И все - благодаря маме. Как в Кореновске появился памятник Матери
Есть расхожая фраза, что за каждым человеком, добившимся успеха в жизни, стоит женщина. И эта женщина – его мама.
Потому что именно мать закладывает в него с молоком важнейшие правила, ценности, программируя сценарий дальнейшей жизни. Мы все – продукты семейных установок, неписаных правил, которые неосознанно проецируем в будущее – уже своим детям. И какой жизненный сценарий мы им вложим – так они и будут жить. Это правда.
Хотите доказательств? Пожалуйста. Яркий пример сильной и действенной материнской любви - председатель Совета муниципального образования Кореновский район Василий Васильевич Слепухин.
- Все, чего я добился в жизни – произошло благодаря моей маме, ее мудрости, любви, веры в нас, своих детей, - уверен Василий Васильевич.
Его мама, Александра Васильевна, из того поколения, на чью долю выпало множество испытаний. Она родилась в 1922 году здесь, на Кубани, в станице Владимировской. Время сложное, послереволюционное, когда менялся весь традиционный уклад, время создания колхозов, раскулачивания, расказачивания. Не миновала эта доля и родителей девочки: у отца, Василия Матвеевича, тоже забрали хозяйство в колхоз.
Пережила семья и это. Может быть отсюда, с тех времен и идет умение смотреть на жизненные проблемы с оптимизмом, верить, что черная полоса – не вечная, будет и белая. Затем Александра пошла в школу-семилетку, а после ее окончания поступила в техникум молочной промышленности в станице Вознесенской. Время шло, целеустремленная девушка училась, затем работала. А потом началась война.
Ее будущий муж, Василий Никитович Слепухин, воевал с первых дней Второй мировой войны. 9 лет - с 1939 и по 1947 год он отдал Вооруженным Силам. И вот в 45-м году, когда ему дали отпуск после войны, он приехал в станицу и попросил руки и сердца Александры. Они поженились, и молодой муж забрал ее с собой в Германию, где служил до 47-го года.
В 47-м году у них родился старший сын Юрий, в 1949 – Василий, а затем третий, младший – Сергей.
После демобилизации главы семьи Слепухины вернулись обратно на Кубань, в Лабинск, где и родился Василий. Так как в семье женских рук не хватало, мама учила сыновей не бояться никакой работы, выполнять и мужские, и женские обязанности: убираться, стирать (вручную, о стиральных машинках и не мечтали!), гладить, готовить. Белоручек в семье не было!
- Раньше электрических утюгов не было. Да что утюгов - света не было! Когда я рос, у нас не было света и не было радио, и не было телевизора. Что было? Печка была и глиняные полы. Вечером мать на ней нажарит картошки. Для нас это самая лучшая еда была, самая вкусная. Поужинали и около печки или на печку залазили и щелкали семечки. Вот так было, – вспоминает Василий Васильевич.
Но ребятам не казалось что-то не так: в то время так жили все. К тому же у них был отец-фронтовик, неоднократно получавший ранения в годы войны, дослужившийся до капитана. А у многих их ровесников-друзей папы совсем не вернулись с полей сражений…
А потом у Василия Никитовича пошатнулось здоровье, началась череда операций, а следовательно, и долгая реабилитация - раньше все проходило гораздо сложнее и тяжелее, чем сейчас. Так что какое-то время в семье работала одна мама. А она умудрялась и мальчишек воспитывать, и хозяйство вести, и мужа выхаживать. Даже в положенном государством декретном отпуске после рождения младшего сына не была (тогда давали 56 дней).
При этом авторитет отца был непререкаем!
- Если мы вдруг нашкодим, мать обращается к отцу. Папа идет, берет свою армейскую портупею – это такой сталинский ремень, очень тяжелый - и показывает нам. Видели? – Все, пап, мы так больше не будем! – улыбается Василий Васильевич.
Но порой и маме приходилось брать в руки лозину, чтобы утихомирить не в меру расшалившихся мальчишек. Но это было редко – на шалости особо не было времени. Мальчики учились, старшие приглядывали за младшим, ухаживали за кроликами, косили им траву. Затем немного поправился отец и пошел работать на завод по производству бочек для соления. Семье стало финансово легче.
Большое внимание мама уделяла образованию детей, ходила в школу на собрания, контролировала выполнение заданий. Но часто это не требовалось – мальчики росли активными, любознательными, начитанными.
- Брат в старших классах очень любил читать книги, особенно фантастику. Вспоминается такой случай: мама тогда что-то консервировала, то ли вишню, то ли черешню. И вот - все спать, а он открыл банку, керосинку зажег и читает «Гиперболоид инженера Гарина». Книга толстенная, на 400 страниц, а прочитать надо быстро – всего за два дня. И вот все спят, а он ложкой черпал эту вишню-черешню и читал всю ночь. Наутро мама встает – и видит чудную картину: сын спит на книжке, вокруг гора косточек… Конечно, и ругала, но и рада была, что сын читает, потому что в школу идти надо, а как учиться, если всю ночь не спал? Кстати, несмотря на такие ночные бдения, брат лучше меня успевал по учебе, поэтому мать его мне в пример ставила, – вспоминает Василий Слепухин.
После окончания школы ребята стали выбирать жизненную дорогу. Старший брат выбрал медицинский институт в Ростове, он хотел быть врачом. В первый год недобрал 0,5 балла, остался в Ростове, поступил на работу на 140-й вертолетный завод. И до следующего года опять занимался, чтобы еще раз попытаться поступить.
Работа на заводе была связана со сплавами, кислотами. И вот он нес 10-литровый баллон кислоты, а электрокарщик нечаянно сбил его, и кислота обожгла руку. Но он долго ничего не писал, ничего не говорил, а потом как-то приехал и рука перевязана. Но он убедил мать, что все восстановится, мазал мазями, и рука зажила. Потом снова пошел поступать - и снова неудачно, не хватает те же 0,5 балла. Что делать – значит, не судьба. Приехал Юрий домой и успешно поступил в Краснодарский политехнический институт.
Проучился полгода, и понял – не его. Приходит к маме и говорит: мам, это не мое. Я пойду в лесотехнический Воронежский институт. Мама поддержала и здесь – давай, сынок, но только учись.
Окончив всего 7 классов и техникум, Александра Васильевна как никто понимала ценность образования и мечтала, чтобы ее дети получили высшее. Кстати, и отец, Василий Никитович, тоже показал хороший пример детям, поступив в Майкопский лесотехнический техникум, несмотря на возраст.
В итоге у Юрия все сложилось хорошо: он поступил, учился с удовольствием, потом работал инженером, технологом, затем главным лесничим.
А когда пришло время поступать среднему, Василию, в семье даже не было свободных денег, чтобы банально поехать в другой город. Что делать? Мама говорит: «у нас сельскохозяйственный техникум есть, иди».
Там как раз была специальность автомеханика, и юноша решил получить эту профессию. Дело было знакомым - раньше школьники практику проходили в авторемонтной мастерской, помогали ремонтировать машины.
Сдал экзамены, но не набрал нужные баллы. В приемной комиссии предложили получить специальность зоотехника. И Василий... отказался!
Но придя домой, он услышал от мамы: «Иди назад, скажи, я согласен, иди учись!». В итоге его взяли сразу на 2 курс! А проучившись семестр, неожиданно понял – специальность ему понравилась! После техникума был Кубанский аграрный университет, затем - защита кандидатской, докторской…
И это все – благодаря вовремя проявленной настойчивости Александры Васильевны, убедившей сына не опускать руки и получать образование!
Памятник Матери
В 1991 году ушел из жизни отец Василия Васильевича, в 97-м – мама. Но все это время он чувствовал их незримую поддержку. Затем началось увлечение генеалогией, результатом которого стала книга «Корни и ветви рода Слепухиных».
Связь поколений даёт внутреннюю силу. Зная факты о своих родных, человек может лучше разобраться в себе самом, изучить особенности собственного характера, проанализировать поступки, заложить основы для будущего. Только вдумайтесь: в наших генах хранится память о наших пра-пра…, которые получали свои жизненные уроки, развивали страну, растили детей, воевали, трудились для того, чтобы нам, их потомкам, было лучше. Неужели они недостойны того, чтобы о них знали?
И когда в России появился День матери, у Василия Слепухина, к тому времени уже руководителя крупного предприятия - племзавода «Русь», появилась идея: почему бы не сделать памятник Матери?
На собрании коллектива он озвучил эту идею и она была поддержана всеми без исключения! Сотрудники даже предложили сдать на памятник свой однодневный заработок – настолько это предложение пришлось всем по душе.
Затем начались поиски скульптора. Разрекламированный краснодарский «церетели», предложивший отгрохать крутой мемориал на 10 сотках земли за 15 миллионов, вежливо получил отказ. А мастер, создавший полюбившуюся всем скульптуру, нашелся по рекомендации хороших знакомых!
И дело пошло! Сразу же определились с эскизом – им стала скульптура счастливой молодой женщины с ребенком на руках. Прототипом стала бывшая глава станицы Журавской Анна Сергиенко – она чем-то похожа на маму Василия Васильевича в молодости.
Узнав о том, что в городе планируется поставить памятник Матери, к сбору денег подключились и руководители других предприятий, а потом, когда об этом напечатали в газете, стали помогать и жители. Памятник воистину стал всенародным!
В итоге общими усилиями было собрано более миллиона рублей! Вскоре мастер сделал гипсовый макет будущей скульптуры, а потом ее отвезли в Ростов и там уже отлили в бронзе.
И вот настало время открытия. На торжество, посвященное открытию памятника Матери собрался весь город! Руководители предприятий, работники, пресса…
…Проходит время. Однажды к Василию Васильевичу на улице подошла женщина и говорит:
- Мне сказали, что вы - инициатор памятника. Можно я буду сюда приходить и класть цветы? У меня нет возможности поехать в Белоруссию, положить цветы на могилу своей матери там, я уже сама пожилая. Можно я буду приходить сюда, как к своей матери?
- Конечно же, можно! – ответил Василий Слепухин, - конечно!
Ведь для того и задумывался этот памятник, чтобы кореновцы почаще вспоминали своих матерей и хотя бы мысленно говорили им «спасибо».
Елена Гольцова.
- Просмотров: 718