Электронная подписка на газету «Кореновские вести». Полгода всего за 300 рублей! Подписчикам ноября — бонусы и подарки! Получай "районку" на "электронку"!

Юрий Кондраков известен нашим читателям, прежде всего, как спортсмен. Он - тренер высшей категории, кандидат в мастера спорта, чемпион России, Европы, мира по гиревому спорту среди ветеранов. Но сегодня мы представляем его в ином качестве — как путешественника. Более двух месяцев назад, вооружившись удостоверением внештатного корреспондента газеты «Кореновские вести», Юрий Леонидович отправился в прямом смысле слова — на край света. Дальний Восток, остров Сахалин, остров Шикотан, мыс Край Света — вот где он побывал.  Мы начинаем публикацию путевых заметок Юрия Кондракова: «Я жил почти у самого восхода...»

Дорога на крайнюю юго-восточную точку России - мыс Край Света на острове Шикотан лежит в том числе и через Байкало-Амурскую магистраль. Это одна из крупнейших железных дорог в мире общей длиной свыше 4000 километров. Впервые о возможности постройки магистрали севернее Байкала заговорили еще в 1888 году. Спустя год была организована первая экспедиция, прошедшая около 1000 километров. Выводы были неутешительны: страна на тот момент не обладала достаточными средствами и техникой для реализации такого грандиозного проекта. Строительство БАМа началось лишь в 1932 году, однако спустя 10 лет во время Сталинградской битвы дорогу, включая мосты, разобрали для строительства железнодорожной линии вдоль Волги. После Великой Отечественной войны магистраль строили по частям. Основную часть железной дороги возводили в течение 12 лет, начиная с 1974 года, а Северомуйский тоннель пробивали четверть века. Прямого поезда через всю магистраль нет. До Татарского пролива я добирался на трех поездах с двумя пересадками: в столице БАМа - Тынде и в Комсомольске-на-Амуре.

Участок БАМа Тайшет-Тында проходит по живописнейшим местам Восточной Сибири. Реки, ручьи, озера, водопады сменяют друг друга. Дорога все время петляет, повторяя извилины рек или между сопок, а ближе к Тынде - между горных хребтов. Там, где невозможно обогнуть хребет, прорублены тоннели. Самый длинный из них - Северомуйский длиной больше 15 километров. Для поддержания микроклимата в тоннеле с двух сторон установлены ворота, автоматически открывающиеся при приближении поезда. На этом участке магистрали дорога на 50% однопутная. В некоторых местах строят второй путь, делают отсыпку, завезли рельсы и бетонные шпалы. Электрифицирована дорога тоже наполовину - ближе к Тынде вагоны тащит тепловоз. Из-за постоянных поворотов и частых мостов поезд двигается медленнее, чем по равнине. За окном сплошной лес - хвойный или смешанный. Тайга почти непроходимая - частокол деревьев. Среди этой неприступной тайги очень часто встречаются сухие, одиноко стоящие стволы - эхо лесных пожаров. Такие участки порой тянутся на многие километры. Но лес умеет сам себя восстанавливать - молодая поросль приходит на смену сгоревшим деревьям. В Интернете я много читал о Байкало-Амурской магистрали, ее строительстве, использовании, об экономической целесообразности. Но то, что я увидел своими глазами, потрясло. Добротно построенная, хотя и большей частью однопутная магистраль практически не используется. Редкие грузовые составы состоят в основном из леса, реже - угля или контейнеров. В свое время города и поселки вдоль дороги строили республики, края, области. Но после распада СССР строительство прекратилось.

Поселок Звездный строили казахи. До сих пор стоят недостроенные пятиэтажки. На крышах домов растут березы. Очень много практически заброшенных поселков строителей магистрали. Стоят полупустые трех-, пятиэтажные дома. Трехкомнатные квартиры, которые еще несколько лет назад стоили по 300000 рублей, сейчас продаются по 60000-70000. Люди стараются уехать - работы нет. Те, кто не уехал, трудятся или на железной дороге, или в сфере обслуживания. Школы и детские сады малокомплектные. Мужчины ходят на охоту: на медведя, на соболя. Выделанная шкурка соболя стоит 6000-8000 рублей. Ездят в основном на внедорожниках, часто без номеров и документов. Те, кто даже работает, ищут любую возможность подработать. Все мечтают накопить денег и уехать. Летом природа красивая, зимой очень холодно, пихты сбрасывают иголки, и тайга выглядит уныло.

Продолжение материала читайте в газете "Кореновские вести" № 42 от 19 октября 2017 года. 

 

О нас

Сайт общественно-политической газеты "Кореновские вести" Кореновского района Краснодарского края зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР),
cвидетельство ЭЛ № ФС 77-69814 от 29.05.2017

Форма распространения - сетевое издание

Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны

Учредитель - общество с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Кореновские вести"

Язык - русский

Контакты

+7 (86142) 4-11-61
+7 (86142) 4-13-36
korvesti@mail.ru
353180, Краснодарский край г. Кореновск, ул. Красная, 83
------------------
+7 (86142) 4-47-38
Служба новостей
------------------

e.megaindex.ru/ Яндекс.Метрика

Экстренные службы

Телефоны