Перейти к содержимому

6 июня - Пушкинский день России. Читали ли казаки Пушкина?

«И сей день не без завтрашнего» - говаривали запорожские казаки, преобразуя Кубань и видя ее будущее: что старина, то и деяние.


Из глубины времен
Идеальный образ культурного государства — это сохранять, обогащать и улучшать наследство, данное прошлым, как неоплаченный подарок. Корни питают и дают цвести современному древу жизни. Не будем их обрубывать.
Для каждого человека познание истории своей Родины начинается с изучения истории своего рода, истории своей малой родины. Для нас это Кубань - «родное пепелище»:
«Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека
И все величие его»
А.С.Пушкин.

Ни время, ни жизнь никогда не останавливаются, и наше «сегодня» станет историей, и наши потомки будут судить по созданному нами о нас!

Незнание своих корней многих делает бесприютными перекати-поле. Другое дело, если ты узнаешь, кем были твои предки. Важно осознавать, что ниточка жизни — твоей жизни — тянется из глубины времен.
Несколько лет назад в одной из центральных газет была опубликована статья высокопоставленного священнослужителя о падении уровня культуры общества. По его мнению, это связано с тем, что ушли из жизни последние бабушки и дедушки, которых воспитывали бабушки и дедушки, закончившие дореволюционные гимназии. Но в жизни случаются и неожиданности : единицы все-таки еще остались. Я одна из них. Моя бабушка Дарья Моисеевна родилась в семье казачьего урядника Моисея Сергеевича Охтень. Моисей Сергеевич построил первый в Кореновском районе коммерческий банк. Он занял один этаж двухэтажного здания на ул.Красной.

На фронтоне этого здания символика, обозначающая предназначение этого здания. 1911г — время постройки здания и открытия банка. В центре фронтона жезл, обвитый змеями, крылышки — символы римского бога Меркурия, покровителя торговли, банков, финансовых сделок. В Женеве перед зданием Международного дома торговли установлена скульптура взлетающего с земного шара бога Меркурия, он торопится на очередную сделку, а время — деньги. На его сандалиях и шлеме крылышки. Наш Аэрофлот тоже взял себе изображение крылышек Меркурия как эмблему. Изображение жезла и крылышек читаются, что здесь банк. По краям фронтона вензели: переплетенные буквы К и Р.

Дело в том, что это здание строилось, когда в Российской империи шла подготовка к празднованию 300-летия Дома Романовых. По всей стране устанавливались памятники, арки, строились дома и посвящались они кому-нибудь из династии Романовых. Наши казаки избрали великого князя Константина Романова. Как и все наследники в семье Романовых, он прошел положенный курс военного дела, но Константин увлекался сочинением стихов, делал переводы зарубежной литературной классики на русский язык. На его стихи писали музыку выдающиеся русские композиторы. На стихотворение «Распахнул я окно» П.И.Чайковский написал музыку. Этот романс до сих пор в репертуаре теноров всего мира. Каждый из нас сегодня может обратиться к виртуальному голосовому помощнику Алисе (например, в умной стерео-колонке) и попросить включить этот романс. Свои произведения Константин подписывал двумя буквами: К.Р.
Моисею Сергеевичу принадлежал маслозавод (современная улица Ленина), две мельницы. В нескольких метрах от двухэтажного здания он построил кинотеатр Синема. Возле базара — склад для своей товарной продукции. Под строительство усадьбы Моисею Сергеевичу выделили землю по ул.Хлеборобской. Участок занимал почти половину квартала и выходил на улицу Платнировскую. Дом был большой, саманный, обшитый досками, с железной крышей. Дом дворянского типа: два входа. Один вход назывался «белый» - для хозяев и гостей; другой - «черный» - для прислуги.Там кухня, буфетная, кладовая, подвал и др.

Вдоль двух стен — веранда. Перед белым входом посажен орех. Считалось, что запах ореховых листьев отпугивает мух, мошек, комаров. Листьями перекладывали одежду на лето и осень от моли. В доме изящная венская мебель красивого бордового цвета. Несколько лет назад потомки Моисея Сергеевича произвели ремонт и выбросили венскую мебель, заменив ее современной. Из дома исчез флер. Бабушка Дарья Моисеевна до конца своих дней ходила в свой отчий дом и всегда брала меня с собой. Рассказывала мне о порядках, традициях, обычаях, установившихся в ее семье. В семье почиталось образование и начиналось оно с занятий с домашними учителями. Моисей Сергеевич стремился всем детям (и дочерям, и сыновьям) дать образование. Когда пришло время сына Ивана готовить к поступлению в прогимназию, Дашеньке было 5 лет. Она потихоньку заходила в комнату для занятий, садилась в уголке и все занятие для брата воспринимала на слух, а после занятий садилась за стол, брала тетрадь, ручку и писала, складывала, вычитала... Дарье было 2 года, когда умерла ее мама, и отец считал, что на занятиях дочь под присмотром. Наступило 1 сентября, и отец с сыном отправляются в прогимназию, она располагалась на перекрестке улиц Мира и В.Павленко. На навесе прогимназии перед входом и до сих пор дата постройки здания: 1892г. Как рассказывала мне бабушка: она увидела идущих отца и брата, поняла, куда они идут, догнала их и вцепилась в рукав пиджака брата с просьбой взять ее с собой. Так они втроем и вошли в здание, она отправилась с братом в класс и села с ним за одну парту. Ей было 6 лет к тому моменту. Директор гимназии, благоговевший перед Моисеем Сергеевичем (меценат), предложил оставить Дарью в классе: она посидит, поймет, что ничего не понимает, ей станет скучно и она сама уйдет. Но брат и сестра закончили прогимназию, гимназию и Учительскую семинарию. Дарья Моисеевна училась только на «отлично». Каждый год получала награду: книги. Сложилась своя личная библиотека. И после учебы библиотека пополнялась классикой русской и зарубежной. Любимые авторы А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, Т.Г.Шевченко. С первых дней моего рождения звучал голос бабушки, читавшей Пушкина. Это была ее духовная пища, ее вдохновение, которая стала воспитанием моего сознания.

Помню себя хорошо с 4 лет. Бабушка занимается делами и наизусть читает мне Пушкина. Наступает ночь, я ложусь в своей комнате, бабушка в своей. Из кроватки кричу бабушке, что читать из Пушкина. Особенно часто просила о вещем Олеге и сказку о золотой рыбке («Сказку о рыбаке и рыбке»). Бабушка устала за день и засыпает. Я бегу к ней, бужу ее и требую читать... А сейчас осуждаю себя за это, за тиранство мною бабушки, но исправить уже ничего невозможно.
Мысленно до сих пор повторяю любимого ею Тараса Шевченко: «Як умру, то поховайте Мене на могилі, Серед степу широкого, На Вкраїні милій» (https://www.livelib.ru/quote/700315-kobzar-taras-shevchenko).

Отец моего папы Рябинина Николая Михайловича был из рода выдающегося народного сказителя Севера Рябинина Трофима Григорьевича. Папа имел два высших образования и работал инспектором РАЙОНО по школам для взрослых. Его увлечения: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой. В Доме культуры он создал драмкружок и был в нем сценаристом, режиссером и исполнителем главных ролей. Он оказался в одной струе интересов с моей бабушкой Дарьей Моисеевной. Когда мне исполнилось 7 месяцев со дня рождения, папа подарил как начало моей личной библиотеки «Избранные произведения» Пушкина. Это редчайшее издание к 100-летию со дня смерти А.С.Пушкина: обилие иллюстраций, комментарии к стихам, словарь, рисунки Пушкина. Его тираж 10 тысяч экземпляров на 162 млн жителей СССР.
С раннего детства я возила свою дочь Наташу по историческим и литературным достопримечательностям. В Москве посетили музей-квартиру Пушкина на Арбате. В музее экспозиция: все издания произведений Пушкина. Отсутствует «Избранные произведения», изданные к 100-летию со дня смерти Пушкина. Спросила у научного сотрудника, она удивилась: откуда я знаю о таком издании?

Директор музея и она долго уговаривали меня подарить издание музею. Объяснение: у вас дома смотрят это издание несколько человек, а в музее проходят миллионы. Я отказалась, объяснив: подарок отца в 7 месяцев. Когда мне исполнилось 4,5 года, отец погиб на фронте в тяжелейших боях за Москву. Книга, лично им подписанная, одна из немногих, сохранившая память о нем. Я только в руки беру книгу и волны чувств к отцу заполняют мою душу.

Знали ли, читали ли запорожцы Пушкина на Кубани?

Были казаки, которые стремились к грамоте и детей пытались учить. Вот такие участвовали в добровольных пожертвованиях на открытие публичной библиотеки имени Пушкина. В 1899г, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Пушкина, в Екатеринодаре открыли публичную библиотеку им.Пушкина. В станицах открывали точки книжной торговли: среди них книги сочинений Пушкина и Гоголя. В 1843г были сформированы типовые библиотеки из 170 томов. При всех войсковых и окружных дежурствах были открыты библиотеки. Создавали библиотеки и частные лица (у М.С.Охтеня была домашняя частная библиотека). 1899г — газета «Кубанские областные ведомости» выпустила специальные юбилейные номера - «Пушкинский» и в 1902г - «Гоголевский».

Сосланный в Прочный Окоп декабрист М.М.Нарышкин имел частную библиотеку, в которую входили и произведения Пушкина. Пользовались библиотекой декабристы и местное население.
У запорожских казаков на Запорожской Сечи была библиотека Межигорского монастыря. Библиотека была в 1804г перевезена на Кубань и книги распределили в церкви и войсковом училище.
Как велика ответственность родителей за образование, развитие, воспитание детей? Именно семья первой закладывает фундамент будущих знаний, интересов, знаний нашей национальной гордости: Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

Казачий путь: как казачество формировалось, развивалось и изменялось под влиянием различных событий и эпох

Наши предки — запорожские казаки. В плавильном котле Запорожья формировалось будущее казачье сословие, свободные люди, гордые и независимые, воинственные и верные товариществу, защитники православия.
Казак — вольный человек, наездник. В старину на Украине: член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства, активно участвующих в защите и расширении государственных границ. Запорожские казаки формировались из свободных людей, донские казаки — из беглых крепостных. Запорожская Сечь — старинный очаг вольности и свободы. Традиционные ценности запорожцев: православие, защита Отечества — священный долг, воля, коллективизм, взаимопомощь, товарищество, братство, отвага, смелость.

Внешний облик запорожских казаков: длинные, опущенные усы, бритая голова с оселедцем за ухом, рубаха, широкие шаровары, сапоги. Зимой носили высокую меховую шапку с красным верхом, полушубок.

В 1775г Екатерина II приказала уничтожить очаг вольности — Запорожскую Сечь. 5000 запорожских казаков сели в свои лодки и отплыли в турецкие владения за Дунаем. Есть даже опера украинского композитора Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем». Остальных запорожцев Г.Потемкин и А.Суворов убедили вступить в Черноморское казачье войско, верное России. Войско приняло активное участие в русско-турецкой войне (1787-1791гг) за завоевание Северного Кавказа. Один из современников этих событий эмоционально выразился о подвигах запорожцев в русско-турецкой войне: «... так славно себя зарекомендовали казаки в этой войне». Казаков поселили на черноморском побережье и в низовьях Днестра. Земли всем не хватало и возникла к этому еще одна проблема: кто будет осваивать огромные территории Северного Кавказа и противостоять воинственным горцам. 30 июня 1792г Екатерина II подписывает жалованную Черноморскому казачьему войску «Высочайшую грамоту»: Усердная и ревностная Войска Черноморского Нам служба, доказанная в течение благополучно оконченной с Портою Оттоманскою войны, храбрыми и мужественными на суше и на водах подвигами, ненарушаемая верность, строгое повиновение начальству и похвальное поведение от самого того времени, как сие войско, по воле Нашей, покойным генерал-фельдмаршалом, князем Григорием Александровичем Потемкиным-Таврическим учреждено, приобрели особливое Наше внимание и милость. Мы потому, желая воздать заслугам Войска Черноморского утверждением всегдашнего его благосостояния и доставлением способов к благополучному пребыванию, Всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне Кубани, от устья ее к Усть-Лабинскому редуту...

Все состоящие в упомянутой пожалованной Нами земле всякого рода угодья, на водах же рыбные ловли, остаются в точном и полном владении и распоряжении Войска Черноморского...
Мы всемилостивейше позволяем Войску Черноморскому пользоваться свободною внутреннею торговлею и вольною продажею вина на войсковых землях.
Войску Черноморскому предлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских. Мы надеемся, что Войско Черноморское, соответствуя Монаршему Нашему о нем попечению, потщится не только бдительным охранением границ соблюсти имя храбрых воинов, но и всемерное употребить старание заслуживать звание добрых и полезных граждан внутренним благоустройством и распространением семейного жития.
На подлинном подписано собственного Ея Императорского Величества рукою: Екатерина II.

Ни одно из 11 казачьих войск не имело юридического документа на землю. Черноморское войско было единственным, которое имело такой документ.

Это объясняет, почему только запорожские казаки могли превратить «гнилое место» (так называли Кубань) в жемчужину России: они были хозяевами этой земли и передавали по наследству своим детям. Преобразование Кубани — подвиг запорожских казаков. Бросить вызов природе могли только свободные люди, гордые и независимые, воинственные и верные товариществу, защитники православия, закаленные в боях и походах.

События одной эпохи 25 августа 1792г

Современная история Кубани, история ее систематического освоения начинается 25 августа на Тамани. Черноморское войско — военизировано и дисциплинировано. Казаки переселялись на Кубань куренями. Курень - воинское подразделение от 100 человек во главе с куренным атаманом. Жили в одной хате, называемой куренем.
Поселения казаков назывались куренем (в 1842г — станицей). Первая партия казаков под командованием полковника Саввы Белого прибыла на Тамань на гребных судах.
На месте высадки казаков 25 августа 1792г поставлен памятник: на высоком постаменте запорожский казак со знаменем в руках.
Памятник поставлен благодарными потомками к годовщине высадки первых казаков на Тамани. Перезимовав в Тамани, казаки весной 1793г начали заселение Кубани. В июне 1793г Захарий Чепега выбрал место под войсковой город, столицу Черноморского казачества. Город назвали именем Святой Екатерины. Рос город как в волшебной сказке Пушкина.

6 июня 1799г
В Москве родился гений — Александр Сергеевич Пушкин. Как и памятник запорожцам на Тамани, в Москве на высоком постаменте установлен памятник А.С.Пушкину к 100-летию со дня рождения поэта благодарными потомками.
Пушкин вошел в мировую литературу, обогатив ее. Его творчество изменило духовную жизнь России. Пушкин создал русский литературный язык, ускоривший духовное формирование нации. Создал новую форму романа — роман в стихах. Его творчество образовывало и воспитывало общество. Это единственный писатель, с творчеством которого знакомятся в детстве, до школы, и читают всю жизнь. Первая половина 19 века вошла в историю как «пушкинская эпоха». Пушкин: «И неподкупный голос мой был эхом русского народа».

«Великие личности становятся современниками и собеседниками грядущих поколений потому, что полно воплощают все то прекрасное, доброе и истинное в народе, чему предстоит развиваться и крепнуть».
Г.Волков

Жизнь казаков, освоение и преобразование Кубани в жемчужину России, вошедшую в мировую экономическую систему, шли параллельно с жизнью и творчеством А.С.Пушкина., вошедшего за эти годы в мировую литературу.

Пушкин на Кубани
Пушкин был на Кавказе дважды. Первый раз в 1820г с семьей Н.Н.Раевского (Героя войны 1812г). На Кубани уже шла Кавказская война 1817-1864гг. Она шла 47 лет, поглощая жизни и ресурсы казаков, замедляя темпы освоения и экономического развития Кубанского края.
Два месяца провел на Кавказе Пушкин. Его привлекает полуденная природа Кавказа. Он слушает песни мирных черкесов, местные легенды и сказки, изучает быт, жизнь, фольклор запорожцев. В 1821г появляется повесть «Кавказский пленник». Посвящается Н.Н.Раевскому. - строителю укреплений на Кубани. Одна из станиц названа в его честь — Раевской.
На Кавказе рождается эпилог поэмы «Руслан и Людмила» (помечена 26 июня 1820г):
Забытый светом и молвою,
Далече от брегов Невы,
Теперь я вижу пред собою
Кавказа гордые главы.

Пушкин первым из писателей посетил Кубань и отразил историю ее освоения в своем творчестве.
В августе Пушкин и Раевские едут на Тамань по Ставропольскому шляху. Это единственная накатанная военная дорога, соединявшая Ставрополь с Ростовым-на-Дону, проходившая через Екатеринодар. По Ставропольскому шляху с утра до ночи в метель, зной, дождь спешили на Кавказ, к театру боевых действий, солдаты, офицеры, мчались всадники со срочными донесениями, шла почта, мчались чиновники и другие. Пушкин смотрел на покрытое лесом левобережье Кубани, где живут горцы, с которыми идет война: «Ехал в виду неприязненных полей свободных горских народов». Брату Льву от писал: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы — любовался нашими казаками. Вечно верхом; вечно готовые драться; в вечной предосторожности. Вокруг нас ехали 60 казаков, за ними тащилась заряженная пушка с зажженным фитилем... Когда-нибудь прочту тебе мои замечания на черноморских и донских казаков — теперь не скажу тебе о них ни слова».
Но, вероятно, уничтожил бумаги после восстания декабристов. Очень жаль, что не узнаем мнения Пушкина.

«Гнилое место»
В начале 19 века край еще не был обжит и освоен. Основные районы покрывали плавни и болота. Свирепствовала лихорадка. Кубань отмечалась как «гнилое место». Знаменитые кубанские черноземы в пору дождей превращали местные населенные пункты и шляхи в вязкое, трудно проходимое бездорожье.

Писатель-декабрист Бестужев-Марлинский, друг Пушкина, сосланный Николаем I на Кубань, писал в 1830г: «Вся Черномория есть море грязи, но Ивановка наша — бездна ее: лошади тонут до ушей на улицах».
Другой декабрист — Лорер — 2 года спустя писал, что в осеннее дождливое время жители этой станицы по улице, залитой водой, вынуждены переправляться от дома к дому на лодках. И это не сатирический шарж. В 1984г я отправилась на ул.Крестьянскую к дому отсутствующего в школе ученика. Подошла к Крестьянской и надо налево сворачивать... но улица от одного квартала до другого представляла озеро. И, главное, ни одного прохожего. Долго стояла в ожидании прохожих, и появился мужчина на соседней улице. Наивно спрашиваю, как мне попасть в дом номер такой-то. Спокойный ответ: берите лодку и плывите. А какой черноземный замес, огромные озера и болота были в конце 18 века, когда началось освоение Кубани?! В первые годы освоения Кубани погибли 15% переселенцев-казаков.

Суровое время
В январе 1794г был принят казаками документ «Порядок общей пользы», регламентирующий жизнь и быт кубанских казаков. Статья 12 отражала условия жизни казаков: постоянная опасность нападения горцев и одновременно надо пахать, сеять, строить курени, дороги, мосты, гати, бороться с болезнями, строить жилища: «... военное орудие во всякой чистоте исправное на случай наглого военного времени, или воровским образом на войсковых жителей и проезжающих по сей земле посторонних российских людей неприятельского нападения, имущественные конно, а неимущественные пешо к поражению неприятеля были на всякий час в готовности и чтоб на войсковой земле за всяким делом ездить, ходить, хлеба пахать, рыбу ловить и скот на пастьбу гонять без военного орудия никто не дерзал, а кто в сем ослушным окажется, на том месте штрафовать».

Суровое время заставило казаков перейти к строгому военизированному управлению. Вся жизнь казака, весь быт казачьих селений строились по воинским приказам, по барабану и сигнальной трубе. По сигналу казаки выезжали в степь и выгоняли скот на водопой, по сигналу возвращались в селение. Кто опаздывал, того ожидали батоги или плеть.
Пушкин — внимательный наблюдатель — это отразил в «Кавказском пленнике»:
К набегу весь аул готов,
И дикие питомцы брани
Рекою хлынули с холмов,
И скачут по брегам Кубани
Сбирать насильственные дани,
На берегу заветных вод
Цветут богатые станицы;
веселый пляшет хоровод.
Бегите, русские певицы;
Спешите, красные, домой:
Чеченец ходит за рекой.

Екатеринодар, основанный запорожцами в 1793г на берегу Кубани как войсковая столица, более полувека представлял из себя огромную станицу: длина 2 версты, ширина — 1 верста. Основной тип строений: несколько домов, турлучные хаты и землянки. С наступлением осенних дождей Екатеринодар утопал в грязи, летом же задыхался от пыли и вымирал от лихорадок. Улицы его освещались только солнцем и луной, ибо жители жили бедно, за исключением немногих богачей. Когда наступала ночь, вооруженные жители выходили к берегу и залегали в укромных местах, т.е.занимали «залоги» и до рассвета охраняли покой города.

«Пушкин и мы»
Пушкин проехал по Ставропольскому шляху, проходившему по ул.Красной, Постовой и ул.Ставропольской. В 1999г в Краснодаре по пути следования Пушкина по ул.Красной был поставлен памятник ему (Пушкин молодой, ему 21 год) напротив библиотеки имени Пушкина.
В 1999г съемочная группа телевидения «Кубань» приехала ко мне в Кореновск для съемок телевизионного фильма о Пушкине к 200-летию со дня его рождения. Основой послужили материалы экскурсий по пушкинским местам Кубани и Крыма, которые я организовывала для учащихся. Мы проехали по пути Пушкина от Пятигорска до Тамани, переправились через пролив и проехали по Крыму до Гурзуфа. Фильм 40-минутный, название взяли предложенное мною: «Пушкин и мы». Фильм показывали краснодарские краевые телевизионные каналы в течение 6 лет в день рождения А.С.Пушкина. Я опубликовала в краевой газете «Кубанские новости» статьи «Заветной пушкинской тропою» (поэт на Кубани). Несколько передач провели с учащимися на местном телевидении. Несколько статей о Пушкине к 230-летию напечатала местная газета «Кореновские вести».
Пушкина знали, знают на Кубани. Он будет жить в веках.

Откуда появилось лукоморье
После Екатеринодара А.С.Пушкин с Раевскими прибыл на Тамань. На Тамани пришлось задержаться на 3 дня, т. к. из-за шторма на море не подошел корабль, который должен был доставить их в Гурзуф. Александр Сергеевич посвятил это время знакомству с историей Тамани, посетил вековой дуб, лукоморье, слушал сказания, знакомился с обычаями, фольклором местных жителей: «Преданья грозного Кавказа», «Мстислава древний поединок».
Тмутараканское княжество основал на Тамани киевский князь Святослав в 10 веке. Но вскоре его завоевали половцы, и княжество было отрезано от Киевской Руси. В «Слове о полку Игореве» князь Игорь Новгород-Северский (внук Тмутараканского князя Олега), отправляясь в поход против половцев, ставил перед собой и вторую цель: найти Тмутараканю.
Пушкин делает запись: «Мстислав — сын св.Владимира, прозванный Удалым, удельный князь Тмутаракана (остров Тамань). Он воевал с касогами (по всей вероятности, нынешними адыгами) и в единоборстве одолел князя их Редедю».
Пушкин собирает исторические материалы, составляет план повести, но воплотить этот замысел было не суждено.
Запорожские казаки по имущественному положению были неравны. По прибытию на Тамань, а потом, когда строили курени по Кубани, богатые казаки строили турлучные хаты, а бедные — землянки. Это тип строения: небольшое жилище, построенное частично под землей. Вырывалась яма, утрамбовывалась. Из собранного хвороста и других строительных отбросов, кольев над ямой сооружали невысокие стены, забивали глиной и чем-нибудь накрывали крышу (соломой, камышом и даже дерном). В 1833г Пушкин пишет «Сказку о рыбаке и рыбке». Когда начинаешь ее читать, кажется, что Пушкин описывает глубокую древность: «Они жили в ветхой землянке...». А ведь это реальность, которую видел Пушкин. В 1792г первые высадившиеся запорожцы на Тамани строили землянки, а из камыша - укрытия для лошадей. Это была беднота. А Пушкин на Тамани - в 1820г. Где сказка, а где реальность!
Многие исследователи предполагают, что вступление к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый» написано Пушкиным под впечатлением от пребывания на Тамани.

Светлой памяти рода Охтеней, рода Мелешко и рода Рябининых, моего прадеда Моисея Сергеевича Охтень, его дочери Дарьи Моисеевны (моей бабушки), ее дочери Марии Трофимовне (моей мамы), моего дедушки Трофима Титовича Мелешко, моего отца Николая Михайловича Рябинина, оставивших материальный и духовный след в истории кубанского казачества, - посвящаю свои записи — этюды жизни, быта, традиций кубанских казаков.

Эльвира СИЛЬЧЕНКО

pegi12.jpg