Skip to main content

Ушли ветераны, оставили память

22 июня - День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941)



По Указу Президента Российской Федерации от 08.06.1996 №857 отмечается День памяти и скорби. За период немецко-фашистской оккупации были убиты и замучены 52518 мирных жителей Краснодарского края, 24262 женщины, 9571 ребенок до 14 лет. Также немецкими карателями и их пособниками были безсудно казнены 9022 безоружных советских военнопленных, содержавшихся в концлагерях на территории региона. 130521 человек, в том числе 81 089 женщин и 38 022 ребенка, были насильственно угнаны оккупантами с территории Краснодарского края в трудовое рабство в Германию и страны-сателлиты.

В Кореновском районе официально на фронт ушли более 15 000 земляков, погибли и без вести пропали 8918 человек, в Книге Памяти серии «Фронтовики» внесены имена 9691 человека, кто вернулся с войны на малую родину, и тех, кто после войны переехал жить в наш район.

Накануне памятной даты — дня начала Великой Отечественной войны - вспомним наших ушедших ветеранов и то наследие, которое они оставили нам, потомкам героев, как самое дорогое сокровище — историческую память. И мы обязаны ее беречь и хранить для наших детей, внуков и правнуков. Забыть о их героических подвигах мы не имеем никакого права.
Журналисты районной газеты из года в год пишут о ветеранах Великой Отечественной войны, воинах-победителях и тружениках тыла. Нам повезло встречаться с этими удивительными людьми, но многих героев публикаций уже нет в живых.

В Кореновском районе живут 7 ветеранов Великой Отечественной войны: Василий Константинович Ващенко, Михаил Федорович Хилько, Виктор Антонович Матюха, Иван Егорович Шульга, Григорий Михайлович Медведев, Василий Тимофеевич Бурлак, Клавдия Николаевна Ткаченко.

В этом году перестали биться сердца трех ветеранов: 18 января ушел из жизни Белоус Алексей Павлович, 1 марта — Шабель Раиса Алексеевна, 27 марта — Орел Николай Васильевич.
Вечная память Героям.

Авраменко Александр Васильевич

- Я всегда любил Родину, ее людей, ее композиторов и режиссеров, которые создали замечательные песни и фильмы, прославляющие мою страну. Это и о моей малой родине был снят фильм «Сказание о земле Сибирской». Это и о моих друзьях-летчиках пели песню «Потому, потому, что мы пилоты, небо наш, небо наш родимый дом...»
Александр Васильевич родился в революционном 1917 году и с юности «заболел» небом. Он даже написал письмо Сталину, чтобы его, сельского учителя, отпустили в летное училище. То письмо вызвало настоящий переполох. Его хоть и поругали за то, что посмел тревожить вождя, но направили на учебу.
На службу Александр Авраменко попал на Северный фронт. Наши летчики атаковали немецкие корабли, охотившиеся за караванами судов союзников. Главным делом для Александра Авраменко командование определило подготовку летчиков. После Победы над фашистской Германией Александр Васильевич воевал на Дальнем Востоке против милитаристской Японии. Окончание Второй мировой войны летчик встретил в китайском городе
Порт-Артуре, где пришлось служить еще после войны - до 1947 года.

Гришин Иван Гаврилович

84-я морская бригада, в которой служил Иван Гришин, в ходе тяжелых боев вытесняла захватчиков из Ставрополья, приближалась к Кубани.
О нелегких условиях и напряженности сражений солдат писал домой: «Вчера похоронил последнего своего товарища. Стоит холодная погода, трое суток продолжается снежная пурга»… «Хутор Западный, Кубань. Сообщаю, что за 23 дня прошли 500 километров, освободили весь Северный Кавказ, вошли на Кубань. Сейчас находимся недалеко от Армавира. Вероятно, с боями его завтра возьмем... Временами приходится очень тяжело: по трое суток лежим в снегу в пургу и выбиваем фрицев из станиц.... В позавчерашнем бою меня спасла каска: две пули попали бы в висок, но от каски отлетели. Таких случаев у меня было много... 23 января 1943 года». Это было последнее письмо своей семье. В 1943 году, когда убили Ивана Гавриловича Гришина, его дочери Женечке было всего 6 лет. И лишь к 75 годам дочери солдата удалось найти место захоронения отца. Он похоронен в братской могиле, расположенной в сквере школы №3, где вместе с Иваном Гришиным отдали жизни в битве за станицу Кореновскую 274 бойца.

Литвиненко Григорий Михайлович

15 мая 1941 года Григория Литвиненко призвали в Красную Армию. Попал он с родной Кубани чуть не на другой конец света - на Дальний Восток, из степного района - на Тихоокеанскую морскую базу. А тут - вскоре война. Старшину Григория Литвиненко направили в действующую армию, на фронт, в подмосковный город Подольск. А чуть позже - перебросили на оборону Ленинграда. Там, на знаменитых Пулковских высотах в первом же бою получил ранение. После госпиталя - снова под блокадный Ленинград. Второе ранение - в голову - получил осенью 1943 года. Снова госпиталь. И снова на фронт. Теперь уже попал в дивизию, которая вела наступление в сторону Таллина. В сентябре 1944 года Григория снова ранило, осколки вражеского снаряда попали в спину, один застрял в опасной близости с позвоночником. В госпитале опытный военврач посоветовал солдату не трогать осколок, с ним, сказал, жить будешь, а тронем - неизвестно что случится, можешь калекой остаться на всю жизнь. Так и выписали солдата Литвиненко с осколком в спине. И пошел он снова воевать.
Домой Григорий Литвиненко пришел только 10 декабря 1945 года. На его гимнастерке сияли золотом и серебром орден Славы III степени, орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги»,
«За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

Любченко Александра Кузьминична

Вся новейшая история нашего государства, весь полный трагизма и героизма путь России вместились в одной жизни Александры Любченко: юбилей дома Романовых и революция 1917 года, гражданская война и эпохи индустриализации с коллективизацией, голод 33-го года и Великая Отечественная война, послевоенный период и возвращение к капитализму — все эти грандиозные события прошли не просто на глазах у Александры Кузьминичны, но и через ее судьбу, через ее сердце.
Юной девушкой она пошла работать в колхоз в одной из станиц Выселковского района, а во время голодомора 33-го года перебралась в станицу Кореновскую. Чуть позже пошла работать на сахарный завод, где трудилась до своего 70-летия. Ее трудовой стаж на предприятии составил 52 года. Только война заставила на время уйти с завода: пришлось трудиться на рытье окопов, на восстановлении разрушенного хозяйства. В августе 2013 года со 100-летним юбилеем Александру Кузьминичну письменно
поздравил Президент РФ Владимир Путин.

Мизин Григорий Петрович

Перед войной Григорий Мизин работал на железной дороге и имел бронь от призыва в армию. Но какой юноша в те годы не стремился любыми путями (приписывая возраст, скрывая болезни, отказываясь от брони) попасть на фронт, чтобы громить врага! Григорий добровольно пошел в армию. Боевое крещение автоматчик Мизин получил в конце лета в районе станиц Еланской, Вешенской и хутора Мохового Ростовской области в составе 59-й стрелковой дивизии. Свой 20-й день рождения 28 января 1943 года Григорий отметил в боях на территории восточных районов Ворошиловградской области, а 5 февраля форсировал реку Северский Донец.

Не походным строем, а с упорными боями продвигались красноармейцы от села к селу, от города к городу. Очень тяжело дался полку, в котором воевал Григорий, город Лисичанск. Шесть дней шло сражение за него. В составе танкового десанта автоматчикам удалось переломить ход сражения. За успешное выполнение задания командования Григорий Мизин получил первую награду - орден Красной Звезды. Потом освобождал Краматорск, Запорожье. В боях на днепровских порогах получил ранение и контузию. После излечения попал в артиллерию, потом снова был ранен. Третье ранение получил уже в Польше. И День Победы встретил Григорий в госпитале. Так получилось, что госпиталь из Польши был эвакуирован прямиком в Краснодар. Но с завершением лечения не закончилась армейская служба Григория Мизина. Его направили на службу в 1-ю Севастопольскую краснознаменную бригаду подводных лодок, затем на плавбазу в Новороссийск, в учебный отряд в Севастополь. Только 6 марта 1948 года, ровно через 6 лет после начала армейской
службы, он был демобилизован.

Прядко Александр Николаевич

В сентябре 1941 года Александр Прядко был призван в Красную Армию. Его послали не на фронт, куда стремилась вся молодежь, а в Грузию. По окончании учебки команду из 50-ти человек направили в 38-й Ахалцихский пограничный отряд. Он примечателен тем, что располагался на границе с Турцией в селе Карзах, одна половина находилась на территории СССР, вторая – в Турции. Шла война, личный состав заставы не укомплектован, поэтому солдатам службу приходилось нести по 10-12 часов в любую погоду, быть предельно бдительными и собранными, готовыми по первому сигналу начать боевые действия. Пограничникам командиры не уставали напоминать, что турки ждали исхода битвы под Сталинградом. В случае поражения русских, возможно, турки могли перейти границу и начать боевые действия против СССР.

Пограничная служба продолжалась у сержанта Прядко целых семь лет, и после окончания войны он до 1949 года охранял советско-турецкую границу, пресекая попытки проникновения шпионов и диверсантов.
Демобилизовавшись, Александр Прядко поступил на сверхсрочную службу в авиационный полк в Армавире начальником трассовой станции. Волею судеб он попал в станицу Кореновскую, куда была командирована эскадрилья летчиков
Армавирского авиаучилища.

Семакина Евгения Александровна

Для Евгении Семакиной 22 июня 1941 года началось так же, как и для миллионов советских юношей и девушек. Женя недавно отпраздновала свое 14-летие, вступила в комсомол, вместе с одноклассниками отметила окончание восьмого класса. И вот по радио сообщение о начале войны с фашистской Германией; большие очереди у военкоматов, толпы людей на улицах и площадях, вслушивавшихся в сообщения из громкоговорителей.
10 июля с выходом немецких войск на территорию Ленинградской области началась героическая оборона Ленинграда. А через неделю с небольшим в магазинах уже не было в свободной продаже хлеба. Ленинградцы не роптали, а пытались всеми возможными силами помогать фронту. С первых дней войны Женя, как и тысячи других жителей города, вышла рыть окопы и противотанковые рвы. Работали там в основном женщины и дети, мужчины были либо на фронте, либо в ополчении. Копали землю под обстрелом и бомбежками. Фашистские самолеты часто совершали налеты.
- Когда самолет заходил на бреющем полете на наши позиции, - вспоминала Евгения Александровна, - страха почему-то не было. Была ненависть к немецкому летчику, который видел, что стреляет по детям и женщинам, а я видела его улыбающееся лицо и была готова вцепиться в глотку фашисту за то, что он убил мальчишку, с которым я пять минут назад везла тачку с землей...

Тарара Виктор Яковлевич

Еще до оккупации Кореновска немцами Виктор Тарара начал работать в колхозе.
Весной 1943 года забрали в армию старшего брата и Виктор стал подспорьем для многодетной семьи. Понятно, 13-летнему парню сначала доверяли самую несложную работу. Потом определили горючевозом. Доставлял он в поле к тракторам керосин. Но ему-то самому хотелось сесть за руль и управлять стальным конем. Дядя Миша Романцов взял его к себе прицепщиком и начал понемногу учить его управляться с трактором. И только когда исполнилось 15 лет, Виктора послали на курсы при МТС.
Весной 1945 года Виктор Тарара сел за руль хоть и старенького, но настоящего трактора СТЗ. Работал все лето от зари до зари.
Старательность 16-летнего парня заметили и в 1946 году представили к награждению медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».

Терновой Иван Николаевич

Война застала Ивана Тернового 16-летним мальчишкой. В то время он работал на колхозном молокозаводе. С первых дней войны Иван был коннонарочным, хорошо держался в седле, ощущал себя потомственным казаком и в глубине души чувствовал, что и ему, как его дедам и прадедам, придет время защищать родную землю, политую кровью и трудовым потом отцов и дедов.
Ивану Терновому доверили ответственное задание - развозить станичным мужикам повестки на фронт.
За два года войны привез Иван повестки и отцу, и двух своим старшим братьям. Все ушли на фронт. Когда в станице остались только старики и дети, Ивана вместе с товарищем командировали в станицу Красноармейскую на подмогу старикам и женщинам — строителям укреплинии.
3-го августа 1942-го года вместе с двумя десятками ровесников забрали на фронт Ивана Тернового. Под Горячим Ключом необстрелянные хлопцы получили первое боевое крещение. Иван попал под бомбежку и с ранением в ногу оказался в госпитале. Из госпиталя попал на передовую: в 383-ю шахтерскую стрелковую дивизию, сформированную главным образом из шахтеров Донбасса.
В тяжелых боях с сильным и опытным противником закалялись и мужали наши воины. Набирался боевого опыта и рядовой Иван Терновой. Довелось ему освобождать и родные места.
По особому заданию, разведчики добыли «языка» в ст. Варениковской, который дал ценные сведения, повлиявшие на перегруппировку советских войск на «Голубой линии». Все разведчики, участвовавшие в этой операции, в том числе и Иван Терновой, были представлены к правительственным наградам. Здесь на «Голубой линии» 18-летнему парню была вручена боевая награда - орден Славы III степени.
После, за уничтожение боевой точки И.Н.Терновой получил еще одну боевую награду: орден Отечественной войны.

Турчин Иван Федорович

Среди защитников Ленинграда был кубанский казак Иван Турчин.
В Ленинград его судьба забросила за год до войны: призвали на срочную службу в армию.
22 июня 1941-го все было, как обычно. Правда, всех подняли на утреннюю пробежку, хотя по воскресеньям обычно давали отдохнуть.
– По сигналу тревоги в считанные минуты собрались и погрузились в грузовики. К этому времени нам выдали сапоги, винтовки, сухпайки, – вспоминал Иван Федорович. – Все решили, что едем на учения. Но нам объявили, что Гитлер идет на нас, и мы должны защищать Родину. Слова командира прозвучали, как гром среди ясного неба. Война началась...
Иван Турчин служил связистом в 1106-м артиллерийском полку Ленинградского фронта. В середине января Иван Федорович вместе с полком наступал на Пулковские высоты. Освобождал Красное село. За смелость, проявленную в боях по прорыву и снятию вражеской блокады, был награжден медалью «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги».

Шевцов Николай Тихонович

Николай Тихонович Шевцов - участник знаменитого Прохоровского сражения на Курской дуге.
17-летний Коля Шевцов стал солдатом Великой Отечественной добровольно летом 1941 года, когда фашисты начали оккупацию его родной Белгородской области. Щупленького подростка определили в конно-лазаретную роту - вывозить на лошадях раненых и доставлять их в полевой госпиталь. Если б тогда знали командиры, что скоро паренек станет наводчиком самого грозного и секретного оружия: ракетно-артиллерийской установки, известной под названием «Катюша».
Николай Шевцов летом 1943 года попал на Курскую битву в качестве первого наводчика «Катюши», а к осени этого года подошел к городу Белая Церковь под Киевом. Город переходил из рук в руки несколько раз. Николай заметил, что наверху одного из зданий засел немецкий снайпер и одного за другим выводил из строя советских офицеров. Не спросив разрешения командира, Николай направил одну ракету прямо на здание. За эти находчивость и смелость Николай Шевцов был награжден медалью «За отвагу».

Шинкаренко Василий Андреевич

12 февраля 1943 года Василий Шинкаренко был зачислен в 696-й стрелковый полк 383-й стрелковой дивизии, знаменитой, так называемой, шахтерской дивизии, которую сформировали в Донецке.
«Один раз, - вспоминал Василий Андреевич, - показали, как разобрать-собрать винтовку, и в бой». Даже в форму переодеть не успели. Да и винтовки не всем из молодого пополнения достались. Но школу на войне проходят быстро. Василий Шинкаренко и с винтовкой научился обращаться, и пулемет освоил. А школа у солдата Шинкаренко была серьезная: 383-я стрелковая дивизия с боями освобождала Северный Кавказ, участвовала в прорыве мощного оборонительного рубежа противника - Голубой линии.
А впереди были бои за Керчь, знаменитая Керченско-Эльтигенская десантная операция - по оценкам военных историков, крупнейшая десантная операция Великой Отечественной войны. Василий Андреевич рассказывал, как рядом с пехотой шли в бой моряки. Как с криком «Полундра!» атаковали фашистов, какой кровью досталась высота, как всю ночь отбивали атаки гитлеровцев. Свою первую награду — медаль «За отвагу» Василий Андреевич получил именно за Керченский десант. Было ему тогда 18 лет.

pegi12.jpg