Генералиссимус Суворов - легенды и реальность
24 ноября исполнилось 295 лет со дня рождения величайшего полководца России. Александр Васильевич Суворов известен нам со школьной скамьи не только своими блестящими победами, остроумными афоризмами, талантливыми воспитанниками, но и различными домыслами, которые окружали его еще при жизни. Споры о его личности не утихают до сих пор. Один из главных – о дате его рождения.
В каком же году родился Суворов?
Напомним, что на его надгробной плите датой рождения значился 1729 год. Однако в своей автобиографии Суворов «самолично» указывал на то, что родился в 1730-м. На этой же дате настаивал и первый биограф полководца, знавший его по службе, Егор Фукс, участник знаменитого Швейцарского похода. И на ней же настаивает современный автор его биографии в серии «Жизнь замечательных людей» Вячеслав Лопатин.
Между тем, похороны полководца пришлось организовывать в непростой обстановке. Как известно, вернувшийся из Европы с победой генералиссимус незадолго до смерти в 1800 году снова подвергся опале императора Павла. О его кончине даже не посмели сообщить в столичных газетах. Последние воинские почести, отданные покойному, соответствовали рангу фельдмаршала. Гвардия в похоронах вообще не участвовала.
Похоронами Суворова занимался его родственник - Дмитрий Иванович Хвостов, женатый на родной племяннице Суворова - княжне Аграфене Ивановне Горчаковой. Другие ближайшие родственники Александра Васильевича на церемонию прибыть не успели. Эпитафию на надгробии заказал Хвостов, исходя из личных соображений.
Верный денщик Прохор Дубасов (тот самый Прошка, что вскоре после кончины своего барина получил вольную и был принят ко двору) сразу указывал, что «их сиятельство» родился в 1730-м году. На этой же дате в письме Хвостову настаивала вдова Суворова Варвара Ивановна. Но родственник оставил их слова без внимания. Таким образом, родоначальником легенды стал граф Дмитрий Хвостов.
В царствование Николая I Суворов был признан национальным героем. Появились популярные биографии полководца, написанные Фаддеем Булгариным и Николаем Полевым. Поисками точной даты рождения генералиссимуса они себя утруждать не стали и просто использовали надпись на могильной плите, выполненной по заказу Хвостова.
Однако за 1730-й год стоял Фридрих Иоганн фон Антинг - автор единственной прижизненной биографии Суворова. Его рукопись лично просмотрел Александр Васильевич и даже сделал поправки.
В советской историографической науке спор продолжился. Так, первое (1946 г.) и второе (1956 г.) издания БСЭ (Большой советской энциклопедии) называли годом рождения Суворова 1730-й. В Советской исторической энциклопедии (1971 г.) указан 1729-й год. В третьем издании БСЭ (1976 г.) уже приводится дискуссионный вариант – 1729-й или 1730-й. Традиция перетекла в российскую науку: в Военной энциклопедии (2003 г.) читаем: «1730, по другим данным 1729».
В 1951 году вышел сборник статей, где была опубликована исследовательская работа преподавателя военного дела на дирижерском отделении Московской консерватории - полковника А.Е. Гутора «К вопросу о времени рождения Александра Васильевича Суворова». Отсутствие записи о крещении Суворова дало ему повод к возвращению легенды о том, что генералиссимус родился в 1729 году.
В зарубежной науке тоже было не все гладко. В 1930 году русская эмиграция Харбина, Берлина, Белграда, Праги, Парижа и Нью-Йорка отметила двухсотлетие со дня рождения Суворова. В СССР этот юбилей никак не отмечался. Но уже в период Великой Отечественной войны его имя зазвучало в стране Советов с новой силой. Учрежден орден Суворова, появились Суворовские училища. В 1950 году с общегосударственным размахом была отмечена 150-я годовщина со дня смерти полководца. Напечатаны марки, открытки, отлиты памятники и названы улицы. Но главное – появились архивные исследования.
Впервые была опубликована «сказка недоросля Александра Суворова», поданная им 25 октября 1742 года в канцелярию лейб-гвардии Семеновского полка, в которой записано: «От роду 12 лет». Суворов родился в 1730 году. До установленной законом даты подачи прошения о зачислении в воинскую часть оставалось 19 дней. Это было в период царствования императрицы Елизаветы Петровны в порядке вещей. Напомним, что князь Юрий Долгоруков записан на службу в возрасте 9 лет, князь Александр Прозоровский – 10 лет, князь Николай Репнин – 11 лет, граф Валентин Мусин-Пушкин – 12 лет.
Введены в научный оборот «Ведомости церкви Николая Чудотворца» в подмосковном селе Покровском (что на реке Яузе), где за 1754 год значится, что Василию Ивановичу Суворову 50 лет, Александру Васильевичу 24 года, дочерям Анне - 11 лет, Марье - 10. Следовательно, подтвержден 1730-й, как год рождения нашего героического полководца.
Научной общественности представили собственноручную записку Суворова на итальянском языке, относящуюся к 1756 году. Она была найдена в суворовском семейном архиве. Впервые в 20 веке ее в виде факсимиле опубликовал капитан Генерального штаба М.К.Марченко.
Приводим ее полный текст в переводе:
Сестра А[нна] В[асильевна] родилась 1743, 5 сентября.
Сестра М[арья] В[асильевна] родилась 1745, 29 января.
Я родился 1730, 13 ноября.
1. Солдат 1742… октября.
2. Капрал 1747, 25 апреля. В императорской гвардии.
3. Подпрапорщик 1749, 22 декабря. в Семеновском полку.
4. Сержант 1751, 8 июня.
5. Поручик 1754, 25 апреля. Ингерманландского пех[отного] в Новгороде.
6. Обер-провиантмейстер 1756, 17 января.
7. Генерал-аудитор-лейтенант 1756, 28 октября. Военной коллегии.
8. Премьер-майор 1756, 4 декабря. Куринского пех[отного].
Все даты, касающиеся прохождения службы, полностью подтверждаются послужными списками полководца, а также его докладными записками с автографом на русском языке.
Последнюю точку в споре поставил Президент России Владимир Путин. Глава государства подписал Указ №327 от 17 мая 2025г «О праздновании 300-летия со дня рождения А.В.Суворова». Датой юбилея назначен 2030 год.
Какую роль
в судьбе Суворова
сыграл предок
Пушкина?
С самого рождения Александр был слабым и болезненным ребенком, а потому его отец Василий Суворов, занимавший при императрице Елизавете Петровне должности в Тайной канцелярии, не спешил записывать сына в гвардейский полк. В ту пору мальчиков родители-дворяне сразу же оформляли рядовыми или сержантами в лейб-гвардию, чтобы им присуждались военные звания. К 16 годам они обзаводились офицерскими чинами, а «дослужившись» до капитанских званий либо уходили в запас, либо отправлялись в войска полковниками. Однако Александр Васильевич буквально грезил армией, изучая естественно-гуманитарные науки. Он также самостоятельно штудировал труды по артиллерии, фортификации и военной истории, занимавшие большое место в богатой домашней библиотеке. Постоянно упрашивал отца определить его на воинскую службу. Александр Васильевич занимался закаливанием и нагружал себя физическими упражнениями. Но воплотить мечту в жизнь ему помог случай.
В имении Суворовых принимали прадеда великого поэта Александра Сергеевича Пушкина — Абрама (Ибрагима) Петровича Ганнибала. Пребывая в гостях, он обратил внимание на то, как юный Александр Васильевич играл в солдатики, скрупулезно расставлял фигурки по диспозициям, распределяя направления для атак и ведения артиллерийского огня. Мальчик замечательно разбирался в тонкостях сложных тактических маневров. Заметив задатки стратега, Ганнибал убедил Василия Суворова отдать сына в военные, что тот и сделал в 1742 году, записав ребенка в рядовые лейб-гвардии Семеновского полка.
Какое значение имела
деятельность Суворова
на Кубани?
Александр Васильевич Суворов побывал на Кубани пять раз, выполняя ряд военных, политических, дипломатических и организаторских миссий.
Первый раз Суворов приехал на Кубань в 1778 году, чтобы установить мир между союзными России ногайскими племенами, кочевавшими по Северному Прикубанью, и горскими народами Кавказа. Для разграничения горцев и ногайцев Суворов решил создать Кубанскую оборонительную линию. Система укреплений из 9 крепостей и 20 фельдшанцев должна была протянуться вдоль реки Кубань на 540 верст – до самого Ставрополья.
Второй раз Суворов посетил Кубань в январе 1779 года, чтобы проинспектировать состояние вновь обустроенной Кубанской оборонительной линии. Тогда же он провел ряд встреч с горцами, договариваясь о добрососедских отношениях и расширении торговли.
Третий визит Суворова на Кубань в июне 1783 года был обусловлен изменением российской внешней политики. Полководцу поручили дипломатическими методами, не применяя оружия, привести народы правобережья Кубани в подданство России. Суворов с этим справился. Но чуть позже, когда две ногайских орды подняли мятеж, ему все же пришлось продемонстрировать и военную силу империи.
Четвертое и пятое посещения Кубани Суворовым относятся к первой половине 1793 года. Цель посещений — строительство на Тамани крепости Фанагорийская и в предгорной зоне — редутов Прочный Окоп, Прочный Стан и Григориполис, для защиты территории Кубанской области от турок.
На Кубани Суворов не только требовал организовать надлежащим образом защиту территории Российской империи от набегов, но развивал приграничную инфраструктуру, сотрудничество с местным населением.
Его труды не остались без Высочайшего благоволения: 24 декабря 1779 года за строительство оборонительной кордонной линии на Кубани Суворов был награжден бриллиантовой звездой ордена святого Александра Невского с платья императрицы Екатерины II.
По замыслу Суворова, каждый кордон являлся основным и самым большим по численности гарнизона укреплением Черноморской кордонной линии. Он представлял собой четырех-угольный редут с бастионами или полубастионами, вместо которых иногда устраивались кремальеры (небольшой выступ в укреплении под углом 90 градусов, позволяющий вести перекрестный огонь из ружей). Кордон окружался рвом, земляным валом, поверх которого устанавливался двойной плетень с земляной засыпкой. Гарнизон кордона насчитывал от 50 до 200 конных и пеших казаков, при одном или нескольких офицерах и артиллерийском вооружении из 1-2, а позднее 4 пушек.
Внутри устраивались турлучные казармы, крытые соломой, для казаков, и отдельно для офицеров, в казарме обязательно в определенном месте находилась икона. На кордоне имелось 2 раздельные конюшни (для казаков и офицеров), у ворот - дозорная вышка. Кордоны снабжались средствами сигнализации в виде расположенных на длинном шесте двух шаров, сплетенных из лозы (так называемый «маяк»), а также «фигурой» - шестом с просмоленным пучком камыша или сена (иногда смоляной бочкой) на конце. Днем сигнал тревоги передавался размахиванием плетеными шарами («маяками») или дымом смоляной «фигуры», ночью горящая «фигура» была видна за несколько верст на соседних кордонах и пикетах. Кроме того сигнал тревоги подавался холостым выстрелом пушки (выстрел «на гасло»). Услышав или увидев сигнал тревоги, казаки соседних кордонов немедленно передавали его дальше по линии.
Значение кордонной линии в деле обороны южных рубежей России велико. Это был надежный заслон от набегов горцев, которые, подстрекаемые турецкими эмиссарами, постоянно тревожили кубанские станицы. В основном усилиями казачьих частей граница была плотно закрыта от проникновения. Благодаря существованию кордонной линии Россия не содержала на юге крупные военные подразделения и тем самым значительно экономила и военные силы, и финансовые средства.
Евгений Громыко,
24 ноября 2025 года.
