Перейти к содержимому

Надежда Кравченко: «Мне никогда не было стыдно за своих учеников»

Все знают учительницу Владимира Путина – Веру Гуревич, ставшую классной мамой для президента России. А в нашем городе живет Надежда Ивановна Кравченко – педагог-легенда. У нее учились глава района Сергей Голобородько, главный архитектор Марина Милославская, бывший начальник милиции Дмитрий Данилов и другие, занимающие ответственные посты жители нашего района. Для них и многих других жителей Кореновска она была не только учителем физики и математики, но и классным руководителем, верным наставником и другом.


- Можно сказать, что я продолжатель династии, - улыбается Надежда Ивановна. - Мама работала преподавателем, мне все это тоже было интересно и я после школы пошла в педагогический. Мне всегда нравились точные науки, но и русский с литературой давались неплохо. Но в итоге все же точные науки победили.

Мне очень нравилась физика, у нас в школе ее преподавал замечательный учитель, который своей влюблённостью в этот предмет заразил и нас. Внешне он был обычный, но когда заходил в класс – преображался. А когда ставил опыты, нам казалось это чудом, которое основывалось на глубоких знаниях физических законов природы.

- Я до сих пор помню и своих институтских преподавателей, дававших нам все, что знали они сами. Это была еще та профессура старой закалки, которая считала, что учитель должен был не только хорошо знать свой предмет, но и смежные, а также уметь его преподавать, - вспоминает Надежда Ивановна.

Начиная со старших курсов, у нас была хорошая учебная практика: как и настоящие учителя, мы готовились к урокам, писали программы, планы, и под присмотром опытных педагогов проводили уроки. Так что на свое первое рабочее место в школу № 19 я пришла по распределению уже не робкой вчерашней студенткой, а молодым специалистом, умеющим «держать класс» и объяснять предмет. К тому же мне очень повезло с коллективом, который стал в буквальном смысле моей второй семьей. У каждого из них можно было что-то взять в свою «копилочку» учительских приемов.

Например, одна из коллег, видя, что ученик не понимает, в какой последовательности ставить скобки в уравнении и, соответственно, решать его, сделала просто, сказав: смотри, как ты приходишь в класс? Ты сначала открываешь входную дверь школы, потом проходишь по коридору, потом открываешь дверь нужного кабинета и заходишь в класс. И прошла в буквальном смысле с ребенком ногами весь этот путь! А потом сказала – вот и в уравнении то же самое: сначала мы открываем вот эти скобочки, потом проходим вот такой путь и решаем уравнение! Ученик понял, и с тех пор проблема со скобками и правильным решением отпала. А если все-таки иногда возникали затруднения, достаточно было напомнить пареньку, как попасть в школу – и решение находилось само собой! В этой школе я проработала 10 лет.

В те годы было сильно развито не только теоретическое, но и трудовое воспитание. Помимо школьных уроков Надежда Ивановна ездила со своими детьми помогать местным колхозам собирать урожай. Тогда это было распространенной практикой. Дети учились не только физически работать руками, но и ценить труд тех, благодаря кому у нас на столе всегда есть вкусная еда. А еще здесь можно было неплохо заработать! Частенько проходили соревнования за ящик мороженого, а самая ловкая и быстрая бригада получала заветный приз! А еще благодаря работе появлялась возможность ездить на экскурсии в Москву, Ленинград, Минск, Волгоград и другие города, развивать свой кругозор, увидеть, как живут люди, к чему стремиться. И самое главное – дети выросли трудолюбивыми, узнав цену каждого заработанного рубля. У них появилась цель – достичь успеха в выбранной профессии!

kravch

Несколько лет спустя Надежда Кравченко перешла работать в школу № 1. И там тоже сложился коллектив единомышленников, который тепло принял молодую коллегу.

- Мне очень повезло в профессии и с людьми, - делится учительница, - многие коллеги стали моими настоящими друзьями на всю жизнь. Мы с ними переписываемся, перезваниваемся, общаемся. И пусть мы уже на пенсии, а кого-то уже нет среди живых – это не важно. Мы все равно одна учительская семья, в которой вместе делят горе и радость.

Сложными, как и для всей страны, выдались для Надежды Ивановны 90-е годы. В то время рушилась страна, а вместе с ней и сфера образования. В школу приходили новые веяния, отменили форму, менялись учебные программы. У всех была полная растерянность: как учить? Как воспитывать? А потом начались многомесячные задержки зарплаты, многие талантливые учителя уходили из школы в поисках заработка. Но Надежда Ивановна, верная своему учительскому долгу и призванию, осталась. Как десантники, чей девиз «Никто кроме нас», оставшиеся учителя, несмотря на все сложности, продолжали нести детям разумное, доброе, вечное.

- Меняются формации, общественный строй, но дети всегда остаются детьми, и им обязательно нужен учитель, чтобы научить стать человеком, - говорит Надежда Ивановна. – Нас учили именно этому, и мы «заточены» на то, чтобы так учить детей. Очень хочется развеять глупейшую поговорку о том, что раз «мозгов нет – иди в пед». Так вот, это вовсе не так! Учить детей – это самая важная, самая ответственная работа, которую только можно представить! Потому что именно от учителя, от того, что он вложит в ребенка, зависит то, каким человеком и профессионалом он станет, и в итоге – какими будут его судьба и наше будущее, ведь каждый из нас опосредованно влияет на других. И если учитель не разглядел интерес ребенка к той же физике, то, возможно, не разглядел будущего великого ученого, потому что этот интерес не был понят и поощрен. Узнает ли сам ребенок о скрытом в нем таланте? Может, да, а может и нет. Именно поэтому от учителя требуется не только отличное знание своего предмета, но и быть хорошим психологом, другом детей. Детское доверие – бесценно.

И совсем неважно, станет ли ученик в дальнейшем физиком или математиком – гораздо важнее, научится ли он применять полученные знания на практике и каким человеком он станет. Мне в этом плане повезло – все мои ученики стали прекрасными людьми и профессионалами. Многие из них поступили в московские, ленинградские и краснодарские вузы, выбрав технические профессии, создали прекрасные семьи, добились успеха в своей профессиональной деятельности. Я ими всеми горжусь!

Часто пересматривая старые фото, я вспоминаю своих ребят и понимаю, что они все умнички, достойные люди. И я счастливый учитель – среди моих учеников нет тех, кто преступил закон или опустился на дно жизни. Значит, все те уроки и разговоры по душам, наши совместные поездки не прошли даром. И в этом – мое учительское счастье.

krav 2

Счастлива Надежда Кравченко и в личной жизни: у нее прекрасная семья, любимый муж и двое детей, которые тоже нашли свою дорогу.

- Надежда Ивановна, в чем секрет вашей педагогической успешности? - спросили мы на прощание.
- Никаких секретов нет, все известно еще с давних пор: если ты любишь детей, то они обязательно тебе ответят тем же, - улыбнулась Надежда Кравченко.

От всей души поздравляем Надежду Ивановну с Днем учителя, ведь бывших учителей не бывает! Все ваши ученики помнят и благодарят вас за полученные знания, за проявленную заботу и терпение, за оказанную поддержку и понимание. Желаем вам большого счастья, радости каждый день и крепчайшего здоровья!

Елена ГОЛЬЦОВА.

pegi12.jpg