Учитель-наставник
Так повелось, что многие из нас, становясь «выше», в своих воспоминаниях или наяву забывают вспомнить о «своём» учителе, аргументируя это сложностью и быстротечностью нынешнего времени. И только немногие понимают роль и заслугу Учителя в жизни. К примеру, наш Президент до сих пор поддерживает связь со своим школьным наставником. «Солнце русской поэзии» до конца своих лет воспевал образ няни: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». «Глыба, человечище» русской литературы описал в автобиографической повести «Детство» учителя «с добрым лицом» Карла Ивановича, как тип личности, способный развивать душу своего воспитанника. Образ Учителя воспет во всех жанрах искусства, начиная с античных времён.
Педагогические посылы Народного учителя Российской Федерации С.А. Медведевой: «Через тернии к звёздам («Per aspera ad astra»), «Что ты отдал, то - твоё», «Делай добро и будь, что будет!» сегодня имеют особую актуальность. Добрый и заботливый воспитатель-наставник и в то же время строгий и требовательный педагог Светлана Афанасьевна делится своими знаниями, опытом, мироощущением, передаёт нам их, чтобы путь, который проходит каждый из нас, становился чуть проще и лучше. На главный профессиональный вопрос: «Что значит для Вас быть учителем?» кавалер ордена Дружбы народов отвечает так:
– Народная мудрость гласит: «Человек человеку друг, товарищ, брат, даже враг, но главное – учитель». Быть учителем в жизни, значит, на мой взгляд, быть строителем собственного «я», своего характера и души по высоким нравственным образцам российского общества: Александр Невский, Софья Ковалевская, Мария Кюри, Николай Кибальчич, Юрий Гагарин… Это – крайне сложно, но архиинтересно. Учитель учит литературе (истории, физике…), ходит в походы со своими учениками, пишет сценарии школьных праздников, активно участвует в субботниках и в ремонте класса, работает с детьми в поле или на предприятии, перечисляет заработанное в Фонд Мира, как в нашу советскую эпоху. Сегодня помогает ветеранам СВО. Только личность может воспитать личность. Педагог – дословно: ведущий за собой. Если он вывел своего отстающего ученика на иной, более высокий уровень. Зримый рост. Наставляя, обучая, воспитывая, учитель отдает частицу своей души учащемуся. И тогда по человеческой эстафете чуткое сердце поделится теплотой с новым молодым поколением. Мне видится, широта и глубина самого слова учитель так.
У—ум, умение
Ч—честь, честность
И—история, искренность
Т—талант, тайна
Е—единство, естественность
Л—любовь, любознательность
Ь—мягкость, граничащая с твердостью характера.
Жаль, в этом слове нет буквы «К»: культура, книга, критика собственных действий.
Недостаток этой буквы Светлана Афанасьевна параллельно воплотила в своей литературно-музыкальной деятельности. Её выступления транслировало кубанское ТВ в цикле «Вечера с вокальной группой». Медведева пела 30 сезонов из 55-ти в вокальной студии краснодарского Дома учёных и инженеров. Почему именно музыка?
– А вообще, почему люди поют? Потому что душа просит – это, во-первых. Во-вторых, сама учусь. Культуры никогда не бывает много, музыкальной – тем более. Научившись, делюсь этими знаниями со слушателями. Я родом из века XX – из СССР, и мне близки произведения советского периода. Они стали классикой. Воспитание и самовоспитание патриотических чувств проходят не через лозунги, а через знание дел, побед, поступков предыдущего и настоящего поколений. Моя «музыкально-сценическая» судьба началась с первой исполненной мною песни «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт» на военной полуторке в 1947 году, на которой ещё недавно возили «катюши» до сборника собственных песен «Свет Родины». Я – «классик», мне близки музыкальные произведения П. Чайковского, М. Глинки, Ф. Шуберта, А. Рубинштейна, В. Моцарта.., - рассказывает писательница.
Зов души кубанской поэтессы выражается в огромной благотворительной деятельности, о которой она скромно умалчивает, но в беседе определяет это так:
- Корней Чуковский советовал писать бесплатно, за это больше платят!?
В добром деле я участница.
Честь и совесть – корень мой.
Ко всему в стране причастна я,
Стало всё моей судьбой.
С душевной благодарностью талантливый учитель вспоминает своих наставников – Киселёву Е.П., учителя русского языка и литературы сш. №1 ст. Кореновской, Уржа И.К., учительницу математики и секретаря партийной организации той же школы. Преподавателей факультета иностранных языков Н.К. Павлисову, Л.В. Храмцову, музыкальных наставников – семью оперного певца Бльшого театра П.Г. Лисициана, музыковеда Г.С. Коцюба, концертмейстера Е.Н. Лебедь, художественного руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко, гл. балетмейстера Большого театра Ю.Н. Григоровича.
Нижеприведённая Анкета о вечном наглядно характеризует личность настоящего педагога и может стать практическим руководством для современных учителей.
Анкета
Ваши главные качества
- Точность, верность, трудолюбие.
Ваш главный недостаток
- Нетерпение души.
Ваше любимое занятие
- Чтение, вокальные занятия, размышление.
Что Вы цените в людях?
–Честность, порядочность, преданность.
Что такое счастье?
–Исполнение высоких желаний.
В какой исторической эпохе Вы бы хотели жить?
–В своей.
Какова главная черта Вашего характера?
–Трудоголик, без дела скучно.
Что бы хотели в себе изменить?
–Недостатки своего характера.
Кем бы Вы хотели стать?
–Учителем, поэтом, музыкантом. Думаю, я приближаюсь к ним.
Если не собой, кем бы вы хотели быть?
- Софьей Ковалевской.
Ваши любимые литературные герои?
- Владимир Дубровский, Павел Корчагин, Штирлиц (Исаев)…
Ваши любимые литературные героини?
- Татьяна Ларина (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»), Наташа Ростова (Л.Н. Толстой «Война и мир»).
Ваши герои в реальной жизни?
-Афанасий Никитин, Василий Песков, Зоя Космодемьянская, Евдокия Носаль, Фидель Кастро, Юрий Гагарин, Индира Ганди, Ирина Роднина…
Любимая улица
– Красная в Кореновке и Краснодаре, Светланская во Владивостоке. «Светлана» -- пушка в Москве для салютов.
Любимое место
– Дом, кв. №14.
Любимый город
—Ленинград.
Любимое море
– Чёрное (Русское).
Любимая гора
– Эльбрус (Ошхамахо).
Любимая река
– Волга.
Любимая книга
— «Молодая гвардия» А. Фадеева.
Любимая песня
– «Смелого пуля боится».
Любимая мелодия
– Увертюра И.О. Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта».
Любимый поэт
– А.С. Пушкин
Любимый зарубежный поэт
–Г. Гейне
Любимое место на земле
—Родной дом.
Любимая профессия
– Учитель, просветитель.
- Кого легче учить своих собственных детей или учеников?
- Учеников.
- Как Вы это объясняете?
- Эффектом родственного присутствия.
- Какие трудности можете обозначить в своей профессии?
- Ежедневные, еженошные, постоянные. Преодолеваемые.
Я знаю, школа для меня – религия.
Урок – всегда мой высший истый Бог.
Снимаю в классе грузные вериги я—
Здесь каждый день – начало и итог.
Я верю, школа для меня – религия,
Мой тяжкий крест, опора и мой храм,
И я храню, как главную реликвию,
Полёт души – мой путь к ученикам.
Что вы более всего ненавидите?
- Ложь, трусость, предательство, несправедливость.
- Что для Вас дороже всего?
- Ежедневное постижение знаний и применение их как ключ к пониманию мира.
Военное событие, которое вас более всего восхищает?
- Оборона Козельска, блокада Ленинграда, оборона Сталинграда, освобождение Мариуполя (СВО).
Как бы вы хотели умереть?
- Не хотела бы.
Ваше любимое воспоминание?
–Елка 1947 года.
Что для вас предел счастья?
- Недостижимость счастья.
- Каков путь к счастью?
- Вся моя жизнь прошла с утверждением «Человек человеку учитель». А это огромный труд. Только труд способен отточить в человеке нравственные ценности. Только он является истинным путем к счастливой жизни.
- Считаете ли Вы себя счастливым человеком?
–Позволю себе ответить вам словами Патриарха Всея Руси Кирилла: «Несчастливым себя не считаю».
Мгновений счастья не бывает много.
Как вспышки молний, коротки они,
Яснее с ними видится дорога,
Что продолжает за собой манить…
Материал подготовлен
членом Союза журналистов России,
кандидатом филологических наук
Мирой Михайловной Гукасовой