Перейти к содержимому

Слышишь, время гудит: БАМ… К 50-летию строительства Байкало-Амурской магистрали


 |  История

Ни в одной стране, ни на одном континенте невозможно развитие общества, улучшение качества жизни без транспортных сетей. А в нашей стране, с ее огромной территорией в разных часовых и климатических поясах, решение проблем с транспортным сообщением всегда было, есть и будет на первом месте.

Кстати, проблема транспортной сети в Забайкалье и Приамурье была обозначена еще в стародавние времена – в середине 19-го века. И торговцы, и военные, и чиновники, и Император всея Руси были в ней очень заинтересованы. Новая дорога должна была соединить города Екатеринбург, Тобольск, Томск и Енисейск. Для дороги, которую загодя назвали Великой Сибирской магистралью, специалистами рассматривались два варианта: по северной и по южной стороне озера Байкал.

Не могу не вспомнить ощущение огромного восторга от неизмеримой мощи одного из великих чудес света – Байкала, где мне посчастливилось побывать в ноябре 2018 года. Конечно, все 64 километра от Иркутска до Байкала мы с водителем Левушкой не ехали, а «летели» по ровному, красивому шоссе среди стройных елок. Кое-где справа сквозь лохматые еловые лапы, припорошенные снегом, мелькал белый панцирь покрывшейся льдом Ангары, и не верилось, что вот-вот произойдет незабываемый миг встречи с великим Байкалом. И вот оно, Чудо Света! Шаман-камень, торчащий над волнами, на котором присели передохнуть крупные серо-сизые птицы, задумчивые горы, как будто склоненные тяжелой думой седые головы сказочных исполинов, вечных стражей, хранящих покой великого и сказочно-прекрасного озера. Такого чуда нет ни в одной стране мира!

27 апреля 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и тут же первые отряды комсомольцев-добровольцев отправились покорять тайгу. И вот в этих местах, среди сибирских лесов и болот началась невиданных доселе масштабов стройка. Это даже сложно представить: 4300 километров железной дороги в Восточной Сибири протянулись до Дальнего Востока, и второй магистральный выход России - к Тихому океану! А строили это великолепие более двух миллионов человек!

Мне посчастливилось быть близко знакомой с супругами Косачевыми из Кореновска. Мы жили на одном этаже в семейном общежитии МПМК-1 на улице Крупской в 80-е годы. Татьяна Косачева рассказывала мне о том, как они приехали из Краснодара на стройку века в 70-е годы по комсомольским путевкам, жили сначала в палатках, потом уже в вагончиках, условия были не из легких, но и люди там становились другими: сильнее, дружнее, ответственнее. Именно там Татьяна познакомилась с будущим мужем, потом они с Виктором поженились, а вернувшись с маленькой дочкой на Кубань, работали в МПМК-1, вскоре получили 3-хкомнатную квартиру в Кореновске на улице Ленина. Благодаря работе на БАМе, супруги приобрели автомобиль «Жигули» и кооперативную квартиру в Краснодаре, но самое важное, что неоднократно подчеркивала Татьяна, на БАМе они нашли настоящих друзей на всю оставшуюся жизнь…
БАМ на самом деле «гремел», удивляя не только жителей нашей огромной страны, но и другие континенты нашей планеты Земля. Именно здесь молодые люди, комсомольцы, проживая не в лучших условиях, с песней, задором и верой в светлое будущее зарабатывали себе высокий авторитет и доверие, брали на себя повышенные обязательства и выполняли их точно в срок, а бывало, и с опережением графика.

В апреле 2024 года исполнится 50 лет началу этой великой стройки. И районная газета обязательно расскажет о наших земляках, которым посчастливилось быть участником этого уникального проекта XX века.

Татьяна СЕРГИЕНКО.

2024-10-18_09-47-08

  veb-banner_240-x-400.png

dostizheniya-rf

2024-01-30_07-17-28


Лента новостей

pegi12.jpg