Перейти к содержимому

Надежда Дмитриевна Голобородько: воспитывать сына надо примером

Мама — это верный друг, который всегда рядом, поддерживает и заботится. Воспоминания о ее любви и заботе остаются с детьми на всю жизнь, даже когда они становятся взрослыми. Мамины советы, ее мудрые слова помогают принимать важные решения в ключевых моментах, справляться с жизненными вызовами. Участники нашего проекта «Мамы о детях», «Дети о мамах» делятся своими воспоминаниями, рассказывают о формировании личности и характера значимых людей нашего района.

Когда у журналиста получаются интересные материалы? Всегда, если его герой умный человек с развитой, богатой речью и влюбленный в свое дело профессионал. Это счастье для журналиста: остается только усердно записать вслед за героем его повествование.

Так получилось интервью и с Надеждой Дмитриевной Голобородько — мамой главы Кореновского района Сергея Анатольевича Голобородько. Разговор получился на одном дыхании — причем заготовки с вопросами были забыты сходу за ненадобностью: учителю русского языка и литературы, еще и сильной личности, Надежде Дмитриевне «помочи» в виде наводящих вопросов абсолютно не нужны, чтобы толково, интересно, с ясным, раскрытым смыслом поговорить с собеседником так, как она объясняла детям на уроке свой предмет. Трудность оказалась в другом: мама главы района абсолютно непубличный человек. Открытый, честный, но поразительно скромный. Пришлось убеждать всеми силами, что проект ко Дню матери «Как воспитать мальчишку?» не может состояться без ее участия. Потому что именно она та самая мама, которая сумела воспитать из мальчишки мужчину, на плечи которого в районе ляжет самый большой груз — быть высшим должностным лицом муниципального образования.

Итак, как у сорванца и непоседы закалить характер?

- Сережка с детства тянулся к технике, мог что-то мастерить, помогал нам в огороде. Ну, а увлечением, конечно же, была рыбалка. Если говорить о главной его черте — это, конечно, самостоятельность, безусловно, упорство, энергия — во что бы ни стало, но дело довести до логического завершения. Но это то, что видно людям.

А для меня он — любящий сын. Знаете, что он сделал со своей первой зарплаты? На 1 курсе института, когда с другом пошли на заработки — разгружать кирпичи. Вот никогда этого не забуду: сынок купил мне подарок — пуховые перчатки, такие нежные, легкие, светло-зеленого цвета. Вот с этих тяжким трудом заработанных денег он первым делом купил подарок маме, чтобы мне зимой было хорошо. Это осталось в моей памяти на всю жизнь.

Юный помощник комбайнера

Сережа в душе добрый, заботливый. У него было стремление с самого детства подставить плечо нам — семье. Когда он видел, что отцу, Анатолию Васильевичу, тяжело, всегда помогал. Как-то собрался наш батька продавать капусту, надо было везти ее в Тихорецк. Дома собирался, обмолвился: ох, как я справлюсь один? Сережка-шестиклассник тут же к нему: пап, я с тобой поеду! Ну возьми меня, я помогу!
Батька взял его с собой. Вот так первый раз сынок окунулся в стихию рынка. И произошел там случай: подошла старушка-покупательница и сделала замечание, ей, наверное, показалось это неправильным, что ребенок сидит рядом с отцом за прилавком. «Як це так, чи тоби, хлопчик, нэ стыдно». Сережа отреагировал хмуро, поднялся с места и ответил: «Почему мне должно быть стыдно? Я на базаре, потому что отцу нужна помощь. А кто ему поможет, кроме меня? А что - правильнее, если бы я сейчас по улицам слонялся? А ваши внуки своим родителям не помогают?»

Бабушка растерянно приняла контраргументы: «Ну помогать отцу — цэ дило».

И все, уже с этого лета в 6 классе сын отцу стал помогать и на поле, на работе. Хлеборобство — это наше семейное. У нас и дед был комбайнером, и батька комбайнер. И вот с 6 по 10 класс все летние каникулы Сережка был у отца помощником комбайнера. До самого конца уборки. Возвращались поздно ночью, пыльные, уставшие. Как-то сын предложил: пап, а давай работать как все - до 2, до 3 часов ночи, чтобы все успевать и стать первыми? Отец вроде согласился: «Ну давай». А сам зорко за сыном смотрит. И вот они в таком режиме одну ночь, вторую. Отец видит: сын еле ноги переставляет, глаза слипаются. «Сынок, слазь с комбайна, давай будем раньше заканчивать». Сережка вздохнул: «Давай, до полуночи и все...».
Отец мудро дал ему возможность попробовать исполнить свое желание и понять, что для этого нужно.

Взросление

Сынок стал самостоятельным сразу, как только вышел за порог родительского дома после школы. В армию ушел с 1 курса института. Служил 2 года в танковых войсках. И присылал письма. А однажды написал: мама с папой, я вас очень люблю, но когда вернусь, буду строиться — хочу иметь свой дом.
Ну что ж, сын вырос, так правильно. И мы с Анатолием Васильевичем стали потихоньку закупать стройматериалы для будущей стройки. И, кстати, когда позже, в 1991-м году произошел обвал денег из-за денежной реформы, все люди потеряли свои сбережения, которые враз обесценились. А у нас сбережений уже не было: все пошло на кирпич, перекрытия, оконные блоки, дверные рамы и прочее.
Вернулся Сережка из армии. По поводу строительства дома сказал так: мам-пап, я все сделаю, вы только помогайте мне, подсказывайте — будьте рядом, вместе мы со всем справимся.
И начались наши трудовые будни сначала на 30 сотках, потом на 50-ти, а потом и гектаре земли: сажали капусту, картошку. Сынок в выходной день приезжал из института и мотоблочил, бил рядки, умел все: и капусту пикировать-выращивать, и картошку окучивать.

Начал присматривать земельный участок для постройки дома. Делал это просто: ездил по городу — искал, где есть свободный кусок земли. И нашел на 4 квартале. Обратился с просьбой о продаже пустого куска земли к хозяйке, пожилой женщине. И как она позже говорила: ваш хлопец меня убедил. Я посмотрела на него, пообщалась — серьезный парень, хороший. Ну пусть будет так.

Эти 4 сотки стали для батьки с сыном «стройкой века»: они там дневали и ночевали — все работы делали сами. И под фундамент рыли, и цемент замешивали, и стены выкладывали. И параллельно трудились на огородах. Сын у отца всему научился. И у него, что называется, руки золотые — он все умеет делать.

Хорошо, что для людей он просто Сережа

Сережка у нас очень добрый, отзывчивый. Но, конечно, перед людьми я не хвалюсь. Люди сами оценят.
Помните, в июле 2012г была в Крымске страшная трагедия - наводнение? Сергей тогда только-только стал главой района, месяца не прошло. И такое испытание! Каждый район был ответственный за восстановление квадратов Крымска. Кореновцам достался один из самых трудных участков возле русла реки Адагум, где водная стихия была самой разрушительной. Мой сын безвылазно жил со всеми в палатках на берегу и вместе со своей кореновской командой помогал местным жителям.
Жители Крымска им говорили: что же вы мучаетесь в палатках, почему в комфортные условия, в гостиницу не переходите?

Но разве это мыслимо? Нет, мой сын не такой. В каких условиях все жили, так и он будет - вместе со всеми.

Из газет и телевидения я знаю, что они называли моего сына просто Сережа — так они сроднились с ним за то время и не хотели его отпускать, когда пришло время прощаться.

Пока «поперек лавки»

Надежда Дмитриевна беспокоится: ой, заговорила я вас. О сыне я могу рассказывать бесконечно.
- Я спешу задать завершающий вопрос: Ваш совет молодым родителям?
- Не скажу ничего нового: воспитывать надо дитя, пока оно «лежит поперек лавки». Любите дитя умно. На родительских собраниях я говорила: будьте строгими, требовательными, не балуйте своих чад деньгами, дорогущей одеждой. Придет время, они вырастут — вот тогда и отдадите им эти деньги, когда они будут им нужны.

Воспитывать надо примером. Читайте книги, и пусть ваши дети читают. Давайте им задания: пересказать близко к тексту. Так у детей будет развиваться речь, а значит, мышление. Пусть они прочитают, к примеру, 10 тысяч слов. И в памяти у них останется хотя бы 1 тысяча. Но она обогатит их мысль, пополнит словарный запас. И у детей будет, что называется, «язык хорошо подвешен». А ведь это важно для будущего. Литература для того и преподается в школе — для развития личности. Раньше в программе было 47 тем сочинений. И ученики добросовестно писали. Каждую тему надо раскрыть, привести примеры, сделать выводы, подвести итог.

Детей надо воспитывать в трудолюбии, требовательности, порядочности. И если дитя будет всему этому следовать, то станет ответственным. И, поверьте, тому, кто ответственно занимается, не нужны репетиторы. Сейчас это стало повальным: все с репетиторами. А как же раньше? Репетиторов не знали. У нас в районе была плеяда прекрасных преподавателей русского языка и литературы: Лидия Ивановна Юрова, Наталья Николаевна Непиющая, Лариса Дмитриевна Тесленко и другие. Всем их ученикам репетиторство не нужно. У них и так глубокие знания.

В нашей школе была ученица, девочка одной из редких национальностей. Спустя годы, уже живя в другом городе, она рассказывала. В ее рабочем коллективе коллега, извинившись, спросил: «Ты так глубоко знаешь русский язык, цитируешь столько стихотворений, всяких мудрых высказываний, так грамотно пишешь — откуда у тебя такой уровень?»

На что она ответила: «Были бы у вас такие учителя, как мои, вы бы тоже столько знали».

А еще у нас был учитель математики Михаил Кузьмич Котов — он давал такие знания, что его ученики поступали в московские технические вузы, где весьма высокий уровень проходного балла. И как-то на экзамене у одного его ученика преподаватель спросил: откуда он знает этот способ доказательства теоремы? Кто его готовил для поступления?

Ученик ответил, что никто его специально не готовил. Он из простой сельской школы, и что Михаил Кузьмич даже иногда ставил ему 2 или 3.

Крепкие знания без требовательности со стороны учителя невозможны. И да, учитель может иногда поставить хорошему ученику 2 или 3, если тот плохо подготовился. Но ничего, хороший ученик будет готовиться лучше, но не побежит жаловаться маме и мама не прибежит в школу выяснять, почему ее ребенка «обидели». Сейчас, к сожалению, это стало нормой, что родители выясняют отношения со школой. Это самое страшное. В прежние годы это было немыслимо. Спрашивать, разъяснять — это нормально, но выяснять отношения — нет.

Как-то бабушка одного из учеников, которых я оставила после урока учить невыученное ими правило, мне высказывала: «Да отпустите вы их, а то мой внук, вон, уже плачет сидит».

На что я ответила: «Расскажет правило — пусть идет. А слезы — ничего, высохнут. Пусть вы сейчас считаете меня извергом, но придет время, потом он спасибо скажет: за почерк, за грамотность, за развитый и богатый словарный запас, за то, что его уровень станет основой для его детей». Так и получилось: часто бывает, как и у всех учителей, встречаются кто-нибудь из бывших учеников и благодарят.

Зачастую на своих собственных дочь и сына не хватало времени, бывало, убегала в школу спозаранку, а как они там соберутся, что позавтракают — об этом даже времени не было подумать. И даже сейчас, говоря о своем ребенке, мысль сбивается в привычную сторону — к моим ученикам. Сколько же их было! Сережа так и вырос со мной на работе: на очень многих школьных фотографиях, где мои классы, он маленький рядом.

Моим первым выпускникам уже за 60 лет. Есть примеры, когда несколько поколений одной семьи у меня учились. И приятно видеть, как вложенное в родителей потом положительно сказывается на детях. Я очень радуюсь успехам всех своих учеников и успехам их детей. Знаю, что хороший учитель оставляет в душах детей добрый след. Верю, что прожила жизнь не зря, всей силой своей педагогической души вела детей к доброте и правильным ориентирам.

Варвара Чудина.

  • Просмотров: 500
pegi12.jpg