
Алексей Баталов: жизнь и судьба великого актера
«Кинокарта мира неполна без России. Зрители здесь верят, что церковью является кинотеатр»
Тьерри Фремо, кинорежиссер, директор Каннского фестиваля.
Я родилась и выросла в станице Раздольной, где жил и работал замечательный киномеханик, фронтовик, участник В.О.войны Пономаренко Алексей Кондратьевич. В советские годы по итогам соревнования лучшим кинотеатром Краснодарского края был признан кинотеатр «Победа» при ДК станицы Раздольной, которым руководил Пономаренко Алексей Кондратьевич.
Именно ему принадлежала идея провести на базе кинотеатра большой кинофестиваль «Цвети, цвети, моя Держава, непобедимая навек». В программу фестиваля входили лучшие фильмы военно-патриотического содержания советских режиссеров. Кондратьевич, как его с большим уважением называли все станичники от мала до велика, всегда перед сеансом рассказывал собравшимся в зале многочисленным зрителям – взрослым и детям – о том, какие фильмы и о чем будут демонстрироваться в ближайшие дни.
Я еще не ходила в школу, когда впервые посмотрела вместе со своими родителями в сельском клубе черно-белый художественный фильм 1957 года режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли», снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Этот фильм стал лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года. Наряду с фильмами «Баллада о солдате» (1959) и «Иваново детство» (1962) фильм изменил военный жанр советского кино, где война представлена как драма обычных людей, но воспринимается зрителями не менее трагично.
На всю жизнь запомнилось, как мне было жалко главного героя картины в исполнении Алексея Баталова, который погиб на фронте: на фоне высокого неба в его глазах кружатся верхушки деревьев и звучит голос за кадром: «Я не ранен. Я убит». Картина смерти солдата потрясла меня, да и многих зрителей в зале, до слез! И потом, повзрослев, я не раз восхищалась большим талантом Алексея Владимировича. Ну кто из женщин моего возраста не помнит его яркую роль слесаря Гоши из популярного кинофильма 80-х «Москва слезам не верит», снятого Владимиром Меньшовым?
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР и двух Государственных премий России Алексей Владимирович Баталов (1928 -2017гг) — популярный советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, педагог, мастер художественного слова, общественный деятель.
В 1950 году Алексей Баталов окончил Школу-студию МХАТ и с 1950 года был актером Центрального театра Советской армии. В 1953–1956 годах играл на сцене МХАТ, в 1957–1975 годах был актером и режиссером киностудии «Ленфильм». С 1975 года А.Баталов - педагог ВГИКа, с 1979 года – профессор, с 2007 по 2013 год - президент Российской академии кинематографических искусств.
Он с 1944 года снимался в кино! Это фильмы «Дорогой мой человек» (1958 г) с пронзительной историей любви и исполнения медиком своего профессионального долга. Это кинофильмы «Дама с собачкой» (1960 год), «Девять дней одного года» (1962 год), «Игрок» (1972 год) и другие.
Труд Алексея Владимировича отмечен орденами Ленина в 1967 и в 1989 году, «За заслуги перед Отечеством» 3-й (1998) и 2-й (2008) степеней. Он издал авторские книги «Судьба и ремесло», «Диалоги в антракте», писал мемуары.
Татьяна СЕРГИЕНКО.
Фото: кадр из фильма "Москва слезам не верит".