Skip to main content

249-й Отдельный танковый батальон. Неизвестный герой освобождения станицы Сергиевской

Первая декада февраля 1943 года выдалась для командования 9-й и 37-й армии довольно жаркой, несмотря на ночные заморозки.  В составе Северо-Кавказского фронта эти соединения завязали тяжёлые бои с немецкими и румынскими частями. Положение  осложнялась тем, что поперёк фронта наступления наших войск были естественные водные преграды: реки Бейсужёк, Кирпили и 2-я Кочеты. Раскисшие берега и заболоченные участки не позволяли использовать здесь крупные механизированные и кавалерийские соединения. Не говоря уже о средних и тяжёлых танках, которых, к слову, и было-то «всего ничего». Измотанная в январских боях советская пехота после многокилометровых маршей пыталась сходу форсировать реки, но получала жестокий отпор. Драматические события развернулись в ходе боёв за хутор Нижний и станицу Сергиевскую. Здесь бойцы 409-й Армянской стрелковой дивизии столкнулись с ожесточённым сопротивлением врага.

Группировку  противника поддерживала дальнобойная тяжёлая гаубичная артиллерия и шестиствольные реактивные миномёты из станицы Медвёдовской. Их постоянные обстрелы наносили чувствительные потери нашим войскам. Ответить было практически нечем: снарядов почти не оставалось. Тылы отставали, поскольку обозы буквально тонули в грязи.

karta sev kav

Первое же боевое столкновение на подступах к станице 7 февраля закончилась трагедией: в полном составе погибла разведгруппа, которую возглавлял начальник  2-го отдела штаба 409-й СД – майор Айвазян С.Г.

Продвижение наших войск на этом участке остановилось. Так прошло четыре дня. Требовался внезапный ход – удар с неожиданного для противника направления. Молниеносный выпад, без долгой артиллерийской подготовки, но при этом – достаточно мощный чтобы сломить вражескую оборону… Требовались ТАНКИ.

Противник был уверен, что таких чудес на войне не случается – но ЧУДО ПРОИЗОШЛО! Совершили его появившиеся в предрассветной мгле 11 февраля со стороны реки 2-я Кочеты иностранные лёгкие танки М3Л «Стюарт». Их вели в бой советские танкисты 249-го Отдельного танкового батальона. Благодаря их слаженной атаке совместно с бойцами 409-й СД развязка наступила в тот же день. Но – обо всем по порядку…

История формирования.

23 июня 1942 года вышел приказ НКО СССР №0510 «О мероприятиях по подготовке экипажей на танки и шоферов на автомашины». Согласно ему, 191-я учебная танковая бригада в Палидахоре (район Сумгаита, Азербайджан) занималась перегоном иностранной техники, а также обучением экипажей. Переформированная в 191-ю учебную танковую бригаду легких танков часть занималась обучением экипажей для «иномарок». В результате, когда первые танки, полученные по ленд-лизу, стали разгружать в Баку, для них уже имелись экипажи. В этом была несомненная заслуга первого командира бригады (тогда ещё подполковника) Дмитрия Толмачёва.

Tolmachev

Но враги рвались на Кавказ. Их требовалось остановить, во что бы то ни стало.  И тогда специальной директивой Заместителя НКО (УФ 2/587 от 07.08.1942 г.) в срочном порядке на базе 191-й бригады сформировали три танковых батальона – 249-й, 258-й и 563-й. Им предстояло встать на защиту горных дорог и  перевалов. В составе 249-го ОТБ изначально было девять Valentine VII и двадцать М3Л «Стюарт».

2 stuart

Забегая вперёд, следует отметить, что М3Л «Стюарт» с новыми башнями D58101 оказались лучшими ленд-лизовскими легкими танками для  ГАБТУ  Красной Армии на этом участке местности. В условиях боевых действий в горах возможность быстро перемещаться оказалась существенным плюсом. Кроме того, характер местности оказался таковым, что зачастую бои шли на дистанции в несколько сотен метров. На таком расстоянии возможностей американских танковых пушек калибра 37 мм хватало для уверенного поражения любых немецких танков того периода. Неудивительно, что эффективность М3Л в ходе боев за Северный Кавказ оказалась выше, чем на других фронтах.

Участие в обороне Кавказа.

1 valentain

Уже в начале осени 1942 года батальон успешно проявил себя в защите Кавказа. 2 сентября он прибыл в распоряжение 11-го гвардейского стрелкового корпуса 9-й армии, части которой вели тяжелые оборонительные бои. Взаимодействовать 249-му ОТБ предстояло совместно с 62-й стрелковой бригадой, также прибывшей на усиление. В 15:30 ударная группа в составе 62-й СБр и 249-го ОТБ, действуя совместно с 8-й и 9-й гвардейскими стрелковыми бригадами и авиацией, перешли в наступление в направлении Предмостный. Эта контратака предпринята с целью отрезать 18 немецких танков, прорвавшихся к станице Вознесенской. В результате атаки части 9-й армии отчитались о 5 уничтоженных танках противника. На следующий день ударная группа продолжила бои в районе Вознесенской. 6 числа 249-й ОТБ, совместно с 10-й гвардейской стрелковой бригадой и батальоном 417-й СД пошел в атаку в районе Предмостный. В это время в районе Вознесенской шли бои с немецкими танками, части отчитались о том, что подбили 60 вражеских машин, действовавших там. Бои за Предмостный продолжились и 7 числа. Согласно отчету 249-го ОТБ, в период с 4 по 8 сентября батальон подбил 12 немецких танков и 13 орудий. Свои потери составили 24 танка, из которых сгорело 10 и подбито 14. Из числа сгоревших пять оказалось в неразберихе уничтожено собственной артиллерией. В свою очередь, танкистам 249-го ОТБ удалось захватить два исправных немецких средних танка Pz.Kpfw.III. К сожалению, потери были и в командном составе: 5 сентября в бою погиб первый командир батальона капитан И.А. Маруняк.

Во второй половине сентября батальон принял участие в боях за Малгобек. Сражение было драматическим. Согласно отчётам панцерваффе, передовая группировка 13-й танковой дивизии была полностью разгромлена, безвозвратно потеряв 20 машин. Однако, обе стороны несли большие потери. В итоге 29 сентября 1942года остатки своей матчасти (пять боеспособных танков) 249-й ОТБ передал в состав 52-й Танковой бригады. Личный состав убыл на пополнение обратно в Азербайджан.

С ноября 1942 года началось пополнение батальона за счет вновь прибывших из  Ирана ленд-лизовских танков и других частей Северо-Кавказского фронта. Материальную часть укомплектовали вновь до полного штата.  На 1 декабря 1942 года 249-й ОТБ имел в своем составе тридцать М3Л «Стюарт». (ЦАМО РФ. Ф. 38, оп. 11373, д. 150)

В начале декабря немецкие части стали отходить. Причиной тому послужило  тяжелое положение противника, окруженного под Сталинградом. Основную задачу на оборонительном этапе войска Северо-Кавказского фронта выполнили. Планы германского командования по захвату Кавказа и выхода к Бакинской нефти провалились. Пришла долгожданная пора освобождения. В январе от вражеских войск освободили Ставрополье. Впереди раскинулись просторы Кубани.

Участие в Краснодарско-Новороссийской наступательной операции.

2 февраля 1943 г. Батальон с десантом, выделенным от 2-й гв. СД, атаковал укрепления противника восточнее станицы Воронежской. Атака сходу успеха не имела и танки отошли на исходные рубежи, не выполнив задачу дня. 3 февраля немцы предприняли попытку контратаки частей 2-й гв. СД, потеснив их на 1 – 2 км. Командир 249-го ОТБ получил приказ восстановить положение. Десятью танками из района прежних исходных позиций, ударом в направлении хутора Железный с последующим поворотом на юго-запад батальон вышел в тыл наступающих подразделений противника. В боевых порядках врага возникло замешательство.

5 vpiska

Немецкое командование, не ожидая появления танков в этом направлении, стало отводить свои потрёпанные подразделения в район станицы Воронежская. 2-я гв. СД, благодаря действиям танков, не только восстановила свое прежнее положение, но и продвинулась вперёд на 2 – 3 км, овладев несколькими отдельными домами на северо-западной окраине станицы Воронежская. Во время боя уничтожено: 5 минометных батарей, 3 противотанковых орудия, 2 пулемета и до 70 солдат и офицеров; захвачено 30 блиндажей. Батальон потерял: сожженными - 3 танка, подбитым - 1 танк. В период с 4 по 8 февраля батальон вел преследование отходящего противника. Не встречая серьезного сопротивления, танки 249-го ОТБ достигли станицы Пластуновская, и, заметив двигавшуюся в сумерках по дороге колонну противника, обстреляли ее и уничтожили 4 автомашины с пехотой, 10 подвод с боеприпасами и до 50 солдат.

9 февраля батальон был переподчинен 295-й СД и во взаимодействии с 884-м стрелковым полком овладел северо-западной окраиной станицы Красносельская. Саперы под прикрытием огня танков начали возводить мост, взорванный немцами перед отступлением. К 16.00 мост был восстановлен, но с появлением у переправы наших танков, противник открыл сильный артиллерийский огонь. Потеряв два своих «Стюарта», батальон отошел на исходные рубежи, для того, чтобы исправить повреждённые машины. Впрочем, вражеская дерзость не осталась безнаказанной. За период боя у переправы огнем из танков было уничтожено: 3 станковых пулемета, одно противотанковое орудие  и до 20 солдат и офицеров. (ЦАМО, Ф. 51. Оп. 932, Д. 499. л. 1а)

Участие в боях за Кореновский район

10 февраля батальон совершил марш на рубеж реки 2-я Кочеты в район Рашпиль, для оказания содействия 409-й СД в овладении Нижним, Сергиевской. В районе будущих боев проведена тщательная рекогносцировка и отработано взаимодействие с пехотными и артиллерийскими командирами по линии: стрелковый батальон – танковая рота – артдивизион.

11 февраля в 6.00 после 15 минутной артподготовки танки двумя группами перешли в атаку. Сковывая действия противника 6 танками в направлении Рашпиля, 15 танков атаковали Нижний и, овладев им, содействовали пехоте в захвате Сергиевской, ведя огонь с места, но не переходя на восточный берег реки 2-я Кочеты. На плечах отходящего противника танки с десантом на броне, охватом с севера овладели населенными пунктами Аскеровский, Ленинский и Рашпиль.

Кульминацией боя 11 февраля стал прорыв наших танкистов с юга на станицу Медвёдовскую, где раздавили вражеские тяжелые гаубицы и шестиствольные реактивные миномёты. У немцев захвачено: 1 исправная автомашина, 37-мм пушка и 2 пулемета; уничтожено: 1 автомашина, 2 37-мм пушки, 2 пулемета и до 30 солдат и офицеров, пленено 3 солдата. Таким образом, был полностью освобождён от противника Кореновский район.

Финальный рывок

3 doklad

 Дальнейшее наступление в этом направлении было остановлено спешно взорванными переправами через реку 2-я Кочеты в районе Рашпиль. Противнику нельзя было дать времени на перегруппировку, закрепиться на новых оборонительных рубежах.  В целях развития успеха направление удара было решено изменить. 12 февраля на танки погрузился десант бойцов из состава 409-й СД. Обходя с юга станицу Медвёдовскую, легкие танки «Стюарт» преодолели  пятикилометровое минное заграждение и к 20:00 ворвались в станицу Старовеличковскую. Это произошло одновременно с освобождением Краснодара. (ЦАМО, Ф. 444, Оп. 8898, Д.49. л.78)

14 февраля батальон отражал контратаки противника, пытавшегося потеснить части 2-й гв. СД. В течение дня отражено 3 контратаки, в результате которых 249-й ОТБ потерял 1 танк подбитым. (Е. Жильцова, В. Стоянов. Танковые бои на Кубани. 5 февраля – 9 сентября 1943 г. // Бронетанковый музей.  № 4 / 2002)

4 sov tank

15 февраля 249 ОТБ получил задачу прорвать оборону противника на участке Черинков, Копанский. Однако, оставшихся сил уже явно не хватало. Троекратная атака батальона успеха не имела: пехота за танками не шла, отсекаемая от танков сильным пулеметно-минометным огнем. Артиллерия 2-й гв. СД вследствие дефицита боеприпасов недостаточно поддерживала огнем наступающие танки. Батальон за этот день понес следующие потери: сгорело – 2 танка, подбит – 1 танк.

Итоги

С 17 по 28 февраля 1943 г. 249-й ОТБ боевых действий не вел. Материальная часть и личный состав нуждались в пополнении. Остро требовалось топливо, боеприпасы, запчасти, медикаменты и продовольствие. По результатам боевых действий германским и румынским войскам были нанесены следующие потери: батареи 75-мм орудий – 2; минометные батареи – 5; ПТ орудий – 15; пулеметных точек – 21; блиндажей – 43; автомашин – 6; повозок с грузами – 12; солдат и офицеров – 410. Потери 249-го ОТБ за февраль месяц: сгорело танков – 8; подбито танков – 6; завязло в болоте – 2; убито – 18 человек; ранено – 17 человек; пропало без вести – 3 человека. (ЦАМО. Ф. 224. Оп. 979.  Д. 18. Лл.195-201)

Послесловие

Боевым распоряжением штаба БТМВ Северо-Кавказского фронта от 27 февраля 1943 г. 249-й ОТБ в составе тридцати танков М3л передавался в оперативное подчинение командующего 37-й армией. Однако время лёгких танков стремительно проходило. Равно, как и малочисленных отдельных танковых батальонов. Для прорыва главного рубежа вражеской обороны, так называемой «Голубой линии», требовались мощные бронетанковые соединения – дивизии и корпуса. Уже летом был издан Приказ НКО СССР № 00106 «О сокращении штатной численности и установлении лимита численности по Бронетанковым и механизированным войскам Красной Армии» от 21 июня 1943 г. Героический танковый батальон был расформирован. Оставшаяся материальная часть и закалённый в боях опытный личный состав были распределены по гвардейским танковым и кавалерийским частям. Произошёл качественный скачок в плане технического оснащения. С Урала стали поступать новенькие «тридцатьчетвёрки», КВ-1С, а также самоходная артиллерия.  Впереди были тяжёлые  осенние сражения, освобождение Новороссийска и Тамани. Но об этом - в следующий раз…   

(с) Евгений Громыко

Сокращения в статье:

  • СД  — стрелковая дивизия
  • Гв. — гвардейская
  • ОТБ — отдельный танковый батальон
  • А — армия
  • СП — стрелковый полк

 О том, как кубанские добровольцы сражались с нацистами в первые дни Великой Отечественной войны, читайте по ссылке https://korvesti.ru/novosti/141-ocherki/14604-kubanskie-dobrovoltsy-v-borbe-protiv-natsizma

pegi12.jpg