительно. И теперь о том, что молоко не выгодно, заговорили переработчики. Но молоко - один из стратегических продуктов в потребительской корзине. Поэтому проблемы отрасли молочного животноводства и молокоперерабатывающей промышленности – проблемы государственные. Понять, как можно сбалансировать появившиеся перегибы в распределении доходов, попытались участники совещания. Сергей Гаркуша назвал состав «круглого стола» представительным: среди участников было 4 депутата ЗСК, член Совета Федерации Евгений Громыко, производители молока, переработчики составляли более 50% объемов переработки молока в крае.

В крае создан штаб, который занимается мониторингом цен и принятием решений для дальнейшей стабилизации цены на молоко и у производителей, и у переработчиков. Цена готового продукта на полках магазинов должна быть такой, чтобы позволить им окупать свои вложения и развиваться и в то же время не «кусала» бы покупателей. В игру вступил и еще один экономический фактор — санкции, прикрываясь которыми, некоторые продавцы неоправданно завышают цены. В мае этого года закупочная цена на молоко-сырье снизилась на 5 рублей, готовый продукт в магазине ни на рубль не подешевел.

С обсуждения последствий санкций, введенных против нашей страны, и начался «круглый стол».

Тройственный союз

 Сергей Гаркуша

Сергей Гаркуша:

- Губернатор Александр Ткачев поручил мониторить ситуацию в агропромышленном комплексе и обеспечить 100 % продовольственную безопасность региона еще до введения санкий. Это — стратегическое направление для Кубани. Сейчас оно особенно актуально. По основным продуктам питания край обеспечен собственными ресурсами на 90-100%. Казалось бы, для нашего региона никаких проблем с санкциями быть не должно. В кубанских хозяйствах ежесуточно доят 2,5 тыс. тонн, в год - 1 млн 400 тыс. тонн молока. Но этого не хватает, чтобы обеспечить сырьем все перерабатывающие предприятия, которые загружены сегодня на 36,7% от того, что они могли бы производить. На предприятии «Калория» в Каневском районе готовы увеличить мощность переработки до 500 тонн в сутки, принимая дополнительно 24 тонны молока. Об этом губернатору докладывала генеральный директор ООО «Фирма «Калория» Наталья Боева. Сами видите, какие резервы. Власть вместе с бизнесом должны их развивать. Подвижки в этом вопросе есть: за последние несколько лет молокоперерабатывающие предприятия вложили свыше 5 млрд рублей в реконструкцию и техническое переоснащение. Проблема в сбыте готовой продукции: к сожалению, она может попасть не на все прилавки магазинов, особенно в крупных городах и регионах нашей страны.

Сегодня себестоимость молока в среднем по краю 14,5 рубля. Закупочная стоимость с мая этого года — не ниже 19 руб. Эта цена нормальная, все помнят, что литр молока-сырья стоил и 14 рублей, и 12. Пик подъема цены на закупку молока с НДС равнялся 24 рублям. Когда цена на молочную продукцию на прилавках повышается, потребители апеллируют к переработчикам, мол, они завышают цены. Но нужно понимать, что цена слагается из трех составляющих: работы производителя молока-сырья, переработчика и торговли. Чтобы стабилизировать цены, мы все должны играть не только в свои ворота.

Министерство рекомендует производителям и переработчикам поднять цены до 5%. Это позволит держать экономику.

Логистику в массы

Подводя итог сказанному, министр заметил:

- Той ситуацией, в которой мы все оказались в связи с введением против нашей страны санкций, нельзя пользоваться для своего кармана. Это не трагедия. Четко еще никто не представляет, кому эти санкции навредят больше. Мы знаем одно - Россия способна держать продовольственную безопасность по всем показателям.

Одну из проблем наращивания мощи агропромышленного комплекса Кубани Сергей Валентинович видит в отсутствии четкого учета продукции, выращенной фермерами и ЛПХ. Помочь фермерам реализовать продукцию, а потребителям — как отдельным гражданам, так и организациям — её приобрести, призваны логистические центры. Проект строительства 7 логистических центров для хранения и дальнейшей поставки овощей и фруктов в торговые сети, предприятия общепита разрабатывается в крае.

- Кубань заявила о себе как об основном производителе продуктов, - продолжил Сергей Гаркуша, - АПК Кубани в прошлом году произвело продукции на 254 млрд рублей. В этом - на 298 млрд. Ожидаемая прибыль - на 8 млрд рублей выше, чем в прошлом году. Показатели неплохие, но по каждому виду сельхозпродукции наблюдается увеличение себестоимости. Объективные факторы для этого есть, но есть и откровенная расхлябанность отдельных сельхозпроизводителей.

Санкции - не причина

 Евгений Хворостина

О том, из чего складывается цена молока на прилавках магазинов, рассказал генеральный директор ЗАО «Фирма «Агрокомплекс» Евгений Хворостина:

- Себестоимость 1 литра молока в «Агрокомплексе» - 15 руб. 60 коп. Мы принципиально рассчитываем её по рыночной стоимости кормов. Вспомните, в прошлом году закупочная цена на молоко снижалась, потом повышалась, как это обычно и бывает из-за сезонности. В этом году такая же ситуация, причины — внутриэкономические, а не санкции. В мае цена снизилась, но прайс на готовую продукцию не снижался. Почему? На молоке сельхозпроизводитель зарабатывет 7 рублей с литра. Это хорошие деньги, еще несколько лет назад мы и не мечтали об этом. Но давайте посмотрим с другой стороны. Комплекс из 1200 голов при хороших производственных показателях даст 30-35 тонн молока в сутки. Умножаем на 7 рублей и понимаем, что в развитие фермы вкладывать будет нечего. Ферма на молоке заработает 80-85 млн, а в качестве инвестиций в её развитие нужны 1,5 млрд. Для того, чтобы отрасль развивалась, рост цен неминуем.

Несмотря на уверенность в необходимости увеличить стоимость молока, Евгений Николаевич взял обязательство не повышать цены на молочную продукцию в сети фирменных магазинов «Агрокомплекса» до конца этого года.

Не хлебом единым

 Юрий Хараман

Председатель колхоза «Знамя Ленина» из Щербиновского района, депутат ЗСК Юрий Хараман рассуждал о том, почему в крае уменьшается поголовье крупного рогатого скота и что нужно делать, чтобы повернуть этот процесс вспять:

- За несколько лет мы в несколько раз увеличили производство молока. Скажу так: на одном энтузиазме, ведь большой рентабельности в отрасли животноводства нет. В растениеводстве рентабельность куда выше, чем в животноводстве, это факт. Выращивать зерно, подсолнечник, сахарную свеклу гораздо выгоднее, но тогда вопрос: что кушать будем, только хлеб и растительное масло? В колхозе более 10 тыс. голов КРС, площадь под корма порядка 7 тыс. га. Мы выращиваем и заготавливаем корма, круглый год в животноводстве кипит работа. Станет ли сегодня развивать молочное животноводство тот, у кого есть земля и он получает 100% рентабельности от растениеводства? Не станет. Потому что отсутствует логистика, долгосрочные программы рентабельности и экономической целесообразности производства молока. Да и сезонность молока никто не отменял. Цены на готовую продукцию остались на прежнем уровне. Это несправедливо.

Предлагаю подсчитать, сколько фермеров в крае готовы организовать фермы. На ферме должно быть 1000-1200 голов КРС, весь персонал. Тем, кто потянет такие фермы, кто готов расширять имеющиеся, считаю, край должен помочь целевыми средствами. И, конечно, надо учитывать новейшие научные разработки и технологии для снижения себестоимости молока. Это те же самые солнечные батареи для подогрева воды, использование соломы для отопления телятников и бытовых помещений.

Сергей Гаркуша разделил мнение Юрия Гавриловича в том, что животноводство и более затратно, и менее рентабельно, но заметил, что господдержку должны получать все фермы:

- Из 179 ферм в крае половина имеет продуктивность от 5,5 до 12%, остальные - от 3,5 до 4,5. Но мы не можем оставить без господдержки фермы с низкой рентабельностью, отдав все успешным. В этом году господдержка останется практически на прошлогоднем уровне.

Хочешь молока? Развивай село!

 Алексей Сидюков

Поддержал своего коллегу из Щербиновского района директор ОАО «Племзавод «Дружба» из Калининского района Алексей Сидюков:

- Мне очень обидно, что мы сами себя не можем обеспечить самым ценным продуктом — молоком. Почему? Арифметика очень проста. В нашем хозяйстве 4135 га пашни. 1100 — для животноводства. Три тысячи гектаров пашни принесли за прошлый год 57 млн прибыли, тысяча гекторов, занятая кормами — 45 млн убытка. Да, прошлый год был не совсем удачный для животноводства, поэтому в крае не удержали поголовье. Тот, кто берется работать на земле, сразу думает о прибыли. Соответственно, о животноводстве и речи нет. Это один фактор. Допустим, с учетом господдержки, за которую мы очень благодарны Правительству России и губернатору Кубани Александру Ткачеву, этот год станет рентабельным. Молоко в этом году прибыльно, а если посчитать животноводство в целом, то останемся без прибыли. Животноводство- это не только молоко и мясо. Это и выбракованный скот, который мы просто не знаем, куда девать. Нужно производство мясокостной муки, ведь пока вся продукция, которую дает животноводство, не будет востребована переработкой, отрасль не станет экономически привлекательной.

К другому вопросу: если у нас не хватает своего мяса, а на прилавках предостаточно мясной продукции, то непонятно, что мы едим? Чтобы наращивать производство, мы должны четко знать, что наша продукция нужна переработке. Еще один момент — очень трудно привлечь людей к работе на селе. И если механизатор может приезжать из другого населенного пункта, то доярку на каждую дойку за 30-40 километров не повозишь. Если думать о расширении производства, то надо развивать жизнь на селе в целом.

В том, что касается молока, пока у нас себестоимость 14 с половиной рублей, к концу года до 16 дойдет. Хоть как мы будем сопротивляться, мы не сможем остановить рост цен на молоко при росте цен энергоносителей. И работников нельзя оставить без зарплаты.

Алексей Петрович привел в пример «Агрокомплекс» как успешное сочетание растениеводства и животноводства и доведение продукции до потребителя:

- У них свое сырье, своя переработка, своя реализация. А у нас частенько случаются затруднения со сбытом сырья. А молоку не скажешь — подожди. Тот продукт, который долго не хранится и не востребован стабильным переработчиком. Хозяйства прекращают производить. Это как раз мясо, молоко, овощи и фрукты.

Алексей Сидюков поднял в своем выступлении и такую тему, как создание ведомственного жилого фонда. По его словам, он готов строить, но так, чтобы жилье оставалось за предприятием. Отдавать его специалистам, которые проработают пару лет, нет резона. Отвечая ему, сенатор Евгений Громыко уверил, что вопрос ведомственного жилья — решаемый.

Сергей Гаркуша подтвердил, что развитие села — один из решающих факторов в развитии отрасли, отметив, что уважающий себя специалист не поедет работать туда, где нет жилья, зарплаты, социальной инфраструктуры. Бюджет края на 77,4 % социально ориентированный, значительные средства выделяются для развития сельской местности. Министр напомнил, что в структуре себестоимости продукции заработная плата составляет 10%, есть из каких фондов её увеличивать.

Молочные цепи

 Андрей Лабуть

Андрей Лабуть, генеральный директор группы компаний «Ренна», в которую входит и ЗАО «Кореновский МКК» взглянул на эту тему со стороны переработчика:

- В этом году в стране не ожидается роста доходов населения. С учетом того, что россияне серьезно закредитованы и все больше средств тратят на обслуживание кредитов, покупательская способность населения не растет. При этом цена на молоко-сырье за последние полтора года увеличилась на 40%. Целый год цена на молоко-сырье росла, дошла до 24 рублей и при такой цене переработчики вошли в зону убытков. Закупочная цена молока росла, а поднять цену на готовую продукцию переработки не получилось: потребитель просто отказался от таких цен. В итоге мы потеряли в продажах в среднем от 5 до 20%. Летнего всплеска продаж, на который мы рассчитывали, не произошло. Получается, что цена на молоко-сырье для перерабатывающих предприятий растет, а цена молока на полках в магазинах остается прежней. Это очень больной и серьезный факт. Все большее распространение получают различные заменители молочного жира, молочная продукция из Белоруссии. В отличие от Белоруссии, где государство тратит сотни миллионов долларов на перевооружение переработчиков и производителей, наше государство сосредоточилось только на производителе. Переработчикам в субсидиях отказали. Что мы имеем в итоге? Многие переработчики уже сократили инвестиционные программы, в том числе и мы. Пора изменить эту парадигму: вы — производители, мы — переработчики. Как бы банально это ни звучало, мы — звенья одной цепи. Одно звено не может жить за счет другого. Достаточно небольшим снижением стоимости молока-сырья мы вернулись в зону экономики, при которой можно существовать. Если мы опять вернемся к 24 рублям, переработчики снова вернутся в зону убытков.

Андрей Аневирович подытожил свое выступление, отметив, что у Кореновского МКК и многих других переработчиков нет других видов деятельности, таких, как, например, высокорентабельное растениеводство, чтобы сбалансировать экономику. И указал на очень высокие торговые наценки.

Сергей Гаркуша согласился с переработчиком и выразил сожаление, что на «круглом столе» не присутствуют представители торговли. Министр пообещал на следующее совещание на тему молока обязательно пригласить и представителей торговли.

Формула со смещением

Наталья Боева, генеральный директор ООО «Фирма «Калория», депутат ЗСК, согласилась, что всем нужно работать в связке:

- По одному мы не выстоим. Есть среди нас энтузиасты своего дела — Юрий Хараман, Александр Команов, Алексей Сидюков. Какой бы ни была цена на молоко, они держатся, не отказываются от животноводства, не идут более легким путем.

Повышение цены на молоко — это правильная позиция, поскольку на протяжении пяти лет до этого цена не поднималась. Но, когда переработчики стали покупать молоко по 25 рублей плюс НДС, для нас это стало неподъемным грузом. Цены на сырье и готовую продукцию не выровнялись. За последние 2 года на 20% поднялись коммерческие затраты. У нас 44 своих магазина, но некоторые из-за убыточности мы сдаем в аренду.

Наталья Дмитриевна привела формулу, по которой складывались отношения между производителем, переработчиком и торговлей. Это 50-40-10 в процентном соотношении, распределяющиеся между тремя звеньями. Сейчас, по словам Боевой, это 62-16-22.

- При такой схеме и той цене молока на полке страдает переработчик. Заниматься молоком нелегко. Молочное животноводство - вроде как чемодан без ручки: и выкинуть жалко, и что с ним делать — непонятно. В этой непростой обстановке наше хозяйство вышло на свой путь. Сейчас у нас 1100 голов дойного стада. Себестоимость литра молока — 14 рублей. С учетом дотаций рентабельность очень хорошая.

Считаю, что в этом году надо удержаться на цене за молоко-сырье не более 22 руб., с НДС - 24 руб. Цена на готовую продукцию должна подняться.

Продолжая тему дотаций, выдаваемых хозяйствам из расчета на литр произведенного молока, участники совещания предложили «привязать» эти деньги к краевой переработке. Сдают молоко в крае — вот субсидии, сдаете в другой регион, там и требуйте субсидию. Кубанское молоко должны перерабатывать кубанские предприятия. Тем более, что мощности молокоперерабатывающих предприятий позволяют увеличить производство уже сегодня.

Без людей не будет молока

Александр Команов неоднократно выступал за увеличение господдержки сельхозпроизводителям. Это его позиция и как руководителя ФГУП «Кореновское», и как депутата ЗСК:

- В прошлом году господдержка была значительной, и мы почувствовали, что государство поддерживает сельхозпроизводителей. Выше не надо, но этот уровень господдержки нужно удержать. Получая её, мы стали вкладывать в реконструкцию, начали строить.

Продолжил Александр Петрович и тему кадров на селе:

- Если завтра мы не будем платить животноводам 40-50 тысяч, на наших фермах некому будет работать. Я постоянно посещаю школу, рассказываю ребятам о нашей работе, приглашаю учиться и идти к нам работать ветеринарами, зоотехниками. Ни один не пришел. А без кадров отрасли не будет.

Сергей Бондарев, директор Тимашевского молочного комбината филиала ОАО «Вимм-Билль-Данн», отметил, что во всем мире идет перелив капитала из высокорентабельного производства в низкорентабельное. Он предложил ввести акцизы на высокорентабельные культуры, такие, как зерно, подсолнечник, сахарную свеклу. Это позволит создать условия, при которых сельхозпроизводители станут заниматься животноводством. Пока что, по словам Сергея Ивановича, ни один фермер Тимашевского района не откликнулся на его призыв создать крупное молочное производство.

Министр ответил, что подобного рода перераспределение капиталов из растениеводства в животноводство — позиция губернатора Кубани Александра Ткачева.

Подытожил заседание член Совета Федерации Евгений Громыко:

- Многие из обсуждаемых сегодня тем — серьезные вопросы федерального уровня. Сами видите, как многогранно их решение: нужно развивать сельскую местность, возвращать систему профобучения учащихся, строить жилье, логистические центры, поддерживать производителей и переработчиков. Предлагаю выработать совместное решение по вопросу ценообразования в молочном производстве. А для этого нам не хватает третьего звена — торговли. Давайте встретимся в начале ноября в рамках выставки «Юг-Агро». На эту встречу мы пригласим представителей торговых сетей, министерства экономики и министерства юстиции. Сейчас нам нужен четкий расчет, единое решение того, что мы предлагаем участникам рынка.

pegi12.jpg