Перейти к содержимому

Учитель-наставник

Так повелось, что многие из нас, становясь «выше», в своих воспоминаниях или наяву забывают вспомнить о «своём» учителе, аргументируя это сложностью и быстротечностью нынешнего времени.  И только немногие понимают роль и заслугу Учителя в жизни. К примеру, наш Президент до сих пор поддерживает связь со своим школьным наставником. «Солнце русской поэзии» до конца своих лет воспевал образ няни: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». «Глыба, человечище» русской литературы описал в автобиографической повести «Детство» учителя «с добрым лицом» Карла Ивановича, как тип личности, способный развивать душу своего воспитанника. Образ Учителя воспет во всех жанрах искусства, начиная с античных времён.

Педагогические посылы Народного учителя Российской Федерации С.А. Медведевой: «Через тернии к звёздам («Per aspera ad astra»), «Что ты отдал, то - твоё», «Делай добро и будь, что будет!» сегодня имеют особую актуальность. Добрый и заботливый воспитатель-наставник и в то же время строгий и требовательный педагог Светлана Афанасьевна делится своими знаниями, опытом, мироощущением, передаёт нам их, чтобы путь, который проходит каждый из нас, становился чуть проще и лучше. На главный профессиональный вопрос: «Что значит для Вас быть учителем?» кавалер ордена Дружбы народов отвечает так:  

– Народная мудрость гласит: «Человек человеку друг, товарищ, брат, даже враг, но главное – учитель».  Быть учителем в жизни, значит, на мой взгляд, быть строителем собственного «я», своего характера и души по высоким нравственным образцам российского общества: Александр Невский, Софья Ковалевская, Мария Кюри, Николай Кибальчич, Юрий Гагарин…  Это – крайне сложно, но архиинтересно.  Учитель учит литературе (истории, физике…), ходит в походы со своими учениками, пишет сценарии школьных праздников, активно участвует в субботниках и в ремонте класса, работает с детьми в поле или на предприятии, перечисляет заработанное в Фонд Мира, как в нашу советскую эпоху. Сегодня помогает ветеранам СВО. Только личность может воспитать личность. Педагог – дословно: ведущий за собой.  Если он вывел своего отстающего ученика на иной, более высокий уровень. Зримый рост. Наставляя, обучая, воспитывая, учитель отдает частицу своей души учащемуся.  И тогда по человеческой эстафете чуткое сердце поделится теплотой с новым молодым поколением.  Мне видится, широта и глубина самого слова учитель так.

У—ум, умение

Ч—честь, честность

И—история, искренность

Т—талант, тайна

Е—единство, естественность

Л—любовь, любознательность

Ь—мягкость, граничащая с твердостью характера.

Жаль, в этом слове нет буквы «К»: культура, книга, критика собственных действий. 

Недостаток этой буквы Светлана Афанасьевна параллельно воплотила в своей литературно-музыкальной деятельности. Её выступления транслировало кубанское ТВ в цикле «Вечера с вокальной группой». Медведева пела 30 сезонов из 55-ти в вокальной студии краснодарского Дома учёных и инженеров. Почему именно музыка?

–  А вообще, почему люди поют? Потому что душа просит – это, во-первых.   Во-вторых, сама учусь. Культуры никогда не бывает много, музыкальной – тем более.  Научившись, делюсь этими знаниями со слушателями.  Я родом из века XX – из СССР, и мне близки произведения советского периода.  Они стали классикой.  Воспитание и самовоспитание патриотических чувств проходят не через лозунги, а через знание дел, побед, поступков предыдущего и настоящего поколений. Моя «музыкально-сценическая» судьба началась с первой исполненной мною песни «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт» на военной полуторке в 1947 году, на которой ещё недавно возили «катюши» до сборника собственных песен «Свет Родины». Я – «классик», мне близки музыкальные произведения П. Чайковского, М. Глинки, Ф. Шуберта, А. Рубинштейна, В. Моцарта.., - рассказывает писательница.

Зов души кубанской поэтессы выражается в огромной благотворительной деятельности, о которой она скромно умалчивает, но в беседе определяет это так:

- Корней Чуковский советовал писать бесплатно, за это больше платят!? 

В добром деле я участница.

Честь и совесть – корень мой.

Ко всему в стране причастна я,

Стало всё моей судьбой.

С душевной благодарностью талантливый учитель вспоминает своих наставников – Киселёву Е.П., учителя русского языка и литературы сш. №1 ст. Кореновской, Уржа И.К., учительницу математики и секретаря партийной организации той же школы. Преподавателей факультета иностранных языков   Н.К. Павлисову, Л.В. Храмцову, музыкальных наставников – семью оперного певца Бльшого театра П.Г. Лисициана, музыковеда Г.С. Коцюба, концертмейстера Е.Н. Лебедь, художественного руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко, гл. балетмейстера Большого театра Ю.Н. Григоровича.

Нижеприведённая Анкета о вечном наглядно характеризует личность настоящего педагога и может стать практическим руководством для современных учителей.

Анкета

Ваши главные качества

- Точность, верность, трудолюбие.

Ваш главный недостаток

- Нетерпение души.

Ваше любимое занятие

- Чтение, вокальные занятия, размышление.

Что Вы цените в людях?

–Честность, порядочность, преданность.

Что такое счастье?

–Исполнение высоких желаний.

В какой исторической эпохе Вы бы хотели жить?

–В своей.

Какова главная черта Вашего характера?

–Трудоголик, без дела скучно.

Что бы хотели в себе изменить?

–Недостатки своего характера.

Кем бы Вы хотели стать?

–Учителем, поэтом, музыкантом. Думаю, я приближаюсь к ним.

Если не собой, кем бы вы хотели быть?

- Софьей Ковалевской.

Ваши любимые литературные герои?

- Владимир Дубровский, Павел Корчагин, Штирлиц (Исаев)…

Ваши любимые литературные героини?

- Татьяна Ларина (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»), Наташа Ростова (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Ваши герои в реальной жизни?

 -Афанасий Никитин, Василий Песков, Зоя Космодемьянская, Евдокия Носаль, Фидель Кастро, Юрий Гагарин, Индира Ганди, Ирина Роднина…

Любимая улица

– Красная в Кореновке и Краснодаре, Светланская во Владивостоке. «Светлана» -- пушка в Москве для салютов.

Любимое место

– Дом, кв. №14.

Любимый город

—Ленинград.

Любимое море

– Чёрное (Русское).

Любимая гора

– Эльбрус  (Ошхамахо).

Любимая река

– Волга.

Любимая книга

— «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Любимая песня

– «Смелого пуля боится».

Любимая мелодия

– Увертюра И.О. Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта».

Любимый поэт

– А.С. Пушкин

Любимый зарубежный поэт

–Г. Гейне

Любимое место на земле

—Родной дом.

Любимая профессия

– Учитель, просветитель.

- Кого легче учить своих собственных детей или учеников?

-   Учеников.

-  Как Вы это объясняете?

- Эффектом родственного присутствия.

-  Какие трудности можете обозначить в своей профессии?

- Ежедневные, еженошные, постоянные. Преодолеваемые.

Я знаю, школа для меня – религия.

Урок – всегда мой высший истый Бог.

Снимаю в классе грузные вериги я—

Здесь каждый день – начало и итог.

Я верю, школа для меня – религия,

Мой тяжкий крест, опора и мой храм,

И я храню, как главную реликвию,

Полёт души – мой путь к ученикам.

Что вы более всего ненавидите?

- Ложь, трусость, предательство, несправедливость.

- Что для Вас дороже всего?

- Ежедневное постижение знаний и применение их как ключ к пониманию мира.

Военное событие, которое вас более всего восхищает?

- Оборона Козельска, блокада Ленинграда, оборона Сталинграда, освобождение Мариуполя (СВО).

Как бы вы хотели умереть?

- Не хотела бы.

Ваше любимое воспоминание?

–Елка 1947 года.

Что для вас предел счастья?

- Недостижимость счастья.

- Каков путь к счастью?

- Вся моя жизнь прошла с утверждением «Человек человеку учитель». А это огромный труд. Только труд способен отточить в человеке нравственные ценности. Только он является истинным путем к счастливой жизни.

- Считаете ли Вы себя счастливым человеком?

–Позволю себе ответить вам словами Патриарха Всея Руси Кирилла: «Несчастливым себя не считаю».

Мгновений счастья не бывает много.

Как вспышки молний, коротки они,

Яснее с ними видится дорога,

Что продолжает за собой манить…

Материал подготовлен

членом Союза журналистов России,

кандидатом филологических наук

Мирой Михайловной Гукасовой

pegi12.jpg