Войти Регистрация

Депутат Государственной Думы Валерий Кравченко: «Главный в школе - ученик»

В преддверии профессионального праздника школьных учителей мы встретились с Валерием Николаевичем Кравченко.

Валерий Кравченко

Нам стало интересно, как на современное образование, на нововведения в этой системе и, вообще, на профессию смотрит депутат Государственной Думы, в прошлом один из ярких представителей учительства, человек, который вместе со своими коллегами много сил и времени вложил в развитие спорта района.

- Валерий Николаевич, как Вы выбирали профессию учителя? Что повлияло на Ваш выбор, и не жалеете ли Вы о нем?

- В свое время у нас не было телевизоров, и все свободное время мы проводили на свежем воздухе: бегали, играли. В «казаки-разбойники» у нас действовало такое правило: не забегать дальше Платнировской и Козырьков. Круглый год - футбол, зимой — хоккей, летом - плавание. Мы были почти готовые спортсмены. С одноклассником Валентином Бабенко мы даже играли за сборную края. А тут отец мне говорит: «Поступай в сельхоз». Я этого не понимал: что мне делать в сельхозе? И сделал по-своему: поступил на факультет физвоспитания педагогического института. Института физкультуры тогда еще не было, он был открыт как раз тогда, когда я закончил учебу. С тех пор ни разу о своем выборе не пожалел.

- Что изменилось в профессии учителя с той поры?

- Сразу хочу сказать: меня радует, что профессия учителя в последнее время становится престижной. Конечно, это связано со значительным повышением зарплаты. Ведь были годы, которые напрочь уничтожили уважение к профессии. Это 90-е годы с их разгулом дикого предпринимательства. Учителя получали нищенские зарплаты, в педагогические вузы шли учиться те, кто не поступил в другие. Но постепенно в обществе снова сформировалось уважительное отношение к учителям. И это следствие не только роста заработной платы, но и материально-технического оснащения школ. Материальная база школ с каждым годом улучшается, этого нельзя не заметить. Уверен - это правильно, этим путем и нужно идти дальше.

- Говоря об изменениях, невозможно обойти реформу системы образования.

- Да, это — злободневная тема. Как гласит китайская мудрость: не дай бог жить в эпоху перемен. ЕГЭ, учебные программы не обсуждает разве только ленивый. Хотите услышать мое мнение? Я считаю, что с ЕГЭ государство сделало правильный шаг. Хотя, с другой стороны, никто не оценит знания ученика лучше, чем тот учитель, что преподает у него предмет. Но ЕГЭ открыло дорогу в престижные вузы мальчишкам и девчонкам из провинции. Наши кореновские ребята прекрасно учатся в лучших вузах Москвы. Говоря «за» или «против» ЕГЭ, надо понимать, что и при системе прежних экзаменов не все отличники обладали глубокими знаниями предмета. ЕГЭ позволяет оценить только знания, а не все остальные факторы. Да, эту систему нужно шлифовать, но, как ни крути, она работает и дает результат.

- Мы говорим об отличниках, знаниях. Но не каждому дано получать «пятерки» по всем предметам.

- Работу учителей физкультуры в школе оценивали по первым местам в районных соревнованиях. Мы всегда говорили нашим детям: какой у школы номер, такое мы и место должны занять. Помню прекрасно, как команда школы № 1 — первой школы! - заняла второе место в соревнованиях по пионерскому четырехборью. Тогда директор Алексей Андреевич Сковородка вынес нам со Станиславом Андреевичем Берлизовым оценку «плохо». Это было ЧП местного масштаба: ПЕРВАЯ школа - и не первая. Я тогда говорил в нашу защиту, что для других школ второе место - уже победа. Но нам нужно было только первое место, спорт — дело сильных. Но в то же время я понимал, что оценка работы учителя физкультуры — это не мастерство отдельно взятых учеников, это — массовое увлечение ребят физкультурой, повышение двигательного режима школьников, и самое главное - рост личных показателей каждого из ребят. Твердо убежден, что самые большие победы мы одерживаем над самими собой. Привести детей к победам над своими слабостями, неумением и нежеланием — вот задача педагога. Например, зарядку по утрам делать. Любой скажет, что это — большое достижение!

- Сами-то делаете зарядку?

- Делаю!

- Валерий Николаевич, Вы попробовали себя и в качестве учителя физкультуры, и на посту директора спортивной школы. Физическая культура и спорт — это разные вещи?

- Надо различать детские спортивные школы и клубы физической подготовки. Школа — это результат, спорт — это достижения, победы, стремление стать быстрее и сильнее других. А клуб — это занятие по интересам. Появился тренер, собрал вокруг себя ребят — да и пусть работают. Все делом заняты. Кстати, многие виды спорта выросли как раз из таких увлечений. Каждому свое.

- Вы всегда тепло отзываетесь о своих коллегах-учителях.

- Так я ничего холодного, неприятного и не помню. Мы до сих пор дружим, общаемся. Тут не властны ни время, ни расстояние. Вспоминаем молодость, розыгрыши — чудесное было время. Часто встречаю своих учеников. Тут нам тоже есть что вспомнить: походы, турслеты. Они мне говорят: «Валерий Николаевич, а помните, как мы в поход в горы отправились. Тяжело так было. Вышли к Сочи, пару дней покупались в море, позагорали на солнышке, и так по горам заскучали, словно и не было трудного подъема и желания поскорее попасть домой». Конечно, помню.

- Валерий Николаевич, и учителям, и родителям учеников будет интересно узнать, что ждет систему образования в будущем?

- Я работаю в комитете по вопросам собственности и напрямую не занимаюсь законотворчеством в системе образования. Но с интересом слежу за всеми нововведениями в этой сфере. В Государственной Думе обсуждается много предложений, в том числе и перенос учебного года с 1-го сентября на более поздний срок. Знаю, что в школах вводится обязательный второй иностранный язык — для учеников средних и старших классов. Но главное, чем мы руководствуемся в своей работе — это всестороннее развитие учеников, выявление одаренных детей, создание доступной среды для детей с ограниченными физическими возможностями, воспитание наших школьников патриотами России.

- Ваши пожелания учителям в их профессиональный праздник.

- Престиж профессии учителя надо поддерживать. Это и пожелание, и руководство к действию. Надо очень любить свою профессию, чтобы стать учителем. Поэтому я бесконечно признателен тем людям, которые посвящают свою жизнь обучению детей. Желаю профессионального удовлетворения, взаимного уважения с учениками, ведь главная фигура в школе это - ученик, а потом уже все остальные. Мирного неба, здоровья и гордости за выбранный жизненный путь.

Добавить комментарий


Защитный код
 Обновить

Корвести ТВ

Корвести ТВ

VK
FB
ОК
TW