Skip to main content

Расследования преступлений фашистских  оккупантов на территории Кореновского района

80 лет тому назад, 15 апреля 1943 года, в Кореновском районе специальная комиссия составила акт, в котором зафиксировала многочисленные факты геноцида в отношении советских граждан.

Злодеяния, совершенные гитлеровскими захватчиками за шесть месяцев оккупации, обернулись для жителей нашего района сотнями жертв. В их числе - женщины, старики и дети. Копии документов представлены в музее школы №6 им. Е. ЕН. Убийко. Этим событиям посвящена тематическая экскурсия для юнармейцев. Она состоялась 17 апреля – в рамках дисциплины «Разговоры о важном». Экспозицию решено сделать постоянно действующей – о таком забывать нельзя. Перед посетителями разворачивается картина, полная драматизма и неутихающей боли…
 
grom8

Весна 1943 года выдалась для нашей армии даже более трудной, нежели конец зимы. Враг поспешно отводил свои войска на заранее подготовленные рубежи. На Тамани по личному приказу фюрера была создана так называемая «Голубая линия». Она представляла собой глубоко эшелонированную сеть долговременных оборонительных сооружений. Взять такую крепость сходу не представлялось возможным. Сказались изнурительные январские и февральские наступательные операции.

Поэтому Советское командование приняло решение о временном снижении активности наступательных действий и переключилось на решение вопросов доукомплектования личного состава и восполнения потерь в материально-техническом оснащении РККА. Одновременно с этим была развернута масштабная работа по установлению размеров экономического и демографического ущерба, который гитлеровцы причинили за те шесть месяцев, на протяжении которых они хозяйничали на Кубани.

Буквально в первые несколько недель после освобождения Краснодара, на его территории, а также в кубанских городах и районах, откуда изгнали захватчиков, стали работать наши следственные органы. Им была поставлена задача по предварительному сбору материалов. Велась тщательная фиксация на фото и кинопленку, собирались свидетельства очевидцев, переживших полугодовой гнет европейских поработителей.

Уже в середине апреля 1943 года на Кубань прибыли уполномоченные представители специально созданной советской Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских оккупантов. Эксперты продолжали здесь осуществление своей деятельности до середины лета 1945 года. Именно их кропотливый труд лёг в основу обвинительного заключения, которое было предъявлено уцелевшим главарям третьего Рейха в Нюрнберге.

В нашем распоряжении имеется сводная статистическая справка от 7 июня 1945 года. Скупые и вместе с тем страшные цифры. В одном лишь только краевом центре нацистами и их пособниками из числа коллаборационистов было убито, расстреляно и замучено 11472 (одиннадцать тысяч четыреста семьдесят два) человека. В их числе – 4972 мужчины, 4322 женщины и 2178 детей. Это были не партизаны и не советские военнопленные бойцы и командиры частей и подразделений РККА. Речь идёт сугубо о мирных жителях, безоружных и беззащитных. О тех, кого пропаганда Геббельса причислила к так называемым «недочеловекам».

Всего только за первые два месяца работы комиссии удалось выявить, что за период оккупации в общей сложности было замучено и расстреляно 220 советских граждан, включая малолетних детей.
В дальнейшем эти цифры неоднократно проверялись и уточнялись, и каждый раз – в сторону увеличения.

Такие зверства были отнюдь не случайными. Гражданское население воспринималось оккупантами не иначе, как мобилизационный ресурс и потенциальный источник рабского труда для Германии. Остальные – всего лишь излишки, голодные рты, от которых избавлялись планомерно и жестоко, с истинно немецкой методичностью.

В зале боевой славы краеведческого музея школы №6 имени Ивана Евдокимовича Убийко в станице Сергиевской представлена фотокопия акта от 15 апреля 1943 года, составленного в станице Кореновской. Подлинник находится в рассекреченном фонде Государственного архива Краснодарского края. (ЦДНИКК Ф.Р-897. Оп.1. Д. 1. Т. 3. Л. 412).

Последние злодеяния оккупантов датированы 5 февраля 1943 года. В тот день у северо-западной окраины станицы Кореновской после мучительных пыток были зверски уничтожены 20 советских военнопленных красноармейцев. Их изуродованные непогребенные тела обнаружили на следующий день наступающие с востока советские войска.

Как известно, на Кубани представители «высокотехнологичной западной цивилизации» применяли различные новшества для осуществления геноцида советского населения. Так называемые «душегубки» забирали из окрестных станиц и хуторов жителей и увозили к местам тайных захоронений в крытых грузовиках. Выхлопные газы в герметичном фургоне делали свое дело тихо и потому еще более страшно. Жертвами душегубок в нашем Кореновском районе стали десятки человек. Сохранившиеся в зимнем грунте тела жертв не имели огнестрельных ранений или иных следов внешнего воздействия, но при вскрытии у всех в легких обнаруживались характерные признаки отравления выхлопными газами.

Акт Кореновской районной комиссии ЧГК о злодеяниях немецко-фашистских войск и их сообщников на территории Кореновского района Краснодарского края в период оккупации с августа 1942 по февраль 1943 был зарегистрирован в специальной Книге записей актов Краснодарской краевой комиссии за № 403. Несложно понять, что таких свидетельств только по краю – тысячи, а сколько их – по всей стране!

Документ подписали шесть человек, включая представителей юстиции, общественности и здравоохранения. В нем указываются установленные факты преступлений «новых европейских хозяев» против наших земляков. Сухим протокольным языком здесь перечисляются фамилии и адреса, а также даты: с 6-го августа 1942 по 6-е февраля 1943. Две даты, словно на надгробии, от которых веет могильным холодом.

И ещё цифры, свидетельствующие о беспощадности назначенных гитлеровских наместников - «гауляйтеров». Уничтожение наших граждан велось целыми семьями. В частности, комиссией установлено, что под видом эвакуации и отправки на работы в Германию было тайно ликвидировано сорок еврейских семей, в количестве 120 человек, в числе которых – женщины, старики и дети, включая малолетних, в возрасте от 2 до 9 лет. Их захоронения были обнаружены на юго-западной окраине станицы Кореновской, в траншее неподалёку от аэродрома.

Помимо этого, достоянием широкой общественности теперь стали рассекреченные сведения Краснодарского крайкома ВКП(б). Это целый сборник документов «о произведенных разрушениях и совершенных злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на Кубани за период временной оккупации». Долгое время доступ к нему имел лишь ограниченный круг лиц. Теперь материал рассекречен и доступен широкой общественности. Он был составлен на основе представленных предварительных актов из отдельных районов Краснодарского края. (ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 2. Д. 923.)

По мере того, как войска Вермахта откатывались на Запад, со всех освобожденных территорий присылались в Москву ужасающие сводки о небоевых потерях среди гражданского населения страны в период оккупации. Реакция Советского руководства не заставила себя ждать.

19 апреля 1943 года. В этот день был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников». Нюрнберг показал, что кара за совершенные преступления – неминуема, она не имеет срока давности. И действие этого Указа остается в силе до сих пор.

Как известно, за каждым убийством женщины, старика и ребенка стоит тот, кто отдаёт приказ, подписывает его безжалостной рукой. В нашем случае его имя и воинский чин также удалось установить. Обер-лейтенант Фрайтаг, по личным распоряжениям которого истреблялись на территории Кореновского района советские граждане, а также расхищалось и уничтожалось колхозное и государственное имущество. Нацистский палач представлен под номером 245.

В особом перечне, также доступном для ознакомления на сайте Государственного архива Россиийской Федерации (ГА РФ Ф. Р-7021. Оп. 127. Д. 1б. Л. 42). Таких «администраторов» на Кубани были сотни, а по стране – десятки тысяч. После войны они прятались в странах Латинской Америки. Скрывались под чужими именами. Но даже по прошествии десятков лет их находили и предавали суду. А те, кому удалось уцелеть, знают, что им нет (и не будет) прощения.

Нынешняя внешнеполитическая ситуация ясно показывает, что попытки стереть людскую память о жертвах нацизма приводят лишь к возрождению этой идеологии. И потому – забывать об этом мы не имеем права.

Евгений Громыко.
17 апреля 2023 г.

 



 

pegi12.jpg