Перейти к содержимому

Кубанские казаки в огненном августе 1914 года


 |  История

В исследовательских работах, посвященных Первой Мировой, написанных в советский период, вопрос участия кубанского казачества в войне освещается довольно скудно, в основном это краткие упоминания о действиях отдельных казачьих частей в боевых операциях и критическое отношение к действиям казаков.


В трудах нового периода 1990-2000х годов, например Г.Л. Воскобойникова «Казачество в Первой мировой войне» - это первая крупная работа, в которой анализируется участие казачества в Первой мировой войне. В ней дается общая картина боевых действий казачьих подразделений в войне, поэтому участие кубанских частей здесь показано фрагментарно. Работа В.Н. Ратушняк «Из исторического прошлого кубанских пластунов» приводит интересные данные о потерях и наградах среди пластунов в ходе Первой мировой войны. «Кубанские казаки в Первой мировой войне» В.Н. Ратушняк - исследование, полностью посвященное участию кубанцев в ПМВ, содержит разнообразную информацию об участии кубанцев в боевых операциях русской армии. При написании работы привлекалась мемуарная литература - записки полковника Кубанского казачьего войска Ф. И. Елисеева о боевых делах казачьих соединений и частей на Кавказском фронте в годы Первой мировой войны. О подвигах командиров и рядовых бойцов, их судьбах, казачьих традициях и обычаях, укладе жизни, особенностях боевой службы.

Кубанское казачье войско накануне Первой мировой войны
На период мирного времени кадровые казачьи полки были размещены более чем в 30 городах Российской Империи. В том числе два гвардейских и конвой императора (полк) в Петербурге, по два - в Москве и Саратове, по одному - в Орле, Ярославле, Нижнем Новгороде, Козлове, Воронеже, Киеве, Владимире-Волынском, Харькове, Курске, Полтаве, Ромнах, Кременчуге, Елизаветграде, Николаеве, Одессе, Екатеринославе, Бахмуте, Пензе, Самаре, Астрахани, Риге, Вильно, Минске и др., по несколько сотен - в Гельсингфорсе и т.д. Все остальные казачьи полки были сосредоточены в Варшавском и Кавказском военных округах.

Кубанское казачье войско было вторым по численности казачьим образованием в Российской империи до 1917 года и в нем насчитывалось 1,3 миллиона казаков. На первом месте было Донское войско с 1,5 миллиона казаков. Третьим - Оренбургское с 583 тыс. казаков, Терское - 278 тыс. казаков. Общая численность казачества составляла 4,4 миллиона человек.
Согласно "Положению о воинской повинности и военной службе казаков Кубанского и Терского войск" от 3 июня 1882 года, утвержденного Александром II, служилый состав кубанских казаков разделялся на 3 разряда: приготовительный - срок службы 3 года, строевой - 12 лет и запасной - 5 лет. То есть в сумме 20 лет обязательной службы, как для рядовых, так и для офицеров. Позднее были введены некоторые послабления и накануне ПМВ срок службы составлял 18 лет. Службу казачья молодежь начинала с 21 года, пройдя годичный подготовительный разряд.

Отделы Кубанской области на 11 полковых округов, в которых комплектовались конные казачьи полки, - главная сила казачества. В Баталпашинском отделе набирался Хоперский полк, Ейском - Ейский (Запорожский) и Уманский, Екатеринодарском - Екатеринодарский, Кавказском - Кавказский и Черноморский, Лабинском - Лабинский и Кубанский, Таманском - Таманский и Полтавский, а также – в Урупском (Линейный) полки. В области имелось семь оборудованных лагерей для проведения учебных сборов казаков (по одному в каждом отделе).

Под каждым полковым названием числились 1,2,3-й полки, соответствующие срокам службы. При всеобщей мобилизации войско составляло 33 конных полка. Полковые территориальные округа делились на сотенные участки, возглавляемые офицерами, а также на районы комплектования артиллерийских батарей. Станицы и хутора навсегда были закреплены за известными частями. Старейшим среди кубанских полков считался Хоперский, известный еще с конца XVII века (в 1896 году отмечалось его 200-летие). Таким образом, казаки с детства знали свой полк или сотню, имели отцов и братьев, служивших в подразделениях старших возрастов. Это, безусловно, способствовало крепкой спайке и круговой поруке в частях казаков.

Кубанское казачье войско было единственным, в котором всегда имелись пешие казачьи части - пластунские батальоны. Наличие пластунских батальонов говорит не только об особенных традициях кубанцев, но и том, что там было много бедных казаков. Пластунов собирали со всей области в 6 центров мобилизации. По числу батальонов первой очереди ими были города: Екатеринодар, Майкоп, станицы Кавказская, Прочноокопская, Славянская, Уманская. Батальоны нумеровались по порядку: с 1-го по 6-й были первоочередными, с 7-го по 12-й - второй, с 13-го по 18-й - третьей очереди.

Конные казачьи полки были шестисотенного состава. В сотню входило 125 казаков. Штатный состав полка военного времени составлял 867 нижних чинов (750 казаков, остальные - вахмистры, старшие и младшие урядники, приказные и трубачи) и 23 офицера. Полк мирного времени отличался не намного, примерно на сотню казаков меньше.

Полки сводились в дивизии - Кавказские, обычно объединявшие полки Кубанского и Терского войск; Кубанские, состоявшие только из кубанцев.

Со второй половины XIX века определились места, где обычно дислоцировались и несли службу первокубанские части. Лейб-гвардии 1-я и 2-я Кубанские сотни личного конвоя царя находились в столице. Отдельный Кубанский казачий конный дивизион двухсотенного состава располагался в Варшаве. 1-й Линейный полк в составе 2-й казачьей сводной дивизии был в Киевском военном округе. С 80-х годов 1-й Таманский, 1-й Кавказский казачьи полки и 4-я Кубанская батарея входили в Закаспийскую бригаду, постоянно находившуюся в районе города Мерва, недалеко от границы с Афганистаном.

Большая же часть Кубанского войска располагалось на Кавказе. При этом в самой Кубанской области дислоцировался только один конный полк и одна батарея. Остальные полки и батареи находились в Закавказье: 1-й Хоперский, 1-й Кубанский, 1-й Уманский, 2-я Кубанская батарея в составе 1-й Кавказской казачьей дивизии; 1-й Запорожский, 1-й Лабинский, 1-й Полтавский, 1-й Черноморский, 1-я и 5-я Кубанская батареи в составе 2-й Кавказской казачьей дивизии. Кроме названных строевых частей, войско имело контингент местных команд и постоянной милиции.

О том, насколько Кубанское казачье войско готово было к войне и что оно представляло собой как боевую силу, говорит тот факт, что в годы ПМВ плененные противники, австрийцы и немцы, утверждали на допросах, что лучше сразиться с десятью обычными русскими солдатами, чем с одним казаком, называли казаков «Дьяволами на лошадях». О стойкости казаков красноречивее всего говорят цифры. Их представил в свое время генерал Н.А.Головин, показав соотношение кровавых потерь и попавших в плен в различных частях русской армии. У казаков это процентное соотношение было 94 и 6. По этому показателю они превзошли даже гвардию, где соотношение было 91 и 9. В регулярной армии доля попавших в плен среди казаков была самой низкой, а процент награжденных был самым высоким по всей русской армии.

Таким образом, казаки и, в том числе Кубанское казачье войско было одним из самых подготовленных, дисциплинированных военных соединений русской армии. Кубанские казаки приняли активное участие в операциях против неприятеля на Восточно-европейском театре боевых действий в весь период войны с 1914 г. по 1917 г.

Восточно-европейский театр военных действий
В компанию 1914 г. на Восточ-но-европейском театре военных действий основная масса кубанских казачьих подразделений была сосредоточена на Юго-Западном фронте. В период сосредоточения и развертывания основных сил этого фронта кавалерийские подразделения обязаны были прикрывать главные силы русской армии.

В ночь с 17 на 18 июля 1914 г. атаманы всех отделов получили телеграмму о мобилизации, и с раннего утра 18 июля казаки начали стекаться на сборные пункты. 19 июля в 19 часов вечера Германия объявила войну России. По требованию Германии, Австрия также объявила войну России, мотивируя это тем, что «Россия объявила войну ее союзнице - Германии». Летом-осенью 1914 г. Кубанское казачье войско отправило на Юго- Западный фронт 18 конных полков, 4 конные сотни и 1 казачью артиллерийскую батарею.

На начальном этапе войны в 1914 г. на Юго-Западном фронте кубанские казаки действовали как в составе казачьих дивизий, так и в составе армейской конницы. Во время сосредоточения и развертывания русской армии казачьи дивизии исполняли роль своеобразной конной завесы, в задачи которой входило прикрытие основных сил и разведка неприятельских позиций. С вторжением русской армии на территорию противника казачьи дивизии двигались впереди пехотных частей, захватывая наиболее удобные плацдармы. Казачьи полки, входившие в состав армейской кавалерии, вели разведку, поддерживали связь между пехотными частями, прикрывали их фланги, в случае успеха преследовали отступавшего противника.

4 августа 1914 г. произошло сражение у местечка Городок, это было одним из крупных кавалерийских столкновений на Юго-Западном фронте. Бой у местечка Городок показал, что решающим фактором при кавалерийском столкновении является высокая плотность огня. Успех конницы на поле сражения теперь зависел не только от ее личных боевых качеств, но и от взаимодействия с другими родами войск: пехотой и артиллерией. Наряду с быстротой маневра, от кавалеристов требовалось также и прекрасное владение как холодным, так и огнестрельным оружием. Именно это продемонстрировали казаки-линейцы в ходе боя у Городка. Потери линейцев составили 30 человек убитыми и ранеными, из них большинство пришлось на 5-ю сотню (2 убитых и 19 раненых).

Именно в эти жаркие дни августа 1914 г. в бою с австрийцами при деревне Джурин, подъесаул Е. С. Тихоцкий атаковал своей сотней и первым ворвался на неприятельскую батарею и, перебив всю прислугу, захватил 4 орудия с зарядными ящиками, за что приказом по 8-й армии от 11 сентября 1914 г. № 81 он был награжден орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени».
15 августа нижними чинами 1-й Кубанской казачьей дивизии от местечка Барин была проведена усиленная разведка Днестра, было захвачено несколько пленных и обнаружены работы противника по укреплению Нижнеовских позиций.

17 августа 1-я бригада дивизии с конно-горной батареей в бою нанесла удар противнику, наступавшему в левый фланг 8- го армейского корпуса. Вместе с войсками 8-го корпуса и 48-й дивизией, подошедшей с востока, бригада отбросила противника, и бой закончился отступлением австрийцев на Галичские позиции.

28 августа 1914 г. 1-я Кубанская казачья дивизия атаковала противника на Клоднице, для этого 2-й Запорожский полк с батареей были направлены в обход на Гассендорф, а 2-й Таманский и 2-й Полтавский полки наступали с фронта. Наступление запорожцев решило дело, противник после упорного боя отступил к Дрогобычу, оставив до ста пленных и много трупов.
30 августа 1-я Кубанская казачья дивизия выступила из г.Стрый и двинулась в северо-западном направлении. В авангарде дивизии двигался 2-й Полтавский казачий полк. Дозоры 2-й сотни, шедшие впереди полка, первыми обнаружили разъезды неприятельской кавалерии. В ходе перестрелки было установлено, что перед ними находится эскадрон австрийской конницы. Командир полка, полковник Евсеев приказал 2-й сотне атаковать врага. Однако, завидев казаков, австрийцы быстро рассеялись, и полтавцы с ходу натолкнулись на хорошо замаскированные окопы противника. Под плотным огнем австрийской пехоты 2-я сотня вынуждена была отступить. При отступлении казак Бескровный был ранен смертельно, а старший нестроевого разряда Найда был ранен в плечо левой руки. Немного отступив, 2-я сотня немного спешилась, потом пошла вперед, с присоединившейся 5-й сотней. В пешем строю казаки пошли в атаку на неприятельские позиции. Австрийцы вели губительный огонь из орудий, который едва не уничтожил полтавцев. Полк начал отступать, чтобы выбрать себе подходящую позицию. Вскоре отряд окопался и занял определенную позицию. Бой начался, дивизионная батарея первой открыла огонь, но вскоре неприятель тоже открыл огонь, его снаряды ложились так удачно, что вскоре батарее пришлось замолчать. К вечеру бой прекратился. Части 1-й Кубанской казачьей дивизии отошли на ночь в сел. Стривкив. После орудийного боя австрийцы тоже оставили свои позиции.

Первая победа
Командование Юго-Западного фронта, не дожидаясь полного развертывания своих армий, атаковало австро-венгерские войска в Галиции. Началась грандиозная Галицийская битва, развернувшаяся между Днестром и Вислой. 3-я Кавказская казачья дивизия генерала П.Л. Хелмицкого в составе 3-й армии действовала на Львовском направлении. Наступление началось в августе и развивалось почти беспрепятственно. Слабые части войск прикрытия противника поспешно отходили. Боевые столкновения были редкими. За шесть дней армия продвинулась на 90-100 км. Конница прикрывала левый фланг, обеспечивая оперативную связь с соседней 8-й армией. 13-15 августа на р. Золотая Липа произошло встречное сражение между 3-й австро-венгерской и 3-й русской армиями. Вражеские войска понесли большие потери и отошли.

Сражение за столицу Восточной Галиции город Львов приближалось к своей развязке. 21 августа 1914 г. войска 3-й и 8-й армий вступили в оставленный противником город. В конце августа - начале сентября части Юго-Западного фронта вели упорные бои севернее и западнее Львова. Австрийский план наступления на Львов не удался. Галицийская битва - одна из крупнейших стратегических операций Первой мировой войны, продолжавшаяся с 5 августа по 13 сентября, завершилась крупной победой русских войск.

Продолжение следует.

Евгений Громыко, август 2024 г.

ФОТО: из архива фотоателье П.Владимирова в Тифлисе.
ФОТО: из фондов историко-краеведческого музея в Славянске-на-Кубани.
ФОТО: из фондов музея им. Фелицына.

2024-10-18_09-47-08

  veb-banner_240-x-400.png

dostizheniya-rf

2024-01-30_07-17-28


Лента новостей

pegi12.jpg