Святые для России имена: декабристы на Кубани
Минуло ровно 200 лет с тех памятных событий, что потрясли не только Российскую империю, но и все мировое сообщество. Люди, которые принесли свои жизни на алтарь борьбы за свободу народа, не только потерпели сокрушительное поражение в попытке противостоять царизму, но и обрели бессмертие, шагнув на страницы истории. Потомки назовут их декабристами.
26 декабря (по старому стилю — 14 декабря) 1825 года, когда Сенат собирался принести присягу Николаю Павловичу, заговорщики вывели войска на площадь. Они рассчитывали убедить сенаторов отказаться от этого решения и принять «Манифест к русскому народу». Этот программный документ предусматривал введение Временного правительства, отмену крепостного права и установление демократических свобод.
Однако к тому моменту, как на Сенатскую площадь вышли солдаты двух полков и матросы Гвардейского морского (флотского) экипажа под предводительством восставших, сенаторы успели присягнуть и разойтись. Князь Сергей Трубецкой — руководитель восстания — не явился вовсе. К площади стянули правительственные войска. Военный генерал-губернатор Михаил Милорадович призывал восставших присягнуть новому императору Николаю I. Но был смертельно ранен. Император отдал приказ артиллеристам стрелять по мятежникам картечью. К вечеру восстание подавили. В тот же день начались аресты. Разыскивали членов Северного и Южного тайных обществ и Общества соединенных славян.
Но говорить о полном подавлении попытки переворота, как оказалось, преждевременно. 29 декабря 1825 года (10 января по новому стилю) братья Муравьевы-Апостолы и Бестужев-Рюмин из Южного общества подняли восстание солдат Черниговского полка, что квартировал на территории Киевской губернии. Вначале заняли Мотовиловку, где перед строем был оглашён «Православный катехизис» — политическая прокламация, в которой говорилось о необходимости провозглашения свободы в России, о сокращении срока военной службы, об облегчении положения крестьян.
Вечером 1 января (13 января) 1826 года восставшие роты выступили из Мотовиловки. По пути движения провозглашали в селах и местечках вольность крестьян. Далее намеревались прорываться к Житомиру, стремясь соединиться с частями 8-й пехотной дивизии, где служили члены Общества соединённых славян.
3 (15) января 1826 года Черниговский полк попал в засаду на опушке леса близ местечка Устимовка. По приказу генерала Гейсмара колонну на марше расстреляли из пушек ядрами и картечью. Затем в дело вступили кавалерийские эскадроны принца Оранского, которые затоптали лошадьми рассеявшихся солдат. Начались повальные обыски и аресты. Позже в категорию «декабристы» также попадут заговорщики из действовавших в 1826– 1827 годах Общества военных друзей, Оренбургского и Астраханского тайных обществ.
Преступников разделили на 11 разрядов в зависимости от тяжести вины. Самым тяжким из преступлений был умысел на цареубийство. Пятерых декабристов — Павла Пестеля, Сергея Муравьева-Апостола, Кондратия Рылеева, Петра Каховского и Михаила Бестужева-Рюмина — судили вне разряда и приговорили к смертной казни.
Для 31 человека смертную казнь Николай I заменил каторгой. Всех офицеров признали виновными, их лишили чинов и дворянства. 99 заговорщиков приговорили к каторжным работам и поселению в Сибири, а остальных отправили воевать на Кавказ, разжаловав до рядовых.
20 сентября 1835 года Военным министерством был издан приказ «О дозволении употребить в экспедиции противу горцев, находящихся в Кавказском Отдельном корпусе, лиц, прикосновенных к возмущению 14-го декабря 1825 года». С этого момента у декабристов появилась надежда получить за боевые отличия хотя бы низший офицерский чин прапорщика и, спустя некоторое время, если проявит благоволение император, выйти в отставку и живым вернуться домой.
На Кубани оставили по себе заслуженную память многие участники тех драматических событий. Им довелось ещё раз послужить своей Родине. Некоторые собственной жизнью вернули верность воинской присяге. Сегодня вспомним их поименно.
Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1837), писатель-декабрист. За участие в восстании был осужден по I разряду. В 1829 году переведен в действующие полки Отдельного Кавказского корпуса. А.А. Бестужев-Марлинский жил в Екатеринодаре в 1834 году. С 1834 года зачислен в отряд генерала А.А. Вельяминова, где оставался до самой смерти. В 1836 г. служил в крепости Геленджик. Погиб в бою 7 июля 1837 на мысе Адлер. В 1957 году в парке Адлера, носящем его имя, открыт памятник.
Александр Иванович Вегелин (1801-1860), член тайного общества «Военные друзья», двоюродный брат декабриста К.Г. Игельстрома. В 1838 г. принимал участие в возведении фортов Тенгинского, Велья-миновского и Навагинского Черноморской береговой линии.
Владимир Дмитриевич Вольхов-ский (1798-1841), выпускник Царскосельского лицея. Член «Священной артели», Союза спасения, Союза благоденствия и Северного тайного общества. Вольховский в июне 1837 г. руководил экспедицией на мысе Адлер.
Павел Христофорович Граббе (1789-1875) – член Союза благоденствия. В апреле 1837 г. в звании генерал-лейтенанта назначен командующим войсками на Кавказской линии в Черномории.
Василий Абрамович Дивов (18051842) – член Северного общества, участник восстания на Сенатской площади. 27 декабря 1839 г. был перемещен на Кавказ, во 2-й Черноморский линейный батальон. В его составе участвовал в боях за оборону фортов Лазаревского, Вельями-новского, Михайловского, Николаевского. Участник высадки десантов на р. Псезуапсе.
Николай Александрович Заго-рецкий (1797-1885), член Южного общества. В октябре 1838 г. переведен в Навагинский пехотный полк. Встречался с Л.С. Пушкиным, братом великого поэта. Участвовал в экспедиции по сооружению форта Головинского. 10 октября 1839 г. на руках у Н.А. Загорецкого в форте Лазаревского укрепления скончался поэт-декабрист А.И. Одоевский.
Константин Густавович Игель-стром (1799-1851) принадлежал к тайному обществу «Военные друзья». Переведен служить на Кавказ в 1836 г. Геленджик, форт Вельями-новский в устье реки Туапсе, Новороссийское укрепление в устье реки Цемес, форт Лазаревский, Головинский в долине реки Субаши, Тамань, Екатеринодар, Прочный Окоп - перечень мест, в которых в течение службы пребывал декабрист.
Сергей Иванович Кривцов (18621864) – член Южного тайного общества. В 1831 г. переведен на Кавказ, где прослужил до 1839 г. рядовым Навагинского полка в военностроительном отряде генерала А.А. Вельяминова. Участвовал в строительстве Абинского укрепления и прокладке дороги до Геленджика. В сентябре 1837 г. находился в Ольгинском укреплении, где произошла его встреча с М.Ю. Лермонтовым.
Владимир Николаевич Лихарев (1803-1840) – активный член Южного тайного общества. Летом 1838 г. назначен в отряд Н.Н. Раевского-младшего, действовавший по созданию Черноморской береговой линии. Участвовал в морских десантах и строительстве фортов Новороссийского, Тенгинского, Вельями-новского, Навагинского. Погиб в бою 11 июля 1840 г. при реке Валерик на глазах у М.Ю. Лермонтова.
Николай Иванович Лорер (17971873), член Южного общества, в 1837 был переведен на Кавказ. В 1839 г. участвовал в экспедиции в устье реки Шахе в долине Субаши и закладке Головинского укрепления, затем в строительстве Лазаревского форта. В Тамани познакомился с М.Ю. Лермонтовым. Присутствовал на похоронах М.Ю. Лермонтова в Пятигорске как представитель Тенгин-ского пехотного полка.
Михаил Александрович Назимов (1801-1888), член Северного тайного общества декабристов, в 1837 г. направлен рядовым в Отдельный Кавказский корпус. В 1840-1841 г. познакомился с М.Ю. Лермонтовым в Пятигорске. Принимал участие в освоении Черноморского побережья, строительстве и укреплении фортов и укреплений Новороссийского, Лазаревского, Головинского, Сочи, был в Тамани.
Михаил Михайлович Нарышкин (1798-1863), член Союза благоденствия, Северного тайного общества. В Отдельном Кавказском корпусе был зачислен в Навагинский пехотный полк. Оставил свой значительный след в строительстве дорог, соединивших степную Кубань с побережьем Черного моря, в возведении укреплений Новороссийского, Тенгинского, Вельяминовско-го, Лазаревского, Головинского, На-вагинского.
Александр Иванович Одоевский(1802-1839), поэт-декабрист, член Северного общества, в 1837 г. переведен на Кавказ рядовым, где подружился с М.Ю. Лермонтовым, вместе с которым служил в Нижегородском драгунском полку. Поэт посвятил ему стихотворение «Памяти А.И. Одоевского». В 1839 г. участвовал в десанте у Субаши. Умер от лихорадки на строительстве форта Лазаревский у Псе-зуапсе 15 августа 1839 г. на руках у декабриста Н.А. Загорецкого. В 1959 г. в поселке Лазаревском в его честь был установлен памятник.
Феликс Викентьевич Ордынский (1802-1840) – член тайного общества «Военные друзья». Участвовал в составе военно-строительного отряда генерала А.А. Вельяминова в строительстве укреплений и фортов на побережье Черного моря – Александровского, Новотроицкого, Михайловского, Тенгинского, Вельяминов-ского, Лазаревского, Головинского, Навагинского.
Владимир Сергеевич Толстой (1806-1888) – член Южного тайного общества. 15 июня 1829 г. отправлен рядовым на Кавказ. В январе 1839 г. переведен в Навагинский пехотный полк. В его составе участвовал во всех морских экспедициях, в 1839 году – по устройству Черноморской береговой линии, возведении и защите фортов Раевского, Головинского, Тенгинского, Лазаревского.
Алексей Иванович Черкасов (1799-1855), член Южного общества. В 1837 г. вместе с А.И. Одоевским переведен на Кавказ, в Отдельный Кавказский корпус. С Тенгинским пехотным полком, позже с Кабардинским егерским участвовал во всех закубанских экспедициях по прокладке дорог, осушению плавней и строительству укреплений и фортов на Черноморском побережье – Новороссийска, Тенгинского, Вельяминовско-го, Навагинского, Лазаревского, Головинского, Сочи.
Лев Сергеевич Пушкин (1805-1852) - младший брат гениального русского поэта. Сочувствовал идеям декабристов. 14(26) декабря 1825 года он оказался на Сенатской площади, где и примкнул к восставшим. Был адъютантом начальника 1-го отделения Черноморской прибрежной линии Н.Н. Раевского-младшего. Работал при возведении фортов Головинского, Лазаревского, Раевского, жил среди казаков Черномо-рии. 3 мая 1839 г. участвовал в высадке десанта в устье реки Шахе. Принимал участие в защите Навагинского укрепления. На Кавказе близко сошелся с М.Ю. Лермонтовым.
Александр Николаевич Сутгоф (1801 – 1872), один из самых активных участников событий 14 декабря 1825 года. Когда в ходе восстания стало ясно, что всё погибло, солдаты пытались его укрыть, но он до конца остался с ними. Присужден к смертной казни через отсечение головы – кроме него к этому разряду было отнесено еще 30 человек, но это наказание по высочайшей конфирмации были заменено бессрочными каторжными работами. Два года провел в кандалах на Нерчинских рудниках, 13 лет работал на Петровском заводе в Иркутской области. В 1939-м он вышел в разряд поселенцев без всякой надежды возвратиться на родину. В 1848 году по ходатайству матери Александр Сутгоф был определён рядовым в Кубанский егерский полк Кавказского отдельного корпуса, где дослужился к концу 1854 года до звания прапорщика. По манифесту об амнистии 26 августа 1856 года был восстановлен в прежних правах.
Алексей Васильевич Веде-няпин (1804 – 1847) после восстания был приговорен «к лишению чинов с написанием в солдаты с выслугою». Его определили рядовым в Верхнеуральский гарнизонный батальон, но вскоре перевели на Кавказ. Он был зачислен в 42-й егерский полк, участвовал в русско-персидской и русско-турецкой войнах в 1827-1829 гг. В октябре 1829го Веденяпина перевели на Северный Кавказ в Тенгин-ский пехотный полк, штаб-квартира которого с 1830 года была в крепости Темно-лесской на горе Стрижамент. С 1830 по 1832 год полк нёс кордонную службу по правому берегу реки Кубань в Усть-Джегутинском укреплении на Ямановском посту Баталпашинского кордонного участка.
Декабристы являлись выразителями не только прогрессивных политических воззрений, но и передовых военных идей своего времени. Они отличались высоким уровнем военнотеоретической подготовки и большим практическим опытом. В службе на Кавказе они проявляли военное искусство и демонстрировали в сложных горных условиях высокие образцы боевого мастерства. Среди солдат они показывали примеры отваги, смелости, готовности к взаимной выручке, что давало возможность им сблизиться с солдатской массой, найти путь к солдатскому сердцу. Офицеры-декабристы видели в солдате человека, гражданина, сына народа — это качество отличало их от большинства других командиров русской армии.
Жизнь и служба почти всех декабристов на Кавказе была сложна и трагична. Разжалованные, принимая участие в боях с горцами, проявляя храбрость, смелость, выносливость, они практически не имели шансов на выслугу, так как их боевые отличия, представления к наградам и повышению в звании фактически не рассматривались до 1856 года. Тем не менее, своим здоровьем и кровью они честно старались заслужить это право на возвращение, но жизненный путь многих так и закончился на Кавказе.
Евгений ГРОМЫКО.
ЛИТЕРАТУРА:
Агапова, Т.И. Декабристы на Кубани / Т.И. Агапова, М.Н. Серова; Краснодарский гос. ин-т культуры. - Краснодар: Кн. изд-во, 1975.
Веленгурин Н. Последний приют поэта // Веленгурин, Н. Дорога к Лукоморью: очерки о писателях в нашем крае. Краснодар, 2013.
Декабристы. Биографический справочник. Под ред. М.В. Нечкиной. М., 1988.
Дударев С. Л., Дударев Д.С. Вклад декабристов в формирование толерансного отношения российского общества к народам Северного Кавказа. Армавир. Графа. 2012
Маркелов, Н.В. Кавказские силуэты: История Кавказа в лицах. Пятигорск, 2008.
Серова, М.И. Влияние декабристов на развитие культуры Черномории / М.И.
Серова // Культурная жизнь Юга России. - 2014. - №1.
