Skip to main content

155 лет военной прокуратуре России



1 августа 2022 года исполняется 100 лет со дня образования военной прокуратуры Южного (Северо-Кавказского) округа которую возглавляет генерал майор юстиции Приходченко Владислав Владимирович с февраля 2022 года. Неотъемлемой составной частью единой федеральной централизованной системы прокуратуры России являются органы военной прокуратуры.

1 сентября 2022 года отмечается их 155-летний юбилей. Создание органов военной прокуратуры ведет отсчет от судебной реформы Александра II.
В 1867 году в ходе военно-судебной реформы принят Военно-судебный устав и введена должность Главного военного прокурора, на которую был назначен тайный советник Владимир Дмитриевич Философов.
В 1869 году создано особое Военно-судное ведомство.
В его компетенцию входили вопросы поддержания в войсках правопорядка
и дисциплины, расследования проступков и преступлений, усовершенствования военного законодательства.
Серьезные преобразования в российском суде и прокуратуре после революции. В ноябре 1917 года Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие прежние суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора,
а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды и революционные трибуналы.
В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена государственная прокуратура.
1 августа 1922 года образована военная прокуратура Северо-Кавказского округа. К этому времени воинскими частями Красной Армии были обезврежены оставшиеся на территории округа после Гражданской войны белогвардейские отряды, однако обстановка оставалась напряженной. Не все жители Дона, Кубани и Терека принимали идеи коммуны и всеобщего равноправия.
В таких условиях 26 августа 1922 года должность военного прокурора Северо-Кавказского военного округа принял Сергей Николаевич Орловский, окончивший юридический факультет Московского университета, вступивший в 1919 году в Красную Армию.
Действуя на основании Инструкции военным прокурорам
и их помощникам, объявленной циркуляром Наркомюста РСФСР от 10 ноября 1922 года № 125, работники военной прокуратуры округа добивались соблюдения законов должностными лицами воинских частей и учреждений, обеспечения правопорядка в войсках. С. Н. Орловский впоследствии стал Главным военным прокурором Советского государства.
Сменивший его в должности дивизионный военный юрист Михаил Ильич Звонов, участник Октябрьской революции, с 1918 года проходил службу
в армейских органах юстиции на различных должностях. Прокуратурой округа он руководил десять лет. Это было время больших реформ: территориальный принцип комплектования Красной Армии сменился на всеобщую воинскую обязанность, в связи с техническим первооружением часто менялась штатная структура частей и подразделений, росла их численность.
Поддерживая законность в войсках, прокурорские работники в силу полномочий следили за тем, чтобы каждый солдат был одет, обут и накормлен, качественно проводилась боевая подготовка, бережно использовалось военное имущество. При этом они умело использовали весь арсенал мер прокурорского реагирования.
В 1937-1941 годы военную прокуратуру округа последовательно возглавляли Владимир Иванович Носов (в 1941-1945 годы – Главный военный прокурор) и Николай Михайлович Гарбузов, который в октябре 1941 года, будучи военным прокурором 19-й армии, погиб на Западном фронте.
С началом войны прокуратура округа была переведены на штат военного времени. Прокурорские работники осуществляли надзор за исполнением постановлений ГКО СССР о материально-техническом обеспечении войск, возведении оборонительных инженерных сооружений, воинских перевозках, сборе и учете трофейного имущества. На военную прокуратуру был также возложен надзор за своевременным снабжением войск вооружением, боевой техникой, снаряжением, обмундированием и продовольствием.
Велась решительная борьба с паникерами и дезертирами. Боевая обстановка потребовала расширения прав командиров воинских частей
при производстве дознания и привлечении военнослужащих к ответственности за допущенные правонарушения. Офицеры прокуратуры обеспечивали соблюдение законности при проведении дознаний, реализацию процессуальных норм.
Участвуя в рассмотрении уголовных дел в военных трибуналах, прокурорские работники принимали меры по предотвращению репрессий, излишне суровых наказаний в отношении тех военнослужащих, кто оступился, растерявшись в условиях боевой обстановки, а затем решил искупить свою вину в боях с врагами. Статья 28 действовавшего тогда УК РСФСР разрешала отсрочить исполнение приговора до окончания войны.
В годы Великой Отечественной войны военной прокуратурой округа руководили генерал-майор юстиции Филипп Лаврентьевич Петровский, полковник юстиции Владимир Григорьевич Шмулевич, генерал-майор юстиции Вячеслав Николаевич Чернов.
Отгремели военные годы. Наступил долгожданный мир. В условиях восстановления народного хозяйства страны, реформирования армии военным прокурорам приходилось работать в авральном режиме по шестнадцать – восемнадцать часов в сутки. Поменялись штат военной прокуратуры Северо-Кавказского военного округа, ее численность и оснащенность. Основное внимание в работе уделялось борьбе с хищениями военного имущества, оружия и боеприпасов, защите прав военнослужащих.
В те годы давали о себе знать и отголоски прошедшей войны.
В 1963 году страна готовилась отметить сорок шестую годовщину Великого Октября. А в Краснодаре в это время шел судебный процесс
над военными преступниками, совершившими злодеяния против своего народа во время оккупации Краснодарского края немецко – фашистскими войсками. Бывшие каратели – Бултак, Вейх, Еськов, Жирухин, Псарев, Скрипкин, Сургуладзе, Сухов – все из фашистской «зондеркоманды СС 10 А». Двадцать лет после победы эти палачи под разными фамилиями скрывались от возмездия.
Государственное обвинение на процессе поддерживал военный прокурор округа генерал-майор юстиции Николай Петрович Афанасьев, возглавивший коллектив прокуратуры в 1958 году. В 1934 году, будучи сельским учителем, он вступил добровольцем в Красную Армию. В 1940 году получил назначение на должность прокурора танковой дивизии в Закавказском военном округе.
За свой доблестный труд в годы войны был награжден четырьмя боевыми орденами.
В сложной обстановке пришлось работать офицерам военной прокуратуры весной 1991 года на Северном Кавказе в условиях межнациональных отношений. Военной прокуратурой СКВО в те годы руководил генерал-майор юстиции Вячеслав Федорович Соловьев (с 1990 года). В ряде мест совместного проживания осетин и ингушей (особенно в Пригородном районе Северной Осетии) напряженность переросла в открытые конфликты с применением оружия. Затем полыхнули Абхазия, Южная Осетия, Чечня… Личный состав военной прокуратуры всегда действовал оперативно, согласно меняющейся обстановке.
Через чеченские события того времени прошли свыше ста офицеров военных прокуратур округа. За личное мужество и верность воинскому долгу более пятидесяти прокурорских работников награждены орденами и медалями. В это непростое время военную прокуратуру Северо-Кавказского военного округа возглавлял с 1998 года генерал-лейтенант юстиции Сергей Николаевич Фридинский. В августе 1999 года на Серверном Кавказе началась контртеррористическая операция. С первых дней офицеры военной прокуратуры округа, находясь в боевых порядках наступающих войск, действуя с риском для жизни, успешно решали задачи по обеспечению законности.
С августа 2000 года по январь 2013 года должность военного прокурора Северо-Кавказского (с февраля 20111 года – Южного) военного округа последовательно занимали генерал-лейтенант юстиции Олег Васильевич Устинов, генерал-майор юстиции Анатолий Алексеевич Ромашко, генерал-лейтенант юстиции Владимир Васильевыч Милованов.
Сегодня военная прокуратура Южного военного округа – это большой сплоченный коллектив. Ей подчинены трдцать военных прокуратур гарнизонов, дислоцированных на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также в Республиках Армения, Абхазия и Южная Осетия.
В числе приоритетных направлений деятельность – поддержание надзорными средствами боевой готовности войск, обеспечение сохранность военного имущества и бюджетных средств, противостояние коррупционным правонарушениям, защита прав и социальных гарантий военнослужащих.
В обязанности прокурорских работников входили наблюдение
за законностью действий всех воинских должностных лиц и учреждений, возбуждение судебного преследования против них, надзор за производством дознания и предварительного следствия, утверждение обвинительных заключений в отношении военнослужащих, поддержание обвинения в военных судах, опротестование приговоров и постановлений в кассационную инстанцию, проверка правильности содержания военнослужащих под стражей; надзор
за правильным исполнением приговоров, вынесенных реввоентрибуналами.
Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР», определило правовой статус прокуратуры как самостоятельного государственного органа, отделив его от суда.
По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г.
«О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных,
так и территориальных, была перестроена на военный лад. Расширилась сеть военных прокуратур. В действующей армии были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений и дивизий.
В оперативном подчинении военных прокуратур фронтов также находились военные прокуратуры войск НКВД по охране тыла и фронта, военные прокуратуры железнодорожных войск фронтов.
Руководили органами прокуратуры Генеральная прокуратура СССР
и подчиненные ей Главные военные прокуратуры, прокуратуры Военно-Морского Флота, железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота.
Наряду с борьбой с преступностью на прокурорских работников возлагался надзор за обеспечением войск вооружением, обмундированием, продовольствием, выполнением военнослужащими боевых приказов
и распоряжений командования.
6 августа 1941 года Прокурором СССР утверждено «Временное наставление по работе военных прокуроров». Прокурорско-следственные работники обязывались всемерно укреплять фронт и тыл путем решительной
и беспощадной борьбы с преступлениями, направленными на их дезорганизацию, срывающими мероприятия военного командования и других органов власти.
Выполняя свой служебный долг военным прокурорам и следователям, находящимся на «передовой», не раз приходилось, отложив в сторону дела, возглавлять (по причине выбытия командиров) воинские подразделения, ведя их атаку или организуя оборону. При этом они нередко показывали пример стойкости и мужества.
В декабре 1941 года при наступлении противника на участке 136 стрелковой дивизии 9 армии, западнее города Новошахтинска, выбыли из строя командиры ротного звена. В сложившейся обстановке следователь военной прокуратуры дивизии Гаргалоян И.А. принял на себя командование, повел сводную роту 733 стрелкового полка в контратаку против немцев. Красноармейцы обратили их в бегство и овладели важным населенным пунктом.
Значимый вклад военные прокуроры и следователи внесли в обеспечении законности и правопорядка, борьбу с преступностью в Ограниченном контингенте советских войск в Афганистане.
Эффективность их работы требовала максимального приближения к войскам. Девять военных прокуратур гарнизонов выполняли свои задачи в пунктах базирования крупных соединений Сухопутных войск. За период пребывания нашего контингента в ДРА на постоянной основе там находилось свыше 220 военных прокуроров и следователей, многие из которых за профессионализм и мужество награждены орденами и медалями.
15 февраля 1989 года в замыкающих колоннах бронетехники прокуроры в числе последних покинули Афганистан. Весь груз проблем, связанных с обеспечением законности и правопорядка в ходе проведения федеральными войсками контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации лег на плечи военных прокуроров.
Сегодня система органов военной прокуратуры включает Главную военную прокуратуру, 10 военных прокуратур окружного звена и 155 военных прокуратур объединений, соединений и гарнизонов.
В период новейшей истории нашего государства работники военной прокуратуры, в том числе Северо-Кавказского военного округа, стали продолжателями славных традиций.
Сотни прокуроров и следователей выполняли свой служебный долг на территории Чеченской Республики в период активного проведения там контртеррористических операций (1995 – 1996 г.г.; 1999 – 2002 г.г.), принимали участие в мероприятиях по принуждению Грузии к миру (2008 г.), исполняли обязанности в ходе военной операции России в Сирии (2015 г. – н.в.), с 2020 г.- в Нагорном Карабахе.
1 февраля 2011 года военная прокуратура СКВО была преобразована в военную прокуратуру Южного военного округа. В настоящее время ей подчинены более 30 военных прокуратур гарнизонного звена.
Прокурорский надзор осуществляется в объединениях, соединениях и воинских частях всех силовых ведомств, дислоцированных в административных границах двух федеральных округов (Южного и Северо-Кавказского), на территории 13 субъектов Российской Федерации, а также в войсках за границами России (Республика Южная Осетия, Республика Абхазия, Республика Армения, Сирийская Арабская Республика, Нагорный Карабах).С 2015 года военные прокуроры осуществляют надзорное сопровождение деятельности российских воинских формирований, оказывающих помощь САР в борьбе с незаконными экстремистскими и террористическими вооружёнными формированиями на территории этого государства. Проходя службу
на ближнем востоке в условиях постоянного ведения боевых действий, работники военной Фемиды качественно и успешно выполняют поставленные задачи.


Сегодня военная прокуратура Южного военного округа - это большой дружный коллектив, высокопрофессиональных офицеров-юристов, которые своим кропотливым трудом ежедневно вносят свой вклад в обеспечение правопорядка в Вооружённых Силах Российской Федерации.
В числе приоритетных направлений их работы укрепление надзорными средствами боевой готовности войск, обеспечение сохранности федеральной собственности, борьба с преступлениями и другими правонарушениями, защита социальных прав и гарантий военнослужащих, гражданского персонала, ветеранов и членов их семей.
В настоящее время военная прокуратура Краснодарского гарнизонного с составом 11 человек является одной из самых крупных в системе органов военной прокуратуры Российской Федерации.
Военная прокуратура Краснодарского гарнизона, которая дислоцирована в краевом центре, образовалась 31 марта 1951 года. За это время она сменила 14 руководителей. С 18 октября 2013 года военным прокурором является полковник юстиции Андрей Борисович Арутов.
В настоящее время эта военная прокуратура гарнизонного звена - одна из самых крупных в системе. Ее офицеры осуществляют надзор за исполнением законов в 110 войсковых частях и организациях Минобороны и Росгвардии, ДОСААФ, ФСО, ФСБ и других ведомств. Приоритетные направления - это борьба с преступностью, надзор за соблюдением прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей, защита экономических интересов государства, борьба с правонарушениями коррупционной направленности, обеспечение сохранности и поддержание в боеготовом состоянии вооружения и военной техники, противодействие экстремизму и терроризму, вопросы экологической безопасности и исполнения природоохранного законодательства.
По итогам служебной деятельности в 2014 году военная прокуратура Краснодарского гарнизона заняла первое место среди военных прокуратур Южного военного округа. Успешным стал и 2015 год, когда прокуратура была признана лучшей в системе органов военной прокуратуры России. За последние пять лет пять из 11 ныне проходящих службу офицеров, становились призерами конкурсов, за что были награждены дипломами и переходящими кубками. В 2020 году приказом Генерального прокурора Российской Федерации Андрей Борисович Арутов за добросовестное исполнение служебных обязанностей, за выполнение заданий особой важности и сложности в условиях боевой обстановки на территории Сирийской Арабской Республики награжден именным оружием.
Одним из приоритетов военной прокуратуры является институт наставничества, позволяющий молодым специалистам в кратчайшие сроки «становиться на крыло», активно включаться в общую работу. Умелым наставником молодежи по праву считают Андрея Борисовича Арутова, передавшего свой опыт работы молодым офицерам, которые в дальнейшем смогли вырасти как в профессиональном плане.
Согласно Федеральному закону «Российской Федерации» и руководящим приказам Генерального прокурора Российской Федерации, задачами органов военной прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных органов исполнительной власти в которой законом предусмотрена военная служба.
Военной прокуратурой Краснодарского гарнизона осуществляется надзор за соблюдением законодательства в деятельности более 40 войсковых частей, расположенных на территории 3 военных гарнизонов.
Также в сферу надзора этой военной прокуратуры входит два высших военных учебных заведения, военный комиссариат Краснодарского края и более 20 его территориальных отделов, военный госпиталь
и другие организации.
1 февраля 1993 года в составе военной прокуратуры Краснодарского гарнизона образован прокурорский участок в г. Ейске, сотрудники которого осуществляют надзорные полномочия на территории г. Ейска и 9 районов.
В настоящее время руководителем прокурорского участка является заместитель военного прокурора Краснодарского гарнизона на прокурорском участке
в г. Ейске майор юстиции Борисенко Виталий Владимирович.
За время работы руководством военной прокуратуры достигнуты значительные успехи.

 

pegi12.jpg