Василию Слепухину – 75!
Председателя Совета МО Кореновский район, доктора сельскохозяйственных наук, заслуженного работника сельского хозяйства Кубани и России, Героя труда Кубани, почетного гражданина Кореновского района Василия Васильевича Слепухина представлять не надо – его хорошо знают не только жители нашего района, но и птицеводы по всей России. Ведь именно он стоял у истоков создания четырехлинейного кросса мясных кур «СК Русь», приспособленных для клеточного содержания.
Его жизненный путь не был усеян розами: как и многие известные соотечественики, он был выходцем из простой семьи, но всего добился сам, благодаря образованию и стремлению к знаниям.
Василий Слепухин родился в г.Лабинске 9 декабря 1949 года. Все, что было у мальчика в детстве – это любящая семья и дом с глиняным полом. Не было ни света, ни телевизора, ни радио. Из гаджетов – русская печка, на которой он грелся с братьями холодными зимними вечерами. Родители много и тяжело работали и всеми силами поощряли детей учиться. И не ошиблись – образование и стало их социальным лифтом.
Три языка – без репетиторов
После окончания школы он по совету матери, Александры Васильевны, поступил в местный техникум, который окончил с хорошими оценками. Потом был Кубанский аграрный университет, затем – успешная защита кандидатской, докторской…
При этом парнишка из кубанской глубинки умудрился без всяких репетиторов выучить три языка – английский, немецкий и французский! Как? А очень просто. Пригодилась смекалка.
…Как-то пришел он расстроенный домой из техникума. Мама спрашивает: «Сынок, что ты такой хмурый?».
- Мам, в школе у нас был французский, а в техникуме его нет, только немецкий! Ну как я его сдавать буду?
- Сынок, ты не один там, другие ребята тоже его не знают. Учи, ты справишься.
По французскому у Василия в школе была твердая четверка, он читал на нем стихи, хорошо переводил и неплохо разговаривал. А тут – немецкий! Но куда деваться – надо. И он начал его учить – по своей интуитивно разработанной методике. Сначала читал текст, стараясь запомнить слова и фразы, а потом над ними писал карандашом русский перевод. Работал со словарями, старался читать на немецком… и в итоге сдал экзамен по иностранному языку тоже на твердую четверку!
Но на этом его лингвистические приключения не закончились! После того, как он стал студентом Кубанского аграрного университета, оказалось, что ему предстоит изучать… английский! Но у Василия уже была своя опробованная методика изучения языка, и инглиш выучить оказалось уже намного легче.
А затем подтвердилась старая истина - что в жизни случайностей не бывает, и пригодиться может абсолютно все: несколько лет спустя, когда Василий Васильевич уже писал кандидатскую работу по птицеводству, знания иностранных языков ему были очень и очень кстати! Во-первых, чтобы сдать кандидатский минимум, а во-вторых – чтобы читать работы зарубежных коллег-селекционеров.
Но он еще не знал, какой сюрприз приготовила ему судьба!
Служба в армии
В 1968 году, год чехословацких событий, Василия призвали в армию. До окончания техникума ему оставалось всего полгода, но тогда никаких отсрочек не было, если Родина призвала – иди и служи.
На карантин новобранцев направили в Волгоград, где находится знаменитый Мамаев курган, со статуей Родины-Матери. А через месяц ребят направили… в Германию! Вот и пригодились знания немецкого, казалось бы, совсем ненужного будущему зоотехнику языка.
Затем было учебное подразделение, а затем служба. И надо же так случиться, что он служил в том самом городе, где служил его отец и родился старший брат! А теперь здесь пришлось служить более 2-х лет и Василию. Вот и не верь после этого в судьбу!
Командирами у них были бывшие фронтовики. И они требовали от всех, начиная от себя, высокой готовности, дисциплины, четкости, ответственности. Это тоже наложило свой отпечаток на Василия Слепухина, сформировав его характер.
Служба шла легко и успешно, он получил звание старшины и был заместителем командира взвода. Ближе к демобилизации ему поступило предложение остаться и продолжить службу, но он отказался: нужно было ехать домой. У мамы начало пошаливать здоровье.
Вернулся домой, продолжил учебу в техникуме и через полгода закончил его с прекрасными отметками. А впереди было распределение. В советские годы была такая система, что те ребята, у кого были хорошие оценки, могли выбирать, куда идти работать, а остальные шли туда, куда направит Родина.
- И вот было три места на Сахалин, - вспоминает Василий Васильевич. – Нас вызывали, и я шел первым. Сидит, как сейчас помню, Василий Тихонович Кириленко, председатель комиссии. «Ну, здравствуй, садись. Куда хочешь?» Я говорю: «на Сахалин».
- Как, на Сахалин? – удивилась комиссия.
… А меня в те годы так манил этот загадочный край - Дальний Восток. Тигры, сопки, природа, море, это вот все, - вспоминает Василий Васильевич.
Но, к счастью, юного романтика комиссии удалось уговорить, сказав, что специалисты нужны и здесь, в Краснодарском крае.
Когда он пришел домой, то рассказал семье, что его оставляют здесь.
- И правильно сделали, - сказала мама, - куда тебя несет, тебе надо еще учиться многому…
И снова мама оказалась права!
Замдиректора - в 24 года
Первой должностью Василия Слепухина стала должность помощника бригадира, а первым рабочим местом - колониальный цех по выращиванию птицы Лабинского племптицесовхоза №25.
Что такое колонизация? Это когда на поле расположены деревянные домики, и в них живут птицы. Молодому специалисту дали под надзор сразу 70 тысяч птиц на трёх полях! И всю эту непростую науку ухода за пернатыми ему пришлось постигать сразу на практике. Конечно же, на первых порах ему помогали и подсказывали старшие специалисты, но все же Василий Васильевич понимал, что ему нужно учиться дальше. И поступил в Кубанский государственный аграрный университет на заочное отделение, параллельно работая. Постепенно осваивал разные направления – работал и с птицами, и коровами, и лошадьми.
А через три года молодому специалисту поступило неожиданное предложение от директора предприятия, бывшей жительницы Ленинграда, фронтовички Евгении Емельяновны Давыдовой: «пойдешь в мои заместители?».
На тот момент ему было всего 24 года…
К тому времени у Василия уже появилась своя семья. Нагрузка была – не чета нам нынешним.
- Домой приходили только спать, - вспоминает Василий Васильевич: у меня – животноводство и птицеводство с 5 утра и до 9 вечера, у жены – сначала уроки в школе, а потом дома проверка бесконечных тетрадей.
Потом родились две дочери, сын. Это время было одним из самых счастливых для Василия Слепухина – он не только стал главой семьи, но и успешно продвигался по службе, пройдя карьерную лестницу от бригадира до заместителя директора предприятия, затем стал председателем рабочего комитета, главным зоотехником Лабинского госплемптицезавода, защитил кандидатскую, а несколько лет спустя и докторскую диссертации, претворяя в жизнь свой девиз «Искать – вот смысл пути, которым мы идем. Достичь – и вновь идти нехоженым путем».
Кореновск: симбиоз науки и производства
В 1987 году Василия Васильевича направили развивать бройлерное птицеводство. В те годы ЦК КПСС и Совет Министров выпустили постановление о развитии этой отрасли. Но для того, чтобы это бройлерное производство развить, надо было создать завод и на заводе заниматься селекционно-племенной работой. Вот Василия Слепухина и направили в Кореновск. Здесь на тот момент работали Кореновская птицефабрика и птицезавод «Россия», впоследствии сменивший название на «Русь».
Здесь с абсолютного нуля и начиналась все бройлерное производство. У энтузиастов были только светлые головы и руки. Ни технологий, ни пород… Но разве что-то остановит русского человека? В итоге под руководством Василия Слепухина коллектив селекционеров вывел девять уникальных кроссов птиц (кросс - это сочетание линий и микролиний разных пород) , «СК РУСЬ-2», «СК РУСЬ-4», «СК РУСЬ-6». Это была гигантская, кропотливая селекционная работа.
Более 20 лет потребовалась нашим ученым, чтобы вывести уникальных бройлеров, аналогов которым не было! Специалисты предприятия «Русь» тесно сотрудничали с учеными, которые занимались генетикой - из Краснодара, Ленинграда, Москвы… Ведь создание кроссов требует очень глубокой работы, изучения генетического потенциала материала. А для того, чтобы эту генетику создать, надо было выделить несколько линий и пород.
В создании кроссов участвовали две породы - плимутрок и корниш. Плимутрок - это американский материал, корниш - английский. От этого и отталкивались наши генетики. Сложность была в том, что у плимутрока линий и микролиний очень много - до десятка. И нужно было «поймать» такую микролинию, которая будет давать и мясо, и яйцо.
А корниш – мясная порода, которая хорошо подходит для соединения этих пород. До сих пор никто не мог получить от них яичной продуктивности. А селекционеры из Кореновка – смогли! Они вели работу с этой птицей, и на этом фоне создали кросс «СК РУСЬ».
В этих двух буквах и находится разгадка секретной технологии! СК – это «селекция клеточная». До Василия Слепухина и его команды никто этим не занимался, и никто не выводил кроссы с помощью селекции клетки, а они освоили!
Практически с нуля наши ученые создавали уникальное оборудование, выводили уникальную птицу, разрабатывали технологии кормления, ухода, искали лучшие сочетания… И в конечном итоге создали уникальный материал «СК РУСЬ-2», «СК РУСЬ-4», «СК РУСЬ-6» и другие.
В папке Василия Слепухина бережно хранятся множество патентов и свидетельств на кроссов. Первый из них был получен в 1994 году – это авторское свидетельство.
А знаете ли вы, что на предприятии «Русь» впервые в мире освоили искусственное осеменение птицы? До них никто не занимался искусственным осеменением мясной птицы, а кореновцы занялись этим направлением – и преуспели. Это очень выгодно - если на естественном спаре один петух может оплодотворить шесть куриц, то искусственное осеменение - уже 70−100.
При этом можно выводить отличный материал – ведь брался определенный петух, с определенной наследственностью, признаками, которые можно было закреплять, и вводили его биоматериал в нужную курочку, которая тоже имела необходимые показатели. Так и получались уникальные гибриды, завоевывающие золотые медали на многочисленных выставках, а слава предприятия гремела далеко за пределами Кубани.
Из-под пера Василия Слепухина в эти годы вышло 42 печатных работы, в том числе две монографии, пять методических рекомендаций, девять авторских свидетельств, восемь патентов на селекционные достижения и два патента на изобретения.
К талантливому ученому-руководителю из глубинки пришло признание. Его заслуги неоднократно отмечались высшими государственными наградами – медалями «За трудовую доблесть», «За заслуги перед Отечеством» 2 и 3 степеней и другими, он стал обладателем почетного звания «Заслуженный работник сельского хозяйства РФ», лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, Героем труда Кубани и почетным гражданином Кореновского района. А грамот и благодарностей – просто не счесть!
Времена меняются, опыт остается
Начало двухтысячных стало трагическим временем для уникального предприятия. Ежегодно здесь производились более 17 миллионов штук инкубационных яиц, реализовывалась продукции более чем на 200 миллионов рублей, давая прибыль более 20 млн в год. Несмотря на то что птицезавод жил на свои средства, развивался и решал задачу обеспечения продовольственной безопасности, но на федеральном уровне уникальный племенной птицезавод был включен в план приватизации, чтобы пополнить казну.
Со временем на базе племптицезавода создали птицеводческое предприятие ООО «Русь»-СВС. Но, к сожалению, за это время были утрачены технологии, исходные формы прародителей, а значит – нет и перспектив развитии отрасли отечественного кросса мясных кур.
Об этом и болит душа заслуженного работника сельского хозяйства Василия Слепухина. Но есть надежда, что рано или поздно Россия снова придет к пониманию необходимости собственной селекции, а значит, уникальный опыт его детища – племенного птицезавода «Русь» - окажется полезным будущим птицеводам.
Но огромный опыт и талант организатора Василия Васильевича востребованы и сейчас на родной Кубани. 30 лет назад, в 1994 году, Василий Васильевич Слепухин был избран в Совет представителей Кореновского района.
Потом он стал депутатом Совета от Кореновского пятимандатного избирательного округа № 2 и Председателем Совета муниципального образования Кореновский район на неосвобожденной основе. Все эти годы он продолжает трудиться на благо муниципалитета и его жителей. Вот эта востребованность, нужность и греет душу патриота, который на днях отметит свое 75-летие.
С юбилеем, Василий Васильевич! Спасибо Вам за подвижничество, неуемный дух ученого-исследователя, кропотливую работу по развитию отечественного птицеводства и заботу о родном районе!
А еще был случай
В 90-х годах нашу страну завалили «ножками Буша» - американских бройлеров. Их очень сильно расхваливали в газетах и журналах. А на самом деле это было просроченное мясо, нашпигованное не только гормонами, но и всей таблицей Менделеева, которое везли к нам наши заклятые друзья-американцы.
Тогда журналисты «районки» и директор птицефабрики «Русь» провели эксперимент: пошли на рынок, взяли две тушки замороженного бройлера - от нашей птицефабрики и американского.
А как проверить? Очень просто: позвать на помощь мух. Этих насекомых не проведешь, они кушают только органику. Вот на что сядут - это съедобная продукция. Не сядут – значит это несъедобная отрава.
С погодой экспериментаторам очень повезло – стоял жаркий август, заморозка быстро отходила. Положили они мясо на солнышко и стали ждать. Не прошло и 10 минут, как прилетели добровольные помощницы и облепили… тушку кореновских бройлеров! Ммм, вкусно, спасибо, дорогие люди!
А пока мухи угощались вкусной кореновской курочкой, Василий Васильевич снял кожу с американского куренка, убрал мясо, взял трубчатые кости бедра и разломил. Кость внутри была вся черная.
А почему?
- Дело в том, что американцы живут совсем иначе от нас. Они накачивают свою птицу гормонами для быстрого роста, и в еде используют только грудную мышцу – белую грудку, это самое безопасное мясо, - говорит Василий Васильевич. - Все остальное – бедра, крылышки, шея, печень, мышечный желудок – там, где оседают все эти препараты – не едят, а отправляют в страны третьего мира. А потом нашли и еще один выгодный рынок сбыта – Россию. В общем, бизнес был построен так: они забивают птицу, своему населению продают белое мясо. Все остальное – в морозилку, держат там полгода и отправляют в другие страны. Вот такой был бизнес.
ФОТО: из личного архива В.СЛЕПУХИНА.
Подготовила Елена ГОЛЬЦОВА.