Перейти к содержимому

Кто был прототипом Царевны-Лебеди из сказки Пушкина

Весть о восстании декабристов на Сенатской площади в Петербурге, о кровавом разгроме его застала Александра Сергеевича Пушкина в Михайловском, где он отбывал ссылку. Он ожидал этого восстания, возлагал на него большие надежды и для судеб России, и для себя лично.

 

14 декабря 1825 года. Россия оказалась обезглавленной: одни повешены, другие — в сибирских рудниках, третьим просто заткнули рот и лишили их возможности действовать...

А.Герцен, переживший это время, так его описал: «Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Что же это, наконец, за чудовище, называемое Россией, которому нужно столько жертв. Это бездонная пучина, где тонут лучшие пловцы, где величайшие таланты, величайшие способности исчезают прежде, чем успевают чего-либо достигнуть». Только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений» (А.И.Герцен).

Но Пушкин чувствовал, что он одна из следующих жертв: И мнится, очередь за мной... Но призывает не падать духом. Это был последекабрьский период николаевской реакции. А ведь в делах допросов декабристов почти у всех были произведения А.С.Пушкина. Пушкинские эпиграммы и стихи немало способствовали пробуждению декабристского революционного самосознания. Пушкина не смогли привлечь к делу декабристов, так как не было убедительных доказательств его причастности к тайным обществам, и Николай I использовал коварный план: сделать Пушкина придворным поэтом, воспевающим могущество и привлекательность самодержавия. Царь стал и личным цензором поэта.

Произведения Пушкина не печатают. А те, что разрешают печатать, подвергаются унизительной и несправедливой критике. В печати заявления об угасании гения Пушкина. Да и откуда было ждать перемены судьбы в николаевской России, где все замерло в страхе и ужасе? Где вся свобода сконцентрировалась в свободе действий одного человека, где он один творил суд. И Николай своих «объятий» Пушкина не разжимал. Но Пушкину нужно было писать и действовать легальными средствами. В этом он видел свой святой долг перед погибшими и сосланными декабристами, перед народом и историей, перед Россией!

Судьба тех, кто «во глубине сибирских руд хранили гордое терпенье», - теперь самая больная тема поэта и самая тяжелая дума. Пушкин окончательно утверждается во мнении, что Николай I “убийца гнусный» (зашифровывает в стихотворении У.Г.). В душе Пушкин и Николай I остались врагами. Пушкин ищет способы и формы выражения своих взглядов. Он стал первым, кто увидел в народе активную силу, субъекта исторического процесса. Он первый включил народное творчество (фольклор) в литературу. Фольклор стал действовать, участвуя в создании нового метода литературы. Народные сказки подвергаются у Пушкина реформе. Народная сказка «олитературивается»: изменение качественного характера. Условно-сказочные действия становятся действиями реально-зримыми. Детализация, не свойственная народной сказке, но свойственная литературе, позволяет Пушкину проникнуть во внутреннюю жизнь героев.

В отличие от народной сказки, где были типы, Пушкин создает в «Сказках» реалистические характеры. Салтан и Гвидон, Поп и Балда, мачеха и падчерица, Елисей, бесенок и даже месяц, с которым разговаривает королевич Елисей — все это живые лица, каждое со своей натурой, со своим нравом, характером. Реалистические характеры. Сочетание фантастического и реального в литературной сказке давало возможность ввести в нее потаенный смысл. Сказка фольклорная стала сказкой психологической. В ней появляется еще одно лицо — автор. Во взгляде Гвидона «мерцает» взгляд Пушкина. Фольклор давал возможность выражать идеи Пушкина. В других жанрах, кроме Сказки, Пушкин не мог писать по цензурным соображениям. Все «Сказки» Пушкина зашифрованы, кое-что не расшифровано до сих пор. «Сказки» А.С.Пушкина появились в 30-е годы в период наивысшего расцвета его таланта, утверждения русского реализма. Вместе с тем в возникновении «Сказок» и в последовательности их появления отразилась судьба и жизнь Пушкина. «Сказки» можно определить как энциклопедию пушкинских настроений в 30-е годы. Это годы и жестокой травли Пушкина Николаем I и его великосветской чернью, и в то же время были счастливые события в жизни Пушкина: сватовство, женитьба на любимой девушке.

Александр Сергеевич встретил свою будущую жену Наталью Гончарову в 1828 году на одном из московских балов и был поражен, очарован ее красотой. Она была в белом воздушном платье с золотым обручем на голове. Пушкин был ей представлен: «благоговея богомольно перед святыней красоты, горел любовью, восхищался...», - напишет впоследствии поэт. И при представлении сказал для себя, что участь его будет навеки связана с нею. В 1829г Пушкин посватался к Наталье Николаевне. Напрямую не отказали: надо подождать, посмотреть... Александр Сергеевич не понравился теще, да и он был не в восторге от этой грубой и своенравной женщины.

6 апреля 1830 года Пушкин повторяет свое предложение. Оно было принято. Пушкин посвящает Наталье Николаевне сонет «Мадонна». 18 февраля 1831 года состоялось венчание в церкви Старого Вознесения Пушкина с Натальей Гончаровой. Невеста в ослепительно белом пышном платье поражала всех своей красотой и схожестью с Лебедью. Пушкин заказал художнику А.Брюллову акварельный портрет Наталья Николаевны, в котором передана лебединая царственность ее красоты. На голове — золотой обруч со спускающейся подвеской на лоб с драгоценным камнем. (в «Сказке» - «а во лбу звезда горит»). Портрет хранится в Государственном музее Пушкина в Санкт-Петербурге. После венчания Пушкины поселились в новонанятой квартире на Арбате, через несколько дней чета Пушкиных была приглашена на бал. В зал Александр Сергеевич и Наталья Николаевна вошли под руку, и встретивший их Н.В.Гоголь после запишет: «...прежде увидел не его, а Наталью Николаевну, ее белое воздушное платье, золотой обруч, сверкающий на голове, ее темно-русые локоны, выпуклый чистый лоб, оттененный черными дугами густых бровей, необыкновенно выразительные глаза...». Эту ослепительную красоту сумел запечатлеть на полотне художник Врубель «Царевна-Лебедь».

Продолжение следует.

Начало: Как появился фольклор

Эльвира Сильченко

Фото: zebrameb.ru

pegi12.jpg