Перейти к содержимому

«Пиковая дама» и декабристы. Что общего?

Для того, чтобы еще яснее представить и почувствовать, какое значение имело движение декабристов в русской общественной жизни 1820-1870 гг., познакомимся с двумя женщинами, спутницами и современницами декабристов: Натальей Петровной Голицыной, урожденной графиней Чернышевой, и ее внучатой племянницей Александрой Григорьевной Муравьевой-Чернышевой.

 

I
Наталья Петровна Чернышева родилась в 1741г. Ее отец — граф и сенатор Петр Григорьевич Чернышев — один из крупнейших землевладельцев, был сыном денщика Петра I Григория Ивановича Чернышева.

Петр I, женив денщика на 17-летней бесприданнице Евдокии Ржевской, дал в приданое 4000 дворцовых крестьян, денщика пожаловал в генерал-аншефы. Но современники утверждали, что настоящим отцом Петра Григорьевича и дедом графини Натальи Петровны был сам Петр I.

Наталья Петровна получила блестящее образование и воспитание. Жила в Париже, Берлине, Лондоне, говорила на 4-х языках. Вскоре вышла замуж за красавца-князя Владимира Борисовича Голицына, поправила его несколько запутанное состояние и уважала в муже только его знатное имя. После свадьбы Голицына уехала в Париж и стала близкой ко двору королевы Марии-Антуанетты. Княгиня пользовалась огромной популярностью, за ней ухаживал даже король Англии.
Один из ее внуков вспоминал, что бабушка была в большой моде в Париже. Народ бегал за ней, чтобы увидеть «Московскую Венеру».

«Московской Венере» предстояло прожить бурную и длинную жизнь, чтобы из Венеры превратиться в «усатую графиню» и стать прототипом «Пиковой дамы» Александра Пушкина...

Пушкин объяснял, что главная завязка повести не вымышлена: старуха-графиня — это Наталья Петровна Голицына, мать московского генерал-губернатора Дмитрия Владимировича. Внук Голицыной рассказывал Пушкину, что как-то он проигрался в карты и пришел к бабке просить денег. Денег она не дала, но доверила свой строжайщий секрет — назвала три карты, которые помогут всегда выиграть. Этим секретом когда-то давно в Париже, в схожей ситуации, с ней поделился граф Сен-Жермен (французский алхимик и оккультист, одна из самых загадочных фигур в истории Франции XVIII века).
И да - внучок поставил карты и отыгрался.

Перед началом Великой французской революции княгиня вернулась, выехала с семьей из Парижа и поселилась в Петербурге на углу Гороховой и Морской (ныне ул.Гоголя, 10). Ей 50 лет: красивая, стареющая и своенравная женщина бросается в мир политики. На коронации Александра I (1801г) Голицыной жалуют орден Святой Екатерины. В феврале 1804г Голицына дает бал, на котором присутствует вся царская фамилия! Через 2 года она - кавалерственная дама (почетное звание знатной дворянки, награжденной орденом Святой Екатерины). В известные дни к ней ездит на поклон весь аристократический Петербург. Княгиня принимает всех сидя и не трогаясь с места (кроме императора). В дом на углу Гороховой и Морской ездил представляться каждый вновь произведенный офицер, к Голицыной везли каждую молодую девушку, начинавшую выезжать.

Ее именитые седые дети перед матерью робели, не смели при ней садиться.
После своей коронации (1826г) Николай I ей жалует большой крест ордена Св.Екатерины первого класса.
“Она участвовала во всех мероприятиях большого света; таскалась на все балы, где сидела в углу — разрумяненная и одетая по старинной моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, как по установленному обряду...» (А.С.Пушкин). В течение своей 96-летней жизни она участвовала в коронациях и церемониях крещений великих князей: Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I. И всем им импонировала княгиня Голицына — раритет самодержавия и воплощения его кажущихся незыблемыми традиций.

Старший сын ее Борис Владимирович получил смертельную рану в Бородинском сражении и умер.
А между тем старая кавалерственная дама не выдержала испытания на преданность престолу.

Произошло восстание на Сенатской площади. Внучатый племянник Голицыной — декабрист Захар Григорьевич Чернышев — отправлен на каторгу в Сибирь. Внучатая племянница Александра Григорьевна Муравьева-Чернышева первая из жен декабристов приехала к мужу - узнику Никите Муравьеву в Сибирь.

Продолжалось судилище над декабристами. А в Зимнем дворце высокопоставленный сановник представил Голицыной графа А.И.Чернышова, который входил в следственную комиссию по делу декабристов. Голицына не ответила на поклон царского любимца и резко сказала : «Я не знаю никого, кроме одного графа Чернышева - того, который в Сибири». Голицына хлопотала об облегчении участи декабристов. Княгиня добилась помилования от смертной казни ее племянника Чернышева и Муравьевых. Благодаря ее хлопотам не был казнен Матвей Иванович Муравьев-Апостол.
Пушкина, когда он приступил к работе над повестью о судьбе Голицыной, волновали несколько непостижимый характер, судьба и жизнь именно старой княгини Голицыной. Она казалась ему загадочной и, поставив эту личность в произвольно созданную и острую ситуацию, писатель из реального факта, события, прототипа высек художественную мысль, покоряющую читателей.
Почтение и внимание правящей династии к Голицыной доходило до того, что для нее единственной фабриковали увеличенного формата игральные карты, которые оказались спутником этой дамы в мировой литературе.

Пушкин написал повесть «Пиковая дама» в 1833г, но не решился ее напечатать. Повесть «Пиковая дама» была напечатана в 1834г. В конце произведения стояла подпись — одно французское «Р». Через месяц в своем дневнике Пушкин записал: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн.Натальей Петровной и, кажется, не сердятся».

А для потомства в широком смысле в связи с этой реальной человеческой жизнью была оставлена повесть гениального Пушкина «Пиковая дама» и сведения о благородном вмешательстве старухи в «декабрьское дело».

Княгиня Голицына умерла через несколько месяцев, 20 декабря 1837г, после смерти Пушкина. Похоронена на кладбище Донского монастыря в Москве.

Семья, к которой принадлежала Пиковая дама, - графы Чернышевы, настолько тесно была связана с декабристами, что академик Н.М. Дружинин посвятил им специальное исследование «Семейство Чернышевых и декабристское движение» (1930г). Захар Григорьевич Чернышев осужден на каторгу в Сибирь. Его родная сестра Александра Григорьевна в 1823г вышла замуж по пылкой восторженной любви за 27-летнего гвардейского капитана Никиту Михайловича Муравьева, правителя дел Северного общества, автора проекта программы декабристов «Конституции». Муравьев не посвящал жену в дела тайного общества, но она отлично чувствовала его политические настроения и разделяла их с готовностью. Жене декабриста было 22 года. «У нее было горячее сердце, благородство проявлялось в каждом ее поступке. Восторгаясь мужем, она его боготворила и хотела, чтобы мы к нему относились также», - вспоминает Мария Волконская, жена декабриста С.Волконского, последовавшая за ним в Сибирь.

20 декабря (1 января 1826г) в 9 часов вечера Муравьева арестовали. Он упал перед женой на колени, прося прощение за то, что скрыл от нее свое участие в революционной организации. И услышал в ответ, что молодая женщина видит в нем героя и всюду последует за ним.
Еще во время следствия она, Муравьева, подает прошение царю и просит разрешить ей следовать всюду за любимым человеком, как бы это мучительно не было.

Никита Муравьев был человеком огромных дарований и эрудиции. Он окончил Московский университет, был блестящим математиком, историком, знатоком множества языков и страстным библиофилом.

Н.Муравьев приговорен к 20 годам каторги в Сибири. К месту заключения мужа Муравьева отправилась 2 января 1827г. Прощание с тремя маленькими детьми было трагическим. Александра Григорьевна оставляла их на попечение свекрови. А.С.Пушкин передал с Александрой Григорьевной свое послание «В Сибирь» и стихотворение «Мой первый друг...» Ивану Ивановичу Пущину. Это был гражданский подвиг Пушкина, ведь обращение к государственным преступникам наказывалось жестоко.
Александра Григорьевна Муравьева-Чернышева приехала в Читинский острог первой из жен декабристов в начале февраля 1827г. Как пишет в своих «Записках» Мария Николаевна Волконская, приехавшая вслед за Чернышевой: «Слеза замерзала в глазах, дыхание, казалось, превращалось в лед».
16 дней ехала на лошадях молодая женщина из Москвы в Иркутск, а оттуда - в Читу. Чита — небольшое заброшенное селение с тремястами жителей, темными и бедными. В глухой зимней Чите с приездом Муравьевой наступил праздник: среди арестантов, бородатых, замученных, исхудавших, раздался смех, перемеживаемый рыданиями. «Непринужденная веселость с доброй улыбкой на лице не покидала ее в самые тяжелые минуты черных годов нашего существования. Она всегда могла, умела успокоить и утешить — придавала бодрость другим» - это свидетельства И.Пущина. А в мемуарах декабриста Розена: «Муравьева разрывала жизнь свою сожигающими чувствами любви к мужу, заключенному в остроге, и к отсутствующим детям. Маленький сын, оставленный в России, вскоре умер, умерла дочь, другая сошла с ума; свекровь Е.Ф.Муравьева ослепла от горя».

А.Г.Муравьевой принадлежит мысль построить больницу в Чите, и она же выписывает из Москвы аптеку и хирургические инструменты.

По мнению декабриста И.Якушкина, она была воплощенная любовь, основной чертой ее характера было не самоотверженность даже, а самозабвение.

Умерла Александра Григорьевна Муравьева 22 ноября 1832г в Петровском Заводе, где находился в заключении ее муж. Ей было всего 28 лет. Как пишет декабрист Н.Басаргин: «Мы удивлялись ее высоким нравственным качествам, твердости характера, самоотверженности, безропотному исполнению своих обязанностей».

Бедный супруг ее был неутешен. Похоронили Александру Григорьевну в Петровском, близ тюрьмы.
40 лет спустя Н.А.Некрасов, обессмертивший и воспевший подвиг 11 жен декабристов, о Муравьевой скажет:

Пленителен образ отважной жены,
Явившей душевную силу.
И в снежных пустынях суровой страны
Сокрывшейся рано в могилу.

Так началась и продолжалась публичная оценка подвига декабристов и их жен. Они бросили все: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть. Ни в чем не повинные, они долгие 25 лет переносили все, что и осужденные их мужья.

(с) Эльвира СИЛЬЧЕНКО.

pegi12.jpg