Skip to main content

О спасительной силе Креста Господня


 |  Вера

Три раза в году Православная Церковь, благочестивые братие и сестры, особо чтит и прославляет Животворящий Крест Господень и призывает нас благоговейно поклониться ему: это в неделю Крестопоклонную в Великом посту, в неделю Страстную и 27-го сентября - в великий праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

Этот праздник был установлен нашей Церковью по поводу двух событий: обретения Креста Господня в Иерусалиме и возвращения Его из Персии (ныне Ирана) опять в Иерусалимский Храм. Вот как происходили эти события.

После прекращения гонений на Христову Церковь в 325 году, святая равноапостольная Елена, мать Константина Великого, отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Это было нелегко. По полученным сведениям, евреи и язычники, ненавидя распятого Христа, зарыли Крест Его глубоко в землю, а сверху на этом месте поставили капище языческой богине Венере. Когда снесли это идольское капище и разрыли землю, то нашли в глубине и извлекли наружу Крест Господень и два креста разбойников. Крест Господень узнали через совершившееся чудо: умерший человек ожил, когда его поднесли к Кресту Господню. Присутствующие при этом христиане устремились благоговейно лобызать новоявленную Святыню. Из-за множества народа не всем удалось это сделать. Тогда Иерусалимский Патриарх Макарий с духовенством взошел на возвышенное место и стал воздвигать Крест так, чтобы все люди могли видеть Его. Видя Крест и падая на колени перед Ним, народ восклицал: «Господи, помилуй!». С этого времени животворящий Крест Господень находился в Иерусалимском Храме, и в день Его памяти особо торжественно воздвигался на поклонение верующим.

Особому почитанию Креста Господня в Иерусалиме содействовало явление Его на небе вскоре после обретения на земле Животворящаго Креста Господня (351 год). Огромный Крест, составившийся из света, превосходил своим сиянием солнечный свет и был виден в течение нескольких часов жителям Иерусалима.

В 614 году персы овладели Иерусалимом и Храмом и похитили Крест Господень. Через 14 лет, в 628 году, Крест был снова возвращен в Иерусалимский Храм. С этого времени было установлено во Вселенской Церкви повсеместное празднование Воздвижения Животворящаго Креста Господня для всеобщего поклонения Ему. Все мы знаем, братие и сестры, что всеобщее почитание и поклонение Кресту Господню установлено потому, что на нем Господь перенес мучительные страдания и самую смерть ради нашего спасения. В евангельском чтении Святая Церковь напоминает нам, что Спаситель был судим, приговорен к распятию и был распят на кресте Голгофском.

И как же Христос переносил страдания на кресте? Он молился за распинателей Своих: «Отче, отпусти им, ибо не ведают, что творят». На кресте он помиловал уверовавшего разбойника и даровал ему Царство Небесное, сказав: «Сегодня же ты будешь со Мною в раю».

На кресте Он поручил осиротевшую Мать Свою возлюбленному ученику Своему, сказав: «Жено, се Сын Твой», а ученику: «Се матерь Твоя». Христос никого не забыл, он забыл только про Себя, про Свои страдания. И когда пришел им конец, Он сказал: «Предал Дух Свой Отцу Своему». Совершилось наше спасение через страдания и смерть Спасителя. Христос умер для того, чтобы попрать смерть и воскреснуть и «сущим во гробех живот даровать».

Перед Своими страданиями Христос говорил ученикам:

«Когда вознесен буду (на Крест), то всех привлеку к Себе». И вот, еще вися на Кресте, Он привлек к Себе сердца не только любящих Его (Богоматери, апостола Иоанна и других), не только еврея-разбойника и римского сотника, но и народ… Расходясь от Голгофы, народ бил себя в грудь, чувствуя свою вину… И вот сегодня Он привлекает и нас. Сегодня Святая Церковь зовет нас: «Прийдите, вернии, Животворящему Кресту поклонимся, на Нем же Христос Царь славы волею руце распростер, вознес нас на первое блаженство». Взирая на Крест Господень, и мы, братие и сестры, должны признать свою вину перед Распятым на Кресте, ибо и мы продолжаем грешить и терзать его раны своим противлением воле Божией. Смысл праздника Воздвижения Креста Господня и заключается в том, чтобы расположить нас к покаянию, чтобы почувствовать и нам свою вину перед Распятым на Кресте и, благоговейно склонив свою голову, попросить помощи и укрепления на борьбу с грехами и неправдами нашей жизни.

Сегодняшнее евангельское чтение заканчивается словами апостола Иоанна, который был свидетелем того, что произошло на Голгофе: «Свидетельствую о сем и говорю правду, чтобы вы поверили». Верим ли мы? Верим, Господи! Верим, что все это было совершено ради нас и ради нашего спасения. Верим неизреченной Господней любви к нам грешным. Верим в Животворящий Спасительный Крест Господень. Ведь Крест - «хранитель вселенной, красота церкви, верных утверждений, ангелов слава и демонов язва». Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Аминь.

Протоиерей Назарий ПЕРМЯКОВ, настоятель храма мученицы Татианы ст. Журавской

pegi12.jpg