Skip to main content

Кореновский аэродром: 298-й истребительный авиаполк

С 17 февраля 1943 г. 298 истребительный авиационный полк базировался на аэродроме станицы Кореновской Краснодарского края.


298 ИАП был одним из первых полков в ВВС, вооруженным американскими самолетами Аэрокобра Р-39, и первым применил их в боевых действиях на Кубани в 1943 г.
К этому времени на Кубани складывалась непростая обстановка. Войска Северо-Кавказского фронта, отбросив врага на Таманский полуостров, вышли на рубеж Анастасиевская – Троицкая– Новороссийск.
Западнее Новороссийска на полуострове Мысхако был высажен морской десант под командованием Цезаря Львовича Куникова.

Немецко-фашистские войска создали мощную оборонительную линию, так называемую «Голубую линию», которая проходила от берега Азовского моря по многочисленным малым рекам, каналам, озерам, усиленная многочисленными дотами и дзотами.
Фашистское командование во что бы то ни стало стремилось удержать этот плацдарм. Особая роль отводилась авиации. Ранняя весна, безоблачное кубанское небо создало условия для действия авиации. Немцы перебрасывали сюда лучшие эскадры воздушного флота – «Удэт», «Мельдерс», «Зеленое сердце» и другие. Весной 1943 г. сюда были переброшены подразделения авиации с Западного фронта и из Африки.

На Кубани разгорелись невиданной силы воздушные сражения за господство в воздухе. Вот в такую сложную воздушную обстановку влился 298 ИАП и вел бои до 3 августа 1943 года с Кореновского аэродрома.

Начиная с января 1943 г., командование фронта ставило задачу перед войсками – очистить Таманский полуостров от немецко-фашистских оккупантов. Фашисты же, в свою очередь, всячески старались сохранить за собой плацдарм для нового наступления на Кавказ. Это определяло то, что действия авиации в воздухе нарастали с обеих сторон.
В десятых числах апреля участились разведывательные полеты противника. Было ясно, что немцы готовят данные для наступления. Перед полком стояла задача сорвать полеты немецких разведчиков Ю-88. Обычно над аэродромом они проходили рано, на рассвете. Почти рутинная погоня за немецкими разведчиками сменилась 17 апреля 1943 года на беспрерывную военную работу наших летчиков. Главной задачей нашим летчикам было поставлено прикрытие десанта на Малой Земле. Непрерывные атаки немецких войск, поддерживаемые авиацией, следовали одна за другой. Небольшой клочок земли площадью в 22 квадратных километра простреливался со всех направлений. Но все попытки врага сбросить десантников в море были тщетными.
По этой причине 17 апреля 1943 г. бои переместились из-под Крымской в район Новороссийска. В этот день 298 ИАП прикрывал плацдарм «Куникова», так его называли в честь легендарного командира десантной группы.

Десант наших войск в районе Новороссийск – Станичка был высажен еще 4-5 февраля. Немецкое командование утверждало, что до наступления темноты 5 февраля местность будет очищена от десанта. И все же 225 дней (до 16 сентября 1943 г.) бойцы удерживали этот плацдарм до тех пор, пока полностью не была очищена линия обороны немцев на Таманском полуострове.
Вот что рассказывает бывший техник самолета 2-й АЭ 104 гвардейского авиаполка Евгений Сапрунов: «Накал боевой работы на Кубани был наивысшим. Некоторые летчики в день на боевое задание вылетали 4-5 раз. Они слишком уставали, особенно немолодые. Так, командир 2-й АЭ майор Новиков А.М., имея возраст около 40 лет, особенно уставал. Он почти всегда с боевого задания возвращался в насквозь мокрой гимнастерке. А после третьего вылета, как правило, покидал кабину самолета только с помощью техсостава экипажа». В боевых приказах полка есть необычное распоряжение: 30 мая 1943 года с раннего утра, когда разгорелись ожесточенные воздушные бои в районе Киевская – Варениковская, летчикам было приказано следовать на Краснодар. Краснодар уже был в глубоком тылу, и хотя военных целей у немецкой авиации было достаточно на передовых позициях, бомбежка Краснодара вызвала удивление у нашего летного командования. При подлете к Краснодару наши летчики поняли в чем дело. Первую группу «юнкерсов» разогнали в небе соседние летные полки. Нашему 298-му полку досталось атаковать вторую группу из 17 самолетов, летевших к Краснодару.
Дело было в том, что на 30 мая намечалось в Краснодаре приведение в исполнение решение суда об изменниках Родины, пособниках фашистам – смертная казнь через повешение. Фашисты решили этому помешать.

Наши летчики выполнили задачу - сбили 4 бомбардировщика, остальные удрали назад.
К июлю 1943 г. воздушные бои на Кубани стали утихать. Немецкие эскадры переводили ближе к Курску, где разгорелось ожесточенное сражение, названное «Курская дуга».
298 ИАП 3 августа 1943 г. из станицы Кореновской перелетел в Новочеркасск для участия в боях на Миус-фронте.

24 августа по приказу Народного Комиссара Обороны №264 298 истребительный авиаполк получил наименование «104 гвардейский истребительный авиационный полк». Трое летчиков полка прямо на Кореновском аэродроме получили звезды Героев Советского Союза. Это командир полка подполковник И.А.Тараненко, майор В.Г.Семенишин, капитан В.М.Дрыгин. Здесь же свои высокие боевые награды получили еще 50 летчиков –истребителей, 40 летных техников. С 298 авиаполком связал свою боевую работу и наш знаменитый ас, трижды Герой Советского Союза, А.И . Покрышкин. Александр Иванович, освоив самолет «Аэрокобра», неоднократно прилетал на Кореновский аэродром и знакомил местных летчиков с техническими возможностями этого самолета, делился своими тактическими приемами.

Командир детского
военно-поискового отряда «1147 СП»
Э.В. Анисимов.

pegi12.jpg