«Точка роста» - в сельской школе


 |  Билет в будущее

- Квадрокоптеры, 3D-моделирование, компьютерная доска, трехмерная печать, виртуальная реальность, ТВ-студия, медицина, шахматы и робототехника!!! Это я не новый фантастический фильм пересказываю, а свои впечатления от поездки в школу № 14 имени генерала М.П.Бабича станицы Журавской. Коллеги недоверчиво слушали, но против фото, на которых ребята мастерски управляются со сложной техникой, не попрешь — пришлось признать, что сельские школы стали драйвером технологического образования. Моими проводниками по «Точке роста» стали директор школы № 14 Наталия Канюка, руководитель центра Людмила Тихоновская, а также ее коллеги — преподаватели образовательного модуля «Медицинский класс» Ольга Белецкая и модуля «Шахматы» Светлана Лукашова.

1803_tr5.jpg 1803_tr6.jpg 1803_tr7.jpg

Первое, что поразило — атмосфера. Силами педагогического состава здесь создана абсолютно дружественная, комфортная среда для всех, кто находится в помещении. Мало что осталось от традиционного школьного кабинета технологии, скорее это коворкинг. Его официальное название - кабинет цифровых и гуманитарных компетенций центра «Точка роста». В глаза бросаются необычные столы, которые можно устанавливать как хочешь — хоть в круг, хоть в ряд, хоть друг за другом, создавая максимально удобное для всех пространство. Яркий, позитивный дизайн в красных, белых и черных тонах, зонирование и удобная мебель настраивают на рабочий лад, творческую самореализацию и дружеское общение. Все направлено на то, чтобы развить у ребёнка такие важные навыки, как сотрудничество, коммуникабельность, креативность. В традиционном школьном пространстве, когда дети сидят за столами и смотрят друг другу в затылок, это сделать сложно, поэтому в «Точке роста» образовательное пространство организуется по-новому.

Это уже абсолютно другой подход к образовательному процессу. Современная школа уже другая!

Совсем некстати мне вспомнились мои школьные уроки информатики в 90-х годах, на которых унылая тетечка бубнила что-то про Бейсик и давала задания нарисовать в Пэйнте домик. А технология? Лично мне эти уроки запомнились тем, что на протяжении пары четвертей девочки воевали со швейной машинкой и выкройками, пытаясь сшить юбку, а мальчики мужественно сражались с лобзиками в попытках сделать что-то вроде кухонной разделочной доски. Были и уроки домоводства а также кулинарии, правда, от пожаренной нами рыбы отворачивались даже неизбалованные уличные кошки. На ОБЖ нас учили надевать противогаз на время (до сих пор это умение никому из нас не пригодилось) и падать ногами вперед от эпицентра ядерного взрыва (хоть убейте, не помню, зачем).

… 21 век стремительно принес в нашу жизнь коррективы и новые технологии. 3D, VR, бытовая техника, которая умнее своего владельца - уже не фантастика, а суровая реальность. Откройте любой сайт по поиску работы — работодателям «манагер» со знанием банального Word уже не катит, от специалиста требуется знание десятка различных программ, и хотя бы минимальных навыков программирования, хотя бы на Java или Python...

Столичные школы, благодаря их прекрасной оснащенности и профессионализму учителей, пачками выпускают хорошо подготовленных к дальнейшему обучению в лучших вузах страны ребят. А как быть детям, которые учатся в сельских школах?

Чтобы сгладить разрыв и дать возможность каждому ребенку не только интегрироваться в современный высокотехнологичный мир, но и приобрести и развить необходимые навыки и выбрать будущую профессию, на Кубани в рамках нацпроекта «Образование» в прошлом году открыли 153 Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Они появились в каждом районе края, а на их открытие было выделено более 250 млн рублей из средств федерального, краевого и муниципального бюджетов. Согласно этому нацпроекту, Россия должна к 2024 году войти в десятку стран по качеству общего образования. Пока мы – на 34 месте. Чтобы справиться с такой амбициозной задачей, надо как минимум сделать школы в маленьких сёлах и крупных городах сопоставимыми по материально-технической базе, содержанию программ и методам обучения. Практически полгода назад, 1 октября 2019 года, «Точка роста» в станице Журавской распахнула свои двери.

1803_tr2.jpg 1803_tr3.jpg 1803_tr4.jpg

- Главная цель «Точки роста» – сделать так, чтобы сельские дети были конкурентоспособны на рынке труда и имели возможность поступить в передовые вузы — говорит директор школы Наталия Канюка, - Центры «Точка роста» созданы в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Благодаря этому сельские дети смогут познакомиться с современными профессиями и продолжить по ним обучение в вузе — стать инженером, промышленным дизайнером, концептуалистом, программистом. На занятиях наши ученики получают уникальную возможность развития своего научного и творческого потенциала, могут освоить техническую или гуманитарную специальность. Дети постигают азы промышленного дизайна, 3D-моделирования, компьютерной графики, робототехники, технологии цифрового пространства, развивают инженерное мышление. На уроках ОБЖ (в рамках медицинского модуля) — ребята осваивают на муляжах навыки оказания первой медицинской помощи, на уроках информатики — изучают программирование, разрабатывают виртуальную реальность, запускают квадрокоптеры, и многое другое.

Пока я общалась с педагогами, в классе царила творческая атмосфера — девочки монтировали видеоролик, а мальчики разделились — одни конструировали роботов и писали для них программы, другие, надев очки VR, полностью ушли в виртуальную реальность.

Чуть позже, они решили приобщить и меня к миру высоких технологий — надели на меня очки и..

- АААААААААА!!!!! - заорала я, потому что внезапно оказалась не в кабинете, а совершенно в другой реальности, где-то в горах. Я быстро ехала на каком-то транспорте, под ногами была узкая, извивающаяся дорога, которая виляла то вверх, то вниз, то вправо. Внезапно она кончилась, а впереди — обрыв! И впридачу ко всему в горах начался камнепад! Маамочки, что делать то? Что там говорили на уроках ОБЖ, которые я в школьные годы благополучно пропустила мимо ушей? Куда бежать? Мозг лихорадочно искал решение проблемы - «картинка» была настолько реальной, что совершенно не было ощущения симуляции... Но тут очки с меня сняли, и я вернулась в привычный мир. Эх, были бы в мое время такие гаджеты — правила поведения в опасных ситуациях я бы знала, как «Отче наш».

- В первой половине дня в центре проходят уроки по технологии, информатике и ОБЖ. А после занятий класс превращается в настоящий коворкинг-центр, с игрой в шахматы и медиазоной. Здесь проходят занятия по программе дополнительного образования - IT-технологиям, медиатворчеству, проектной деятельности, различные игры и тренинги, - рассказывает Людмила Тихоновская, демонстрируя образцы напечатанных учениками трехмерных шахматных фигурок, которые сделали ребята на одном из недавних занятий по 3D-моделированию с педагогом Натальей Шиловой. - Это совершенно иное качество образования! Ребята могут реализовать свой потенциал, попробовать себя в разных профессиях, изучить современные технологии.

Ученики Натальи Малышко делают фантастические вещи! Двенадцатилетние мальчишки, как орешки, щелкают сложные задачи, находящиеся порой на стыке наук — могут написать программы, собрать роботов, научить их выполнять команды (при мне они сконструировали мини-роботов, которые перекидывали другу другу бумажный шарик). Без жилья, если вдруг что, эти ребята тоже не останутся — недавно они сконструировали с преподавателем модуля «Промышленный дизайн» Ольгой Белецкой небольшой трехэтажный домик и начали печатать мебель для него на 3D-принтере. Могут сделать и другие вещи — от шахматных фигурок до мебели — все зависит от фантазии и пространственного мышления. Впоследствии эти дети смогут стать промышленными дизайнерами — невероятно востребованная и у нас, и на Западе профессия будущего.

Если у ребенка нет технических задатков, и его манит журналистика, то ему прямая дорога в «МЕДИАСТАРТ». Это настоящий телеканал, только школьный. Здесь все по-настоящему — оборудована студия, есть все необходимое для съемок. Юные журналисты всегда находятся в гуще событий школьной жизни, проводят съемки, монтируют выпуски, пишут релизы и ведут проекты. Было бы здорово, если наши юнкоры из «районки» и «Точки роста» однажды встретились и организовали совместный проект — это стало бы интересным опытом для них.

Конечно, перед тем, как открыть центр и учить детей, преподаватели прошли специальную переподготовку. Ведь помимо новой программы, нужно было освоить самим новые технологии и научиться обращаться со сложной техникой. Например, для изучения информатики школа получила новейшие компьютеры и интерактивные комплексы, для ОБЖ — тренажеры-манекены и наборы имитаторов травм и повреждений, на которых ученики учатся оказывать первую помощь.

Благодаря 3D-принтерам и высокотехнологичному оборудованию, стало возможно изучать такие отрасли, как 3D-моделирование, прототипирование, компьютерное черчение, технологии цифрового пространства. Кабинеты оснащены интерактивной панелью (с ее помощью можно заниматься промышленным дизайном), квадрокоптерами для изучения геоландшафта и панорамной видеосъемки, конструкторами Lego для робототехники. Есть и электроинструменты – мультититулы, шуруповерты и электролобзики. Раньше в сельских школах могли только мечтать о таком оборудовании, а теперь оно стало реальностью. Думаю, даже не все московские школы могут похвастаться очками VR, 3D-принтером и квадрокоптерами!

В соседнем кабинете шли занятия по медицинскому модулю, которые проводила Ольга Белецкая. Школьницы учились правильно накладывать бинты, причем делали это не хуже профессиональных медсестер. На столах стояли манекены-тренажеры — на них ученицы отрабатывали искусственное дыхание рот-в-рот, сердечную реанимацию и извлечение инородного тела из дыхательных путей. К окончанию школы эти девочки смогут не только оказать необходимую первую помощь и обработать раны, но и легко поступить в медицинские учебные заведения. Они уже «понюхали» профессию, приобрели первичные навыки и не боятся вида крови. Готовые медики!

В другой половине кабинета шли шахматные занятия. Необычно? Ничуть. Преподаватель «шахматного» модуля Светлана Лукашова считает, что эта древняя игра прекрасно развивает логическое мышление, структурирует ум и учит детей добиваться поставленной цели. За короткий срок шахматы настолько завоевали популярность у ребят, что они стали добиваться прекрасных результатов и даже участвовать в соревнованиях. Кстати, угадайте, что чаще всего делают школьники на уроках технологии? Правильно — шахматные фигурки. Каких только они не придумали! На полках уже стоят целые коллекции — и думаю, что это далеко не предел.

А под конец моего визита Людмила Алексеевна и ребята показали мне, как проходят занятия по панорамной аэросъемке и изучению ландшафта. В небо плавно взмыл квадрокоптер, и, управляемый юным оператором, выполнял все его команды, при этом картинка передавалась на экран телефона. Впоследствии ребята перенесут все это на компьютер и смогут сделать подробную карту станицы.

...Меньше года прошло с открытия «Точки роста». У педагогического коллектива впереди много работы и много открытий. Но о первых результатах можно судить уже сейчас - ребята демонстрируют прекрасные успехи.

Если мы хотим жить в развитой и экономически конкурентоспособной стране, то образование должно быть современным и качественным. К этому и стремятся педагоги школы № 14 станицы Журавской, давая станичным школьникам путевку в большую жизнь.

Справка «КВ»:

В Кореновском районе Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» работают на базе этих образовательных организаций:

  1. Школа № 14 Журавское сельское поселение, станица Журавская

  2. Школа № 9 Бураковское сельское поселение, хутор Бураковский

  3. Школа № 25 Платнировское сельское поселение, станица Платнировская

  4. Школа № 34 Братковское сельское поселение, хутор Журавский

Фото автора