Перейти к содержимому

Фронтовые истории

Из небольшой станицы Раздольной и хутора Верхнего с июня 1941 года на фронт ушли 565 мужчин и парней призывного возраста, из них не вернулись домой 357 человек. Их фамилии размещены на Стене Памяти мемориального комплекса с фигурой воина в самом центре станицы.
 
Два Федора
Эту историю я услышала еще лет в 7-8, когда пошла учиться в первый класс  Раздольненской школы № 4. Еще были живы мои бабушка и дедушка, да и на нашем краю станицы немало старушек в теплую погоду сидели на лавочках за дворами, просто провожая любопытным взглядом или затрагивая разговором редких прохожих. 
 
Например, моя бабушка Дарья рассказывала, как два друга  — станичника с одинаковым именем Федор, только один из них был уже женат, а другой холостой, попали в одну воинскую часть и даже в одну роту. И однажды солдаты-земляки почему-то обменялись солдатскими медальонами. Был тяжелый бой, после которого похоронная команда нашла много убитых. После взрывов редко у кого из погибших сохранялись документы, часто можно было только по  медальону установить, чьи это останки, и в том случае получилось именно так. Вышло, что погибшим был один из друзей, неженатый Федор. Его матери послали извещение о гибели сына в бою. А на самом деле погиб женатый Федор! А его  неженатый друг и тезка был в том бою тяжело ранен, и попал сначала в медсанбат, а потом его долго и тяжело выхаживали медики в госпитале. Только через четыре месяца он пришел в себя, и написал матери письмо, но оно почему-то так и не дошло до адресата. 
И вот Федор, оставшийся в живых, был комиссован и вернулся домой. Когда мать, получившая похоронку на сына, увидела его на пороге хаты живым, вся улица сбежалась на ее крик. Пришла и жена друга Федора. Тут уже крик и причитания стали еще громче и страшнее... 
Бабушка утверждала, что после Победы Федор уехал жить в северные края, и помогал вдове денежными переводами поднимать сына.
 
Невестка
Иосиф был единственным сыном в многодетной семье, где кроме него у родителей было четыре дочки. В голодовку 30-х годов самая младшая дочка и родители умерли. Сестры и брат были очень дружны, помогали друг другу, горевали и радовались вместе. Перед самой войной в 1941 году Иосиф женился на молодой и очень красивой односельчанке, а вскоре ушел на фронт. Тяжело пережили месяцы немецко-фашистской оккупации сестры Иосифа со своими детьми, которых приходилось прятать и в камышах, и в подвалах, но почему-то неприятно им было видеть и молодую жену брата, которая  жила в это время со своими родителями. Чем не угодила сестрам невестка, не знаю, но помню пересказанную мне историю о «семейном совете» после  возвращения фронтовика в родную станицу.
Сестры наперебой рассказывали брату о неправильном поведении его жены, и никто не думал о том, как больно фронтовику, прошедшему через огненный  ад, выслушивать всю эту грязь, домыслы и наветы о самой любимой и желанной на свете женщине. Но он в этот же день принял решение уехать с любимой женой в далекий край, где нет ни родни, ни знакомых. Уже до заката солнца супруги с наспех собранными вещами уехали на попутке на вокзал. Несколько лет сестры не знали , где живет их единственный брат, пока не нашли его через паспортный стол. Они помирились и даже начали ездить друг к другу в гости. И невестка стала родной и любимой…
 
Сила любви
Высокий красивый парень, 18-летний Володя с первых дней войны пошел на фронт добровольцем. Он был одним из четверых детей  у вдовы Агафьи: трех сыновей и дочь растила эта женщина одна. Володю ждала с фронта красивая девушка Сашенька, его первая и единственная в жизни любовь . Они писали друг другу письма и собирались пожениться сразу после Победы.
Молодой лейтенант получил тяжелое ранение при освобождении Латвии, перенес десять (!) операций, немало повалялся в госпитале, и приехал домой без ноги, на костылях. Он много передумал за эти долгие месяцы, старался настроить себя так, чтобы мужественно, с пониманием и великодушием принять любое решение невесты.
Был теплый, солнечный день. Вдруг станичники услышали горький материнский плач, и такой безысходный, такой отчаянный, что мороз по коже! Это мать помогала после долгой и пыльной дороги искупаться и помыть голову своему искалеченному сыну, который был ее гордостью и радостью: высокий, красивый, умный! Она не просто рыдала, она выла от душевной боли, ведь у сына была невеста, красавица Сашенька, которая верно ждала его с войны. Разве теперь ей, первой красавице в станице,  будет нужен калека, инвалид на всю оставшуюся жизнь?
В станице все новости разлетаются быстрее, чем сообщения по радио. Очень скоро красавица Сашенька, несмотря на уговоры родных и подруг, была рядом с любимым. Они поженились и  прожили в любви и согласии все отмерянные им судьбой годы, родили и вырастили двух дочерей и сына, дождались внуков. И Володя всегда был ее опорой, даже ухитрялся возить детишек в детский сад на велосипеде, когда Сашенька уезжала рано утром в поле на прополку свеклы. Вот и не верь после этого в великую и неисчерпаемую силу любви!
 
Татьяна Сергиенко
pegi12.jpg