Перейти к содержимому

«Мыкола Зимний» в кубанской традиции

19 декабря в православных храмах нашей страны совершаются торжества в память о Николае – Чудотворце, Святителе Мир Ликийских.  В народной среде праздник получил название «Никола Зимний». Самый почитаемый святой на Руси считается защитником моряков, военных, кузнецов и ювелиров, земледельцев, торговцев, путешественников и детей.

В кубанской культуре  он стал символом  щедрости, помощи нуждающимся и начала цикла зимних торжеств. Ведь в старину Святки начинались с Николиного дня, а не с Рождества. Его ждали с нетерпением и праздновали с размахом, даже, несмотря на пост. Объяснялось это особым отношением наших предков к святому. Ему принято молиться о ниспослании благоприятной погоды, хорошем урожае, а также о семейном благополучии.

Казаки в этот день проводили ярмарки, примечали погоду. Традиции включали раздачу долгов, благотворительность, обильные застолья и угощения, сладкие гостинцы для детворы (которые прятали часто ночью под подушку). В этот день также часто переносили сроки платежей и заключали новые торговые договора на продажу излишков сельхозпродукции. Договоренности нарушать было нельзя ибо, как сказано в народной мудрости, «Никольский торг - всему указ».

Хотя следует признать, что некоторые детали специфичны для казачества, всё же это был важный праздник не только в экономическом, но и в социальном отношении, поскольку Николай Угодник считался покровителем в трудные времена, защитником невинных осужденных.

На Кубани, как и в других регионах, этого праздника с нетерпеньем ожидали и «девицы на выданье», поскольку именно с  Николы Зимнего начинался период сватовства, предшествующий свадьбам после Рождества. Станичные свахи в этот день договаривались с родителями женихов и невест о датах предстоящего сватовства.

С утра казаки ходили в церковь на праздничное богослужение. После литургии устраивали братчины — пиры, где собирались мужчины со всей станицы. Такие гуляния еще называли «Никольщиной», в основном в среде линейцев. Длились пиршества порой по нескольку дней.

К столу традиционно подавали вареники с вишней, пироги с картошкой и грибами, блюда из рыбы, соленья и маринады. Нельзя было есть на праздник мясо, молоко, масло и яйца, поскольку продолжался Рождественский пост. Впрочем, этот запрет порой нарушался, поскольку для раненых казаков и немощных стариков были дозволены послабления.

В ходе пиршества обязательно делили обрядовый каравай — в знак братства примирения. Особенностью было именно ПРЕЛОМЛЕНИЕ, а не РАЗРЕЗАНИЕ хлеба, именно так, как об этом было сказано в Святом писании.  Еще одна традиция была связана с пивом. Каждый участник трапезы приносил с собой из дома хмельной напиток, сваренный из ячменя нового урожая, его наливали в один большой общий сосуд (жбан) и затем угощали всех собравшихся. После праздника пост ужесточался. Есть рыбу разрешалось только в выходные, а пиво употреблять лишь на Рождество.

Станичная молодежь в гуляньях не участвовала. С Николы Зимнего она начинала приготовления к грядущим Святкам: дивчины шили костюмы, парубки делали маски. После этого вместе шли в храм, на вечерний молебен святому Николаю - угоднику Божию. При этом на аналое лежала для прикладывания праздничная икона «Мыколы в шапке» (изображение святого в митре или скуфье – головном уборе священника). Образ Николая с непокрытой головой считался в народе атрибутом «Мыколы летнего», который отмечается 22 мая, хотя церковным уставом это не регламентировалось.

Помимо запретов на употребление в пищу определённых продуктов, также существовали и иные ограничения: женщинам не дозволяюсь заниматься уборкой по дому и по двору, а также шитьём, вязанием, рукоделием и другими делами, не связанными с кормлением и приготовлением пищи. Считалось, что в день Николая Угодника нельзя было грустить, иначе нагрянут сильные морозы. Запрещалось ссориться, скандалить и сплетничать, а равно и отказывать в милостыне нуждающимся. Нельзя в этот день ругать и наказывать детей, дабы не прогневить Святого.

В дальнейшем зимние обряды (колядование, щедрование) на Кубани также часто включали песни, где упоминался «Мыкола», например, в святочных песнях или рождественских вертепах. Хотя в казачьем фольклоре этнографами не выделяется конкретный персонаж «Мыкола зимний», как отдельный культовый герой, тем не менее, его образ органично вписывался в общую картину народных верований, связанных с зимой, праздниками и почитанием святых, что было характерно для кубанского казачества.

Не забывали и о том, что приметы в этот день могли рассказать о будущем.
Так, иней предвещал, как считалось, хороший урожай, ясный день — плохой. Сильная вьюга обещала суровую зиму.

До середины 19 века прослеживались некоторые отличия в праздновании у казаков линейцев и черноморцев.  В этот день линейцы покупали хмельной мёд и пировали в здании станичного правления. На стол ставили большую чашу и вокруг четыре подсвечника со свечами. Когда священник с причетом начинали величание Угодника, четыре старика брали чашу и, припевая величание, качали оную над свечами. По окончании молебна, подносили чашу попу, потом пили из нее старики и другие поочередно. Обычно на это расходовали казенные деньги. А черноморцы пили пиво и устраивали складчины. После образования объединенного Кубанского казачьего войска эти различия постепенно исчезли.

До сих пор считается, что 19 декабря в день Николая Чудотворца необходимо примириться со всеми, с кем был в ссоре, иначе раздор затянется на весь будущий год. Крайне важно не отказывать в помощи и милостыне. Согласно народным убеждениям, такой отказ может в будущем обернуться собственной нуждой и лишениями. «Мыкола Зимний» — это праздник, который по-прежнему соединяет в себе глубокое духовное почитание святого заступника с мудрыми казачьими обычаями, напоминающими о важности мира, милосердия и заботы о ближних.

Евгений Громыко

Литература:

Аничков Е. В. Микола угодник и святитель Николай. — Записки неофилологического общества. — СПб. Типография В. С. Балашева, 1892.

Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Краснодар, 2003.

Колесникова В. С. Русь православная. Праздники и обряды. — М. Олма-пресс, 2005.

Коринфский А. А. Зимний Никола // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.  Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901.

Руднев В. А. Обряды народные и обряды церковные. — Л. Лениздат, 1982.

pegi12.jpg