Как нацисты планировали голодную гибель тридцати миллионов советских граждан на оккупированных территориях СССР
В 1945 году в официальных бумагах Верховного командования Третьего Рейха были обнаружены директивы по экономической политике для сельскохозяйственной группы экономического штаба «Ост». Они являются важнейшим дополнением к широко известному плану «Барбаросса». Нацистский документ содержит подробные предписания для оккупационных властей. В нем указывается, как именно следует осуществить экономическое ограбление территорий СССР после их захвата.
Эта была весьма обширная программа. С истинно немецкой педантичностью она подготовлена первоначально в штабе «Ольденбург» (позднее – «Ост»). Структура создавалась специально для хозяйственного освоения захваченных советских земель. Штаб начал работу в марте 1941 года. Начальником был назначен генерал люфтваффе Шуберт, личный ставленник Германа Геринга, уполномоченного по «четырехлетнему плану». Важнейшую подструктуру — сельскохозяйственную группу штаба возглавил статс-секретарь германского министерства сельского хозяйства и продовольствия Герберт Бакке. Именно ему принадлежит авторство плана голода в СССР. Он еще в 1930-х годах зарекомендовал себя, как убежденный нацист, близкий к Гитлеру и Герингу, личный друг Гиммлера.
Впервые он был представлен американской стороной на Нюрнбергском процессе, где обвинитель от США Уитни Харрис дал ему такую характеристику: «На страницах этого документа раскрывается заранее разработанный план убийства миллионов невинных советских граждан путем голодной смерти. Он должен был проводиться в таком огромном масштабе, что превосходил все границы человеческого представления».
К сожалению, в советские годы «Директивы» полностью не были переведены на русский язык. Первая публикация отрывков из документа состоялась в СССР в 1987 году в сборнике «Преступные цели гитлеровской Германии в войне против Советского Союза». Второй раз на русском языке отрывки из «Директив» увидели свет в 1991 году, в 4-м томе издания материалов Нюрнбергского процесса, но не как отдельная публикация, а как цитаты в рамках речи Уитни Харриса, который представил ее перед трибуналом.
В настоящее время выдержки доступны для ознакомления на сайте государственного проекта под названием «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в 1941–1945 гг.». Но даже из той части, что была обнародована, четко вырисовывается целая система мероприятий, которые должны были привести к голодной смерти десятков миллионов советских граждан.
В современных трудах западных советологов, например, британского историка Адама Туза, даются схожие оценки: «…Вермахт вторгся в Советский Союз с намерением осуществить не одну, а две программы массовых убийств. Для политической элиты Третьего Рейха с самого начала войны против СССР целью уничтожения были не только евреи, чья трагедия была ужасна и никем не подвергается сомнению, но и широчайшая группа советских граждан различных национальностей, число которых нацистские планировщики оценивали в 30 миллионов человек…»
Предыстория разработки плана Бакке
После начала британской морской блокады немецкого побережья Третий Рейх стал испытывать серьезные проблемы с поставками продовольствия, в первую очередь возникли трудности с обеспечением зерном. Восполнить образовавшийся дефицит нацистские политики решили путем оккупации и ограбления СССР. Военное командование идею всецело поддержало.
По первоначальному замыслу жители советских оккупированных черноземных территорий Украины, Юга России и Cеверного Кавказа рассматривались в качестве дармовой рабочей силы, которая продолжит обрабатывать плодородные земли для новых немецких господ. В то же время жители так называемой «лесистой зоны» (Белоруссии), а также «зоны Нечерноземья» (Центральной России) были зачислены в разряд «ненужных» людей, поскольку зерно предстояло направлять на снабжение Вермахта и немецкого населения Германии. Отсюда как раз и следовало, что значительная часть жителей СССР в результате организованной нехватки продовольствия умрет за достаточно короткий промежуток времени. Об этом прямо гласила директива начальника штаба Верховного главнокомандования вермахта генерал-фельдмаршала Кейтеля от 13 марта 1941 года об установлении оккупационного режима на подлежащей захвату территории СССР. (ГАРФ Ф. Р-7445. О. 2. Д. 141. Л. 115)
Исторический термин "Drang nach Osten" (На Восток!)
Экономические и военные методы истребления советских граждан планировалось применять в комплексе, что полностью соответствовало германским политическим планам «завоевания жизненного пространства на Востоке». Первым этапом был кардинальный подрыв демографических ресурсов на захваченных территориях, вторым - последовательная замена коренного населения немецкими колонистами. Быстрое сокращение количества людей обеспечивало оккупантам надежное закрепление за собой покоренных земель. Поэтому организация голода представлялась им идеальным инструментом для осуществления задуманного.
Помимо экономической, в документе прослеживается также этническая мотивация уничтожения: «...Ни на минуту нельзя забывать, что великороссы, все равно при царе или при большевиках, всегда остаются основным врагом не только Германии, но и Европы. Отсюда также следует, что регулирование рынка и нормирование продуктов для этого региона, то есть России, исключены, потому что такое нормирование означало бы, что у немецкой администрации есть какие-то обязательства перед населением. Подобные претензии заранее исключаются…».
За полторы недели до нападения на Советский Союз 10 июня 1941 года глава СС Генрих Гиммлер провел официальную встречу с автором плана голода Гербертом Бакке. По завершению он отправился в замок Вевельсбург на итоговое совещание со своими ближайшими доверенными лицами, которым предстояло осуществлять функции управления на оккупированных советских территориях. Генерал Эрих фон дем Бах Зелевский, записал в своем дневнике цитату из выступления Гиммлера: «…Целью похода на Россию является сокращение числа славян на 30 миллионов человек…». По сообщению резидента советской разведки из Женевы, уже в сентябре 1941 г. на Восточном фронте немцы создали специальные команды СС для уничтожения советских граждан (ЦА МО РФ. Ф. 23. Оп. 24153. Д. 3. Л. 49).
Отсюда явственно прослеживается, что хотя в расчетах германских экономистов превалирует продовольственная подоплека истребления, но политическое руководство Германии в то же время целенаправленно стремилось не только к получению излишков сельхозпродукции, но и к очищению земли от населения для ее последующего заселения немцами. Только благодаря упорному сопротивлению Красной Армии политическая линия нацистов по «уничтожению великороссов» реализовалась не в полном объеме.
Гитлеровцам не удалось захватить все черноземные территории СССР и целиком изолировать население российского Нечерноземья от источников продовольствия. Но все же жертвами умышленной политики голода стали советские военнопленные, из которых в лагерях от постоянного недоедания скончалось свыше 3 миллионов человек. Эти лагеря заранее готовились по указанию Гитлера на территории завоеванной Польши.
Всего за годы войны на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концентрационных лагерей, тюрем и гетто.
Уже 22 июня 1941 года из Вашингтона в Разведуправление РККА направлена информация о том, что одновременно с нанесением ударов по Москве, Киеву и Ленинграду немцами в Польше ведется подготовка лагеря для приема трех миллионов пленных (ЦА МО РФ. Ф. 23. Оп. 24121. Д. 1. Л. 458).
Сюда же следует отнести уничтожение жителей блокадного Ленинграда, первого крупного города нечерноземной зоны на пути вермахта. Сегодня ученые и юристы солидарны в том, что блокада была именно геноцидом, то есть преследовала цель не овладеть городом, а умертвить его население. Желание фюрера уморить голодом ленинградцев зафиксировано в военном дневнике Франца Гальдера (запись от 8 июля 1941). Позже Гитлер надиктует адмиралу Фрике директиву с объяснением, почему он собирается не оккупировать, а уничтожить Ленинград: «…В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения…». 7 октября 1941 года командование сухопутных войск отдает группе армий «Север» директиву - не принимать капитуляцию окруженного города. В тот же день в группу армий «Центр» направлена аналогичная директива относительно Москвы: ее также предполагалось окружить и не принимать ее капитуляцию.
Кроме того план голода работал также и на оккупированных южных территориях, где осуществлялось широкомасштабное ограбление завоеванного населения. Напомним, изначально политика искусственного голода не предполагалась для крупных городов Черноземья. Однако в реальности она коснулась и этих регионов. Зимой 1941-42 года нацисты организовали голод в Киеве и Харькове, который унес десятки тысяч жизней. Дополнительно голодом планомерно уничтожалось население прифронтовых зон, которых немецкое командование депортировало, абсолютно не заботясь о его пропитании и содержании.
Тщательные планы «на неизбежное вымирание»
Ниже предлагаем нашим читателям для ознакомления перевод данного документа на русском языке. Он осуществлен по оригинальному тексту, опубликованному в материалах Нюрнбергского процесса.
1. Разрушение русской перерабатывающей промышленности в лесистой зоне — это абсолютная необходимость для мирного будущего Германии. В царской России высокие цены на потребительские товары наряду с налогами были средством увеличения излишков в «продуктивной зоне». Крестьянин из этих мест вынужден был продавать всю продукцию и оставлять себе самый минимум для существования, чтобы выплачивать все налоги и покупать потребительские товары. В будущем юг России должен повернуть свое лицо к Европе. Производимые там излишки продовольствия можно будет оплатить только в том случае, если получать потребительские товары из Германии и Европы. Таким образом, конкуренция со стороны русской лесной зоны должна исчезнуть.
2. Многие десятки миллионов людей в этом регионе станут излишними и умрут или будут вынуждены переселиться в Сибирь. Все попытки спасти это население от голодной смерти посредством переброски излишков из черноземной зоны могут быть осуществлены только за счет снабжения Европы. Они подорвут стойкость Германии в войне, помешают Германии и Европе преодолеть блокаду. На этот счет должна быть абсолютная ясность. Перерабатывающая промышленность Бельгии и Франции намного более значима для военного потенциала Германии, чем перерабатывающая промышленность России. Так что гораздо важнее снабдить излишками продовольствия с Востока эти страны, чем из простого честолюбия предпринимать попытку сохранения русской промышленности в потребляющей зоне.
3. Поскольку политическая линия направлена против великороссов, важной задачей становится вытеснить великороссов в лесистую зону, а освободившиеся колхозы занять оставшимися малороссами. Стоит кратко упомянуть, что эта эвакуация должна происходить не так, как в недавно включенных в Рейх восточных землях. На первом месте при любых обстоятельствах стоит сохранение и обеспечение сельскохозяйственного производства. Все остальное должно быть подчинено этой цели. Все, что может помешать этой задаче, например, нагрузка на транспорт при эвакуации, необходимо отложить на более позднее время. Здесь все будет зависеть от хорошей координации и управления. При этом могут возникнуть особенные проблемы и задачи, связанные, например, с разрушением тракторов, машин и прочего. Бесполезно направлять требования в высшие инстанции. Каждый задействованный сотрудник должен сам разбираться с возникающими проблемами, прежде всего, принимая в расчет великую задачу обеспечения пропитания для Германии в войне.
4. Минимальная цель — снабжение вермахта с вражеской территории на третий и, возможно, четвертый год войны — должна быть достигнута при любых обстоятельствах. Это означает, что треть Вермахта можно будет снабжать с оккупированной территории Франции, а две трети, или даже больше, должны полностью снабжаться с Востока.
5. Из этого следует, что восточные территории должны будут поставлять 1 млн. т. хлебного зерна, 1,2 млн. т. фуражного зерна, 2,4 млн. т зерна для производства мяса, итого: 4,5–5 млн. т зерна для нужд армии. Это - помимо поставок сена, соломы, жиров, яиц и прочего.
6. Потребуется получить с Востока 400–500 тыс. т. растительного масла, что равно примерно 1,5 млн. т. масличных семян. С этой транспортной проблемой необходимо справиться в любом случае. Причем никакого облегчения транспортной ситуации из-за того, что на Востоке из семян сразу делается масло, не ожидается, поскольку Германия не может отказаться и от масличного жмыха. Придется решить, что более целесообразно: везти в Германию масличные семена или же везти масло и жмых. Конечным результатом должна стать поставка 400 000 т растительного масла и 1 млн. т. жмыха.
7. Необходимо полностью осознавать положение: поголовье коров во всей России составляет около 63 млн, в то время как в Германии — 22 млн. Поголовье свиней — 30 млн против 24 млн в Германии. Поголовье коров сконцентрировано в основном на природных пастбищах, это регионы севернее Москвы, кроме Балтикума, и до Сибири и степных областей юго-востока. Поголовье свиней находится в основном в северо-западных лесистых областях вплоть до Москвы. После прекращения подвоза зерна из черноземной зоны эти поголовья неизбежно и очень значительно сократятся. В такой ситуации есть опасность, что если оккупационная администрация своевременно не захватит их, чтобы снабжать армию и германское население, то местное население начнет забивать коров и свиней для собственного пропитания, ничего не оставив для Германии.
8. В заключение необходимо еще раз указать на самое важное: при большевистской системе Россия ушла из Европы, нарушив, таким образом, равновесие в европейском распределении продуктов труда. Наша задача — вернуть Россию в это европейское разделение труда, что будет неизбежно означать крах экономического равновесия в самом СССР. Поэтому ни при каких обстоятельствах не может быть речи о сохранении существующего порядка, наоборот, последует сознательный отказ от него и включение продовольственной промышленности России в европейские рамки. Из этого неизбежно следует вымирание, как тяжелой индустрии, так и большей части населения в завоеванных восточных областях.
P.S. После прочтения «директив» Бакке становится понятен масштаб угрозы, которую несло всему советскому народу вторжение войск гитлеровской Германии и ее сателлитов на территорию нашей Родины. Третий Рейх развернул против СССР настоящую войну на уничтожение. И только беспримерный подвиг наших бойцов и командиров на полях сражений и тружеников тыла на заводах и фабриках позволил выстоять и победить!
Евгений Громыко.
Литература:
Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. В 8 т. Т. 4. М., 1991.
Гальдер Ф. Военный дневник 1941–1942. М., 2003.
Туз А. Цена разрушения. Создание и гибель нацистской экономики. М., 2018.
Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: сборник документов. В 8 т. Т. 2. Начало. Кн. 2 (1 сентября — 31 декабря 1941 г.). М., 2000.
Яковлев Е.Н. Война на уничтожение. Третий рейх и геноцид советского народа. CПб., 2020.
Преступные цели гитлеровской Германии в войне против Советского Союза. М., Политиздат, 1987.
Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки, документы и материалы. В 2-х тт. – М., 1973.
https://nurnberg.rusarchives.ru/
