Всесоюзной стройке БАМ – 50 лет
БАМ – это время моей школьной и студенческой юности, поэтому помнится ярко, ведь в то время по телевизору и радио звучали песни о БАМе, рассказы о строителях – передовиках, о молодежных бригадах и починах, интервью с лучшими из лучших представителей нового поколения, награжденных за самоотверженный труд.
Я был причастен к историческому строительству!
Депутат ЗСК Виктор Чернявский инициативно открыл группу в соцсетях «БАМ -50», где собраны истории, фото, награды, воспоминания участников стройки века. Обратившись к нему, корреспондент получила разрешение воспользоваться этими уникальными материалами для публикации в газете «Кореновские вести».
Разрешите представить одного из тех, кто поделился своими воспоминаниями в Интернете: Михаил Хобта из города Новороссийска.
Михаил Константинович с декабря 1984 года по декабрь 1989 года работал на западном участке БАМа заместителем, а потом начальником объединенных ОРСов СМП - 577 и 594 с центром в поселке Новая Чара Читинской области. Начинал заместителем начальника ОРСа СМП-573 (участок БАМа от Тынды до Ларбы), и уже через три месяца его назначили начальником объединенного ОРСа в поселке Н.Чара на участке БАМа от поселка Хани до поселка Куанда.
Михаил Константинович фактически прошел почти весь западный участок БАМа от Тынды до Бурятии, до моста через реку Витим. Еще год поработал, по рекомендации райкома, начальником УПТК "Трест-площадка", а затем и треста "КазахБАМстрой".
«Занимались, - вспоминает наш герой, - промышленным и гражданским строительством и подчинялись Министерству строительства Казахской ССР. Пришлось побывать и в Казахстане. Впечатления и теплые воспоминания сохранились в памяти и сердце на всю жизнь! Тогда мне было 38 лет. Сколько было молодежи, сколько ярких впечатлений и радости от того, что и ты причастен к этому большому историческому строительству!
Поселок Хорогочи возводили пять тысяч строителей, а жить после ввода в эксплуатацию оставалось чуть больше тысячи жителей с детьми и всеми, кто пожелал остаться. Условия были отличные: ТОЦ (торгово-общественный центр), магазины, спортзал, кинотеатр. А какой железнодорожный вокзал - сказка!
На БАМе каждый поселок строили закрепленные республики, края, области, и каждый вкладывал в объект свой национальный колорит. Хорогочи строили свердловские строители. Здесь использовали чугунное литье, алюминий, стекло, мрамор – получилась красота неописуемая!
Очень хотелось бы проехать все эти места сейчас и посмотреть, что стало сегодня? Об одном сожалею, что не сохранились бамовские фотографии. Зато свежи теплые воспоминания о работе на великой стройке.
Мы жили интересно!
В Белореченском районе живет Ольга Алексеевна Шипко (на БАМе Дьяченко). Ее детство и школьные годы прошли на Кубани. Потом вместе с мужем жила в Братске Иркутской области, где родители мужа строили ГЭС. «В августе 1974 года мой муж Дьяченко Евгений Михайлович из Братска по переводу поехал на БАМ в поселок Звездный, где работал бригадиром взрывников, готовил полотно для железной дороги. Я, конечно, отправилась за ним, меня приняли на работу фельдшером в поселке Звездный. Нас, медиков, было трое, и сначала мы работали в палатке: фельдшер, акушерка и я - фельдшер по детскому населению. Несмотря на тяжелые условия, жизнь продолжалась, образовывались молодые семьи. Вокруг поселка Звездного находились мехколонны, мостоотряд, строительно - монтажный поезд (СМП).
В любую погоду я ходила к детишкам, которых рождалось в поселке довольно много, на патронажи, вызовы, вела прием. Только в возрасте от рождения до одного года у меня было под наблюдением около 100 детей!
Жили с мужем в палатке, а когда морозы стали до -40, в ноябре переселились в вагончик.
Недалеко от нас стоял ряд палаток, где жили комсомольцы, которые приехали прямо со съезда в Москве. На одной из палаток была табличка «ул. Дерибасовская», то есть кто-то из строителей был родом из Одессы. Утром по радио звучала песня «Слышишь, время гудит: «БАМ!» На сопках нарезали улицы, строили щитовые дома, детский сад, школу. Тротуары были деревянные, воду нам привозили в цистернах. Сообщение с поселком Звездным - паромом через реку Лену или вертолетом.
Весной 1975 года нам с мужем дали квартиру по улице Сухомлинского, и я смогла привезти трехлетнего сына Диму, за которым очень скучала в разлуке. Над сложностями в быту как-то не задумывались, была романтика, дружба, поддержка. Красивая природа: тайга, реки Ния и Таюра. Жили интересно, был клуб «Таежник». К нам даже приезжали поэт Рождественский и актриса Татьяна Пельтцер. Я была членом комитета комсомола, постоянно вела активную общественную работу. Со временем построили небольшую больницу, штат медиков увеличился. Уехали с БАМа в июне 1977 года в Братск. А с 1991 года вернулись на Кубань…», - вспоминает она.
Кореновские БАМовцы
Участники строительства легендарной стройки советской страны Байкало-Амурской магистрали супруги Кулагины - наши земляки, они уже тридцать лет живут в поселке Комсомольском Кореновского района. Родом Сергей и Галина с Севера, познакомились и поженились на Урале и потом уехали на строительство БАМа, ведь тогда, в 1982 году, страна просто «кипела» призывами к молодежи построить Байкало-Амурскую магистраль! Где работали и как жили? В поселке Небель Казаченско-Ленского района Иркутской области. Сергей Кулагин ударно трудился в местном леспромхозе, а Галина — в пекарне. То есть глава семьи расчищал в вековых зарослях тайги место для строительства железной дороги, а его верная «половинка» кормила «бамовцев» вкусным, душистым хлебом.
На предложение корреспондента поделиться самыми яркими воспоминаниями о тех двенадцати годах, которые прожиты на знаменитой стройке века, Галина Кулагина рассказала: «Самое главное, что мы все были дружные, хотя приехали туда из самых разных областей и республик Советского Союза. Какой-то общий подъем и настрой был на то, что мы решаем важнейшую для всего народа задачу, и просто невозможно размениваться на ссоры, обиды, недовольства. Мы жили и трудились, не обращая внимания на мелкие неурядицы, неудобства, стремясь только к одной цели: выполнить свою работу качественно и в срок. А еще мы жили весело, старались как можно больше отдать друг другу тепла, заботы, уважения. Взаимопомощь и взаимовыручка у нас были как само собой разумеющиеся отношения между людьми. Там каждый из нас нашел настоящих друзей».
Как вы попали на Кубань?
Очень просто. Сестра мужа Галина переехала с Севера на Кубань и ей здесь понравилось! Она нам очень расхваливала эти места в Краснодарском крае! Мы послушались ее совета и нисколько не пожалели. Здесь хороший климат, тепло, солнечно, поселок благоустроен и люди здесь тоже хорошие. За тридцать лет, а мы переехали сюда в 1994 году, поселок Комсомольский и Кореновский район, расположенный в самом центре благодатной Кубани, стали для нас родными.
БАМ сегодня
Интересно, а что же сейчас происходит в поселке Небель Иркутской области, где в свои молодые годы двенадцать лет жили и трудились супруги Кулагины? По сведениям из Интернета, однопутный перегон Таковка – Небель с разъездом Нарьянга расположен на 839 км Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) в Усть-Кутском и Киренском районах Иркутской области. Здесь планируют построить второй главный путь протяженностью 14 995 км. Проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы России и будет реализован в рамках второго этапа инвестпроекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей». Его цель – это ликвидация инфраструктурных ограничений и увеличение объемов грузовых перевозок по железнодорожным участкам Восточного полигона. Изначально при строительстве БАМа на участке Таковка – Небель земляное полотно было устроено под два пути. Но насыпь под первый главный путь, рассчитанная на перспективное развитие грузоперевозок, использовалась в качестве притрассовой автодороги. Строительство двухпутной вставки на перегоне позволит обеспечить его провозную способность до 49,6 миллионов тонн грузов уже к 2025 году.
Татьяна СЕРГИЕНКО.