Перейти к содержимому

Что зашифровано в сказках Пушкина

«Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Пушкин - один из самых политических русских поэтов XIX века. У него был собственный взгляд на ход развития и судьбу России. Оформление его взглядов пришлось на удушающую атмосферу николаевского правления. Свои политические взгляды, борьбу за изменение этого мира поэт не мог высказать открыто в своих произведениях. И Пушкин зашифровывает их в своих популярных произведениях - «Сказках».

 

30-е годы XIX века были годами наивысшей зрелости творчества А.С.Пушкина, годами формирования его политических взглядов и, увы, годами травли поэта, в конце концов приведшей к трагедии. Александр Пушкин писал, что реальная русская действительность - самодержавно-крепостнический строй - это «страшный мир» с его «злом», «преступлениями», «несвободой», мир воинствующей пошлости помещиков и чиновников, унижения достоинства человека. Русское самовластие, «презирающее человечество», создало в стране режим рабства, насилия и несвободы, который губил человека.
Польский поэт А.Мицкевич называл самой реакционной в ту пору силой в Европе российское самодержавие, которое вытаптывало все, что было свободным и революционным. Пушкин искал ответы на постоянно мучивший его вопрос о путях совершенствования (не бунт) русского общества. Он видел причину бедствий России в отстранении от власти потомственной аристократии. Другая причина - «Табель о рангах», документ, введенный Петром I. С тех пор дворянство стало жалованным, звание это давалось за личные заслуги перед троном. Деспотизм получил возможность окружать себя «преданными наемниками», возводя их в графское и княжеское достоинство. Петр I положил начало целому сословию дворянской бюрократии, угнетающей народ. Кто представляет государственную власть в России? Наемные сановники, которым сегодня доверяется власть. Завтра они бесследно исчезают и сменяются другими, которых никто не знал. Они фавориты и временщики, «калифы на час». Сегодня над страной тиранствует конюх Анны Иоанновны — Бирон, завтра - фаворит Анны Леопольдовны — Минних.
При Александре I ужас на страну долгое время наводит Аракчеев, при Николае I - Бенкендорф, Нессельроде...

Пушкин более чем кто-либо другой в пору николаевской деспотии оказался в положении порабощенного и гонимого царем и жандармами человека.

Он напряженно искал новых путей к свободе, мужественно пытался отстоять свою независимость от власти, стремился ободрить новое поколение.

«Я убежден, что вы можете принести бесконечную пользу несчастной, сбившийся с пути России», - обращался к Пушкину П.Я.Чаадаев.

По своему происхождению, воспитанию, положению в обществе Пушкин был аристократом, и на все социально-политические воззрения его этот аристократизм наложил заметный отпечаток. Он открыто гордился своей родовитостью, потомственным дворянством, своими предками, которые не ладили с царями. Потомственное дворянство представлялось Пушкину олицетворением ума, долга, чести в российском обществе. Они - носители интеллигентности и просвещенности. Они единственная сила в России, противостоящая царскому абсолютизму, самодержавию, окружающему себя беспринципными выскочками-чиновниками, сановниками, которые быстро получали личное дворянство и оттесняли более самостоятельное и достойное, как казалось Пушкину, дворянство потомственное. «Оно всегда казалось мне необходимым естественным сословиям великого образованного народа» (Пушкин).
«... у нас же за неимением третьего сословия самой революционной и просвещенной силой является старинное дворянство, оно не враг народу, а само заинтересовано в освобождении его от крепостного права» (Пушкин).

Пушкин видел только один путь к ограничению самодержавия и деспотизма: устранение придворной бюрократии, назначаемой царем, и восстановлении могущественной потомственной аристократии, независимой от самодержавия, просвещенной и допущенной к кормилу государственного правления.
Это был тот идеал, который исповедовали многие декабристы, и Пушкин отстаивал его до самой смерти.
В 30-е годы происходит демократизация взглядов Пушкина: понимание народа как субъекта истории.

Поэт и народ - так теперь стояла перед Пушкиным тема поэта.

На все исторические события он смотрит с точки зрения интересов народа. «Бунт и революция, - писал Пушкин Вяземскому, - мне никогда не нравились...». На самом деле его отношение к бунту и революции много сложнее. Да разве вся пушкинская поэзия не была бунтом, призывом к бунту, воспеванию вольности?!
Он верил, что «скорбный труд» декабристов не пропадет, что «оковы тяжкие падут», что «свобода вас примет радостно у входа». Ответ декабристов:

Мечи скуем мы из цепей
И вновь зажжем огонь свободы...

Пушкин, конечно, бунтарь: если бы смог быть в Петербурге 14 декабря 1825 года, то был бы на Сенатской площади со своими друзьями и единомышленниками. Он разделил бы судьбу Пестеля и Рылеева либо Пущина и Кюхельбекера.

Судить о взглядах Пушкина на бунт, на революцию надо не по его цитатам, письмам, заявлениям, на которые его вынуждали обстоятельства, а по творчеству, его личности.
На вопрос Николая I, где бы он (Пушкин) был бы 14 декабря, поэт ответил прямо: «...все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем...».

Надо помнить, что пушкинские эпиграммы и стихотворения немало способствовали пробуждению декабристского революционного самосознания (почти у всех декабристов были стихи Пушкина).
Если говорить о программе преобразований, которые он считал незамедлительными, это: 1) отмена крепостного права; 2) распространение просвещения, распространение в широких народных массах наук и искусств, совершенствование нравов.

Вопрос о будущей судьбе России стал для поэта актуальнейшим.

Пути политического переустройства России Пушкин пытался найти, обратившись к истории страны, к истории Новгородской и Псковской республик; изучает европейскую историю, учения французских социалистов - утопистов (Сен-Симон и др.). По вопросу организации государства обращается к античным авторам Аристотелю и Платону «О государстве» и т.д. Аристотель считал одной из наилучших форм государственного правления — аристократию. Аристократия - форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.
Аристократия (гр) — аристос — лучший, прекрасный; кратос - власть - власть лучших.
Платон был представителем афинской аристократии. Его идеальное аристократическое государство: государством правят философы; его охраняют «стражи» или «воины»; ниже этих обоих разрядов свободных граждан - «ремесленники». Основной базой экономического благополучия является рабский труд.

Буржуазный строй и буржуазную революцию для России Пушкин не принимал. Тем более не принимал и феодальной монархии. Он мечтал о монархии просвещенной, конституционной, но с учетом особенностей развития России. Его внимание привлекает учение о новом обществе французского социалиста-утописта графа Сен-Симона.

Сен-Симон предлагает построить новое общество посредством морально-религиозной проповеди, обращенной ко всему человечеству. Способ - убеждение. Руководящая роль в обществе отводится буржуазии. Руководители подбираются исключительно по способностям и талантам. Переход к новому обществу только мирным путем. Но возможность буржуазного развития России не только не вдохновляла Пушкина, она его пугала. Он надеялся, что будущая история России реализуется по «другой формуле» - не через гнусности буржуазной демократии и циничное торжество денежного мешка. Адам Мицкевич отмечал, что в стихах и разговорах с Пушкиным чувствовалось возбуждение некоторыми идеями Сен-Симона.

Пушкин - историк

Александр Сергеевич, как историк, обращается к периоду 13-16 веков, но к очень своеобразной форме организации власти в Новгороде и Пскове. Это были вечевые республики. Великий Новгород жил по старинным обычаям. Если нужно было решить что-то важное, собиралось вече - народное собрание. Решение вече было обязательным для всех. Приглашало вече и князя, обычно молодых сыновей удельных князей — рюриковичей. Окончательное решение важных проблем было за вече, которому подчинялся и князь. Но княжеский дворец, обряды вступления в должность, прием послов как бы возвеличивали Новгородскую республику, придавали стройность государственной власти, сакральность. Внешне князь пользовался почетом и уважением (родовитость). Если князь нарушал какое-то правило, то собиралось вече и решало его судьбу. Чаще всего князя изгоняли из Новгорода по определенной вече процедуре: сажали князя в простую телегу и вывозили за пределы Новгородской Республики. Толпа проявляла «творчество» в оскорблениях, припевках и подтанцовках.
Приглашали нового князя. В 1236 году был приглашен князем Александр, сын Ярослава Всеволодовича. В 1240 году новгородская рать во главе с Александром Ярославовичем разгромила шведов на реке Неве, а сам Александр получил почетное звание Невский.
Но стоило вече найти какие-то промахи Александра Невского - своего спасителя, как защитника изгоняют из Новгорода.
А с Запада на Русь двинулись немецкие рыцари. Они захватили всю Псковскую землю и вторглись в пределы Новгородской земли. Пришлось новгородцам просить Александра Невского возглавить новгородскую рать. Невский, настоящий патриот земли русской, согласился вернуться в Новгород и одержал победу в 1242 году над немцами на Чудском озере. Новгородская и Псковская земли сохранили свою независимость.

Еще одна проблема привлекала внимание Пушкина: мысль о великом общественном значении литературы. Его привлекает Вольтер, как литератор и мыслитель, который превращает перо в орудие невиданной силы в борьбе с монархией. Перспектива поэта влиять на государственные дела была притягательной для Пушкина. Один из своих вариантов государственного устройства, не имея возможности опубликовать открыто, Пушкин зашифровал в «Сказке о царе Салтане».
Он изображает справедливое государство, устроенное без революции. Силой волшебства появляется перед Гвидоном и царицей прекрасный город:

Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Купцы отмечают:

Новый город со дворцом,
С теремами и садами..
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты...

А как управляется город? Царица и Гвидон идут в город:

Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон
(прим.автора: вечевые колокола).
К ним народ навстречу валит;
Все их громко величают
(прим.автора: вече),
И царевича венчают
Княжей шапкой и главой
Возглашают над собой.

Это нечто среднее между новгородской вечевой вольницей (народное вече принимало все решения) и царствованием аристократии ума и талантов - князь Гвидон.
Гвидон устраивает земной рай на своем острове. И в этом государстве поэты свободны и будут помогать организации этого земного рая. Идеальным царством правят идеальные государи (князь Гвидон) в союзе с поэтами (прим.автора: аристократия ума (Гвидон) и таланта (поэты)).
А князь Гвидон - еще одно пушкинское воплощение образа поэта. Поэтому во взгляде Гвидона то и дело мерцает взгляд Пушкина. Идея Пушкина согласия власти и поэтов зашифрована в образе Гвидона.
Это государство - народная утопия довольства и благополучия.
Решена Пушкиным по справедливости личная жизнь героев «Сказки о царе Салтане»: Гвидона, Лебеди, царя Салтана и царицы. Только правление аристократии ума и таланта, по мысли Пушкина, создает такую гармонию личного и государственного.
Вести о чудесном городе на острове Буяне разносятся по миру:

Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит...

Еще одна проблема зашифровывается Пушкиным: идеальная семья. «Сказка о царе Салтане» пишется в период его жениховства и вероятно, что образ Царевны Лебеди был навеян поэту его красавицей-невестой. Вспомним знаменитый портрет Натальи Николаевны, написанный А. Брюлловым. На нем юная жена облачена в кипейно-белое кружево, а «во лбу звезда горит» - свешивается с диадемы подвеска с драгоценным камнем. В русских народных сказках и песнях с лебедью сравнивали невесту. Царевна Лебедь задумана как образ идеальной женщины.
Пушкин о красоте: сам факт красоты несет добро и создает гармонию. Греческая легенда рассказывает о влиянии красоты: пораженный в самое сердце красотой Елены (жены царя Менелая) Парис похищает ее и привозит в Трою. Это послужило причиной начала Троянской войны, продолжительной и кровавой. В Илиаде Гомера есть удивительно трогательный эпизод: старейшины Трои, пораженные красотой Елены, соглашаются с войной, чтобы сохранить Елену в Трое. После взятия Трои греческое войско готово побить Елену камнями, но, увидев ее, отказалось это сделать. Такой все побеждающей красотой обладала Наталья Николаевна, которой он писал: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив...».
Вопрос об идеальном супружестве осмыслен Пушкиным: что прочной основой брака является не любовная страсть, а более широкое чувство. Мысль вложена в уста Царевны Лебеди:

Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом -
Слушай: обо всем об этом,
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом.

Но Царевна Лебедь - это начало семейной жизни, и Пушкин зашифровывает свои взгляды на семейную жизнь в образе царицы-матери: внутреннее благородство, терпеливость, доброта, умение мириться с ударами судьбы, любовь к сыну, верность мужу.
Если соединить образ Царевны Лебеди и образ царицы-матери - образуется единое целое - представление об идеальной женщине, жены и ее судьбе.
Получается программа жизни Натальи Николаевны и любой другой женщины. В реальной жизни Пушкин писал своей жене: «Ты молода, но ты уже мать, и я уверен, что тебе не труднее будет исполнять долг доброй матери, как исполняешь ты долг честной и доброй жены».
Апофеоз радости звучит в конце «Сказки о царе Салтане», когда царь, как чудо, получает и жену, и сына, и невестку-диву - настоящая сказка счастливой семьи.
Трепетная тема Пушкина о семье. И заканчивается сказка пиром, где вся семья сидит за главным столом.
Удивительна расшифровка пушкинской темы семьи в иллюстрации художника И.Билибина «Пир».
В картине главенствует орнамент. Узоры показывают пол, стены, одежды гостей. За столом - счастливая семья. Центр композиции - потерявший равновесие от возлияний боярин пытается погладить черно-белого кота (мне кажется, кошку). По народным традициям, одним из символов счастья молодоженов была кошка, которую первой впускали в их жилище. Эта деталь - кошка - еще больше придает пиру особую домашность, реальность происходящего.

(Прим.автора: и что удивительно: когда я писала эти строки, приходит ко мне во двор ничейная кошка - точь-в-точь как на картине. О чем эта реальность?)
«Урок добрым молодцам» в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» есть: это мысль о том, как все в мире должно быть устроено. Добрые и благородные должны находить друг друга и быть счастливы вместе; зло и зависть должны укрощаться «свыше» (силой рока), те же высшие силы должны помогать людям, на стороне которых правда.

А в XX веке ученый №1 А.Эйнштейн «не исключает возможности существования в природе некоего величественного духа, который превосходит человеческую природу и который мы не в силах понять». Вселенная все видит, и недостойное поведение работает только до поры до времени.
В один прекрасный день можно попасть в самый конец очереди. Или, наоборот, без очереди получить процедуру, на которую попасть не хотел. Ее назначили свыше. Наказали без очереди. Не слушая извинений... Встретились век 19 и век 20; два гения об одной проблеме.

Подготовила Эльвира СИЛЬЧЕНКО.

pegi12.jpg