Перейти к содержимому

Чудом выжившая в концлагере "Озаричи" жительница Кореновска Нина Куленко рассказала о событиях тех дней

Прошло 83 года с той страшной поры, когда фашисты напали на нашу страну. Все дальше в вечность уходят те далекие роковые сороковые, нанесшие рану человечеству.


После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и подумать не мог о возможности возрождения на Земле нацизма. Но прошли годы. В некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи фашизма, прикрывающиеся фальшивыми демократическими лозунгами и мнимой свободой слова. Они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, уничтожают памятники советским воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны. В бывшей части Советского Союза, в современной Украине, понесшей тяжелые потери в Великой Отечественной войне, подняли голову сторонники идей национализма. Они приняли активное участие в государственном перевороте в свержении законного правительства. Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, прикрывая свои истинные цели лживыми лозунгами и идеями.

Мы, граждане России, гордимся своей Родиной, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Для того, чтобы противостоять потокам обмана и лжи, текущим с Запада, необходимо знать историю своей страны и своего народа. События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Все они были участниками той страшной войны. Никакие годы не зарубцуют раны на миллионах человеческих сердец. Это нельзя простить! Это нельзя забыть! Хочется, чтобы молодое поколение приумножало славу дедов и прадедов, берегло мир на земле, знало ценность человеческой жизни и всегда помнило о своих корнях.

Свидетелей тех страшных событий все меньше. До наших дней дожили малолетние узники концлагерей, но им уже за 80 лет. Проживающих в Кореновском районе (поселке Новоберезанском и городе Кореновске) пятеро: Прасковья Кислицина, Нина Куленко, Юлия Шпиркина, Галина Бердилова и Тихон Гончаров. Каждый год они собираются в районном Совете ветеранов 11 апреля, где их чествуют, дарят подарки - не забывают.

Обязательно расскажем о каждом из малолетних узниках концлагерей, но сейчас рассказ пойдет о Нине Николаевне Куленко.

Болью и горечью было пронизано каждое слово очевидца тех трагических событий - малолетней узницы концлагеря в Озаричах Нины Николаевны Куленко, которая появилась на свет в этом страшном месте. С этого момента в черную летопись воспоминаний маленьких узников Озаричей, где в 1944-м году погибли десятки тысяч людей, судьба вписала и ее историю.

В годы Великой Отечественной войны все мужчины ушли на фронт защищать Родину. Ее отец Николай Афанасьевич был первоклассным специалистом по дереву, поэтому до 1942 года работал в тылу. Когда в этом же году в родную деревню Шумаково Кромского района Орловской области, где жила ее семья, ворвались немецкие оккупанты, он вступил в партизанский отряд и отправился на передовую.

Ее мама Клавдия Егоровна Брусенцева, молодая еще женщина, осталась одна с четырьмя детьми на руках: сыном и тремя дочерьми. Ждала появления пятого ребенка. Немцы заходили в хаты и дворы, как к себе домой. Сельчанам приходилось ютиться в тесных сырых землянках, пока немцы занимали их хаты. Фашисты забирали хозяйство, резали животных, жестоко обращались с жителями деревни. Бои за Орел не стихали. Летом 1943 года началось великое сражение на Орлово-Курской дуге. Немцы стали быстро отступать. Сожгли все хаты в деревне. А так как крыши были соломенными, то вспыхивали они моментально и красным заревом сгорали дотла. Немцы выстроили сельчан в поле и под прицелом автоматов погнали пешком впереди себя, прикрываясь живым щитом. В Белгороде всех, кто дошел, погрузили в железнодорожные вагоны для перевозки скота. «Телячьи вагоны» были забиты людьми, потерявшими рассудок от горя, разлученными со своими близкими. Беременная Клавдия Егоровна держала на руках плачущих голодных дочерей Машеньку, Зинаиду и Антонину, ища глазами в толпе сына-подростка Васеньку. Он, как единственный мужчина в семье, выполнял ответственную роль - нес вещи близких. Протолкнувшись, мальчик воссоединился с семьей. Впереди им предстояло главное испытание. Их всех увезли в Гомельскую область и поместили в концлагерь, который располагался на болотистой местности под открытым небом. Здесь люди содержались в нечеловеческих условиях.

Болото. Несколько рядов колючей проволоки. Вокруг заминировано. Холодно. Страшно. Дети и взрослые плачут от ужаса и голода. Такая картина предстает перед глазами, когда произносишь «Озаричи» - комплекс из 3-х концентрационных лагерей, располагавшихся в марте 1944 года на территории Республики Беларусь (ныне Калинковичского района Гомельской области). За время своего существования он унес тысячи жизней. В этом лагере смерти беременной женщине и ее детям пришлось пробыть вплоть до освобождения.

«Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умертвляли, поэтому мама родила меня тайно. В этом страшном месте 20 августа 1943 года родилась маленькая слабенькая девочка, которую мама назвала Ниночкой. Ей помогали моя тетя Александра Тупикова (родная сестра мамы) и несколько других женщин-землячек. Они проявили самые лучшие человеческие качества: кто-то дал платок, кто-то - передник». Своими телами прикрывали крохотного младенца, чтобы немцы ни о чем не догадались.

Немцы были заняты - собирались отходить, ведь части Красной Армии наступали им на пятки. В суете фашисты не заметили появления нового человека. Истощенная и изможденная женщина с трудом передвигалась. Новорожденную прятали, укутывая в тряпки. При скудном питании грудного молока у Клавдии Егоровны не было. Накормить младенца она не могла, впрочем, как и остальных четверых голодных детей. Нина была немытая, голодная, с жуткими ранами на коже и зелено-серыми корками на голове. После родов Клавдия Егоровна, опухшая от голода, лежала в бреду, почти без сознания, а совсем крошечная, слабая дочь, подавала еле заметные признаки жизни.

«Как мы выжили в тех чудовищных условиях? Это можно назвать только одним словом - чудом. Мама всегда говорила, что нас спас Бог. Хотя я считаю, что тетя и мама умудрялись нас чем-то подкармливать. Женщины рассказывали, что иногда местные жители помогали - подбрасывали незаметно кусочки хлеба, сырую картошку через забор», - поделилась воспоминаниями моя собеседница.

Фашистские изуверы применяли на живых людях биологическое оружие - вкалывали детям инъекции с возбудителем сыпного тифа. Немцы надеялись, что смертельную заразу подхватят и советские солдаты при освобождении. Сначала тела сбрасывали в ямы, а затем перестали. Живым приходилось спать рядом с трупами. В лагере не было никаких построек. Немцы расстреливали любого, кто пытался развести костер, собрать хворост для подстилки и строить шалаши. Приходилось спать на голой холодной земле. Болезнь очень быстро распространялась по лагерю. Люди умирали сотнями. В ноябре 1943 года узники были освобождены войсками Красной Армии. Когда советские разведчики обнаружили лагерь и разминировали территорию вокруг него, то отметили красными флажками безопасную тропу, по которой выходили обессиленные и истощенные узники, помогая друг другу.

После освобождения семья вернулась в родные места. Многие из их деревни не дожили до этого момента. Выдержав чудовищные испытания с самого рождения, Нина Николаевна не помнит всех событий, но ее мама и старшие брат и сестры не забывали о них никогда. Им часто снились кошмары. Они не любили говорить и вспоминать о пережитом. К сожалению, нет уже в живых мамы и брата с сестрой Марусей. Отец, красноармеец Николай Брусенцев, служил в 508-м стрелковом Гродненском ордена Александра Невского полку. Вестей с фронта о нем семья не получала. Только 5 лет назад младшая дочь Нины Николаевны все же нашла документы о его гибели 6 августа 1944 года в бою при освобождении Польши. Он захоронен в братской могиле в г. Аугустув, на плитах которой высечена его фамилия. «Очень хочется, чтобы всегда был мир. Пусть никогда не повторится ужас, который мы испытали», - пожелала Нина Куленко.

После войны семья вернулась домой в родную деревню в Орловской области. От их турлучной хаты с соломенной крышей остался только пепел. Соседи помогли построить землянку. В ней и жила их большая дружная семья. Со временем построили и небольшой дом. Постепенно налаживалась жизнь, хоть и небогатая, но мирная. «Я помню, что лес, расположенный вокруг деревни, был заминирован. Нам запрещалось туда ходить, было опасно. А очень хотелось! Бомбы можно было встретить не только в лесу, но и на ветках деревьев. Помню, как военные приезжали разминировать территорию на больших танках. После этого мы уже не боялись, собирали в мешки дары природы - дикие яблоки, землянику, фундук. Приносили ландыши охапками. Из них делали лекарство. Рядом протекала река Ока», - вспоминает Нина Куленко.

Мама устроилась в колхоз в сельскохозяйственную бригаду. Молотила цепями вручную пшеницу. Старшие дети - брат и сестры - тоже пошли работать, чтобы помочь матери. До 7 лет Нина не могла ходить. Сестра Тоня нянчилась дома с ней, носила на руках. Только перед школой младшенькая начала делать свои первые неуверенные шаги. И со временем все же осилила свой недуг.
Из всех детей только Нина выучилась в школе. Девочка была старательной ученицей. Семья гордилась ею. Сразу же после окончания 10 классов девушка поехала на строительство сахарного завода в поселок Отрада Мценского района, где была активисткой, комсоргом и подмастерьем. Когда научилась азам профессии, то уже работала самостоятельно, как специалист. Там познакомилась с молодым киповцем Анатолием Куленко. После свадьбы он перевез молодую жену на родную Кубань. Вот уже 60 лет как супруги счастливы вместе. Они вырастили и воспитали двух дочерей Елену и Татьяну. Большую радость приносят и 7 внуков. Кореновск стал для Нины Николаевны вторым домом.

30 лет супруги посвятили работе на Кореновском сахарном заводе. Нина Николаевна - бригадиром штукатуров-маляров, а Анатолий Петрович - слесарем контрольно-измерительных приборов и автоматики.

Выйдя на пенсию, ветерану труда Нине Николаевне скучать не приходится: курочек нужно накормить, огород в порядок привести, грядки полить, внукам вкусных пирогов приготовить. Обаятельная, гостеприимная, активная и жизнерадостная женщина никогда не унывает. Все жизненные трудности встречает с улыбкой на лице.

От всех жителей Кореновского района хочется поблагодарить ее и других наших земляков - малолетних узников концлагерей за стойкость и мужество, за рассказы из первых уст подрастающему поколению горькой правды о жестокости и чудовищных преступлениях нацистов против человечества в годы Великой Отечественной войны, тем самым ставя молодежи «прививку» от этого зла, чтобы никогда такие зверства не повторились в будущем. Тем, кто выдержал муки фашистского ада, важно знать что общество никогда не забудет эти страшные события. А память поможет понять, какой ценой завоеван мир на нашей земле.

Конвейер смерти, трупов море,
Людей сжигали, как дрова.
Потомкам рассказать про горе
Об этом, пока память в нас жива...

Апрельский звон по всей России
Напомнит нам 20-й век:
Концлагеря в нем гробовые,
Как зверем стал там человек...

Забыть Европе - не позволим:
Фашизм, нацизм - рождали вы...
То зверство над людьми в неволе
В России в памятях живых...
(стихи Игоря Артюхова)

Марина Ускова.

pegi12.jpg