Светлое Христово Воскресение


 |  Вера

Воскресение души

Светлое Христово Воскресение – это самое сердце православной веры, а само слово Пасха означает «прехождение, избавление». О воскресении своей души рассказал Станислав Закалюжный, поведав историю своей жизни «до» и «после».

«Что же есть воскресение души? Это есть возвращение благодати Божьей к душе человеческой. Ибо как во время Общего Воскресения, когда души возвращаются к своим телам, тот час же все тела оживут, так и в настоящей нашей грешной жизни, когда благодать Божия возвращается к душам нашим, тот час же души наши оживотворяются. И в этом состоит воскресение души» Святитель Дмитрий Ростовский (103, 983).

Жизнь «до» собеседника в общем-то ничем не отличалась от жизни рядового станичника. Трудился Станислав в родном колхозе ст. Дядьковской механизатором, затем в Кореновском райгазе слесарем, на протяжении всех лет занимался спортом и даже в крае, толкая гири, занимал призовые места.

Так его жизнь текла своим чередом. Всегда рядом была заботливая жена Марина, взрослели дети – Дима и Катя.

А потом страшная беда случилась в семье Закалюжных – серьезная, тяжелая операция на позвоночнике сделала Станислава инвалидом. Оказавшись на волоске от гибели, на самом краю, он обратился за помощью к Богу.

- Если я выкарабкаюсь, то непременно вырежу икону Господа, - рассказал Станислав о сокровенном обещании.

- А что вы вырезали до этого, какой инструмент у вас был?

- А не было у меня никакого инструмента, - сказал Станислав, - поэтому вначале резак пришлось смастерить, а уж потом кое-что докупил, конечно. А так в жизни до первой иконы не вырезал из дерева даже безделушку какую-нибудь.

- А как можно было обещать то, чего никогда в жизни не делал?

- Я сам не знаю, – пожал плечами собеседник. - Перелопатил весь Интернет, много читал и советов, и рекомендаций, подолгу всматривался в иконы. Но, как оказалось на деле, читать – это одно, а мастерить – совсем другое. Понемногу Станислав набирался опыта. Руки его не слушались, но с верою и благодарностью Богу он усердно трудился. Так, за два года автор вырезал четырнадцать икон, нательный крестик с распятием для бабушки Жени и герб нашей Родины. Конечно, копилку его работ пополняют и различные поделки, которые он мастерит вместе со станичной ребятней в подарок мамам-папам.

- И все же, в работе с острым предметом нужны не только навыки, но и твердая рука.

- Конечно, вы правы. Из-за трясущихся рук мне приходится свободной рукой держать руку с инструментом. Тонкая работа не терпит небрежности. Однажды поздним вечером, когда моя семья по счастью не спала, а смотрела телевизор, я работал над Образом, и моя рука так резко дрогнула, что я не смог ее удержать и перерезал сухожилие. Потом, зажав рану покрепче, чтоб кровь не хлестала, некоторое время думал, КАК и КОМУ сказать об этом, чтобы не напугать. Позвал сына, ему от увиденного стало плохо. Когда зашла Марина, она не знала, кому первому оказывать помощь.

- И это вас не остановило?

- Нет, – твердо сказал мастер. – Я нарочно первой работой выбрал самую трудную икону, где не имел права халтурить.

- И все-таки сейчас вы понимаете, почему вы пообещали именно вырезать Образ, а не нарисовать?

- Наверное, потому, что хрупкость и ранимость природного дерева сродни самой душе человеческой. И даже самый незначительный огрех в работе, в большинстве случаев нельзя подправить.

Дерево – один из основных материалов, традиционно применяемых в благоукрашении храма и несет в себе глубокий смысл. Любой завиток в Церковном убранстве воспевает славу Богу.

Дерево занимает значимое место в Священной истории: от Древа Жизни до Голгофского Креста.

Так Станислав, сжав свою боль и всю свою волю в крепкий мужской кулак, отдает уйму времени на создание резных икон, в точности передавая Духовное начало Святого лика и тщательно прорабатывая мельчайшие детали Образа. Станислав Иванович по-прежнему не ищет легких путей.

- В Интернете, в макете я нашел резную икону «Храм Божьей Матери». Вырезанной такой иконы не было. Потому я взялся за дело. Посмотрите, - собеседник поднес икону к солнечному свету, - она светится. В некоторых местах толщина бука как папиросная бумага. Одно неверное движение могло навсегда испортить работу. Но, слава Богу, этого не произошло.

Сейчас Станислав Иванович трудится над образом Спасителя. По-прежнему с особым душевным настроем, кропотливо вырезая мельчайшие детали.

 

Он не просто копирует увиденные им формы, но понимает их смысл и символику. Вера обрела прочное место в душе резчика.

 

Фото Евгении ГРОССУ.