Войти Регистрация

Дети – стимул ее жизни

«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот достигает ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».

Эти слова немецкого философа К. Маркса стали путеводной нитью в трудовой деятельности отличника народного просвещения Российской Федерации, 20 лет возглавлявшего методическое объединение учителей района Тамары Павловны Барабаш.

Более полувека она преподавала историю и убеждала своих учеников не останавливаться на достигнутом, преодолевая трудности, идти вперед. Она уверена, что каждый ребенок талантлив, надо только помочь ему раскрыть талант.

Тамара Павловна с удовольствием вспоминает первые годы своей работы, когда она, окончившая институт с отличием и получившая диплом преподавателя истории и филологии, первый раз вошла в класс и сказала: «Здравствуйте, дети» - в школе № 3 г. Тихорецка. Педагогический коллектив встретил вчерашнюю студентку доброжелательно. Хорошие отношения сложились с детьми.

Молодой педагог сразу окунулась в водоворот школьной жизни. Кроме уроков готовила ребят к олимпиадам, спортивным соревнованиям, водила в туристические походы и вместе с ними пела песни у костра, организовывала сбор металлолома и помощь пожилым и больным людям. Свободного времени практически не оставалось. В те годы большую помощь в воспитательной работе оказывали трудовые коллективы - шефы. Недалеко от школы находился завод тяжелого машиностроения. Администрация завода помогала школе в приобретении оборудования, оплачивала путевки в пионерские лагеря; рабочие приучали детей к труду, вместе со школьниками ездили на экскурсии по городам-героям. Это была настоящая дружба детей и рабочих.

Три года работы в г. Тихорецке пролетели быстро. Жаль было расставаться с коллективом, с учащимися.

Но в 1968 году мужа Тамары Павловны, Юрия Петровича, направили на работу главным инженером цеха механизации сахарного завода в г. Кореновск. Переехав сюда, она стала работать в школе № 2. Почти 40 лет преподавала здесь один из самых важных для становления гражданина предметов – историю. Количество учащихся в школе из года в год уменьшалось, и несколько преподавателей, в их числе и Тамару Павловну, в 2007 году сократили.

Педагогический стаж к тому времени у Тамары Павловны был вполне достаточный, чтобы отдыхать дома. Но не могла она без детей, без их неуемной суеты, без их проблем. И когда пригласили в школу № 18, с удовольствием вышла на работу, немного позже перешла в школу № 1.

Самым трудным периодом в своей педагогической практике Тамара Павловна считает начало 90-х годов, когда отменили школьную форму. Одни ученики приходили роскошно одетые, в других семьях дети недоедали. Выросло число суицидов среди подростков. Были упразднены детские организации: не стало октябрят, пионеров перестала существовать самая сильная молодежная организация страны – комсомол. Это были те организации, которые вырабатывали у подростков чувство коллективизма и ответственности за порученное дело, укрепляли дружбу и дисциплину. Тамара Павловна болезненно переживала эти изменения.

- Спасибо нашему Президенту, что обратил внимание на детей: вновь вводят школьную форму, создают общественно-молодежные организации, - говорит Тамара Павловна. - Без нравственно-патриотического воспитания детей не может быть крепкого общества.

В советское время действительно уделялось больше внимания нравственному воспитанию школьников. Без духовности, патриотизма, без любви к Родине, без знания истории своей страны нельзя вырастить настоящих защитников своей страны.

Сегодня общее количество часов по такому предмету как история уменьшилось в два раза по сравнению с советским периодом. Если раньше таким темам как Великая Отечественная война и Вторая мировая уделялось 20 часов, то сейчас отводится всего пять уроков. Это очень мало. Живы еще ветераны той войны - деды-прадеды нынешней молодежи. Дети должны знать о мужестве, героизме советского народа, о том, какой ценой досталась Победа.

Супруги Барабаш воспитали двоих сыновей. Оба окончили Краснодарский аграрный университет, уже имеют свои семьи. Чего греха таить, когда они подрастали, не хватало времени лишний раз заглянуть в их дневники. Но она считает, что к чужим детям надо относиться внимательнее, чем к своим.

- Своих видишь каждый день, знаешь их плюсы-минусы. Чтобы хорошо знать чужого ребенка, надо знать его семью, - говорит Тамара Павловна. – В последние годы во многих семьях возникли проблемы: безработица, материальные трудности, внимание к ребенку ушло на второй-третий план. По идее, педагог должен быть рядом. Но из-за бумажной волокиты у классного руководителя не хватает времени посещать семьи учеников, а значит, теряется та связь учителя и ребенка, которая должна быть. Это тоже волнует опытного педагога.

Более полувека изо дня в день Тамара Павловна находилась с детьми, учила, помогала в решении их проблем, радовалась их успехам.

- Неужели не хотелось поменять профессию?

- Ну что вы? – удивляется Тамара Павловна. - Никогда в жизни не думала об этом. Я очень люблю детей. Они - стимул моей жизни.

День знаний

За все годы работы в школе у нее не было проблем с дисциплиной учащихся. Спокойная, никогда не повышающая голос, она находила общий язык с самыми неуправляемыми подростками. Уроки Тамары Павловны – это не просто знакомство учащихся с новым материалом. Она превращала их в уроки-лекции, диспуты, конференции, на которые приглашала руководителей предприятий, ветеранов Великой Отечественной войны, передовиков производства, известных в районе люди. Она всячески старалась расширить кругозор ребят. При таком отношении к детям, отличном знании своего предмета, не знать ребятам историю было просто невозможно.

Не в тягость для Тамары Павловны и общественная работа. Она считает, что очень важно воспитать у ребенка любовь к Родине. За проведение военно-патриотической работы по случаю 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне она награждена медалью.

Недавно Тамара Павловна ушла на заслуженный отдых.

Конечно, скучает по школе, но рядом внуки, которым нужно уделять внимание. И не только они занимают свободное время. Тамара Павловна возглавляет общественную организацию ветеранов учителей в школах № 2 и № 20. Работы и сейчас хватает.

Когда бывает тоскливо, она смотрит на фотографии бывших своих выпускников, и душа радуется: сколько специалистов вышли из-под ее крыла, среди них врачи и учителя, работники администрации, торговли, правоохранительных органов и прокуратуры, и просто замечательные люди.

Нина КАЗАЧКОВА. Фото из семейного альбома Т. Барабаш.

Добавить комментарий


Защитный код
 Обновить

Корвести ТВ

Корвести ТВ

VK
FB
ОК