С толстой сумкой на ремне


 |  Вечёрка

Наталья Абакумова

– А чего там, – думал я, получив редакционное задание поработать почтальоном, – журналист, дескать, меняет профессию, – вон, в мультике-то, почтальон Печкин вполне справлялся, а я, мол, чего – рыжий, что ли?! Тем более, на дворе – весна, погодка так и шепчет…

Весной это и было. Но последующие праздники, важные события, настоятельно требующие освещения, заслонили как-то, опередили отчет с рабочего места почтальона. Ныне посвободнее газета стала, и, учитывая, что замолвить за бедного почтальона слово – никогда не поздно, предлагаем вашему вниманию этот репортаж.

Надежда Артемьева

Итак, задание получено. И вот в назначенный день отправляюсь работать почтальоном. Ну, пока не совсем, конечно, самостоятельно, скорее, покуда ассистентом почтальона Натальи Абакумовой (на снимке сверху), любезно согласившейся познакомить нас с секретами своей профессии. В назначенный час вхожу в почтовое отделение, исполненный, как водится, решимости. Почтальон Наталья уже рассортировала корреспонденцию – газеты отдельно, письма, извещения, журналы и прочее – в таком порядке, чтобы удобнее было доставлять адресатам. Вообще-то Наталья слегка пощадила меня, не привлекая к ответственной операции сортировки корреспонденции, весьма долгой и трудоемкой. Видимо, не произвожу впечатления человека, способного быстро разобраться в такой непростой операции…

Ну и ладно, думаю себе, моя основная задача все-таки – нести тяжеленную почтальонскую «толстую сумку на ремне», сопровождая напарника. Да, и еще надо постараться поспеть за широким размашистым шагом напарницы, в этом она, похоже, изрядно сомневается, судя по слегка скептическому взгляду при первом знакомстве: «Пешком ходить приходилось?»…

Лариса Дегтярева

Как бы то ни было, отправились. Тяжесть сумки вроде вполне терпима. Пока, может быть? Начинаем обход адресатов по улицам практически сразу от почтового отделения – маршрут давно оптимизирован и выверен, избран самый короткий путь по переулочкам Кореновска. Наталья Абакумова работает почтальоном уже десять лет, ей знакомы все тупички и закоулочки города, все кратчайшие пути и все практически адресаты и даже собаки, поскольку в деле своем она собаку съела, фигурально выражаясь.

Еще бы – потомственный почтальон! Бабушка Натальи работала до выхода на пенсию начальником отделения связи хутора Казаче-Малеваного, а мама трудится начальником почты в станице Журавской, получается, все тонкости профессии Наташа впитала с молоком матери. Убеждаюсь в этом воочию. Следуем челноком – от двора ко двору, от улицы Мира – переулками на улицу Павленко, Красноармейскую и далее по списку. Сумка постепенно, помалу уменьшается в объеме, разумеется, но почему-то медленней, чем наливается тяжестью оттянутое широким ремнем плечо – неравноценные какие-то векторы действия сил, вопреки законам механики…

– Не тяжело ли Вам? – осведомляется время от времени мой ведущий. – А то у меня, представьте себе, даже след на плече от ремня сумки получился, как у солдата от ремня винтовки.

Ну, у меня, надеюсь, за одну смену такая потертость, как свидетельство бывалости, не образуется, но все же… Кстати, между делом, мне поручено также выявлять бывших наших подписчиков и с пристрастием расспрашивать их, выясняя причины, по которым они отказались от подписки на газету в данный момент. Вот он, попался, первый «отказчик»! Знакомьтесь: Пикуза Надежда Карповна. Еще в прошлом году являлась нашим верным читателем. Вручаем номер газеты и вопрошаем, разумеется, почему, де, не выписали ноне? Ответ, увы, не оригинален: пенсия оставляет желать большего. Но не теряет надежды Надежда Карповна: «Мне наша районка всегда нравилась, я много лет ее выписывала, только нынче не смогла. Выпишу на следующее полугодие, обязательно!» Будем надеяться и мы.

Следующих «отказчиков» мы встретили на Красноармейской. Супруги Олеся и Евгений Дубских выписывали «Кореновские вести» еще в прошлом году, нынче как-то упустили это дело, но хотят исправиться. Наталья Абакумова тактично предлагает супругам различные варианты подписки: на год, полугодие, квартал и т.д. Почтальоны у нас тоже занимаются распространением подписки, неустанно агитируют горожан, хотя и основной работы у них – с лихвой.

Немножко статистики: доставка газеты добавляет в зарплату почтальона 2 (!) копейки, письмо – 40 копеек, заказное письмо – даже 50 копеек, счета за газ, к примеру, – 9 копеек, продажа единицы товара – 4 процента от стоимости. Стремясь поспеть за размашистым шагом своего ведущего, пытаюсь подсчитать, сколько это будет в конкретном выражении за месяц. Не получается, конечно. Поэтому спрашиваю о зарплате напрямик. Зарплата, как и ожидалось, невелика. «Зато мне работа нравится! – словно возражает кому-то Наталья. – Хотя, конечно, весь отдел наш держится еще только благодаря Татьяне Мушенко, начальнику отдела. Татьяна Николаевна очень нас поддерживает».

Постепенно выясняется, что ранее, до перевода почтамта в Динскую, дела обстояли значительно лучше – зарплата была выше, снабжение спецодеждой и сумками было лучше гораздо… Тогда и оклад был фиксированный – 9400 рублей! Но теперь почтальонов на оклад не переводят, а на сдельщине заработать больше 5-6 тысяч рублей не получается…

Так за разговорами сворачиваем на Хлеборобскую. «Здесь подписчиков меньше, быстро обойдем, – мой наставник объясняет на ходу, не отвлекаясь от дела. – Выписывают часто «Аргументы», 1 раз в 2-е недели «Российская газета» им бесплатно достается».

– Надо же – на бесплатную газету польстились, – сам себе бурчу недовольно, – А про вас, дорогой товарищ, про вас лично «Российская газета» напишет ли?! То-то же!..

Здесь снова переулком перешли на улицу Павленко, где встретили нашу бывшую подписчицу Дегтяреву Ларису Михайловну. Причина временного отказа Ларисы Михайловны от подписки все та же – финансовая. И то же твердое намерение обязательно подписаться на следующий период. Вручаем в утешение свежий номер газеты и спешим дальше – мы при исполнении. – Наталья, а почему не получается на сделке заработать достойно? – Еще недавно газет мы разносили гораздо больше, значит, и зарабатывали соответственно. Если раньше, сравнительно, 100 газет приходилось на этот околоток, то теперь – 50-60. И ходить, кстати, еще недавно приходилось меньше – в начале переулков стояли почтовые ящики с замочками, все в одном месте. От них пришлось отказаться – дети ломают, вытаскивают корреспонденцию.

– А собаки досаждают?

– Собаки – это для нас бич божий. Бывает, что такие большие барбосы без всякой привязи! И покусанные бывали, а что же вы думали! (Я, признаться, несколько приуныл при сих словах, и теперь с опаской подхожу к калиткам.)

Зато сумка, почти опустевшая, внушает оптимизм. Преждевременный, как оказалось. Поскольку, едва я собрался уж облегченно вздохнуть – ура, мол, трудовой подвиг мой на сегодня исполнен до конца, последняя корреспонденция перекочевывает в почтовый ящик адресата! – в тот самый момент Наталья открывает замок какого-то ящика на столбиках и… вновь набивает мою сумку под завязку! Оказывается, часть газет развозится заранее и загружается в так называемые опорные ящики, из которых почтальон их забирает по мере надобности. А я-то думал… И сколько же, стесняюсь спросить, еще нам предстоит таких опорных ящиков?

– Что, устали?! Всего один еще – совсем немножко!

–« И слава Богу, что один!»

Утешительным призом для нас явилась встреча с Надеждой Артемьевой, «неподписчицей». Бывшей неподписчицей. Поскольку оформила подписку прямо при встрече! Вот это по-нашенски! Молодец! Между тем накрапывающий дождик то притихал, то усиливался. Мой наставник заботливо захлопывает крышки почтовых ящиков, дабы газета не намокла. Подходит к концу содержимое второй сумки, которая, опять же, вопреки законам физики, легче отчего-то не становится. Даже после того, как вручил по свежему номеру нашим бывшим (и будущим, как заверяют они) подписчицам Хить Светлане Александровне и Сорочинской Зинаиде Павловне. Причина их временного вынужденного отказа от подписки на любимую «районку» –все та же: чересчур певучие финансы. Ау, спонсоры, где вы?

Они, бывшие подписчики, разные бывают. Не все из них благожелательные, но бедные старушки. Встретился и такой, например: мужчина с прозрачным пакетом, в котором позвякивают две бутылки беленькой, нашел в себе силы и времени минуту, чтобы поговорить с нами, хотя спешил заметно (боялся, небось, что водочка испортится). «Больно дорогая у вас подписка!» – заявляет. И это при том, что цена двух бутылок водки – едва не более годовой подписки! Той самой, согласно которой вам будут еженедельно весь год приносить газету с новостями района, с рассказами именно о вас, дорогие наши читатели… (А на сколько хватит содержимого той стеклотары?!) Вопрос риторический…

Представиться и быть запечатленным на века мужичок с пакетом отказался. Скромняга. Да я, впрочем, и не особо настаивал, – «Я такого не хочу помещать и в книжку», как сказал Маяковский. Я б добавил – и в газету не хочу такого.

…Переулок Весенний встретил нас дождичком и цветущей алычой. Дождик был похож почему-то на осенний своей нудностью. Зато алыча… Ах, как дружно цветет нынче алыча! Деревца вдоль переулочка Весеннего – как невесты в белых платьях! К слову и сравнение замечательное нашлось (кое-кто, возможно, назовет это сравнение «избитым»… – не грешен, я его не избивал). Даже сумка вроде как полегче стала. Это сколько же мы сотен километров сегодня намотали?! Обошли пол-города (гудящие ноги требуют уточнить: «пол-мегаполиса»).

– Да километров 15-20, – Наталья привычно упруго шагает, не сбавляя темпа. – Это у нас еще извещений на уплату ЖКХ и пенсий не было, а их ведь надо каждому вручать лично.

Нет, что ни говори, а я везучий! Надеюсь, везенья сегодня хватит и на то, чтоб добраться без потерь до любимого дивана. Теперь понимаю, почему почтальон Печкин мечтал о велосипеде! А моя напарница-ведущая шагает по-прежнему бодро.

– Как же вы живете при таких доходах? – спрашиваю, поскольку Наталья частенько по телефону дает ценные указания двоим своим находящимся дома школьникам.

– Надеемся, конечно, на перемены к лучшему. Работа очень нравится, да и привыкла – на свежем воздухе, очень полезно для здоровья, всегда с людьми – я же всех в округе знаю. И ко мне люди привыкли, пенсионеры мне доверяют. Это только с виду работа простая, а на самом деле… (Ну, это-то я как раз понял!) А молодые девчонки приходят – их научить надо. Выбор оптимального маршрута, сортировка корреспонденции, подписка, работа с людьми. Много чего…

И это не пустые слова – о Наталье Абакумовой, моей сегодняшней наставнице, отзываются с неизменным теплом и подписчики – жители ее участка, и руководство почтового отделения. «Всегда приветливая, доброжелательная, все объяснит, поможет посчитать, проверить счета, нам повезло с почтальоном», – единодушно говорили все встреченные и расспрошенные сегодня адресаты. «Жаль было бы потерять такого работника», – вторит им руководство почтового отделения.

А я ковылял домой и уныло размышлял, отчего же у нас так нелепо повелось: исконно нужные людям профессии, целые отрасли разрушаются недостаточным финансированием, уходят вынужденно опытные кадры, а ведь потом восстанавливать придется, как, например, оборонные отрасли. Создаем трудности, чтоб потом героически преодолевать их? А что вы на этот счет думаете, дорогие товарищи подписчики – настоящие и будущие?

Фото автора