Skip to main content

Кубанские добровольцы в борьбе против нацизма

В декабре 2022 года в нашей газете уже рассказывалось о том, как проводилась мобилизация в Краснодарском крае (и в Кореновском районе, в частности) в июльские дни 1941 года. Однако помимо этого на Кубани развернулось мощное добровольческое движение. Летом – осенью множество людей явилось в местные военные комиссариаты. Они подали заявления с просьбой принять их в ряды защитников Страны Советов. И здесь следует особо отметить, что пришли они по зову сердца, им не требовалась порция пропаганды, решение возникло не по окрику свыше, а по велению совести. Вновь актуально зазвучал призыв Совета Народных Комиссаров: «социалистическое Отечество в опасности!».

Не все желающие могли нести строевую службу, не все смогли пройти медицинскую комиссию, у подавляющего большинства отсутствовала даже начальная военная подготовка. Но было главное – ТВЁРДАЯ РЕШИМОСТЬ.

Количество добровольцев на Кубани, записавшихся в ряды Народного ополчения уже к 25 августа 1941 года перевалило за 224 000 (ДВЕСТИ ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ) человек! И в первых рядах шли коммунисты (свыше 18 тысяч человек) и комсомольцы (более 19 тысяч). Четверть от общего количества составляли девушки и женщины (более 56 тысяч). Об этом красноречиво свидетельствует «Справка военного отдела Краснодарского крайкома ВКП(б)» от 1 сентября 1941 года (ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 2. Д. 277. л. 34).

f2

Их зачисляли в истребительные батальоны и казачьи сотни, отряды ПВХО (противовоздушной и химической обороны) и группы самозащиты при жилом секторе. Направляли обучаться на курсы гражданской обороны. Людей, негодных по состоянию здоровья, но обладавших военно-прикладными навыками - назначали инструкторами.

 Но добровольцы ПРОСИЛИСЬ НА ФРОНТ. Отказа не принимали – возмущались, жаловались во все инстанции. При этом самым ценным ресурсом оставались по-прежнему люди с боевым опытом. Красные партизаны, участники Гражданской войны, прошедшие школу борьбы с басмачами в Туркестане. По возрасту они не подлежали мобилизации. Всем уже давно перевалило за сорок, а многие прожили больше полувека. Как и полагается настоящим мужчинам, они были отмечены не только правительственными наградами, но и боевыми шрамами. Их поколение уже сполна хлебнуло лиха войны… Но это были НЕУДЕРЖИМЫЕ.

f3

 Когда добровольцы завалили Краснодарский краевой комитет ВКП(б) тысячами ходатайств и просьб об отправке в действующую армию, когда к этому прибавились сотни угроз «дойти до ЦК партии» и даже обвинения краевого и местного начальства в саботаже мобилизации, тогда было принято решение о формировании добровольческих казачьих – нет не сотен! А полноценных кавалерийских полков и дивизий!

15 октября Селезнёв от имени краевой власти обратился к Сталину с просьбой: разрешить сформировать из ДОБРОВОЛЬЦЕВ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ ВОЗРАСТА три казачьих кавалерийских дивизии. Для этой цели – выделить девять с половиной тысяч лошадей, мобилизуемых по приказу Народного Комиссара Обороны СССР (НКО-00100 от 11 . 10 1941) Чтобы никого не обидеть, предлагалось от каждого района Краснодарского края (а также из Адыгейской автономной области) взять по сто человек. Отобрать лучших из лучших. Настоящую боевую элиту. Знаком особого отличия должна была стать традиционная кубанская казачья форма. От государства требовалось только огнестрельное оружие и высший командный состав в количестве 78 человек. (ЦДНИКК. Ф.1774-А. Оп. 2. Д.165. л.12)

f4

Ставка верховного главнокомандования инициативу кубанцев всецело поддержала. С этого момента начинается история будущего прославленного соединения Красной Армии - 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса.

 22 октября 1941 года было принято совместное постановление бюро Краснодарского крайкома ВКП(б) и крайисполкома «О формировании казачьих кавалерийских дивизий в крае». Личный состав эскадронов комплектовался из добровольцев с опытом боевых действий. Кандидатуры командиров и политработников отбирались из коммунистов и комсомольцев, утверждались на бюро РК ВКП(б). В каждом районе силами и средствами советских хозяйственных организаций и колхозов для эскадронов изготавливалось снаряжение, обмундирование и холодное оружие. (ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. доп.1. Д.20. л.87)

f5

Кореновский район откликнулся на призыв в числе первых. Здесь был сформирован 13-й эскадрон и дислоцировался штаб 2-го кавалерийского полка 1-й Кубанской казачьей дивизии. Через месяц в протоколе заседания бюро Крайкома ВКП(б) кореновцы были отмечены в числе лучших за своевременное комплектование и снаряжение «своего» эскадрона. 26 ноября 1941года станица Платнировская была назначена центром расположения всего полка. На её базе были запланированы двухнедельные учебные сборы с участием шести районов. (ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 2. Д. 64. л. 1)

На 2 декабря 1941 года Кореновский эскадрон был самым многочисленным и наиболее полно оснащённым из 2-го полка 1-й кубанской казачьей дивизии. Личный состав – 110 человек, лошадей – 120, сёдел – 80. Для прохождения сборов этого было более чем достаточно. Тут необходимо пояснить, что не все бойцы в эскадроне были исключительно верховыми. Например, для тачанки полагалось три лошади, возничий, а также три человека в составе пулемётного расчёта. Сюда же, в станицу Платнировскую, прибыли вновь назначенные командир полка (Кучерявенко) и комиссар (Аносов). Что касается штаба 1-й Кубанской казачьей дивизии, то он дислоцировался тогда в станице Ильской Северского района. Комдив Янушкевич, комиссар Шелухин и интендант Кравченко стали ядром командного состава нового кавалерийского соединения. (ЦДНИКК. Ф 1774-А. Оп.2. Д. 273. л.11)

f6

По результатам боевой учёбы в начале 1942 года в дивизии произошло перераспределение сил. Исходя из тактических соображений, Кореновский эскадрон был переведён из 2-го и в 1-й казачий полк. Все дивизии будущего кавалерийского корпуса оснащались не только индивидуальным стрелковым и холодным оружием, но и пулемётными тачанками, а также артиллерией. К январю 1942 года в составе трёх дивизий помимо верховых числилось уже в общей сложности 360 пулемётчиков и 449 артиллеристов! Воевать кубанские казаки собирались «по-взрослому». (ЦДНИКК.Ф. 1774-А. Оп. 2 Д. 492. л.60)

Казалось, что все основные приготовления уже закончены. Постановлением бюро крайкома от 15 января 1942 года были намечены заключительные мероприятия для завершения формирования казачьих дивизий. На промышленных предприятиях края к 5 февраля следовало изготовить недостающие сёдла, шашки, сапоги, ремни, котелки и фляги… Но – НЕТ! Для отправки на фронт требовалось ещё кое-что, САМОЕ ВАЖНОЕ! Восемь отличившихся районов, в том числе и Кореновский, были удостоены особого права. Изготовить и вручить добровольцам ПОЛКОВЫЕ ЗНАМЁНА. (ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. доп. 1 . Д. 26. л.3)

f7

После таких невероятных усилий, затраченных всем населением Кубани, не оставалось никаких сомнений в том, что все три дивизии завоюют в боях гвардейское звание. Так и будет. Забегая вперёд, добавлю, что в сентябре 1943 года наша элитная казачья кавалерия получит ещё и танки. Но об этом – в следующий раз.

Евгений Громыко

Продолжение следует

pegi12.jpg