Районные газеты Краснодарского края сегодня переживают экономический кризис, который сопровождается бурным негативным обсуждением и журналистами районных газет, и конкурирующими СМИ. Своими размышлениями  делится заслуженный журналист Кубани, cекретарь  Союза журналистов Краснодарского края, главный редактор газеты Кавказского района «Огни Кубани» Марина Смирнова.


Размышляю о своем, личном, о районной газете, с которой прожила бок о бок 25 лет. Которая стала для меня живым существом — родителем, сестрой, другом. Характер которой хорошо известен через колебания тиража, отклики читателей, активность рекламодателей. Которая радует яркими публикациями и огорчает проходными материалами. Которую, как архаичный продукт, вот уже десять лет хоронят досужие эксперты — знатоки медиа-прогресса и регресса. О которой злословят в интернете, которую «никто уже и не читает», но которая, несмотря на всемирное падение интереса к чтению, имеет самый большой подписной тираж в районах. Уж простите, выше, чем у достопочтенных федеральных и краевых изданий, где творят мэтры журналистики. Районные и городские газеты только ленивый (но заинтересованный) не упрекнул в паразитировании на бюджете, творческом кризисе. Все подряд дают снисходительные советы: мол, нужно учиться зарабатывать, «как-то меняться» и вообще, «районщиков давно нужно поставить в стойло», то есть в равные условия со всеми.

Пришло время защитить районные газеты и газетчиков, потому что это, действительно, уже личное. Известная идиома «не благодаря, а вопреки», как ни одна из словесных конструкций, подходит для характеристики производства районных газет. Но начнем сначала.

Наши газеты, рожденные революцией, имели государственный статус. И имена у них сохранились социалистические: «Огни Кубани», «Знамя труда», «Рассвет», «Вперед», «Прикубанские огни». И это замечательно! Редакторы и коллективы, защитившие исторический бренд в 80-90-е годы, когда разрушался строй, поступили мудро. Ничто так не объединяет эпохи и поколения, как газеты, которым по 80-90 лет.

Районки, являющиеся идеологическим продуктом, дотировались государством, которое частично покрывало расходы на бумагу, печать и доставку. Редакции жили творчеством, не думая, как написать платный материал. Только несведущий человек утверждает, что советские газеты были скучны, кондовы, неинтересны. Раз в год обязательно перелистываю архивные подшивы «Огней Кубани» и наслаждаюсь разнотемьем, многожанровостью. Пропускаю директивы партсъездов, читаю публицистику, репортажи, фельетоны корреспондентов Валентины Сущенко и Тамары Клюшиной, заметки рабочих, профоргов, начальников производственных участков, машинистов электровозов. Рабкоры писали об интересных вещах: о заслуженных людях, критиковали бездельников, хапуг, грубиянов, нарушителей закона. Газета была доступна по цене и приходила в каждый третий дом.

Сменилась формация. От федерального закона, который гарантировал поддержку СМИ, государство отказалось. В газетах  изменилась организационно-правовая форма собственности, 10 лет редакции были государственными унитарными предприятиями, а три года назад ГУПы преобразовали в ООО, в самую что ни на есть неподходящую структуру для редакций, штатом в 12-15 человек, с небольшим бюджетом, растущими почтовыми тарифами, сокращающимся рекламным полем. Во главу требований, ясное дело, был поставлен бизнес, а стало быть — прибыль. Главный бухгалтер, который в штате редакции, как обычно один, работает как робот, не переводя дух и без отпусков. Отчеты, таблицы, пояснения, программы деятельности… Мы горько смеемся: наши редакции зарабатывают меньше денег, чем представляют отчетных документов. О дотациях, субсидиях и другого рода финансовых вливаниях государства нет и речи. С районными администрациями наши Общества работают по контракту на информационное обслуживание. Под ним подразумевается обязательное опубликование официальных документов муниципалитета и материалов разъяснительного характера. Стоимость квадратного сантиметра газетной площади рассчитывается по специальной формуле. Суммы в рядовых районных газетах обычно небольшие. Поверьте, муниципалитеты умеют считать деньги и не отваливают газете жирные куски бюджетного пирога.

Нужно сказать спасибо департаменту информационной политики Краснодарского края, он научил нас коммерческой деятельности: десятки семинаров с ведущими менеджерами федеральных и краевых изданий, выезды в различные регионы страны. Мы научились работать с рекламодателями, предлагая интересный дизайн, специальные проекты, имиджевые публикации. Газетчики сегодня мастерски представляют свои издания, поддерживая интерес читателя. Мы в Кропоткине, к примеру, проводим Масленую неделю. «Огни Кубани», угощая блинами, подписывают газету, а в придачу к абонементу наделяют читателя мукой, сахаром, маслом. Лучших почтальонов премируем сертификатом на отдых, бытовыми приборами. В Гулькевичи редакция много лет собирает сотни людей на широкую акцию «Пасхальный кулич», в Тамани под Новый год на День подписчика раздают мандарины. Районные издания накопили уникальный опыт позиционирования. Но главное — это, конечно, содержание газет. И опять нас хлещут по лицу: выгораживаете власть. И тут ошибочное представление о деятельности районки. В основе публикаций районных газет стоит обычный человек и то, что он имеет в результате деятельности власти. Мы исследуем, как эта власть заботится о качестве его жизни. И совершенно необязательно для газеты по поводу и без него рвать на части начальство, доказывая, что ты — не ангажированная пресса. Свобода слова — в справедливости и объективности издания. Для меня, как газетчика, образом настоящей журналистики являются «Российская газета» и «Аргументы и факты». С пристрастием читаю «Кубанские новости», с большим интересом слежу за творчеством «Новороссийского рабочего», «Туапсинских вестей», газеты Мостовского района «Предгорье», «Тихорецких вестей», «Сельской нови» из Усть-Лабинска, своей альма-матер «В 24 часа» Гулькевичского района. Опять открываю подшивку «Огней Кубани», но уже 2013-2014 годов. Публикации, которые еще вчера казались обыденными, спустя время сверкают по-новому: и тема-то острая, и подача оригинальная, и иллюстрации яркие. Люди, проблемы, позиция. Ай да мы!

Газетчики-районщики — самая неприхотливая журналистская братия. Даже, несмотря на вынужденно снижаемые размеры гонораров и доплат, они всегда в деле: день отработают, вечером беспрекословно спешат на какой-нибудь скандальный сход граждан, молодежный флешмоб, выставку работ прикладников. Отказ от работы в выходные дни — даже не обсуждается. …С этими людьми я пойду в разведку.

Я посчитала, что четыре творческих сотрудника нашей районной газеты подписывают больше, чем 60 почтальонов Кропоткинского почтамта. А что делать? Представляете, как мы скрипим зубами, когда приходят сведения, что «Огни Кубани» почтальоны доставляют отнюдь не своевременно. Но нам главное вовремя рассчитаться с почтой. Ее тарифы, как известно, в 2014 году выросли вдвое, что и вогнало наши предприятия в убытки. Вот и считайте: стоимость подписного комплекта «Огней Кубани» — 444 рубля, почте за услугу мы отчисляли 60%, нам, производителям, остается 40%. Это на печатание газеты, зарплату, налоги, содержание техники, расходные материалы. А у кого-то из районных изданий каталожный процент и того меньше.

В апреле отдаем почте очередные 15%: вновь повышаются почтовые цены.

Что делать? Скажете, покрывать экономические прорехи доходами от рекламы? Но уже никакие виртуозные предложения и проекты для рекламодателей не обеспечат расходов на производство и доставку газет. Наш провинциальный промышленник и частный предприниматель в период кризиса закрывается от длинных рук нашего менеджера по рекламе железной стеной отказа. И в третий раз в этом тексте задаю извечный вопрос: что делать? Ответа  пока нет.

При этой абсурдной ситуации районная газета остается эдаким островком социализма в обществе. Это когда в редакцию идут и идут представители бюджетных организаций и государственных органов со строгими предписаниями и директивами своего руководства: опубликовать в газете! Когда начинаешь объяснять, что за отчетные материалы, объявления нужно платить, и вот на то и прайс-лист, в глазах — непонимание, недоумение, недоверие: «Вам же дают деньги, а у нас на разъяснительную кампанию не заложено…». «Кто дает?!», — готова заорать я и на тех, кто стоит в очереди у меня за дверями кабинета, и на тех, кто пишет в интернете о нас «паразитирующих на бюджете». Запомните раз и навсегда те, кто нуждается в нас, и те, кто не нуждается: районные газеты Краснодарского края не имеют ни краевой, ни федеральной дотации. Журналисты районных газет имеют только право защищать интересы людей, утверждать гуманистические идеалы, стоять на патриотических позициях, отстаивать социальные интересы общества, организовывать благотворительную помощь тяжелобольным детям. И пользуются они этим правом сполна, ответственно и с любовью к своей миссии.

PS. Союз журналистов Кубани и его сайт «Кубанский репортер» предлагает коллегам детально обсудить эту тему и  выделяет для широкой дискуссии страницы нашего корпоративного сайта.

О нас

Сайт общественно-политической газеты "Кореновские вести" Кореновского района Краснодарского края зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР),
cвидетельство ЭЛ № ФС 77-69814 от 29.05.2017

Форма распространения - сетевое издание

Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны

Учредитель и издатель - общество с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Кореновские вести"

Генеральный директор (главный редактор) - Нина Анатольевна Роженко

Язык - русский

Контакты

+7 (86142) 4-11-61
+7 (86142) 4-13-36
korvesti@mail.ru
353180, Краснодарский край г. Кореновск, ул. Красная, 83
------------------
+7 (86142) 4-47-38
Служба новостей
------------------

Яндекс.Метрика

Экстренные службы

Телефоны