Перейти к содержимому

Керчь: золотые ворота Крыма

Керчь – первый город, который встречается на пути на Крымский полуостров после моста.


Если честно, никогда не рассматривали этот город как остановку в своих путешествиях. Возможно потому, что в большинстве своем все по умолчанию стремятся на Южный берег Крыма, ведь считается, что именно там сосредоточены основные достопримечательности полуострова. А, может, потому, что я избалована поездками на Черное море, и отдых на берегу Азовского моря всегда проигрывал в моих глазах по сравнению с песчаными пляжами Феодосии или Тарханкута.

Но в этом году, пресытившись ленивым отдыхом на пляжах, мы решили с мужем начать открывать для себя новые локации Крыма, и, по логике, первым на пути пунктом стала Керчь.
О, как же мы ошибались, думая, что все достопримечательности Крыма расположились около Ялты и Севастополя.

Керченский пролив: вечное движение

Этот город оказался для нас удивительным открытием, поскольку именно он является портовым городом, стоящим на достаточно оживленной "морской трассе" – Керченском проливе, причем, одной из древнейших и важнейших в истории человечества.
Это именно трасса — оживленная, стратегическая, неспокойная и всегда работающая. Почему?
Во-первых, движение во все времена. Как и по современной автомагистрали, здесь тысячи лет не прекращалось движение, по ней "ехали":
— античные "грузовики": греческие триремы и торговые суда, везущие вино, оливковое масло и ткани к скифским "складам" в обмен на хлеб и рыбу;
— средневековые "караваны": генуэзские и венецианские галеры, связывающие колонии Северного Причерноморья с метрополиями;
— османские и русские "военные патрули": корабли, которые боролись за контроль над этой критически важной артерией;
— современные "фуры": огромные грузовые сухогрузы, танкеры и паромы, следующие из Азовского моря в Черное и обратно.
Во-вторых, объекты инфраструктуры. Как и вдоль любой трассы, здесь всегда существовала своя "придорожная" инфраструктура:
— "заправки" и "гостиницы": древние порты Пантикапея, Нимфея, Фанагории и Танаиса, где суда могли причалить, пополнить запасы воды и провести торговлю.
— "посты ДПС" и даже "таможни": крепости (как Ени-Кале или Керченская), которые контролировали проход, взимали пошлины и не пускали "нелегалов";
— аварийные службы": маяки (как старый Ени-Калейский или современный) и лоцманские службы, которые веками помогают судам безопасно пройти узкий и коварный фарватер.
В-третьих, это постоянный риск и борьба. Как и на любой оживленной трассе, здесь всегда была конкуренция, аварии и "ДТП". За право владеть этой магистралью велись бесконечные войны. Ее воды скрывают тысячи затонувших кораблей всех эпох — от античных судов до судов Второй мировой войны. Это напоминание о том, что плата за использование этой "трассы" всегда была очень высокой.
Так и получается, что Керченский пролив – это древний логистический хаб, который определил саму судьбу Керчи как города-порта, города-ключа и города-стража. Керчь – это молчаливый живой музей истории под открытым небом.

От Пантикапея до Керчи

Этот город сменил столько имен, сколько народов пыталось закрепиться на его стратегически важных берегах... Основанный древними греками как Пантикапей, он стал блестящей столицей Боспорского царства, где эллины торговали с кочевыми скифами. Позже славяне назвали его Корчевом – ключевым звеном пути "из варяг в греки". Тюркские племена принесли свое звучание – Черкио. Каждое имя – это культурный слой, буквально проступающий из-под земли: на улице можно запросто наткнуться на осколок амфоры VI века до нашей эры, а холм в центре города скрывает царский курган – усыпальницу боспорских царей.
Но такая лакомая точка притяжения не могла не стать и яблоком раздора. Весь рельеф Керчи – это история непрерывной обороны. Византийцы возводили здесь крепости, ханы Золотой Орды укрепляли свои позиции, а османы выстроили мощную цитадель – крепость Ени-Кале, что и по сей день нависает над проливом, напоминая о былых владычествах. Позже, уже при Российской империи, для защиты южных рубежей была возведена грандиозная Керченская крепость ("Форт Тотлебен") – шедевр фортификационного искусства, лабиринты которой и сегодня поражают своим размахом.
Многие из этих твердынь пали не в сражениях, а в тихой войне с временем. От некоторых остались лишь романтические руины, контуры валов да фундаменты, угадывающиеся на вершинах холмов. Они были стерты с лица земли не пушками, а ветрами, дождями и плющом, который медленно, но верно возвращает камни земле.
Не каждому придется такой отдых по душе, но поверьте, если вы любите историю, то этот город тронет ваше сердце. При этом я не назову себя огромным любителем сухих исторических фактов, поэтому возьму на себя ответственность рассказать вам, что посмотреть в этом городе, чтобы увидеть его таким, каким увидели его мы.

Топ-5 мест для посещения в Керчи

И этот топ-5 открывает гора Митридат и Большая Митридатская лестница.
Подняться сюда – обязанность каждого гостя, чтобы понять душу города.
Во-первых, потому что она находится в самом центре города, и большинство гостиниц и отелей находятся вокруг нее, а во-вторых, потому что именно гора Митридат является символом Керчи, так как здесь находилась древняя столица Боспорского царства — Пантикапей. К тому же сделать это не так уж просто, к вершине горы ведет Большая Митридатская лестница из 423 ступеней, которую относительно недавно восстановили, - красота неописуемая, особенно с ночной подсветкой.
А с вершины открывается та самая практическая причина всех войн и переселений народов: идеальный контроль над проливом. Вид на порт, крыши домов и бескрайние морские дали – лучший учебник истории. Здесь же стоят руины самого Пантикапея (все еще ведутся раскопки) – можно прикоснуться к камням, которым больше двух тысяч лет.

4 место в нашем топе занимает Царский курган.
Уникальное и немного мистическое место - это гениальное инженерное сооружение IV века до н.э. – усыпальница одного из боспорских царей. Стоит заглянуть внутрь, чтобы поразиться точности кладки и почувствовать почти физический переход сквозь время. Длинный коридор (дромос), сложенный из идеально подогнанных блоков, создает гипнотический эффект.

3 место – крепость Ени-Кале.
Это вся османская мощь в камне, она построена на самом стратегически важном месте – в самой узкой части пролива. В отличие от большинства крепостей знати, которые обожают парадность и помпезность своих владений, Ени-Кале суровая и функциональная. Однако отсюда открываются лучшие виды на Керченский мост. Важно, что это не музей в привычном смысле, а именно руины, где можно свободно побродить, трогая шершавые стены и представляя, как здесь когда-то размещались турецкие пушки. Чтобы лучше представлялось, берите услуги гидов, которые с гордостью расскажут о своем городе.

2 место – Керченская крепость (Форт Тотлебен).
Именно в этой крепости понимаешь всю важность и ценность этого города. Гигантский (400 га), но при этом невидимый с внешней стороны фортификационный комплекс XIX века. Ты буквально смотришь на нее, но не видишь. А чтобы его увидеть изнутри, нужен отдельный настрой и время (посещение только с экскурсией по записи). Это настоящий город под землей – лабиринт тоннелей, подземных ходов, казематов и двориков, спрятанных в холмах. Самое ценное в нем то, что он сохранился практически в идеальном состоянии, поскольку ни разу не участвовал в боевых действиях по прямому назначению, однако, когда видишь масштаб (а большая часть города еще не исследована в раскопках после времен ВОв) и продуманность всех построек, то в целом понимаешь – почему же никто ни разу не рискнул его осаждать, и насколько серьезно Российская империя подходила к защите своих рубежей.

И первое место по праву - Аджимушкайским каменоломням.
Самая пронзительная и тяжелая, но обязательная к посещению достопримечательность, здесь плачут даже суровые мужчины. Это уже не руины древности, это памятник невероятному человеческому мужеству времен Великой Отечественной войны. Под землей, в полной темноте, без воды и еды советские бойцы и местные жители держали оборону почти полгода. Площадь Аджимушкайских каменоломен 1,1 га, температура 9-11°C, 100% влажность, отсутствие света. Каменоломни представляют собой лабиринты протяженностью до 10 км.
170 дней сражений, до 15 тысяч погибших, в том числе детей и мирного населения, отсутствие связи с командованием. На территории каменоломен имеются две братские могилы, несколько памятников и мемориалов, в том числе посвященные детям.
Информация о сражениях здесь восстановлена исключительно по рассказам очевидцев. Большинство документации до сих пор не найдены под завалами, как и останков людей, сражавшихся и погибших здесь. Из 15000 погибших людей восстановлены только 2500 имен. По сей день ведутся археологические раскопки отдаленных штолен.
Экскурсия сюда – это не развлечение, это дань памяти. Место, которое заставляет замолчать любого.

Керчь – удивительный, полный истории город. Он не про красивые открыточные виды, хотя они тут тоже есть. Здесь не придумывают историю для туристов – она буквально под ногами: в обломках керамики на склоне Митридата, в шрамах на стенах крепостей, в прохладе подземных склепов. Это город, который рассказывает о себе в красках, если остановиться и прислушаться к его шепоту.

ФОТО: Кристина ЯРОСЛАВСКАЯ

pegi12.jpg