10 февраля — День памяти Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837), великого русского поэта
У большинства культурных народов всех времен и эпох есть периоды, когда рождается гений, преобразующий культурное наследие предков и определяющий развитие культуры нации на столетия вперед.
«Я лиру посвятил народу своему»
У древних греков гением был Гомер, у римлян — Вергилий и Данте, у немцев — Гете и Шиллер, у англичан — Шекспир и Байрон... У России - это Пушкин, заложивший фундамент современной русской литературы. Великая заслуга А.С.Пушкина в том, что русская литература влилась в общеевропейскую культуру и заняла в ней достойное место. Но прежде чем это произошло, Пушкин своим творчеством породнил нас с достижениями других народов, вместил чужие гении в свою душу, усвоил их опыты и средства художественного мастерства — это обогатило русскую культуру, стало основой для подъема в такие сферы духовности, которых человечество не знало. И никогда не узнало бы без Пушкина. Без него не развернулись бы так смело последующие русские таланты. Русская литература обогатила мировую культуру и стала всемирной и всечеловеческой.
«Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. Наша литература обязана ему своим умственным ростом» (А.Островский).
Универсальный гений Пушкина проявился и в науках: истории, лингвистике, философии, политэкономии, этнографии, эстетике...
Творчество Пушкина — продолжение античной культурной традиции, где искусство, философия и науки выступают в своей слитности. Недаром Пушкин видел такой идеал общественного устройства, где управляет «аристократия ума и чести» (аристократия (др.-греч.) — власть лучших).
Глубина и многоплановость его творчества определяются неповторимостью его личности. Пушкин — гений, а это дар природы; Пушкин — это вселенная, такого как он человечество, вероятно, больше не родит. Духовное созревание его шло как у царевича в «Сказке о царе Салтане»: «не по дням, а по часам».
В 15 лет — уже начал публиковаться в литературных журналах и заслужил восторженное одобрение «мэтров» русской поэзии.
В 20 лет — известен всей читающей России. Поэт Жуковский дарит свой портрет Пушкину с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
В 25 лет — это зрелый талант и зрелый характер, автор «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова». И каждый год новый взлет к поэтическому и личному совершенству: проза «Капитанская дочка», «Повести Белкина» и др. положили основание русской прозы. Высокая гражданственность: «свободы сеятель пустынный»; «... и неподкупный голос мой был эхо русского народа»; «Отчизне посвятим души прекрасные порывы...».
Пушкин определил назначение поэта: «Глаголом жечь сердца людей». Пушкин был певцом свободы. Недаром у каждого декабриста обнаруживали томик стихов Пушкина.
Необыкновенное мужество проявляет поэт и пишет послание в Сибирь декабристам, объявленных Николаем I государственными преступниками:
«Оковы тяжкие падут -
Темницы рухнут, и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут»
(меч - символ дворянской чести).
За что он нам «любезен» Пушкин ответил сам:
«И долго буду тем любезен
я народу,
Что чувства добрые я лирой
пробуждал,
Что в мой жестокий век
восславил я свободу
И милость к падшим призывал».
Пушкин пишет труды по истории России: о Пугачеве и Петре I. Он обличает царизм и крепостное право:
«Здесь рабство тощее
влачится по браздам
Неумолимого владельца»
(«Деревня»).
Карл Маркс (немецкий ученый-экономист) специально учил русский язык, чтобы прочитать «Евгения Онегина» в подлиннике. Он высоко оценил знания Пушкина в экономике. Даже ставил его выше Адама Смита — создателя теории трудовой стоимости, которую Пушкин изложил в «Евгении Онегине».
Творчество Пушкина — «Союз волшебных звуков, чувств и дум». Безмерно велика заслуга Пушкина в создании русского литературного языка. Его язык — это тот язык, которым впоследствии писали Тургенев и Толстой, Гоголь и Гончаров, Лермонтов и И.Бунин... .
В.Г.Белинский: «Из русского языка Пушкин сделал чудо...». А основой нового литературного языка был живой разговорный язык народа, который складывался веками и веками. Пушкин слушал речь, сказки своей няни, слушал речь народную, записывал сказки, пословицы, поговорки, песни... Русский разговорный язык оказался языком необычайной выразительности, красоты, художественности. Пушкинский язык — это художественно обработанный язык русского народа. Читающая Россия бросилась читать Пушкина.
В оде «Вольность» он обличает деспота Наполеона, но все понимают, что это о Николае I:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле.
Но русское самодержавие терпело только холопскую покорность. Гениальность, все выходившее из рамок раболепного поклонения, чувство собственного достоинства оно преследовало. Пушкина не удалось Николаю I приручить, и началась травля поэта. Канцелярия Третьего отделения (тайной полиции) Его Императорского величества следила за каждым шагом Пушкина, без разрешения Бенкендорфа или Николая I он не мог поехать даже в свое имение. Его произведения не печатались, а на допущенные к печати писались в журналах только негативные, оскорбительные отзывы. Личная переписка с женой вскрывалась и отдавалась Николаю I. Вокруг имени жены стали плестись великосветские сплетни. В разгар травли в Россию приехал французский эмигрант барон Дантес. Он был принят в русскую императорскую гвардию. Беспринципный проходимец стал орудием в руках тирана Николая I. Дантес стал назойливо ухаживать за Натальей Николаевной. Пушкин любил свою жену и доверял ей. Потоком пошли ему пасквили с оскорблениями жены и его самого. Самое трагичное то, что никто не поддержал Пушкина, и он остался один на один с этой сворой. Он искал способы защитить себя и имя своей жены. Выход у него один, и он вызывает Дантеса на дуэль.
Дуэль состоялась 27 января 1837 года (по старому стилю) в Петербурге на Черной речке. Первым выстрелил Дантес, рана Пушкина была смертельной. Очнувшись, он пожелал воспользоваться правом выстрела. Лежа на снегу, собрав последние силы, он выстрелил, но рана Дантеса была очень легкой.
Гибели Пушкина жаждали Николай I, Бенкендорф и вся придворная камарилья. Бенкендорф знал о дуэли и мог бы предотвратить ее, но он намеренно послал своих людей в другую сторону.
29 января (ст.ст)- 10 февраля (н.ст) Пушкин скончался. Часы на камине показывали 2 часа 45 минут пополудни.
Было распоряжение двора, чтобы в печати ничего не было опубликовано о смерти поэта. И только в 2-х газетах безликие одинаковые сообщения о смерти поэта. Но более 50 тысяч представителей разных сословий побывали в квартире Пушкина. Поэт Жуковский обратился к Николаю I с просьбой издать специальный царский рескрипт (выражение благодарности или награды). Николай ответил отказом:
«Пушкина мы насилу заставили умереть как христианина». А по Петербургу уже переписывались, передавались, обсуждались огненные строчки М.Ю.Лермонтова в стихотворении «Смерть поэта». В них точно назывались убийцы Пушкина и неминуемая расплата за гибель народного поэта.
Но Пушкин был им страшен и мертвый. Его не стали отпевать в Исаакиевском соборе (символ незыблемости самодержавия), а перенесли в Конюшенную церковь. Царь внезапно приказал переменить место, где должны были состояться торжественные похороны.
Проводить Пушкина в последний путь к месту вечного упокоения дозволено было только одному человеку — А.И.Тургеневу. Позже он напишет друзьям: «3 февраля (ст.ст) в полночь мы отправились из Конюшенной церкви с телом Пушкина в путь; я с почтальоном в кибитке позади тела; жандармский капитан впереди оного». Дядька покойного Н.Козлов без разрешения стал на дрогах возле тела и не покидал его до самой могилы.
А.С.Пушкин был погребен у стен Успенского собора Святогорского монастыря недалеко от его имения Михайловского. Наталья Николаевна тяжело заболела и на похоронах не присутствовала. После болезни она заказала памятник, который доставили в 1841 году. Получилось, что Пушкина хоронили дважды: первый раз в 1837 году хоронил А.И.Тургенев; второй раз его хоронила Наталья Николаевна и дети в 1841 году.
«Нет, весь я не умру — душа
в заветной лире
Мой прах переживет и
тленья убежит.
И славен буду я, доколь
в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит».
А.С.Пушкин
Продолжение в следующем номере.
Эльвира Сильченко.