Skip to main content

Нам есть о ком помнить, нам есть что защищать

Теплоход, на котором мы плывем по Волге, замедляет ход и нашему взору предстает мощное крепостное сооружение - Макарьевский монастырь, творение наших пращуров.

Сооружения монастыря поражают своей мощью: полтора метра толщина крепостных стен, огромные колонны, обхватить которые можно только вдвоем. Арочные переходы так мощны, что чувствуешь какое-то давление. Великолепная церковь, русский архитектурный стиль - и невольно произносишь: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»

Построен монастырь в 1435 году преподобным Макарием, когда еще сохранялось татаро-монгольское иго. И один из татарских ханов в 1439 году разрушил монастырь и сжег, запретив его возрождать. Видимо, увидел в нем возрождение Руси и силу для сопротивления захватчикам. Монастырь был возрожден в середине XVI века и у стен его обосновалась Макарьевская ярмарка, самая большая по товарообороту в России: пушнина, ткани, рыба, металлические изделия, лошади, изделия кустарного производства, соль, лес... Кроме русских купцов купцы из Европы, Закавказья, Средний Азии, Индии, Ирана.
История - это прошлое,, но это то, что было на самом деле. И этому монастырю, и ярмарке, и людям здесь живущим предстоит стать участниками и творцами исторических событий.
То, что совершили наши предки, определило наше настоящее. И наше время, и люди, ныне живущие, станут историей. Ведь не жизнь, ни время никогда не останавливются, а все идут и идут дальше...
Проходят века, мы до сих пор сохраняем и помним имена своих предков, героев-защитников земли русской, не забыли и духов, и былинных героев, которых породило в давние времена воображение предков. Значит прошлое не исчезло, оно связалось с настоящим и будет определять будущее.
Мысленным взором окинем пространство от стен Макарьевского монастыря до западных границ России, до Смоленска и Новгорода. Это был особенный период в истории России: конец XVI века - начало XVII века. России судьба грозила потерей независимости и постепенной деградации нации. Постоянные войны соседей с Россией за территорию, почти два века татаро-монгольского ига ослабили сопротивление России.

В 1598 году умер бездетный царь Федор Иоаннович, последний Рюрикович. Наследников прямых не было и родовитое боярство начало борьбу за престол. Некоторая их часть совершила предательство, ведя тайные переговоры с польским и шведским королями о приглашении их сыновей на русский трон. Этой ситуацией воспользовались Польша и Швеция. В Польше появляется самозванец, заявляющий, что он сын Ивана Грозного, чудом спасшийся. Во главе польского войска Лжедмитрий двинулся на Москву. Внезапно умирает Борис Годунов и самозванец вступает в 1605 году в Москву. При поддержке бояр-изменников он венчается на царство. Его политика стала вскоре ясна народу: отдать Россию Польше. В 1605 году москвичи подняли восстание. Лжедмитрий был убит, тело его сожгли, прах смешали с порохом и выстрелили из пушки в сторону запада, откуда пришел. Но в 1609 году польские войска вторгаются в Россию. Часть бояр-изменников заключили договор с польским королем о приглашении на русский престол сына польского короля королевича Владислава и тайно впустили в Москву польские войска. И произошло то, что спасло Россию, ее независимость и ее будущее. В отсутствии власти, предательстве знатных бояр произошла самоорганизация народа, единственной силы, которая поднялась на борьбу за свободу и независимость своей Родины. Реальный ход истории зависит и от людей, их активности, организованности и сплоченности.

Центры активных действий народных масс:

I. Крестьяне, собравшиеся за стенами Троице-Сергиевской лавры, упорно оборонялись в течение 16 месяцев от 15-ти тысячного отряда поляков.
Большие людские потери, без результативность штурмов вынудили интервентов снять осаду обороны Троице-Сергиева монастыря и свидетельствовала о высоком патриотическом подъеме народных масс.

II. 20 месяцев (1609-1611 гг) длилась героическая оборона Смоленска. Это замечательная страница народного героизма. Войск в Смоленске было мало, но горожане, собравшись на вече, отвергли требования польского короля сдать город. Отбиты были первые приступы вражеской атаки. Поляки вынуждены перейти к осаде. Возглавил оборону Смоленска воевода М.Б.Шеин. Смоляне терпели лишения: не хватало продовольствия, воды, дров. Но они не только мужественно отбивали атаки поляков, но совершали дерзкие вылазки в стан врагов. Во время одной из вылазок они захватили королевское знамя - осажденные взяли знамя осаждавших! Вместе с горожанами в Смоленске сражались крестьяне окрестных сел. Город пал после того, как местный дворянин предал защитников и указал полякам слабое место в крепостной стене.
Вот здесь поляки и ворвались в город. Последние защитники заперлись в каменном соборе, а потом взорвали расположенные в нем запасы пороха и предпочли смерть сдаче в плен.

III. Город Брянск — в начале 17 века поляки хозяйничали в многих российских землях. Брянск выстоял. Ни голод, ни нехватка воды, продовольствия, ни запугивание противника, ни хитрости, на которые он пускался, не заставили защитников города сдаться. К концу войны с Польшей Брянск лежал в развалинах и лишился большинства своих жителей, но он так и не был взят неприятелем. На гербе Брянска - золотая мортира, а по обе стороны - сложенные пирамидой пушечные ядра.
Летом 1611 года после захвата Смоленска поляками и Новгорода шведами стране угрожали политический распад и потеря национальной независимости.

VI. Одним из центров сопротивления интервентам стала Рязанская земля. Создается первое народное ополчение. Это закономерность: в памяти народной хранилась история героического сопротивления предков татаро-монгольскому нашествию в 1237 году. Хан Батый с 140-ка тысячной армией вторгся в Русь. Первой была Рязанская земля. В памяти народной сохранилась история небольшого рязанского городка — Козельска. Славен этот городок был мастерами по производству сафьяна, который поставлялся княжеским дворам. Выделывали сафьян из шкур коз и овец. Вероятно, от них и произошло название городка.

Войско Батыя окружило городок и предложило сдаться. Ответ: когда нас не станет, тогда и войдете в город. Семь недель защищали жители свой город от превосходящих в десятки раз по численности монголов. После почти двухмесячных боев монголы вошли в город мертвых. Батый спросил, сколько погибло его воинов. Ему ответили: 4 тысячи. Он пришел в ярость и приказал привести пленных, чтобы зверски убить их, мстя за своих погибших воинов. Но получил ответ, что пленных нет. Разъяренный Батый назвал Козельск «злым городом» и приказал сравнять его с землей. И стал Козельск памятником защитникам своего народа, своей свободы, а завоевателям предостережением о сиюминутности победы и поражением навечно в захватнической войне. Героическое сопротивление Рязани и Козельска на 2 месяца задержало монгольское войско от продвижения вглубь России. Прошли века и Рязанская земля становится местом создания первого народного ополчения и центром сопротивления оккупантам, но теперь это поляки.

1611 год - создание ополчения под командованием дворянина Ляпунова и князя Пожарского. Ополчение двинулось к Москве. Здесь началось восстание, на узких городских улицах кипели бои. В этот момент передовой отряд Дмитрия Пожарского вошел в город и стал теснить поляков. Тогда по совету русских бояр-предателей поляки подожгли город. Ветер гнал пламя в сторону ополченцев. Израненного Пожарского с трудом удалось вывезти из Москвы. Город был полностью сожжен. Осенью 1611 года поднимается новая более мощная волна национально-освободительного движения, центром которого стала Нижегородская земля. Движение зародилось в посадской среде. Посадский староста купец Кузьма Минин стал организатором народного ополчения. Ему было 46 лет, у простого люда он пользовался огромным авторитетом как честный человек и патриот. Народ избирает его земским старостой. В сентябре 1611 года возле храма Иоанна Предтечи в Нижнем Новгороде Кузьма Минин обращается с призывом к народу - защитить свою землю и создании народного ополчения, о сборе средств для создания крупных военных сил.

Помимо добровольных взносов был установлен обязательный оклад в размере одной пятой от общей стоимости имущества. Как велик был авторитет Минина и патриотический настрой народа, понимание им своей ответственности за будущее своей родины показали сборы материальных средств и вступление в народное ополчение. Для руководства военными делами требовался военноначальник, который соединял бы опытность в ратных делах с преданностью и верностью своему народу.
В Краснодарском художественном музее есть картина художника Савинского «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского».

В составе посольства: Минин, священник и икона. Дмитрий Пожарский еще не выздоровел и принимал послов, сидя на лавке. Пожарский прижимал руку к сердцу - это лучше слов говорит о его чувствах и согласии возглавить ополчение. Руководители второго ополчения выработали ясную патриотическую программу. Был объявлен сбор средств на ополчение. По городам рассылались грамоты с призывом к совместной борьбе. Скоро собралась большая сила. Откликнулись посадские люди и черносошные крестьяне, смоленске и вяземские земли, население городов Верхней Волги, Поволжья и другие. Движение стало общерусским делом. В городах и весях кузнецы ковали оружие. Из Нижнего Новгорода ополчение перешло в Ярославль. Ополчению представило свои богатые экономические ресурсы не разоренное интервентами Поморье. В Ярославле была создана общегосударственная власть - «Земское правительство». В него вошли выбранные представители от дворянства, посада и крестьянства.

В августе 1612 года главные силы ополчения подошли к Москве. Вступили в бой с королевскими войсками, шедшими на помощь польскому гарнизону. В сражении смело и решительно действовали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. 22 октября 1612 года ополченцы пошли на штурм Китай-города.
26 октября гарнизон капитулировал: ворота Кремля раскрылись и польский гарнизон вышел, сдавая оружие и знамена. Очищение Москвы от интервентов обеспечило освобождение всей страны и восстановление независимости Русского государства. Территория, занятая врагами, освобождалась при участии местного населения. Крестьяне, вооруженные топорами, вилами, беспощадно уничтожали захватчиков, рыскавших по деревням в поисках продовольствия. Всюду в тылу врага действовали крестьянские партизанские отряды. Археологические раскопки в городах позволяют дополнить картину народной обороны городов на Руси. Найдены развалины домов, церквей, груды скелетов жителей, павших в бою и лежащих в воротах домов с мечами, булавами и даже с ножами в руках.

К концу 1612 года власть правительства народного ополчения распространилась уже на половину территории государства. Теперь важнейшей задачей правительства народного ополчения было избрание царя. В январе 1613 года начал работу Земский собор. В нем слабо была представлена знать, но и здесь они предстали предателями, выдвигая на трон польского королевича Владислава и шведского принца Карла Филиппа. В феврале 1613 года на русский трон был избран шестнадцатилетний Михаил Романов. Одержанная победа окружила ореолом славы имена героев этой битвы и первых среди них - «выбранного человека» Кузьму Минина и «большого богатыря» Дмитрия Пожарского.

Сохранилось предание о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. Польский король послал в Россию отряд поляков, которые должны были тайными тропами пробраться в Кострому, где находился недавно избранный на царский трон Михаил Романов и убить его. Они заставили Сусанина вести их к месту нахождения Михаила. Сусанин завел их в непроходимые лесные болота. Поляки изрубили Сусанина, но и сами погибли, так как выбраться из топей не смогли. Жизнь царя была спасена.
Память многих героев была увековечена в памятниках и памятных местах, в фольклоре, литературе, произведениях искусства и так далее.

Каждый подвиг имеет свое человеческое лицо. Спустя три столетия по той же дороге, по которой шли на Москву поляки, пришли в 1941 году другие завоеватели — немцы. В районе Вязьмы произошла величайшая трагедия времен Великой Отечественной войны: около миллиона советских солдат оказались в окружении — Вяземском котле. Выйти живыми смогли только 85 тысяч. Погибшие лежат безымянными и родственники не знают, где погибли их отцы, деды, братья. Теперь на месте трагедии ведутся раскопки. Поисковики находят бесчисленное количество погибших, оружия. В построенном Покровском храме со всеми почестями перезахоранивают останки погибших на рядом находящимся кладбище. На месте Вяземского котла строится Одигитриевский женский монастырь в память о павших защитниках.

У меня в боях под Москвой погиб отец, Рябинин Н.М., и негде было положить хотя бы цветы. Теперь можно поминать его службой в монастыре. Погибшие не брошенны и не забыты. И у них есть памятник и наша душа с ними.

В центре Москвы, на Красной площади стоит памятник, увековечивший подвиг двух настоящих героев. Талантливый скульптор Мартос создал читаемые образы. Оба были создателями ополчения – держат один меч, но с поднятой рукой – Минин – трибун, организатор, а Пожарский держит щит – он военный руководитель. А им обоим благодарна Россия.

Недалеко от этого памятника Дмитрий Пожарский на свои средства построил Казанский собор в Москве. В собор была внесена икона Казанской Божией матери, которая прошла весь путь ополчения. Собор – памятник победителям.

В Костроме в 1851 году был установлен памятник Михаилу Романову и Ивану Сусанину. Памятник, по-моему, несколько искажал роли каждого в истории. памятник был посвящен главному лицу – Михаилу Романову, а Сусанин изображался коленопреклоненным (так кто кого спас!?) В 1918 г. памятник был разрушен. В 70-е гг. памятник установлен только Сусанину.

Памятник Минину и Пожарскому установлен в Нижнем Новгороде в 2005 г.
В 1823 г. поэт-декабрист К. Рылеев написал думу «Иван Сусанин». В 1836 г. на сюжет думы Рылеева «Иван Сусанин» композитор М.И.Глинка написал одноименную оперу. Николай I, рецензируя оперу, зачеркнул название «Иван Сусанин» и написал «Жизнь за царя». После революции опере вернули истинное ее название.

В Костромской области есть поселок Сусанино. В Волгоградской области – поселок Минино. Есть книга «Рассказы о Минине и Пожарском». Есть научные работы, посвященные деятельности Пожарского и Минина. По этим памятникам поколения будут читать историю своего Отечества. И наполняться будет душа гордостью за своих предков, за их свершения. Дорога проложена и следующим поколениям созидать мир прекрасного.

Эльвира Сильченко.

pegi12.jpg