Есть к чему стремиться


 |  Экономика

Из выступления первого заместителя директора департамента внутренней политики администрации Краснодарского края Алексея Дмитриевича ЧЕРНЕНКО

.

Прежде чем приступим к его обсуждению отчета главы района, хочу ознакомить участников встречи с результатами социально-экономического развития нашего региона в 2014 году, обозначить задачи, поставленные главой края Александром Николаевичем Ткачевым на 2015 год.

Основные итоги года

2014-й стал для всей нашей страны годом больших достижений. Прежде всего, это безусловный успех в подготовке и проведении событий мирового масштаба – Зимней Олимпиады и Гран-при России «Формула-1» в г. Сочи. Благодаря этим грандиозным и по масштабу, и по реализации мероприятиям о Кубани узнали во всем мире. За время подготовки к Играм удалось в разы увеличить инвестиционную привлекательность не только Сочи, но и всего Краснодарского края. Да и сам город-курорт обрел новый, современный облик, стал стандартом для других городов и районов края.

После создания в Сочи мощной олимпийской инфраструктуры под большим вопросом была рентабельность её использования после завершения Олимпиады и «Формулы-1». Но опасения не оправдались. Только в период новогодних каникул в Сочи приехало свыше 200 тысяч человек. Гостиничный фонд был ежедневно загружен практически на 100%. Мы рассчитываем, что до конца зимнего сезона Сочи посетят около миллиона туристов, а это - дополнительные доходы в краевой бюджет. В этом общем успехе Кубани есть вклад каждого муниципалитета, в том числе жителей Кореновского района.

Коллеги!

К сожалению, прошедший год был отмечен не только нашими успехами. Нам пришлось пережить и трагические события - начало военных действий на Украине, обострение международной обстановки. Как и вся страна, Краснодарский край столкнулся с геополитическими и экономическими вызовами.

Но есть уверенность, что многолетний опыт развития региона и его конкурентные преимущества позволят нам справиться с этими вызовами.

В конце января в крае создана комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики. Губернатор утвердил краевой «стабилизационный план», который включает в себя 86 мероприятий с общей суммой финансирования более 6,6 млрд рублей. Перед органами власти края и муниципалитетами поставлена задача - не только сохранить свой потенциал, но искать новые точки экономического роста.

Экономическое развитие

На Кубани в ближайшие годы предстоит реализовать целый ряд мега-проектов – провести игры чемпионата мира по футболу, очередные этапы гонок «Формулы-1», строительство порта Тамань, моста через Керченский пролив и ряд других. Планы серьезные и масштабные, но вполне реальные - на протяжении ряда лет край уверенно идет по пути укрепления экономической базы, поэтому мы уверены, что все намеченные проекты нам по силам.

В 2014 году экономика Кубани, по сравнению со среднероссийскими показателями, развивалась опережающими темпами. Несмотря на возникшие трудности, по итогам года внутренний региональный продукт (ВРП) края продемонстрировал положительную динамику: превысил 1,6 трлн рублей, нарастив объем почти на 1%, а за последние пять лет и вовсе вырос на 21,5%.

Вот уже два года по объемам промышленного производства мы удерживаем первенство в ЮФО. Лидерство должно оставаться за нами и впредь!

В 2014 году объем промышленного производства предприятий Кореновского района вырос на 30,7%. Прибыль крупных и средних организаций составила более 1,1 млрд рублей. Среднемесячная зарплата на крупных и средних предприятиях превысила 22 тыс. рублей, рост к 2013 – более 9%. Доходы консолидированного бюджета района в 2014 году составили около 1,8 млрд рублей.

Доходы бюджетов

Консолидированный бюджет Краснодарского края входит в число четырех крупнейших региональных бюджетов РФ. В 2014 году доходы составили 233 млрд рублей (в том числе, налоговые и неналоговые доходы – порядка 200 млрд рублей).

В текущем, 2015 году, перед органами власти края и органами местного самоуправления стоит задача обеспечить поступление собственных доходов в бюджет края в объеме не менее 210 млрд рублей.

В краевом бюджете предусмотрено более 60 млрд рублей межбюджетных трансфертов. На софинансирование полномочий муниципалитетов направляется 10,6 млрд рублей субсидий.

В 2014 году в крае реализовано 26 госпрограмм на 177 млрд рублей. На 2015 год запланировано 186,4 млрд рублей. Большая часть средств адресована муниципалитетам для решения важнейших вопросов на местах.

Кореновский район в 2014 году принимал участие в реализации 16 государственных программ на сумму – более 840 млн рублей.

Это приносит свои результаты. В 2014 году позитивные изменения в муниципальных образованиях отметили около 60% жителей.

Инвестиционная политика

Одна из важнейший составляющих стабильного роста доходов в бюджет, позволяющих направлять средства на развитие региона, на социальные нужды, – это инвестиционная политика.

В 2014 году на территории Краснодарского края реализовано более 68 крупных инвестиционных проектов на общую сумму свыше 87 млрд рублей.

В 2015 году планируется завершить реализацию 41 крупного инвест-проекта на общую сумму более 50 млрд рублей.

Кореновский район в 2014 году успешно реализовал инвест-проекты на общую сумму 1 млрд 207 млн рублей.

Самый крупный из них — строительство ЗАО «Кореновский МКК» фабрики мороженого (сумма инвестиций - 600 млн рублей, дополнительно введено 50 рабочих мест).

В г. Кореновске ООО «Регион-Инвест» продолжает строительство торгово-развлекательного центра (в 2014 году освоено около 200 млн рублей), ООО «РегионДорСтрой» вложило в приобретение техники и строительство производственно-бытовых зданий 18 млн рублей.

Строительство

Строительный комплекс входит в число основных производительных сил Кубани. Объем ввода жилья в Краснодарском крае в прошедшем году, в сравнении с 2013 вырос на 20,3%. По итогам прошлого года поставлен рекорд – в крае построено почти 5 млн кв. метров жилья, на 300 тыс. больше, чем в остальных субъектах ЮФО вместе взятых.

В Кореновском районе введено в эксплуатацию 344 индивидуальных жилых дома общей площадью свыше 40 тыс. кв. м.

Немалую роль в решении этого вопроса сыграло жилищное кредитование. Кризис не должен свести на нет механизм ипотечного кредитования, иначе свои жилищные проблемы не смогут решить многие кубанские семьи, а строительная отрасль окажется под двойным ударом – из-за сокращения платёжеспособного спроса и проблем с привлечением финансирования.

Для поддержки рынка ипотечного кредитования в Краснодарском крае краевым антикризисным планом в 2015 году предусмотрено 750 млн рублей.

В Кореновском районе в 2014 году выдано 497 ипотечных кредитов на сумму свыше 230,5 млн рублей.

Сельскохозяйственное производство

В 2014 году в крае благодаря внедрению современных технологий и высокопродуктивных сортов получен рекордный урожай зерновых колосовых и зернобобовых культур (13 млн 179 тыс. тонн). Это на 806 тыс. тонн больше, чем в 2013 году.

Сельскохозяйственными предприятиями Кореновского района в 2014 году произведено свыше 328 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур. Урожайность зерновых составила более 60 цн/га.

По краю сбор овощей составил 767 тыс. тонн (на 51 тыс. тонн больше уровня 2013 года). Скота и птицы произведено 466,8 тыс. тонн (100,3% к уровню 2013 года).

Тем не менее, по ряду направлений нам необходимо прибавить. Так, в прошедшем году производство молока составило 1,3 млн тонн (на 2% меньше, чем в предыдущем году), производство яиц – 1 396,6 млн штук (94% к уровню 2013 года). За год на 20,5 тыс. голов сократилось поголовье крупного рогатого скота.

В настоящее время перед нами стоит задача - производить необходимое количество собственного продовольствия и полностью заместить импорт. Первые шаги в этом направлении мы сделали. Пять лет назад край производил 50% своего мяса и молока, сегодня – около 80%.

В Кореновском районе важным резервом увеличения сельхоз-производства являются малые формы хозяйствования. В 2014 году ими построено более 8 га теплиц, произведено порядка 23 тыс. тонн мяса, 35 тыс. тонн молока и 72,5 млн яиц.

ЖКХ, благоустройство, дорожная инфраструктура

Это важнейшие сферы, которые во многом определяют комфортность проживания жителей края, и это один из основных критериев оценки работы местной власти. Совместные усилия краевых и местных властей приносят свои результаты.

Проведенные в 2014 году социологические исследования оценки населением качества электрогазо-водоснабжения, обеспечения, сбора и вывоза ТБО показали, что жители в целом отмечают положительные изменения, происходящие в данных сферах.

Однако сделать предстоит еще многое. Износ электрических сетей по краю – свыше 80%. Потери электроэнергии – около 32%.

К сожалению, лишь 83% жителей края обеспечены централизованными системами водоснабжения. При этом потери воды составляют около 38%.

В Кореновском районе износ водопроводных сетей – 78%.

Процент газификации территории региона - 88%.

По Кореновскому району – около 80%. Частично необходимо завершить газификацию Пролетарского, Журовского и Платнировского сельских поселений.

Наша задача - чтобы в течение четырех лет на карте газоснабжения Кубани не осталось «белых пятен».

Сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов – до сих пор болезненная тема для наших поселений. Проведенные рейды межведомственных мобильных групп показали, что практически в каждом районе мы можем наблюдать стихийные свалки мусора.

Дорожное хозяйство

Приоритетным направлением в области дорожного хозяйства останется сохранение и развитие улично-дорожной сети в населённых пунктах. От их состояния, чуть ли не в первую очередь зависит мнение людей о том, как работает власть. И напрямую - инвестиционная привлекательность территорий.

В 2014 году в муниципальных образованиях отремонтировано свыше 540 км улично-дорожной сети.

Запланированный объём бюджетных ассигнований дорожного фонда края на 2015 год – 19,2 млрд рублей. На сегодняшний день начата подготовка к реализации подпрограммы «Капремонт и ремонт автодорог местного значения». Объем финансирования в 2015 году составит 2 млрд 277 млн рублей. Будет отремонтировано порядка 500 км местных дорог.

В 2014 году в Кореновском районе отремонтирован 21 км автомобильных дорог, освоено 43 млн рублей (36 млн рублей из краевого бюджета и 6,9 млн рублей из бюджета поселений).

Благоустройство

В муниципальных образованиях активно ведется работа по совершенствованию архитектурного облика, все чаще обращают на себя внимание градостроительные преобразования. Появляются новые площади, скверы, набережные и фонтаны. В полной мере это относится и к Кореновскому району.

Социальное развитие

Ключевым показателем работы глав муниципалитетов, всегда было и будет положение дел в социальной сфере. За год средняя заработная плата учителей и врачей выросла более чем на 12%. Как сказал наш губернатор А.Н. Ткачев, несмотря на экономические сложности, мы ни в коей мере не ущемим социальную сферу. Несмотря ни на что, работа по выполнению майских указов Президента РФ будет продолжена.

Демографические показатели

В Краснодарском крае на протяжении ряда лет идет стабиль¬ное улучшение демографической ситуации. В 2014 году в регионе родилось свыше 73,5 тыс. детей, и это на 3,5 тыс. больше, чем в 2013. Сегодня в крае 48 тысяч многодетных семей, и за два года их количество увеличилось более чем на 7 тысяч.

По уровню рождаемости Кубань входит в пятерку лучших регионов России. На сегодняшний день показатель младенческой смертности в Краснодарском крае - один из самых низких в стране.

В Кореновском районе в 2014 году родилось 882 малыша. С начала 2015 года - 93, на учете находятся свыше 340 будущих мам.

Здравоохранение

В крае сейчас работают 3437 частных и 318 государственных и муниципальных медучреждений. В отрасль стабильно вкладывается существенные бюджетные средства. В 2015 году планируется направить около 60 млрд рублей с учетом средств обязательного медицинского страхования.

Сегодня на Кубани уже работают 179 кабинетов врачей общей практики – семейных врачей. И мы продолжим строить новые офисы врачей общей практики и фельдшерско-акушерские пункты.

В Кореновском районе в станице Журавской построено здание амбулатории врача общей практики, продолжается строительство акушерско-гинекологического корпуса.

Необходимо построить 7 ФАПов, 2 кабинета врача общей практики.

Образование

Еще одна приоритетная отрасль – образование. В 2014 году на отрасль было направлено почти 69,4 млрд рублей.

Краснодарский край по итогам 2014 года занял третье место среди регионов России по строительству дошкольных учреждений. За год на Кубани в детских садах дополнительно создано 9,5 тысяч мест. В 2015 году введем еще не менее 10 тысяч. В краевом бюджете на эти цели предусмотрено 2,1 млрд рублей.

Но проблема доступности дошкольного образования в крае, к сожалению, еще окончательно не решена. Очередь в детские сады Кубани сегодня состоит из 32 тысяч детей от 3 до 7 лет. До конца 2016 года ее необходимо ликвидировать.

В Кореновском районе в 2014 году введено 90 дополнительных мест, из них 60 - в г. Кореновске, 30 - в Новоберезанском сельском поселении. Пока очередь в садик по району составляет 1833 человека, в том числе детей в возрасте от 3 до 7 лет – 211. Сделать в этом направлении вам предстоит еще многое.

Спорт

Культ здорового образа жизни введен в крае в ранг государственной политики. С 2006 года на Кубани в рамках федеральных и краевых программ построено 84 спортивных объекта. В 2014 году на Кубани введено в эксплуатацию одно из самых крупных а России спортивных сооружений – комплекс тренировочных залов «Чемпион». Построены 5 универсальных спортивных комплексов, 3 футбольных поля, 2 плавательных бассейна, легкоатлетический манеж. В настоящее время ведется строительство еще 20 спортивных объектов.

В районе полным ходом идет строительство Ледового дворца, который позволит жителям заниматься зимними видами спорта.

В 2014 году начата вторая очередь ремонта центрального городского стадиона (освоено 4 млн рублей, запланировано еще 6,5 млн рублей). В стадии завершения строительство бассейна на территории школы № 18.

Задачи органов власти на 2015 год

Учитывая, что 2015 год будет непростым, наша главная цель не допустить снижения результатов краевой экономики, при этом вопросы последовательного развития нам необходимость решать максимально самостоятельно.

24 февраля на заседании краевой комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики губернатором обозначены следующие приоритеты развития нашего региона на ближайшую перспективу:

Первое.

Развитие малого и среднего предпринимательства, увеличение его доли в региональном продукте с 26 до 50%.

В текущем году на поддержку малого и среднего предпринимательства мы выделяем из бюджета беспрецедентный объем средств - более 700 миллионов рублей (в 3 раза больше, чем в прошлом году)!

Второе.

Развитие индустриальных парков, модернизация производственных фондов промышленных предприятий. На эти цели мы планируем выделить из бюджета порядка 200 млн рублей.

Третье.

Важнейшей задачей остается обеспечение роста собственных доходов консолидированного бюджета края.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления должны принять оперативные меры, направленные на рост эффективности их администрирования. Необходимо обеспечить до окончания года вовлечение в бюджет задолженности (недоимка по итогам 2014 года составила порядка 11 млрд рублей).

Четвертое.

Развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений, улучшение жилищных условий сельских жителей. Газификация, водо- и теплоснабжение, строительство и ремонт дорог в сельской местности, несмотря ни на какие экономические трудности, должны быть приоритетом работы местной власти.

Пятое.

Развитие сельскохозяйственного производства. Расширение площади орошаемых земель для наращивания производства овощей открытого грунта (эти и другие меры должны обеспечить в 2015 году не менее 800 тысяч тонн овощей). Развитие садоводства. На 2015 год на эти цели предусмотрено 350 млн рублей.

Шестое.

Формирование благоприятные условия для доступа малых форм хозяйствования к системе хранения, переработки и реализации сельхозпродукции:

1) развитие современных логистических центров (краевым антикризисным планом на поддержку сбытовой инфраструктуры предусмотрено 150 млн рублей);

2) увеличение в муниципалитетах на 50% количества «ярмарок выходного дня».

В условиях кризиса наценка на востребованную населением с невысоким уровнем доходов продукцию не должна превышать 10%. Производимым на территории края товарам необходимо выделить достойное место на кубанских прилавках. Количество перекупщиков следует свести к минимуму!

Седьмое.

В сфере инвестиций необходимо завершить строительство тех производственных и торговых объектов, которые уже в этом году обеспечат краю новые налоговые поступления и рабочие места (с каждым из «приоритетных» инвесторов руководители муниципальных образований должны провести личные встречи, принять участие в решении проблем с кредитованием, подключением к сетям и т. д., вместе найти механизм «запуска» проектов).

Восьмое.

Наша политическая задача – предупреждение и сведение на нет всех коррупционных рисков для обеспечения деятельности работы администрации края, а также выявление конфликта интересов не только в органах исполнительной власти, но и в органах местного самоуправления. Успехи в борьбе с коррупцией теперь станут еще одним критерием, по которому будет оцениваться профпригодность органов власти.

Девятое.

Еще один важный момент - защита жителей края от последствий кризисных явлений, пристальный контроль за соблюдением их трудовых прав, в том числе выявление выплат «серых зарплат» в конвертах. За эти направления работы персональная ответственность возлагается на каждого главу муниципального образования.

Любой случай массового увольнения работников должен стать поводом для детального разбирательства, личных встреч с собственниками компаний, сотрудниками.

Коллеги!

Все вышесказанное в полной мере относиться и к Кореновскому району. Мы видим, что многое в муниципалитете уже делается. Вместе с тем, на ряд вопросов следует обратить внимание.

Согласно комплексной оценке социально-экономического развития в 2014 году Кореновский район оказался на 19-м месте. Вам необходимо приложить серьезные усилия для перехода в группу территорий со средним уровнем развития. По темпам роста экономических показателей отрицательная динамика наблюдается в транспортной отрасли.

Согласно результатам опроса населения района, проведенного в конце прошлого года, органам местного самоуправления Кореновского района необходимо уделить дополнительное внимание проблемам жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, транспортного обслуживания и информированности о работе администрации.

Мы на краевом уровне готовы оказать району в этом содействие.

Внимательно выслушав доклад главы муниципального образования, проанализировав развитие Кореновского района в 2014 году, перспективы развития, считаю возможным в целом признать проделанную работу органов исполнительной и представительной власти муниципального образования удовлетворительной.