Какие исторические тайны раскрывает "Песнь о вещем Олеге"
Нестор-летописец. Каково начало русской земли и кто первым начал княжить в Киеве...
«Повесть временных лет» (начало XII века).
Гусли - древнейший струнный музыкальный инструмент. Любовь к музыке была у народа неистребимой. Гусельки награждались в былинах самыми ласковыми эпитетами. Гусляры стали героями былин, как богатырь-воин Добрыня. Баллада - стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему. Исполнялась в сопровождении гусляров и в народе назвалась песней.
В VI-VII веках шло освоение балтославянами, пришедшими из Западной Европы, территории Приднестровья, бассейна Припяти, побережья Балтийского моря. В IX веке сложилось два крупных центра восточнославянских объединений: Приильменье с центром в Новгороде и Приднестровье с центром в Киеве. Появилась и внешняя опасность: кочевники хазары, создавшие Хазарский каганат от Каспийского моря до Дона. Они пытались захватить «путь из варяг в греки», грабили, сжигали славянские поселения, уводили славян в рабство.
Собрались представители всех северо-западных славянских племен на вече и решили послать своих послов «за море» к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а управления в ней нет. Да приходите княжить и володети нами». Откликнулся Рюрик и пришел в Ладогу со своей дружиной.
В 879 году умер в Новгороде Рюрик. Согласно «Повести временных лет» он передал Новгород Олегу.
В 882 году Олег с дружиной захватил Смоленск, подошел к Киеву, захватил его: «и сел Олег княжить в Киеве». Покорил Олег древлян, северян, радимичей - объединил Новгород с Киевом, расширил границы созданного государства - Киевской Руси. Олег вел войну против хазар:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
В 907 году во главе войска Олег совершил поход на Византию. Осадили Царьград (так называли русские Константинополь - столицу Византии, сейчас это город Стамбул). Византия заключила выгодный для русских купцов мирный договор. Князь Олег в знак победы прибил к воротам Царьграда свой щит («Твой щит на вратах Цареграда»).
Олег - один из полулегендарных князей-варягов, положивших начало русскому государству, получившему название Русь или Киевская Русь. Народ прозвал его «вещим», то есть мудрым, прозорливым, способным предвидеть случайности, защищал Русь от врагов, завоевывал привилегии для своих купцов. Вещими называли самых умных, мудрых, предусмотрительных людей, кому все обо всем и про все было ведомо.
Согласно легенде, князь Олег умер от укуса ядовитой змеи. Олег пожелал увидеть кости своего верного коня, приехал на место, где лежали эти кости, и тут из конского черепа выползла гадюка и ужалила князя. Задолго до этого Олегу предсказали, что смерть ему принесет его любимый конь. Если верить легенде, предсказание сбылось.
Легенда о смерти Олега была известна Пушкину с юности. Ее драматизм поражает его. Но создает свою «Песнь о вещем Олеге» он только в 1822 году в ссылке на юге, когда увидел те края, где развертывается действие его стихотворной баллады. «Песнь о вещем Олеге» - проявление интереса Пушкина к прошлому своего Отечества. Обращаясь к «преданию старины глубокой», он поэтически воспроизводит картину быта, нравов тех далеких лет, когда люди верили предсказаниям волхвов-кудесников, когда у них было множество богов, а главным считался Перун (бог огня и молнии), когда им приходилось отражать набеги других племен и ходить на них походами, чтобы обезопасить родную землю от новых нашествий.
Сюжетом баллады «Песнь о вещем Олеге» послужило древнее народное поэтическое предание, которое первым записал летописец Нестор в начале XII века. Позже этот эпизод, повествующий о смерти князя Олега - собирателя и объединителя славянских племен, получил отражение и в других летописях. Олег у Пушкина многогранен: он воинственен и, в то же время, почтителен к старшему волхву, верит предсказаниям в духе своей эпохи; вежлив и властен. Это человек большой души: он говорит о своем коне как о ребенке:
«А где мой товарищ, -
промолвил Олег. -
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? Все так же легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
Услышав о смерти коня
«Могучий Олег головою поник...».
И хочет увидеть он кости коня.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил
На тризне, уже недалекой...
Но это сильный, мужественный защитник Родины:
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны, и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной
судьбе.
с восторгом говорит Олегу волхв. Это большая, полная поэзии и мудрого значения речь. Пушкин дает свою характеристику кудеснику: «вдохновенный кудесник», «мудрый старец», «покорный Перуну старик одному, заветов грядущего вестник». Какой нам видится внешность кудесника после пушкинской характеристики волхва? - Высокий, худой, седой старик с горящими пронзительными глазами. На лице много морщин, оно огрубело от ветра. Вся его фигура выражает величие, уверенность в себе. Он прямо и смело смотрит на приближающегося князя с дружиной. Олег просит сказать: «Что сбудется в жизни со мною?» Предупреждает, чтобы волхв не боялся его, сказал всю правду. Ответ кудесника точно совпадает с характеристикой и внешним видом «мудрого старца»:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Начало речи кудесника проникнуто гордым сознанием своей независимости от князя, чувством собственного достоинства, уверенностью в своей способности знать «небесную волю»; медленно, величаво, внушительно звучит его предсказание, прорицатель как бы сам поражен значительностью судьбы Олега, открывающейся его внутреннему взору. Устами кудесника говорит А.С.Пушкин. Управлять государством должна, по его мнению, аристократия ума и таланта. Управляют умные, потомственные дворяне, а поэты (таланты) должны давать советы правителям. Говорить смело, откровенно, в условиях свободы. Заключение волхва: «Но примешь ты смерть от коня своего» приобретает трагический характер. Князь колеблется, но не верить предсказанию он, сын своего времени, не может. Такова судьба князя, высшая воля, которую нельзя изменить.
По словам летописца, Олег умер от укуса змеи. Одни летописи сообщают, что он умер в Киеве, другие утверждают, что киевский князь окончил свои дни на севере, в городе Ладоге.
Недалеко от Ладоги есть холм, который называют Олеговой могилой.
В «Песне о вещем Олеге» Пушкин указывает приблизительно Олегову могилу:
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног
обвилась:
И вскрикнул внезапно
ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Эта могила, вероятно, у Киева. В 1910 году художник В.Васнецов в картине «Баян» показал тризну, на которой, кроме богатырей, присутствует седовласый сказитель-гусляр и юный княжич, представленные как символ былинных повествований, передававшихся из уст в уста, от отца к сыну. Баян-певец и сказитель, прославившийся исполнением под аккомпанемент гуслей величайных песен. Пейзаж: одна часть - это северная природа, другая - степи. Доспехи и облачения богатырей скрупулезно прописаны.
Подготовила Эльвира СИЛЬЧЕНКО.