Синопский бой. Последнее сражение парусного флота России
1 декабря в Российской Федерации отмечается День воинской славы, установленный Федеральным законом №32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России». Оглушительная победа Черноморского флота всколыхнула всю Европу, заставив забыть свои распри и объединиться против Российской империи. Но – обо всем по порядку.
Летом 1853 года английский посол в Турции Стрэтфорд де Редклиф, вскоре после введения англо-французского флота в Босфор, зачастил в Синоп. В июле-августе таких поездок, достоверно известных, состоялось три. О визитах посла великой морской державы в захолустный турецкий порт всякий раз упоминал российский атташе А. Пеццар. И о желаниях османского правительства использовать пароходы англо-французских союзников для переброски турецких войск и снаряжения в Батум и далее, в район возможных боевых действий горцев Шамиля. Таким образом, в России знали, что три османских пароходо-фрегата все лето и до середины октября 1853 г. перевозили в Батум тяжелые орудия и другое снаряжение.
Медлить было нельзя. В сентябре - начале октября 1853 г. эскадра под командованием П.С. Нахимова доставила на восточный берег Черного моря 13-ю пехотную дивизию для пополнения Отдельного Кавказского корпуса. 11 (23) октября 1853 г. эскадра в составе 4 линейных кораблей, фрегата и брига вышла из Севастополя в направлении восточной части Черноморского побережья. Вскоре к ним присоединились пароходо-фрегат и два парусных фрегата, до того уже обнаружившие перевозки турецких войск и снаряжения из зоны Босфора к портам Анатолии.
Однако Николай I еще сохранял иллюзии по поводу возможности приструнить турок грозным видом русской эскадры. Инструкции Нахимову были даны следующие: «наблюдать, но не нападать». Последовали несколько заявлений Англии и Франции «о необходимости русскому флоту держаться подальше от турецких берегов», каковые в жесткой форме были сделаны русскому послу в Лондоне в начале осени 1853 года.
Сам факт появления эскадры Нахимова вблизи территориальных османских вод якобы действительно заставил турок приостановить переброску войск, о чем было даже сообщено в стамбульской прессе. Османское морское военное ведомство продемонстрировало желание идти путем взаимных уступок России, и казалось, что оно надеялось найти способы дипломатического решения разраставшегося конфликта. Однако, все запланированные на лето - осень 1853 г. перевозки грузов для Анатолийской армии были уже завершены, причем в благоприятное для навигации время. 12 (24) октября 1853 г. В.А. Корнилову (начальнику штаба Черноморского флота) было сообщено: турки обстреляли русскую Дунайскую флотилию. Русско-турецкая война на море началась.
Тем не менее, вечером 18 (30) октября 1853 г. В.А. Корнилов в Севастополе получил строгий приказ императора Николая I «оставаться в состоянии оборонительном». Но ещё утром B.А. Корнилов отправил с парусным фрегатом П.С. Нахимову приказ штаба: топить или задерживать османские военные корабли. Вдогонку фрегату послали два парусника, а затем и пароходо-фрегат «Одесса» с новой депешей: ответить на первый провоцирующий выстрел турецких кораблей.
Но тут вмешался генерал-адъютант А.С. Меншиков, возглавивший по приказу Николая I и флот, и армию на Юге России. Он возложил на Корнилова и Нахимова, общую задачу: найти и атаковать турецкий флот на море. Надлежало также захватывать и приводить в Севастополь турецкие транспортные корабли с военными грузами и войсками на борту.
В.А. Корнилов, бывая в Турции, хорошо знал состояние турецкого флота. Первый рейд вдоль берегов Болгарии не дал соприкосновения с противником ввиду крайне плохой видимости. Адмирал ещё пребывал в заблуждении о сильном турецком флоте близ болгарских берегов. В этом была своя логика - на побережье была нацелена первая высадка англо-французских союзников Турции. Но П.С. Нахимов не разделял мнения В.А. Корнилова о возможном боевом соприкосновении с турками у болгарских берегов. Его взгляд был прикован к анатолийскому побережью, а именно - к Синопу. Синопская бухта на южном, берегу Черного моря была идеально прикрыта от штормов. И без разведки было известно, что она десятки лет служила как мирным целям, так и военным: через Синоп шли поставки оружия и снаряжения для горских племен Западного Кавказа.
К середине ноября 1853 г. в Синопской бухте, где были в то время лучшие условия для ремонта судов, собрались три четверти турецкого парусного флота. Османские корабли могли в один переход оказаться в виду Феодосийской, вообще не защищенной, бухты. Еще более реальной представлялась опасность вторжения в Черное море находившихся в Босфоре англо-французских быстроходных и хорошо вооруженных пароходо-фрегатов. Они могли блокировать русскую Дунайскую армию с моря и нанести удар по Севастополю и Одессе. В этом никто ни в Петербурге, ни на Черноморском флоте не сомневался. Оставалось одно - нанести упреждающий удар. Нахимов провел операцию блестяще.
Взятые Нахимовым в плен турецкие моряки сообщили, что в Синопе стоят три фрегата, два корвета и тяжелый транспорт под защитой мощной береговой артиллерии. Все - парусники. Однако, приблизившись к бухте, Нахимов узрел семь фрегатов, два корвета, шлюп и два современных военных парохода. Атаку было решено подготовить более тщательно.
Нахимовскую эскадру усилили три 120-пушечных линейных корабля «Великий князь Константин», «Три святителя», «Париж» и два меньших, но чрезвычайно маневренных «Кулевча» и «Кагул». 12 (24) ноября 1853 г. Павел Степанович получил через А.С. Меншикова высочайшее повеление истребить османский флот, перерезать сообщение Стамбула с Батумом. Торговые турецкие города не трогать. К 17 (29) ноября Нахимов располагал шестью линейными кораблями и двумя фрегатами с суммарной мощностью до 312 орудий против 262 стволов турецкой артиллерии. Стрелявшие разрывными снарядами, 44 пушки многократно превосходили числом и огневой мощью всего 5 аналогичных пушек эскадры Осман-паши.
Семь турецких парусных фрегатов постройки 1820-х годов, три корвета - тоже времен султана Махмуда II, два ветхих парусника - транспорты, помнившие войну с Россией 1828-1829 гг., и три парусных торговых судна без оружия. Два вполне современных, но слабо вооруженных парохода 1840-х годов использовались главным образом для посыльной и курьерской связи. Впрочем, они обоснованно полагались на береговую артиллерию, идеально пристрелянную по верхним палубам кораблей. Все турецкие парусники были поставлены в бухте так, чтобы как можно скорее выйти в открытое море, но не входить в соприкосновение с русской эскадрой, крейсирующей, как полагали турки, в 12-15 милях.
Подробности построения нахимовской эскадры, прекрасно выполненного двумя колоннами при густом тумане и моросящем дожде, хорошо известны по отечественным военным энциклопедиям. Павел Степанович принял мужественное решение – проникнуть прямо в бухту. Нахимов мыслил новаторски и предельно смело, уверенный и в себе, и в своих моряках. Османские командиры предпочли не рисковать. Нахимов рискнул - и победил. Эскадра русских парусников почти бесшумно прошла в тумане на скорости 2,5 узла через зону обстрела крепостных пушек и начала становиться на якорь для работы всей бортовой артиллерией. Время было тоже выбрано не случайно. Оно совпало с проведением священного намаза.
Однако, ближе к часу дня на «Императрицу Марию» и на «Великого князя Константина», шедших головными, обрушился шквал турецких ядер, которые вывели из строя основную часть такелажа русских кораблей. Нахимовцы работали в ответ и бомбами и картечью, и, конечно же, ядрами, но нацеливались на максимальные повреждения корпусов, дабы лишить турецкие корабли возможности маневрировать.
Для русских канониров важно было успеть нанести противнику предельно возможный урон до наступления непроглядной мглы от порохового дыма, когда в условиях безветрия прицельная стрельба была невозможной. Через час шквального огня уже четыре турецких корабля пылали на мели. Пожары с обездвиженных кораблей перекинулись на береговые постройки, все по преимуществу из дерева. Город и пригород пылали от залпов русских пушек и гибнущих турецких кораблей.
Тем временем линейный корабль «Париж» под командованием будущего В.И. Истомина плотным огнем своих орудий, выпустив до 70 бомб, подавил береговую батарею, затем сжег еще один фрегат и корвет турок. Османский фрегат «Дамиетта», уже наполовину сгоревший и выброшенный на берег, погиб вместе со всем экипажем, но напоследок успел дать последний залп нанести повреждения кораблю Истомина, и «Трем святителям».
Ближе к 16 час. 00 мин. 18 (30) ноября обстановка для турецких кораблей, крепостных батарей и всего города приобрела характер катастрофы. Девять кораблей на мели горели, взрывы боеприпасов на двух фрегатах, стоявших вблизи города, вызвали новые волны пожаров в низменной части Синопа. Жители этих кварталов спешно покидали город, опасаясь и русского десанта, и огненного шквала, который сметал жилища.
Только пароходо-фрегат «Таиф» под командованием А. Слейда, английского советника Осман-паши, прорвался с боем против двух русских парусных фрегатов «Кагул» и «Кулевча», пароходо-фрегата «Одесса» и подоспевшими пароходами «Крым» и «Херсонес». Мотористы и палубная команда сделали все, чтобы уйти в сторону Трабзона. Под покровом тумана «Таиф» затем ушел к Босфору, где и доложил о случавшемся поражении англичанам, египтянам и французам.
К исходу дня 18 (30) ноября 1853 г. дело при Синопе было кончено. Враг был сломлен. Спустил флаг последний оставшийся на плаву турецкий парусник «Несим и Зафер». По приказу Нахимова русские моряки начали спасать экипажи горевших вражеских судов, переправлять на берег раненных еще в ходе боя. Был спасен и помещен в адмиральскую каюту Осман-паша, потерявший сознание от ран и ожогов, но не покинувший мостика своего корабля. Турецкие потери были велики - все десять парусных военных кораблей, один пароходо-фрегат, шесть транспортных судов. В плен попал не только Осман-паша, но и три капитана. Полностью был уничтожен орудийный парк крепостей Синопа - 180 пушек. База турецкого Черноморского флота на тридцать с лишним лет была выведена из строя.
Русская эскадра потеряла 38 человек убитыми, 210 моряков были ранены. Через пять дней, изрешеченные ядрами русские корабли прибыли на буксирах пароходов в родной Севастополь. Османский парусный флот на Черном море прекратил свою историю, начавшуюся еще в XV веке.
«В Стамбуле говорят, - сообщил российский атташе А. Пеццар, - о необходимости большого мирного конгресса где-то в нейтральном европейском городе». Старый политик Халиль-паша вообще решительно высказался в пользу мира с Россией и готов был снова, как двадцать лет назад, лично ехать в Петербург. На следующий день поступило предложение Австрийской стороны открыть регулярные грузопассажирские рейсы Стамбул - Одесса. Причем безотлагательно.
Однако более интересными турецкой политической верхушке показались предложения британского посла Стрэтфорда де Редклифа совместить гораздо более весомый военный заем в Лондоне с поставками английского оружия для турецкой армии. Порте оставалось уповать на Англию, Францию и Египет. Впереди для России замаячила мрачная перспектива европейской войны. Но это уже – другая история…
Евгений Громыко
Литература:
1. П.С. Нахимов. Документы и материалы // Материалы по истории русского морского флота. М., 1954.
2. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1018, оп. 10, д. 32, л. 32-34. Николай I - Паскевичу, 21 сентября (3 октября) и 28 октября (9 ноября) 1853 г.
3. Зверев Б.И. Синопская победа. Симферополь, 1954;
4. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 19, оп. 3, д. 14, л. 3-22; письма А.С. Меншикову из Стамбула, апрель-май 1853 г.;
5. Вице-адмирал В.А. Корнилов // Материалы по истории русского флота. Под ред. Новикова Н.В. М., 1947.
6. Шеремет В.И. Непобежденные. К 150-летию окончания Крымской войны. М., 2006.
7. Жандр А. Материалы для обороны Севастополя и для биографии Владимира Алексеевича Корнилова. СПб. 1859.
8. Шестаков Н.А. Обзор действий на Черном море от приготовлений к настоящей войне до Синопского сражения включительно // Морской сборник. № 2/1855.
9. Дубровин Н.Ф. Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя. Сборник. СПб., 1871.
10. РГА ВМФ. Ф. 19, оп. 2, д. 51, л. 156-171, 195-198. Переписка М.С. Воронцова с А.С. Меншиковым. Ноябрь 1853 г. - январь 1854 г.
11. Шеремет В.И. Турция и Адрианопольский мир 1829 г.: Из истории Восточного вопроса. М., 1975.
12. Тарле Е. В. Крымская война: в 2-х т. — М.-Л.: 1941-1944
