Skip to main content

Как появился фольклор


 |  Полезные статьи

В глубокой древности у формирующегося человеческого общества возникает потребность осознания мира окружающей природы и своего места в нем. Полученные сведения, знания складывались в единственной «академии» - голове каждого человека.

В общении, трудовой деятельности эти знания суммировались, корректировались и оформлялись в пословицы и поговорки, религиозные верования, мифы, песни, сопровождающие разные обряды, праздники: масленичное веселье, прославление трав и растений, купальское возжигание костров, сбор урожая, хороводные игры, спор за невесту, танцы. Из глубины веков пришли к нам мифы, сказки, былины, предания об основании поселений: все это объясняющее законы природы, тайны жизни и смерти; приметы. Конечно, все это на уровне древнего человека, но с удивительно достоверными наблюдениями; появляются произведения изобразительного искусства, прежде всего прикладного (орнаменты на посуде, орудиях труда и пр.).

В 1996г во время земляных работ во дворе своего дома в г.Кореновске семья Шаровых обнаружила небольшой металлический предмет с орнаментом. Археологи краевого музея определили, что это бронзовый топор — кельт, которому 4 тысячи лет. Далекий предок не просто изготовил функциональную вещь, а украсил ее орнаментом. У древнего предка формировались эстетическое восприятие мира, понятия красивого, прекрасного. Кроме трудовой деятельности, обеспечивающей физическое существование, формируется духовная сфера жизни: словесное искусство — устное народное творчество, народная мудрость или фольклор (фольк — народ, лор — мудрость).

Фольклор как искусство развивается по особым законам. В нем нет автора. Созданные народом произведения передаются от лица к лицу, которые берут то, что им кажется творчески удачным, плохо придуманное утрачивается. Конечно, было первое лицо, спевшее или рассказавшее нечто, но произведение проходит длительный процесс передачи от лица к лицу, изменяясь и оттачиваясь. Фольклорные произведения не закреплялись на бумаге и сохранялись в памяти народа. В устном народном творчестве отражался весь свод правил народной жизни: воспитание, обряды семейной жизни, порядок сельских работ, взаимоотношение в общении, организация общественных отношений, моральные нормы.

В русской крестьянской общине: «С миру по нитке — голому рубашка» («мир» - название общины у славян). Налоги платила община, собирая с каждого, но была беднота (голь перекатная), которая не могла заплатить даже копейки. Тогда община собирала со всех дополнительно и платила за бедноту, сохраняя им жизнь и землю. «На миру и смерть красна» (красный у славян означало красивый): до сих пор каждый человек боится при смерти быть покинутым, брошенным, а община поддерживала таких людей. Любое произведение фольклора имело функциональный характер — было связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определенной ситуации.

Сказки возникли с незапамятных времен. Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси. Обычно сказители, повествуя о событиях и героях, живо реагировали на отношение своей аудитории и тут же вносили какие-то поправки в свое повествование. Вот почему сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки. Сказка приучает человека к мысли, что зло должно быть наказано. И что важно: наказание зла неотвратимо. У сказки свой собственный язык, который создает особый сказочный, фантастический мир. Сказки быстро запоминаются, надолго сохраняются в памяти герои сказок. Даже такие абстрактные действующие лица, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье остаются на всю жизнь в памяти. Литературное творчество черпает свои сюжеты, формы, язык из фольклора.

Эльвира Сильченко

Продолжение

pegi12.jpg