Skip to main content

«Великое благодеяние для великого народа»

19 апреля 2024 года исполнился 241 год со дня официального принятия Крымского полуострова в состав Российской империи.

Соответствующий манифест подписала императрица Екатерина II в 1783 году. Помимо Крыма, в состав нашей страны вошли также Тамань и Кубань. Но путь к своему триумфу императрица преодолела весьма тернистый.

28 июня 1762 года в результате дворцового переворота собственной женой был свергнут император Петр III. Власть перешла в руки Екатерины II при несовершеннолетнем царевиче, сыне свергнутого императора, Павле Петровиче. В Санкт-Петербурге прибывшей из Петергофа Екатерине II первыми присягнули гвардейские полки. Затем начались присяги на верность новой императрице по всей Российской Империи.

Среди тех, кто принимал клятву верности, было и казачество. До наших дней сохранился весьма любопытный документ. Это рукописный подлинник присяги казаков местечка Алешни Ахтырского Слободского полка. Торжественная церемония состоялась 14 июля 1762 года в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. К присяге приводили: протоиерей Евстафий, священник Яков Брайловский, дьячок Тимофей Брайловский. В этот день присягнуло 425 алешанцев (1 отставной подпрапорный с 2-мя сыновьями, 1 хорунжий, 1 есаул, 23 казака, 134 казачьих свойственника, 265 казачьих подпомощников).
Текст присяги был следующим: «Аз нижеименованный обещаюсь и кленуся всемогущым Богом Пресвятым Его Еванегелием: в том что хощу и должен ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, моеи всемилостивеишей великой Государыне Императрице Екатерине Алексеевне самодержице всероссийской и ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА любезнейшему сыну Государю Царевичю и великому князю Павлу Петровичу законному всероссийскаго престола наследнику верно и нелицемерно служит и во всем повиноватця нещадя живота своего по доследней капле крови в чем Господь Бог мне душевно и телесно дапоможет в заключении сеи моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего, аминь».

А после по стране прокатилась череда бунтов, среди которых наиболее опасным для государственных устоев стала «Пугачевщина». Параллельно с этим разыгралась внешнеполитическая драма: прошла серия военных столкновений с Турцией. По итогам последней войны был заключен Кючук-Кайнарджийский мир: России отходили земли между Бугом и Днепром, а также крепости Керчь, Еникале и Кинбурн. Кроме того, Россия получила выход в Черное море, а также подтверждала свои права на приазовские земли, завоеванные еще Петром I. Но, пожалуй, один из главных итогов – то, что Крымское ханство отделилось от Османской империи и было провозглашено независимым. Но это - формально. А на самом деле борьба за влияние на полуострове не прекращалась ни на минуту. И для Российской империи, у которой кроме геополитических соображений были и весьма приземленные стремления обезопасить свои южные рубежи, которые регулярно подвергались набегам со стороны Крымского ханства, это был реальный шанс в корне переломить ситуацию.
Задача обеспечения безопасности южных границ России и освоения приобретенных земель, была поручена императрицей Г.А. Потемкину.

Князь Григорий Александрович Потемкин (1739-1791 гг.) – выдающийся государственный деятель, создатель Черноморского военного флота и его «первый главноначальствующий», генерал-фельдмаршал.

Отличившись в русско-турецкой войне (1768–1774 гг.) Потемкин получил чин генерала и был вызван в столицу, где быстро вырос в должности. Григорий занимал особое место около императрицы, Екатерина Великая называла его своим мужем, а себя женой. Даже после окончания романа у Потемкина оставался статус второго человека в государстве. Также он создал систему подбора кадров для императрицы.

В 1774 г. именно Потемкин организовал военную экспедицию против Емельяна Пугачева, а в 1775 г. выступил инициатором ликвидации Запорожской Сечи как потенциального очага антиправительственных выступлений.

В 1776 г. Григорий Александрович был назначен губернатором Новороссии, Азова и Астрахани, и принялся энергично заселять эти территории, строить города. В 1783 г. Потемкину удалось реализовать свой проект присоединения Крыма к России, за что он получил титул светлейшего князя Таврического. Под его руководством на Черном море велась постройка военного и торгового флотов.
В ходе Русско-турецкой войны (1787 – 1791 гг.) Г.А.Потемкин командовал вначале Екатеринославской армией, а затем всеми вооруженными силами Юга России. За взятие Очакова он получил орден св. Георгия 1-го класса.

В конце 1782 года, оценивая преимущества присоединения Крыма к России, Потемкин изложил свое мнение в письме к Екатерине II: «Крым положением своим разрывает наши границы… Вы обязаны возвысить славу России... Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит». Вскоре после этого Екатерина II издала манифест о присоединении Крыма, по которому крымским жителям обещалось «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их в равне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру...».

Императрица до последнего колебалась, опасаясь и новой войны с Турцией, и реакции европейских правителей. Однако ,шаткая позиция последнего хана Крыма Шагин Гирея, рушившего крымско-татарские традиции и устои, привели к череде восстаний и однозначному выводу местной элиты: Крыму лучше быть под властью одной из империй – будь то Российская или Османская.
Любопытно, что текст манифеста, как и само его существование, долгое время хранился в строжайшей тайне, как сказали бы сейчас: чтобы «не дестабилизировать» ситуацию в регионе.

В нем, в частности, отмечалось: «В прошедшую с Портою Оттоманскою войну, когда силы и победы оружия Нашего давали Нам полное право оставить в пользу Нашу Крым, в руках Наших бывший, Мы сим и другими пространными завоеваниями жертвовали тогда возобновлению доброго согласия и дружбы с Портою Оттоманскою, преобразив на тот конец народы Татарские в область вольную и независимую, чтоб удалить навсегда случаи и способы к распрям и остуде, происходившим часто между Россией и Портою в прежнем Татар состоянии».

Манифест, подписанный Екатериной II, «Императрицей и Самодержицей Всероссийской, и прочая, и прочая, и прочая», стал достоянием общественности только после того, когда тонко и дипломатично удалось урегулировать все вопросы с крымской знатью, а среди населения был проведен своего рода «референдум» XVIII века: Потемкин распространял по Крыму так называемые «присяжные листы» – они сохранились до сих пор и находятся в Российском государственном архиве в Москве.

После 1783 года на территории Крыма и Кубани стали вводиться европейские порядки: в частности, была ликвидирована работорговля. На присоединенные земли переселялись не только сохранившие верность присяге казаки, но и крестьяне из центральных и южнорусских губерний.
Кроме того, для развития и поддержки сельского хозяйства, промышленности и торговли были отменены внутренние торговые пошлины. Еще одним шагом, облегчившим торговые связи, было восстановление Потемкиным монетного двора в Феодосии, где стала выпускаться таврическая монета.

Также согласно указу Екатерины II, последовавшему в первые годы после присоединения полуострова, все черноморские порты на территории Российской империи были освобождены от уплаты таможенных пошлин сроком на пять лет. Все это заложило на будущее прочный фундамент Российской государственности, установив неразрывную связь народов Малороссии, Новороссии и Великороссии.

Евгений Громыко.

pegi12.jpg