
«Порядок общей пользы» (1794г.)
«Порядок общей пользы» (1794г.). 30 июня - День подписания Екатериной II Жалованной грамоты войску Черноморскому (1792) - документа, который послужил официальным основанием к переселению казаков на Кубань
Казаки не только строили города и курени, пахали, сеяли охраняли границы, но и разработали документ «Порядок общей пользы» (январь 1794г.), регламентирующий жизнь бывших запорожских казаков уже в новом качестве.
Если раньше в Запорожской Сечи они жили фактически вне закона, по обычаям и традициям (юридических документов не имели), то сейчас на Кубани они выступают как хозяева своей земли, своей судьбы. Права и обязанности казаков теперь закреплены юридически. Документ «Порядок общей пользы» - продукт народной демократии, как они её тогда понимали.
Статья 12 «Порядка общей пользы» отражала условия жизни тогда казаков: постоянная опасность нападения горцев и одновременно нужно строить курени, дороги, мосты, гати, пахать, сеять, убирать урожай, бороться с болезнями, открывать школы и т.д. «…военное орудие во всякой чистоте исправное на случай наглого военного времени, или воровским образом неприятельского нападения были на всякий час в готовности… , и что за всяким делом ездить, ходить, хлеба пахать, рыбу ловить и скот на пастьбу гонять без военного орудия никто не дерзал…
Статья 1 об устройстве порядка управления войском ликвидировала казачью волю: «Да будет в сем войске Войсковое Правительство, навсегда управляющее войском на точном и непоколебимом основании Всероссийских законов, без малейшей отмены, в котором заседать должны: Атаман кошевой, судья и войсковой писарь.
Для резиденции правительства при реке Кубани в Карасунском Куте воздвигнуть град, как вечная память благодетельницы нашей Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны. Для прибежища бездомных казаков в граде Екатеринодаре выстроить 40 куреней.
Статья 4 документа о народной демократии, как её тогда понимали: «В курене избирать атаманов тех куреней войску из достойных людей и переменять их другими каждого года месяца июня 29 числа, то есть в день Святых Апостолов Петра и Павла, и на верность должности приводить их к присяге. А статья 18 уточняет: «Если управленцы за год покажут порядочное служение, то таких можно оставлять на той же должности. Если же управленцы окажутся в непорядочном поведении и законам противных преступлениях, сих не дожидаясь года переменять другими, передав законному суждению и штрафу».
Статья 21 - (Развитие демократических принципов): Старейшины населённых в своих хуторах людей да почитают не подданными своими, а вольноживущими под ими казаками и выходить оным со старшинских хуторов на войсковые земли, куда пожелают, вольно… Все управленцы должны заботиться о заведении жителями хлебопашества, мельниц, лесов, садов, виноградников, скотоводства, рыболовных заводов, купечества и прочих художеств, к оживлению человеческому способствующих; а имеющиеся леса и родючее дерево да сохранять от опустошения вырубкою, скотом и пожаром, в целости, в общей войсковой пользе.
Правления должны следить, чтоб на реках, болотах, переправах мосты и гати были во всей исправности. Смотреть за жителями, чтобы в городах и селениях, по улицам и дворам сохранена была чистота.
Управленцы о благосостоянии в своей округе всех военных жителей семидневные, а о чрезвычайностях в тот же самый час присылать рапорты Атаману Кошевому и в Войсковое правительство для донесения главной команде.
Атаман Чепега лично объезжал территории, где строились курени, и проверял сохранность лесов. Администрация Войска Черноморского закупала саженцы фруктовых деревьев в Крыму и бесплатно раздавала казакам, поощряя садоводство; каждое «родючее дерево» требовали сохранять от порубки.
Из всех статей видно, что тогда строго следили за чистотой в городе, селениях и на улицах; заботились о здоровье и благосостоянии жителей, особенно о старых немощных и инвалидах войны.
«Порядок общей пользы» - продукт народной демократии
От него так и веет духом Запорожской Сечи. Но что нового в документе? В документе чётко указано, что, создавая документ, они строили его на принципах изданного Её Императорского Величества документе «Об управлении губернией» - на основании этих законов создаётся в Войске Черноморском Войсковое правительство, навсегда управляющее войском на точном и непоколебимом основании Всероссийских законов, без малейшей отмене.
Но царское правительство не собиралось на Кубани создавать вторую Запорожскую Сечь. В 1797 году Павел I остановил избрание Кошевого Атамана и заменил название Кошевой Атаман на Войсковой атаман. Царское правительство сразу стало урезать права Войска и его граждан.
В 1860 году выходит Указ Александра II о создании новой административной единицы Российской империи - Кубанская область. Жизнь и деятельность казаков теперь регламентировалась только российскими законами. Казак стал гражданином Российской империи. Теперь ни о самостоятельности, ни о казачьей самобытности не могло быть и речи. Черноморское казачье войско переименовали в Кубанское казачье войско (Кубань - административная единица Российской империи).
Сначала ввели обязанность утверждать царским указом избрание тогда ещё народом Кошевых Атаманов, затем Атаманы стали наказными, т.е. назначаемыми. Постепенное регулирование царским правительством привело к уничтожению казачьих вольностей и превращению его в орудие борьбы и подавления народа России.
Войсковая Рада была упразднена. Создавалось Войсковое правительство, которое решало все военные и гражданские дела и подчинялось Таврическому губернскому правлению. Казачье самоуправление сохранилось какое-то время только в куренях. Местные проблемы, избрание атаманов решалось на общем собрании куреня. Сельский атаман занимался гражданскими делами. Куренной – военными.
Земля: владение, не частная собственность
«Порядок общей пользы» узаконил право потомственного владения войсковой землёй. Частной собственностью войсковая земля не была.
Политика царизма в отношении казачества состояла в превращении казачества в верную опору самодержавия.
Первый путь: поддержка захвата войсковой земли казачьими офицерами. По Указу от 13 ноября 1802г. в Черномории были уравнены казачьи чины с армейскими, казачьи офицеры получили потомственное дворянство, так как земля была войсковой собственностью, то иметь крепостных казачья старшина не могла. Но они покупали у помещиков южных регионов России крепостных и называли их дворовыми. И хотя крепостничество не получило на Кубани широкого распространения, жизнь крепостных была мучительной. Зафиксированы разбирательства жалоб крепостных на жестокое обращение, но виновники отделывались церковным покаянием. Рост численности служилого дворянства: 1802г.- 585 войсковых дворян, 1857г. – 2263 дворян.
Если казачьих офицеров царское правительство стремилось привлечь на службу себе путём пожалования дворянства, то по отношению к рядовому казачеству политика была направлена на превращение его в замкнутое сословие с особыми правами и привилегиями. Важная привилегия - это размеры владения землёй. Земля отводилась казакам за военную службу, и они имели её больше, чем крестьяне царской России. В Черноземной полосе России в конце 18 века на ревизскую душу приходилось по 10 десятин земли, в том числе пахотной 4, 5 десятины. Чтобы прокормить семью, нужно было 8, 5 десятины пахотной земли.
Согласно «Положению о Черноморском казачьем войске» земельный надел для казаков определён по 30 десятин на душу, для обер-офицера - 200 десятин, штаб-офицера - 400 десятин, для генерала - 1,5 тысячи десятин.
Важной привилегией казачества было жалование за службу. Рядовые казаки, находившиеся на действительной службе, дополнительно получали по 12 рублей каждый год и фураж для лошадей. Казаки были свободны от подушной подати и рекрутской повинности. Им также было предоставлено право беспошлинно пользоваться всеми угодьями на войсковой земле, ловить рыбу, добывать соль, заниматься внутренней торговлей и свободной продажей вина. Но на службу казак обязан был явиться со своим конём и в полном обмундировании.
На казаках также лежало содержание дорог, мостов на территории войска, развозка почты по станицам и доставка почты войсковому начальству, заготовка топлива для станичных правлений.
Для ведения хозяйства необходимы были орудия труда, рабочий скот, лес на постройку. Все это было у зажиточных казаков, а беднота часто была не в состоянии вести самостоятельно хозяйство и шла батрачить.
Кубань, 1889 год
Вот картинка жизни казаков на Кубани за 1889 год. Обратите внимание, что в замкнутое казачье сословие вторгаются люди, которых стали называть иногородними. Иногородние - не принадлежащие к казачьему сословию; до революции крестьяне не казачьих областей.
В Кореновском курене было два хутора Малеваных: Казачья Малёваная и Мужичья Малёваная — это из той поры, для проживания иногородних.
Уже в начале 19 века общество состояло из казачества, государственных и крепостных крестьян, купечества, мещан и др. Но пока преобладают казаки.
Родилось 711 человек.
Умерло 422 человека, малолеток — 252 человека.
В январе вступили в брак — 40 пар.
Записи бракосочетаний в 1889г создают картину жизни казачества: какая смесь мест рождения женихов, невест, поручителей; какая смесь лиц в формирующейся многоголосой Кубани.
I. 21 апреля 1889г
Жених: дворянин Полтавской губернии Переясловского уезда Дiонисий Максимович Ошкало, православной веры, первый брак, лет 21.
Невеста: дочь урядника станицы Кореновской Евдокия Владимировна Билецкая, православной веры, 19 лет.
Поручители по жениху: Полтавской губернии Переясловского уезда села Сосновы крестьяне: Гордiй Демянович Ильченко и Афанасий Лукич Зуб.
Поручители по невесте: казак станицы Кореновской Тимофей Евдокимович Кучеръ; урядник Евграф Владимирович Билецкий.
II. 3 ноября 1889г
Жених: Полтавской губернии Переясловского уезда села Сосновы крестьянин Трофим Михайлович Мягкий, православный, третьим браком, 50 лет.
Невеста: станицы Кореновской казачка Лукия Петровна Коломиец, православная, первым браком, 43 года.
Поручители:
по жениху: Харьковской губернии Кулянского уезда села Дубиновки крестьянин Алексей Васильевич Краснощеков и унтер-офицер Андрей Харитонович Колупев.
По невесте: Харьковской губернии Купянского уезда села Зманьковки крестьянин Монтий Силлович Дейнега и станицы Кореновской казак Герасим Аврамович Костенко.
Долгожители:
Екатеринодарский мещанин Петр Николаевич Мирошниченко — 103г, жена казака — 78 лет;
казак Мурай — 74г, казачка Шандыба Феоктиста Васильевна — 100 лет;
жена урядника Хить — 70 лет,
казачка Ермишко — 62 года,
казачка Кобзарь — 82 года,
казачка Мисан — 76 лет,
казачка Мурай — 70 лет,
казак Павленко — 74 года,
жена урядника — 78 лет,
жена крестьянина из Курской области — 98 лет.
Имена, которые давали
казаки своим детям
1889г
Январь: родилось девочек - 18, мальчиков — 20.
Имена: Мария, Олимпиада, Трофим, Владимир, Фотий, Иоан, Яков, Марина, Татьяна, Ксения, Нина.
Февраль: родилось девочек — 21, мальчиков — 19. Близнецы — 1.
Имена: Тит, Порфирий, Евдокия, Герман, Федор, Анна.
Март: родилось девочек — 38, мальчиков — 34. Близнецы — 1.
Имена: Мария, Дария, Василий.
Апрель: родилось девочек — 17, мальчиков — 18. Близнецы — 1.
Имена: Георгий, Александра, Мавра, Аристарх, Глафира.
Май: родилось девочек — 23, мальчиков — 24. Близнецы — 2.
Имена: Акилина, Феодосия, Ефросиния, Федот, Федор.
Июнь: родилось девочек — 23, мальчиков — 28.
Имена: Петр, Марфа, Самсон, Ольга, Леонтий, Акилина.
Июль: родилось девочек — 35, мальчиков — 33.
Имена: Елизар, Соломония, Евдоким, Серафима, Параскева, Пантелеймон, Олимпиада, Борис, Николай, Трофим, Мария, Марина, Антоний, Ольга, Андрей.
Август: родилось девочек — 43, мальчиков — 36.
Имена: Александр, Марфа, Наталия, Моисей, Васса, Диомид, Мирон, Мария, Матвей, Евдокия, Илья.
Сентябрь: родилось девочек — 33, мальчиков — 36.
Имена: Фома, Сергий, Фекла, Устинья, Ефросинья.
Октябрь: родилось девочек — 39, мальчиков — 54. Близнецы — 1.
Имена: Матрона, Зиновий, Косма, Параскева, Домиан, Арефа, Елисавета, Алексей, Харитина.
Ноябрь: родилось девочек — 29, мальчиков — 46. Близнецы — 1.
Имена: Андрей, Анна, Варвара, Екатерина, Григорий, Александр, Роман, Платон, Матвей, Иоаннъ,Филипп, Степанида, Михаил, Матрона.
Декабрь: родилось девочек — 24, мальчиков — 20.
Имена: Анисия, Василий, Стефан, Мелания, Анастасия, Павел, Аггей, Филимон, Николай, Варвара, Савва.
Семейное древо Охтень-Мелешко
Родились:
Семья Охтень
I. 20 сентября 1885г родился Иван — сын урядника Моисея Сергеевича Охтень и Феодосии Ивановны.
Восприемник: урядник Н.Д. Эскизарский.
II. 6 ноября 1889г родился Михаил — сын урядника Моисея Сергеевича Охтень и Феодосии Ивановны.
Восприемники: урядник Н.Д.Эскизарский, казачка Матрона Вуколовна Мурсий.
III. 6 марта 1892г родилась дочь Дарья. Отец: урядник Моисей Сергеевич Охтень и мать - Феодосия Ивановна.
Восприемники: урядник Николай Эскизарский и казачка Мария Онуфриевна Вомовач.
IV. 18 февраля 1894г родился сын Тимофей. Отец: урядник Моисей Сергеевич Охтень и мать - Феодосия Ивановна.
Восприемник: урядник Н.Д.Эскизарский.
Семья Мелешко
V. 5 мая 1894г родилась дочь Ирина. Отец Петр Антонович Мелешко.
Восприемники: казачка Ольга Игнатовна Мелешко, казак Филипп Антонович Мелешко.
VI. 16 сентября 1894г родился сын Трофим. Родители: казак Тит Антонович Мелешко и жена Евдокия Ивановна.
Восприемники: казак Василий Макарович Чумаченко и казачка Ольга Игнатовна Мелешко.
VII. 3 апреля 1915г родилась дочь Мария. Отец: казак Трофим Титович Мелешко, мать: Дарья Моисеевна.
Восприемники: казак Матвей Филиппович Мелешко, казачка Юстина Трофимовна Крупина.
Браки, рождения, где не указывается, что вступающие в брак, родившиеся, - их отец и мать, восприемники — казаки: это показатель того, что их лишили казачьего звания или они иногородние.
Пример: брак учителя двухклассного Александровского училища Ивана Моисеевича Охтень (28 лет) и учительницы Кореновской церковно-приходской школы незаконнорожденной дочери батрачки (18 лет). Поручители: А.Макаренко — учитель, П.Колосовский — коллежский регистратор, Иван Мирный — учитель, Соседов — учитель.
И.М.Охтень лишен казачества за этот брак с иногородней.
1889 год
Умерло за год 422 человека: 218 мужчин, 204 женщины, малолеток — 252 чел.
Причины смерти:
Март
1.Лихорадка — 3 чел,
2.Воля Божия — 4 чел,
3.слаборожденные — 5 чел,
4.от родов — 1 чел,
5.младенческая — 8 чел,
6.дифтерия — 11 чел,
7.простуда — 6 чел,
8.водянка — 1 чел,
9.у казака Онищенко от дифтерии умерли 3 сына (2,5, 10 лет)
Апрель:
умерли 26 чел. из них мужчины — 7, женщин — 5, малолетки — 14.
Май
умерли 25 чел, из них мужчины — 8 , жещины — 5, малолеток — 11 чел.
Июнь
умерли 24 чел, из них мужчины — 8 чел, женщины — 4 чел., малолетки — 12 чел.
1. простуда — 1 чел,
2.Дифтерия — 4 чел,
3.понос и рвота — 1 чел,
4.Воля Божия — 4 чел,
5.головная боль — 1 чел,
6.младенческая — 2 чел, 7.слаборожденные — 2 чел,
8.корь — 1 чел,
9.простуда — 2 чел,
10.брюшная чахотка — 1 чел,
11.воспаление кишок — 1 чел,
12.от грудной болезни — 1 чел.
Июль
умерли 40 чел, из них мужчины — 6 чел, женщины — 3 чел., малолетки — 31 чел.
1.младенческая — 9 чел
2.слаборожденные — 5 чел,
3.Волею Божию — 2 чел,
4.скарлатина — 1 чел,
5.понос — 5 чел,
6.понос и рвота — 3 чел,
7.от эпилепсии — 1 чел, дифтерия — 5 чел,
8.корь — 1 чел,
9.сибирская язва — 1 чел,
10.лихорадка — 2 чел,
11.простуда — 1 чел (дочь крест, 3 мес).
Август
1.слаборожденные — 7 чел,
2.простуда — 3 чел,
3.младенческая — 7 чел,
4.чахотка — 1 чел,
5.Волею Божию — 4 чел,
6.понос — 5 чел,
7.лихорадка — 5 чел,
8.от головной боли — 1 чел (жена казака 35 лет),
9.дизентерия — 1 чел,
10.от обжога — 1 чел (сын 4 года),
11.от горячки — 3 чел,
12.сухотка — 2 чел.
Сентябрь
умерло 32 чел, из них мужчины — 5 чел, женщин — 4 чел, малолетки — 23 чел.
1.дифтерия — 5 чел,
2.от кашля — 1 чел,
3.младенческая — 1 чел,
4.скарлатина — 4 чел (3 года, 5 лет),
5.простуда — 2 чел,
6.от костоеда — 1 чел,
7.от родов — 1 чел,
8.от цинги — 1 чел (дочь казака Бороды, 2 года).
Октябрь
1.тифозная горячка — 2 чел,
2.корь — 4 чел,
3.коклюш — 2 чел,
4.скарлатина — 12 чел,
5.дифтерия — 3 чел,
6.чахотка — 1 чел,
7.лихорадка — 11 чел,
8.от дряхлости — 65 лет.
Ноябрь
1.младенческая — 4 чел (2,5 мес, 1г 6 мес, 1 год, 1 год 6 мес),
2.Волей Божией — 16 чел,
3.лихорадка — 6 чел (1 год, 1 го 6 мес, 2 года 6 мес, 3 года, 5 лет, 22 года),
4.горячка — 1 чел (сын крестьянина 19 лет, крестьянин Рязанской губернии 36 лет),
5.понос — 3 чел,
6.от рвоты — 2 чел (0,5 мес, 7 мес),
7.от головной боли — 1 чел (казак 29 лет),
8.водянка — 4 чел.
Декабрь
1.младенческая — 5 чел,
2.простуда — 8 чел,
3.дизентерия — 2 чел,
4.лихорадка — 6 чел,
5.злокачественная лихорадка — 1 чел,
6.Волею Божию — 9 чел,
7.дифтерия — 3 чел,
8.слаборожденные — 6 чел,
9.чахотка — 1 чел (воронежский крестьянин),
10.от родов — 1 чел.
Традиции кубанского казачества
Казаки стали постоянными жителями Кубани и постепенно формировали новые традиции: трудолюбие, верность семейным устоям, уважение старших. За это их уважали даже горцы.
В силу своих старинных преданий казаки с большим благоговением смотрели на землю, как на общую кормилицу человечества. Предкам нашим она представлялась не бездушным предметом, а живым творением, которое подобно человеку имело свои чувства.
23 мая (10 мая по старому стилю) наши предки праздновали именины матушки - сырой Земли. В этот день поселяне не берутся ни за какую земляную работу. И казаки, воздав славу своей кормилице, на следующий день брались за плуги и отдавали все свои силы ее возрождению. В тяжелых условиях постоянной военной опасности распахивались целинные земли Кубани, вырастали новые станицы, поселки, города.
И некогда пустующий край с «гнилым климатом» и непроходимыми чащобами, болотами, заливами преобразовывался. Казачьи семьи не знали разводов. Слово старшего в семье — это как письменный приказ.
Формировалась песенная культура, складывался песенный фольклор: песни о героическом прошлом запорожских казаков, о новых походах, о 1812-1814гг, о любви к Родине, обрядовые и плясовые песни, песни шуточные. Исторические песни воспитывали молодых казаков; обрядовые песни наполняли смыслом свадьбы, проводы в армию, развивали коллективизм. Шуточные песни скрашивали монотонную работу. А в целом музыка, песни, обряды формировали казачью общность.
Сформировался обряд проводов в армию — он связывал Родину с уходящими казаками. Делалось обязательное фото на память.
1868г — на Кубани разрешено покупать дома, строения всем в казачьих станицах без получения разрешения казачьей управы или станичных обществ.
1872г — началась продажа казенных земель (войсковая земля не продавалась). Обратите внимание, что в замкнутое казачье сословие вторгаются люди с другим менталитетом, которых казаки стали называть иногородними (в быту казаки называли их кацапами).
Иногородние — это значит не принадлежащие к казачьему сословию; крестьяне не казачьих областей до революции.
Меняется социальный состав общества. В 19 веке оно состояло из казаков, государственных и крепостных крестьян, купечества, мещан. Но пока казачество количественно преобладало.
Населения явно не хватало для освоения территории и охраны границ.
Но казаки не хотели принимать иногородних в свои курени. И батракам не разрешали селиться в станицах. Отсюда 2 хутора Малеваных. Эта неприязнь ярко выражалась с самого начала заселения Кубани запорожцами. Даже когда поселения становились всесословными, казаки проводили свои собрания, где решались проблемы поселения, отдельно, не приглашая иногородних. Иногородние собирались и решали свои вопросы.
Казакам и казачкам не разрешались браки с иногородними: не давали согласия родители, ругали, угрожали желающим вступить в такой брак. Если таки не подчинялись, лишали казачества. Но жизненные процессы ассимиляции не остановить. Происходило постепенное смешивание социальных групп. К примеру, у моего прадеда Моисея Сергеевича, хотя он и был строг, два сына и дочь не подчинились его запрету и заключили брак с иногородними. Сыновья были лишены казачества. Но отец был гуманным человеком и не хотел видеть нищенскую жизнь своих детей. Старшему сыну отдал принадлежащие ему земли за станицей, построил там хату. Другому сыну отдал свою усадьбу. Дочери построил на своей усадьбе дом. Сам ушел в домик возле своего маслозавода, чтобы не видеть новые семьи, не общаться с ними. Перед смертью пришел в дом своей младшей дочери Дарьи на улице Базарной (Дарья не ослушалась отца и вышла замуж за казака). Здесь и умер.
Дарья очень жалела своих братьев и сестру, лишенных казачьего сословия из-за жизни с иногородними, старалась им помогать. С 5-ти лет брала меня каждый раз, когда шла к ним. Так что я воочию наблюдала плачевные результаты этих браков людей с разным менталитетом, к концу жизни эта разность только усилилась.
Неприятие таких браков с иногородними вошло в гены казаков, и даже после окончания Великой Отечественной войны вот что наблюдали мы, дети, играя на улице: мимо нас, не останавливаясь, пробегает девушка Нина, живущая на соседнем с нами квартале, а за ней бежит высокий, ширококостный худой дед Петро с палкой в руке и кричит: «Я тебе покажу кацапа, я тебе покажу!». Бабушка нам объяснила, что его внучка собралась замуж за иногороднего. Потом узнали, что семья не допустила этого брака, и как они похвастались: отстояли казачью честь.
После установления советской власти в 1920г на Кубани, ликвидировавшей сословия и установившей равные права мужчин и женщин, лавиной, как из рога изобилия, посыпались в государственные учреждения заявления о разводах со стороны женщин. Удовлетворялись все заявления без волокиты. Бабушка Дарья Моисеевна все время на общественных началах приглашалась местной властью оформлять документы, протоколы. И она рассказывала, что в 1929г эти свободные ото всего и раскрепощенные приезжие провели акцию: вышли на ул.Красную нагими с лозунгом «Долой стыд!».
Пришла эта волна из центральных губерний. Тогда проявилась эта мода на теорию «стакана воды»: это термин, обозначающий взгляд на отношения между мужчиной и женщиной, который был популярен в первые годы Советской власти. Согласно этой теории, половые отношения сводились к удовлетворению сексуальной потребности, сравнимому с утолением жажды, и не подразумевали глубоких чувств или обязательств. Революция, как землетрясение, затронула все жизненные сферы, в том числе и нравственные.
И, конечно, в казачьем обществе такие выходки были неприемлемы. Казаки мгновенно отреагировали своими методами: плетками. И больше таких акций в ст.Кореновской не повторялось.
Образование
В современном мире часто звучат слова: кто владеет знаниями, тот владеет миром. Ученые утверждают (а жизнь подтверждает), что страна, не развивающая на высоком уровне фундаментальную науку и систему образования, обречена на роль догоняющей, третьестепенной державы.
Основная масса высадившихся на Тамани казаков была малограмотна и неграмотна. С самого начала запорожцам приходилось заниматься благоустройством края, не выпуская из рук оружия, отражать набеги горцев. В условиях военного времени (Кавказская война 1817-1864гг) образование отодвигалось на 2 место. Войсковая казна тратила деньги на военные цели, а на строительство образовательных учреждений постоянно не хватало средств. Не все куренные органы управления стремились решать эти проблемы. Но, как пример, в 1794г в Пластуновском курене была открыта школа.
Однако первым организатором учебных заведений стал войсковой протоиерей, талантливый, образованный человек Кирилл Васильевич Россинский (1774 — 1825гг). В 27 церквях, открытых им в крае, он организовал «кружечные сборы» для частных пожертвований. В 1803г он открыл в Екатеринодаре казачью школу, которую потом преобразовал в уездное училище. За несколько лет Россинский собрал десятки тысяч рублей и с 1812г открывает церковноприходские училища в станицах Таманской, Щербиновской и Брюховецкой; в 1815г — в Гривенской, в 1817г — в Роговской и Темрюке; в 1819г — в Медведовской, Кущевской, Леушковской, Платнировской (они возбуждали ревность прочих поселений). В 1820г открывает духовное училище и Черноморскую войсковую гимназию (становится ее директором и преподавателем). Берет на свой счет воспитание и образование сирот.Умирает Россинский в бедности в 51 год, и его хоронят на собранные деньги. Вот ему казаки и мы, потомки, обязаны созданию системы образования Кубани. Смысл его жизни — просвещение народа.
С 60-х годов 19 века (с окончанием Кавказской войны) наступил коренной перелом в решении проблем образования.
Сначала основным типом учебных заведений были начальные училища Министерства народного просвещения и церковноприходские школы православного ведомства, дававшие самые элементарные знания: научиться читать, писать производить 4 арифметических действия и знать Закон Божий.
В станице Кореновской работают церковно-приходские школы: одна на Зеленом Клину, другая — на углу улиц Красной и К.Маркса (называли ее сторожкой). После револьции эти школы были преобразованы в светские начальные школы. Директором школы в сторожке был родной брат бабушки Дарьи Моисеевны — Иван. Один из инспекторов начальных училищ писал в отчете, что учащиеся церковно-приходской школы «едва читали по складам, заучивали буквы механически безо всякого сознания».
Обеспеченные родители отдавали своих детей в платные подготовительные классы или в платные начальные школы.
В 1892г в Кореновской было построено два здания. В одном поместили Александровское училище (напротив стадиона), в другом — прогимназию и гимназию. Отношение к образованию у казаков было разное. Мой прадед Моисей Сергеевич Охтень старался всем своим детям дать образование. Начиналось оно с домашнего образования, учились и сыновья, и дочери. Затем — прогимназия и гимназия. Моя бабушка Дарья Моисеевна пошла в прогимназию в 6 лет. Вместе со старшим братом прошла прогимназию, гимназию и Учительскую семинарию на «отлично».
Но были и казаки, не хотевшие образования для своих детей. Они даже за откуп чиновникам освобождали своих детей от учебы. Обучение было платным, и дети бедных казаков не могли учиться. Были и убежденные казаки в том, что образование детям не нужно. Таким был мой прадед по дедушке Тит Антонович Мелешко. Он был состоятелен, занимался разведением крупного рогатого скота и коней. Считал, что дети должны не учиться, а работать в его хозяйстве.
Но государственная система поставила жесткое правило: казак должен приходить на службу, умея читать и писать. Тит Антонович считал, что этого уровня образования достаточно. А потом человек должен просто работать, и там этих знаний хватит. Дочери его не учились, всю жизнь прожили неграмотными. Когда его сын Трофим Титович (мой будущий дед) по достижении определенного возраста пришел к отцу просить благословения на брак с Дарьей Охтень (она окончила гимназию и Учительскую семинарию), Тит Антонович был в гневе, запретил сватовство и жестко сказал: «Мне нужна работница, а не учительница».
Венчание было без него и его сын пошел жить в дом к невесте, а не наоборот, как положено у казаков. К чести сыновей Тита Антоновича надо сказать, что они получили начальное образование. Потом учила жизнь, но своим детям они привили желание учиться.
Казаки твердо стояли на принципе: «Казачья школа для казаков». Дети иногородних крестьян могли обучатьсяв этих школах за более высокую плату и при наличии свободных мест.
Из протокола заседания
педагогического совета
Кубанской войсковой
гимназии об установлении
платы за право обучения.
20 марта 1886г
«Установить плату за право учения в Кубанской войсковой гимназии в следующем размере: с учеников, не принадлежащих к казачьему сословию, в приготовительном классе по 20 рублей и в остальных классах — по 35 рублей в год.
А для учеников, принадлежащих к казачьему сословию, оставлена прежняя плата, то есть: в приготовительном классе — 5 рублей и в остальных классах — 10 рублей.»
Если вспомним, что за воинскую службу казак получал дополнительно 12 руб в год, то понятно, что не только иногородние, но и бедная прослойка казаков не могла позволить обучение своих детей в гимназии.
Из циркуляра попечителя кавказского учебного округа об ограниченном приеме в гимназию и прогимназию детей бедняков.
17 июля 1887г
«При неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат...».
Циркуляр начальника Кубанской области об открытии школ для детей иногородних на средства этого сословия.
12 декабря 1896г
«... предложить им на обсуждение вопрос об открытии для своих детей школ, разъяснив им, что при постройке училищных зданий из дешевых материалов необходимые для этого расходы не могут быть обременительны и что в деле обучения детей они должны надеяться только на самих себя.»
Попытки иногородних построить для своих детей школы не увенчались успехом: денег таких у них не было.
С 60-х годов 19 века делу школьного образования уделялось внимание. Делами школ занималась войсковая администрация.
Атаманы Ф.Бурсак, Ф. Н.Сумароков-Эльстон приложили немало сил к созданию и развитию сети учебных заведений. Однако первым организатором учебных заведений был войсковой протоиерей К.В.Россинский. Но общий образовательный уровень населения Кубани оставался невысоким: 1897г — на каждые 100 человек приходилось 16 грамотных. Нехватка школ, слабая активность родителей — приходилось прибегать к полицейским мерам: квартальный приходил под окно к казаку и объявлял ему: вести сына в училище.
Придумали еще один способ привлечь детей к обучению. Какие интересные повторы происходят в России: начало 18 века, Россия эпохи Петра I. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу в России, назывался недорослем. Петр I, считавший дворянство основой престола, господствующим классом, требовал, чтобы недоросли получали образование. Он даже запретил им жениться до сдачи экзамена за школьный курс. На что некоторые недовольные недоросли заявляли: не хочу учиться, хочу жениться (эта фраза присутствует в комедии «Недоросль» Д.Фонвизина). Но деваться им некуда было — все знали крутой нрав Петра.
И вот повтор исторического момента: начало 19 века, Кубань.
Главной обязанностью казака была военная служба. В 18 лет казак принимал военную присягу. До 18 лет казаки назывались малолетками. В 20 лет все малолетки зачисляются в казаки и приводятся на верность службы к присяге. Отношение к образованию было разным у казаков. Некоторые готовы были дать откупиться, чтобы их дети не ходили в школу. Как Петр I изобрел способ заставить недорослей учиться, так свой способ изобрели казачьи атаманы: казак, поступающий на службу, должен быть грамотным. Постепенно количество желающих учиться и понимающих необходимость получения образования с каждым годом возрастало, и стали иногда отказывать в приеме из-за отсутствия мест.
Как появилось старинное здание, ныне — памятник архитектуры
Начало 20 века — время бурного развития экономики России. Менялось и отношение казаков к образованию, культуре.
В ст.Кореновской строилось двухэтажное здание — оригинальное, изящное, с огромными окнами. Это было первое здание, где применили новую систему отопления — не печное, а во дворе построили котельную.
Один этаж этого здания строил М.С.Охтень под первый в районе коммерческий банк.
Другой этаж строила казачья управа, которая в это время находилась в небольшом кирпичном домике через дорогу, напротив строящегося двухэтажного здания.
Но росло население станицы, увеличивалось количество решаемых дел, бумаг, посетителей. Было тесно в казачьей управе. Когда достроили здание, управленцы уже упаковали все свое имущество и планировали переехать в новое здание. И вдруг один из управленцев обратился к своим сослуживцам: у нас не хватает мест в старом здании гимназии (угол улиц Мира и Павленко) для желающих учиться казачат. Мы можем еще потерпеть тесноту, но нашим детям нужно дать образование, иначе у них не будет будущего.
Уникальное, потрясающее событие! Не очень образованные казаки мыслили категориями будущего детей и Родины. И гимназисты начали занятия в новом просторном здании.
Ныне это здание — памятник архитектуры.
Сейчас потомки казаков
могут в Кореновске
определить социальное
положение своих предков
по следующим
показателям:
I. Кубанские казаки разделились на 3 социальные группы:
1) зажиточные,
2) среднее казачество,
3) казацкая беднота.
Это можно видеть по жилым домам, размерам земельных наделов, обучаются ли дети в гимназиях (обучение в прогимназии и гимназии было платным).
II. Казачьи усадьбы на Кубани назывались подворьями. Дома, интерьеры жилищ обычно соответствовали социальному положению казачьей семьи. В 19-20 веках показателем социального положения казака было и месторасположение дома: в центре или на окраине станицы.
III. Большое число малограмотных казаков и особенно казачек — это беднота. К ним относилась и сирома.
Хатки, покрытые соломой, - беднота. Кирпичные дома - богатых казаков. Если сохранилось приданое прабабушек - оно расскажет о социальной принадлежности предков.
Эльвира СИЛЬЧЕНКО.
Продолжение следует:
Кто такие лендлорды,
Чумазые лендлорды.
Начало: https://korvesti.ru/novosti/141-ocherki/21828-kazachya-istoriya-kubani-nachalo-nachal