Перейти к содержимому

Николай ЗИНОВЬЕВ: «Я встану за Святую Русь»



Поздравление юбиляру

Николаю Зиновьеву 55. Дальше этой фразы, признаюсь, не могу продолжить текст уже несколько часов. Робею. Что я могу написать о человек, который так пишет о человеке? Мы иногда видимся в редакции, когда он приезжает со своей супругой Ириной Николаевной. Здороваемся. Но даже в этих будничных встречах чувствуется что-то особенное. Он сам особенный.

Лариса Савченко

Я люблю бывать в гостях у Зиновьева, - говорит о нем его друг писатель-документалист Владимр Павлюченков из Армавира. - Мы с ним намолчимся вволю. И я чувствую себя потом таким обновленным, измененным. Короткими лаконичными стихами он меняет взгляды поэтов, взгляды читателей. Николай Зиновьев больше молчит, и от того каждое его слово западает в душу.

На сцене районного центра народной культуры и досуга Николай Зиновьев принимает поздравления. Ему — большому русскому поэту — 55. И каждый выступающий — поздравляющий, читающий стихи - проникался той же робостью, что и я. Волновались, забывали слова, никак не могли выразить поэту то, что его стихи рождают в их душах. И от того поздравления выходили искренними, чистыми, идущими из самой глубины души.

Валентин Клементьев

Поздравлением от Союза писателей России стало выступление директора бюро пропаганды литературы Союза Аллы Панковой, народного артиста России Валентина Клементьева и артистки Государственной Московской филармонии Ларисы Савченко. Столичные артисты читали стихи нашего земляка. Читали так, что зрители плакали. В уютной атмосфере зрительного зала нас бросало в дрожь, когда очередной лаконичной фразой слово поэта, прочитанное мастерами, проделывало брешь в обороне будней и проникало в самое сердце.

Виктор Захарченко

Нищая старуха («Ты, бабуль, не Поэзия ль Русская?»), караси, которые срываются с уды («И карасей, помилуй, Боже. Я слишком много их ловлю, Пускай срываются почаще. У побывавших на краю Свое понятие о счастье»), покосившаяся хата ( ни электричества, ни газа, Но столько света и тепла)... солдат, оставивший ноги на войне, подъезжающий на инвалидной коляске к пивному ларьку, Русь наша, Святая (Когда все чуждое осилю В душе, я в рост свой поднимусь Не за Великую Россию, - Я встану за Святую Русь!)...

Лица, судьбы, истории зрительными образами проносились перед нашими глазами, рожденные коротким стихом.

Николая Зиновьева сравнивали с Есениным, с Пушкиным, с Рубцовым. Он — в одном ряду с великими поэтами. И от того так странно становится, так робко. Вот он — Николай Зиновьев. Живет рядом с нами, ходит по тем же улицам, склоняет голову в приветственном кивке. Но в нем продолжается русское слово великих поэтов и писателей.

Юбилей

- Творчеству Николая Зиновьева часто приписывают пессимизм, - говорит в приветственном слове доктор исторических наук Наталья Нарочницкая. Ее поздравление показывают в записи на большом экране. - Но это не так. Пессимизм — это усталость, а в стихах Зиновьева — боль за Россию, огромная любовь к Родине, сострадание простому человеку. Николай Александрович, вы пробуждаете в читателях желание думать.

Среди самых почетных зрителей — мама Поэта. Худенькая, миниатюрная, с изрезанным морщинами лицом. Но — светлая и такая же, как сын, молчаливая. Виктор Захарченко, поздравляя с юбилеем нашего Зиновьева, цветы преподнес его маме.

Супруга и мать поэта

Подарком от художественного руководителя прославленного хора стали песни. Конечно, песни. Максим Павлов в народной — на распев - манере спел а капелла песню Виктора Захарченко на стихи Николая Зиновьева «Я - русский». Зрители плакали.

- Поэзия Николая Зиновьева — сугубо народная. Если поэт настоящий, то он обязательно народный,- объяснил Виктор Захарченко народную манеру исполнения, в которой Максим исполнил ставшее уже классическим стихотворение Зиновьева.

Юбиляр

Николай Александрович, окруженный цветами от губернатора Кубани Александра Ткачева, вице-губернатора Галины Золиной, министра культуры края Галины Соляниной, главы района Сергея Голобородько, друзей и почитателей из разных уголков края и страны, слушал свои стихи в исполнении разных чтецов. Столичных артистов сменили наши ведущие, выходили на сцену кореновские литераторы, молодые люди и школьники.

- Николай Александрович, - обратилась к Поэту светловолосая девчушка с огромными голубыми глазами, - напишите такие стихи, чтобы всем стало стыдно.

Максим Павлов

Девочка говорила об Украине. И Зиновьев написал. Исполненные боли и сострадания стихи. Их читали школьники. Юными звонкими голосами они читали стихи о войне, которая идет совсем рядом.

В приветствии Натальи Нарочницкой были слова о том, что поэзия Николая Зиновьева реабилитирует сегодняшнюю реальность. Его стихи будят совесть, будят мысль.

С творческого вечера, думается мне, мы уходили совсем другими. Более одухотворенные, проникшиеся атмосферой величия человеческой души. В стихах Зиновьева поразительная искренность и открытость. В его стихах боль и в них - чистота. И эту чистоту — помыслов и дел — зрители творческого вечера унесли с собой.

Фото автора

pegi12.jpg