Перейти к содержимому

Кубанские святки – живые традиции казачества


На Кубани в народе по сей день бытуют богатые фольклорные традиции. Многие из них возникли из обрядовой поэзии -особой формы устного народного творчества. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Чаще всего они связаны с временами года, сельским трудом и культом урожая. Передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразился вековой уклад жизни нашего народа, его доброта и щедрость, любовь к Земле-кормилице.
В древности главным обрядом зимы были колядки. Они остаются поныне народным праздником, связанным с языческим культом рождения нового солнца. Череда этих ритуалов повторялась из года в год. Однако с распространением христианства на них наслоились Святки (святые ночи), которые длятся с Рождественского сочельника (6 января) по Крещенский сочельник (18 января).


Поскольку завершался Рождественский пост днем накануне праздника, 6 января на Кубани было принято готовить из зерен пшеницы, ячменя и проса особое блюдо, которое называлось «Голодная кутья», так как не сдабривалось маслом. Кашу укладывали в миску или глубокую тарелку, посередине делали крест из сушеной вишни или изюма. Детям поручали принести в хату душистого сена. Его укладывали “на покути” - под Святыми образами в «красном» углу хаты. Это место должно было символизировать ясли, в которых родился младенец Христос. Перед тем, как подать кутью на стол, ее обязательно торжественно ставили на сено в Святой угол и хором читали молитву «Отче наш».
Как отмечал этнограф Николай Бондарь, в станице Новолеушков-ской «вычерю» носили в мисочке, а саму кутью готовили из пшеницы. Во время трапезы накануне Рождества старший мужчина в семье набирал ложку кутьи, подносил ее к окну или выставлял в окошко и звал: «Мороз, Мороз, иды до нас кути йи-сты, та ны морозь ны нас, ны тылят, ны ягнят, ны пшынычку...»
С появлением на небе первой звезды все уже находились в предвкушении праздничного стола. Тогда доставали из погребов разносолы, готовили из сушеных фруктов и ягод «узвар», жарили колбасу. На стол подавали «горилку» из буряка, а в качестве холодной закуски – «ковбык». Это традиционное казачье кубанское блюдо, представляющее собой свиной желудок, фаршированный смесью из мяса с кабаньей головы, языка и «потрибки» (легкие, сердце) с луком, специями и чесноком, который вначале варили, затем запекали, потом прессовали на холоде под гнетом.
В Святой вечер по улицам сновали ребятишки с ситцевыми узелками, разнося «богатую вечерю» своим крестным и близким родственникам, которые проживали в станице. Ребенок, поцеловав руку крестному отцу, объявлял: “Батько и матэ прислалы вам вэ-черю - йиштэ на здоровье” и рассказывал стихотворные строки о празднике. В ответ крестные дарили им подарки или даже медные пятачки.
В ночь на 7 января шли в храм на торжественную литургию, встречать Рождество. Возвращались за накрытый белой скатертью праздничный стол.
Но и про колядки не забывали. На Кубани колядовали взрослые и дети по отдельности. Мальчишки исполняли простые тексты способом декламации:

Коляд, коляд, колядныця.
Добра з медом паляныця.
А бэз мэду ны така.
Дайтэ, тетка, пырижка.
А вы, дядько, грошей.
Колядка хароша!
Ны дасты пятака,

Вазьму вола за рога,

А кобылку за чупрынку,

Та й повыду на могылку.

А з могылкы та в кабак,

Прапью за пятак!

Женские компании по несколько человек исполняли обрядовые песни, поэтические тексты которых опираются на более сложный мелодический и гармонического склад. Благодаря записанной кубанскими этнографами присказке "парубкы казалы, а дивчины спивалы" у диалектного глагола «казать» выявлен оттенок значения, не зафиксированный в словаре русских народных говоров – "о мужском пении". Это указывает на существование гендерных различий в тематике песен и в манере их исполнения.
Канун старого Нового года (13 января) на Кубани называется «щедрым вечером». В этот день в станичных храмах читали акафист преподобной Мелании Римлянки (младшей), а на всенощной служили литургию святого Василия Великого Кесарийского. Потому и закрепилось в народе с принятием христианства именовать его «Васильевым вечером» и «водить Мыланку». Обрядовые песни - «щедровки» исполняли традиционно «дывчины» при посещении гостей. В этот вечер в кубанском доме для их встречи на стол обязательно ставили «варэнички з сиром» (творогом), горилку и сало, а также обильные мясные блюда и соленья-квашения. Следует отметить, что если колядовщиков не впускали в жилище, то щедровальщиц всегда приглашали в хату вместе «зМыланкою» (роль которой исполняла самая младшая девочка с украшенным цветными лентами снопом злаков в руках).
Изо всех святочных обрядов это был наиболее серьезный как по сложности и характеру обрядового действа, так и по составу участников. Ведь в нем принимали участие в основном взрослые замужние женщины. Подбиралась по голосам хорошо спетая группа в составе семивосьми человек. Из них выбирались центральные персонажи обряда — Мыланка и Васылько. Ранее девушку старались выбрать по имени, когда уже почти забытое имя — Мыланка — было распространенным. Васыль-ком обряжали одну из девушек, одевая ее в мужскую одежду.
Мыланку одевали в традиционный обрядовый наряд — блузку или сорочку с вышитыми орнаментом низом, манишкой и манжетами. Юбку завешивали льняным вышитым рушником. Голову увенчивали венком, на который крепились разноцветные ленты, спадающие на плечи. Васыль-ко тоже был в вышитой рубахе, перевязан рушником, на шапке — цветок, наподобие свадебного. Был он обязательно с "ципком", то есть с посохом, увитым лентами и цветами.
Обрядовая группа складывалась задолго до щедрого вечера и готовились к "вождению Мыланки" тщательно. Это было предметом гордости, возможностью показать себя людям. Уже на «Мыколу зимнего» начинали собираться на репетиции. Обыкновенно в станице заранее знали, у кого какая Мыланка будет, кто и как может спеть. Вариаций было множество, но наиболее распространенным остается «дытячий»:

«Мыланка ходыла,
Васыльку просыла: Васылько, мий тату, Пусты мэнэ в хату.
Я жыто ны жала,
Чэстный крест дэржала, Надийтыся, люды, До вас Хрыстос будэ.
Столы накрывайтэ, А нам калач дайтэ».

Наиболее сложным для исполнения и редким является запев «из вэчора»:

Щой у вчора из вэчора Пасла Мыланка два качора. Вона пасла, загубыла, Шукаючи, заблудыла. Заблудыла в чистэ полэ, Дэ Васылько плужком орэ. А вин орэ, жыто сие, А за ным услид зэлэние. Ты, Васылько, мий таточку, Пусты мэнэ у хаточку, Буду тэбэ шануваты, Щей русу косу заплытаты. Наша Мыланка нэ робоча, На ний сорочка парубоча, Наша Мыланка нэ лэныва, З вэчора й ложэчкы помыла. На камини ложкы мыла, Тарилочку й ложку упустыла, Билэнькый хвартух замочила. Ой, повисыла на воротях. Повий, витрэ буйнэсэнькый, Высуши хвартух билэсэнькый, Буду я тэбэ шануваты, Щей русу косу заплитаты.

На улице под окнами тоже «спивалы»:

Щедривочка щедрувала, До виконца припадала. Що ты, тетка, напыкла? Ныси швыдче до викна.
Як горяче – ныси нам, Як холоднэ – ныхай вам! Покы донэсэшь — Ручкы попэчешь!

Утро 14 января начинается приходом посевальщиков. Посевать ходили парубки. Они надевали через плечо большие холщовые торбы, полные семян хлебных злаков, подсолнечника, гороха, фасоли. Появлялись на пороге и говорили: «Здравствуйте, хозяева, с Васылем, с праздничком!». Мальчиков первым делом сажали на порог и просили «поквох-тать», как курицы (чтобы квочки хорошо несли яйца в новом году). Когда они садились, их окропляли «свяченой» водой. Затем начинали посе-вать. Чтобы урожай был обильным, а хлеба стояли высокой стеной, зерна бросали сначала в святой угол, а потом подбрасывали вверх. Подкидывая зерна к потолку, посевальщики приговаривали:

Тох-тох, тарарох,
Зароди, Боже, горох, Жито, пшэныцю, Всяку пашницю.
Дева Мария по полю ходыла, По полю ходыла, Бога просыла: «Зароди, Боже, жито-пшеныцю, Жито-пшеныцю, всяку пашныцю!»
Дэ царь ходэ, там жито родэ, Дэ царыця – там пшениця!
С новым счастьем,
С Васылем днем!

После зерна сметали с пола и половину отдавали домашней птице, чтоб она была здорова и хорошо неслась. А вторую половину сортировали: отделяли зерна разных культур друг от друга и смешивали эти «святые» зерна с семенами будущего ярового посева, чтобы хлеб уродился на славу. Участников обряда щедро одаривали. Не только сладостями, но и деньгами. Для этого один ходил с мешком, в который складывались по-дарки.
Однако, несмотря на церковное неодобрение, в казачьих станицах по-прежнему отправляли языческие ритуалы, связанные с культом солнца. По улицам «водили козу». Этот красочный веселый обряд также был призван обеспечить счастье и изобилие в наступающем году. Коза символизировала богатство и плодородие. Участники пели:

Дэ коза ходэ - там жито родэ,
Дэ коза рогом - там жито
стогом,
Дэ коза топ – топ - там
жита сто коп.

"Козой" иногда обряжали одного из группы, одевая его в тулуп и маску. Но чаще же изготавливали чучело — маска козы крепилась на палке. Она представляла собой холщовый мешочек с бородой из овчины и соломенными рожками. Но случалось, что маску полностью делали из дерева. Нижнюю челюсть оставляли подвижной, и коза могла разевать рот в такт исполняемой песне. К рогам был подвешен колокольчик. Свита (ряженые) была немногочисленна. Обычно были дид, цыган, поводырь, михоноша (он нес мешок для угощений), музыкант со свирелью или дудкой и группа исполнителей обрядовой песни в праздничных костюмах.
А ну, Гаврило, дуй кози в рыло, Посэрэдь двора стань коза жива, Та й пройдысь по цему двору, По цему двору господареву, Господарь йдэ - ковбасу нэсэ, А на рижечкы - два пирижечкы, А на хвостычок - сала кусочок, Мирочку овса - тут и пляска вся. Завершаются Святки 19 января великим православным праздником Богоявления. В народе он именуется Крещением Господним. В этот день во всех станичных приходах обязательно проводится водосвятие. Считается, что вода, освященная на Крещение, обладает целительной силой. В ночь на 19 января проводится обряд купания в Иордани – проруби в форме креста на замерзшей реке.

И, конечно, бабушки не забывали научить внучек «гадать на суженого» в ночь с 18 на 19 января. Ворожили, глядя на зеркало, приговаривая: «Ряженый, суженый, приди ко мне ужинать».

Гадали на петуха, заводя его в хату и, на выбор, предлагая ему пшено, воду или деньги. Петух выбирал сам. Глядя на это, предполагали, кем будет жених (зажиточным хозяином, пьяницей или богатым денежным торговцем).
Все гадания проводились, как правило, в заранее выбранном доме, куда попадали по приглашению. Для этого в Крещенский вечер под окнами появлялась «бабка - позыватка». Ее угощали усердно, потому что она ходила высматривать невест. За это получала от незамужних девиц подарки, узелки с орехами и пряниками. Девичьи Крещенские посиделки не ограничивались одним только вечером, зачастую растягиваясь на целые сутки.
Минуло уже немало веков, но Святочные обряды на Кубани по-прежнему остаются самыми продолжительными и наиболее значительными народными празднествами, чьи традиции свято передаются из поколения в поколение.
И слава Богу, что мы казаки!

Евгений ГРОМЫКО.

► ИСТОЧНИКИ:
► Бондарь Н.И. Календарные праздникии и обряды Кубанского казачества 2003
► Борисова О.Г. Лексика и фразеология кубанских говоров как макросистема: модель ее реализации. – Ростов-на-Дону, 1996.
►Литература Кубани: Хрестоматия для 5-11 кл. ср. школы: Учебное пособие. – Краснодар, 1995.
► Назарова Я.Н. Зимнесвяточные поздравительные обходы станицы Новолеушковской Павловского района Краснодарского края. – Краснодар, 2009.
►Житие преподобной матери нашей Мелании Римляныни//Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт.Димитрия Ростовского: 12 кн., 2 кн.
доп.—М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916.— Т.IV

Фото сгенериовано нейросетью

pegi12.jpg