Перейти к содержимому

Огонь или я?


 |  Происшествия

Дом

О том, как в борьбе с безжалостной стихией победил человек.

Запах паленого мяса резко ударил по ноздрям и заставил Владимира Ивановича вздрогнуть. «Ну все, сгорел дед», - поймал себя на мысли мужчина. Но это не остановило его, и он продолжил сквозь едкий дым, огонь и жар пробираться к дивану, на котором, как он знал, лежит его парализованный сосед.

За неделю до Нового года, вечером 26 декабря, в доме Владимира Ивановича Журавлева, живущего в Кореновске, жизнь шла своим чередом. Работал телевизор, жена хлопотала на кухне, сын Максим в своей комнате сидел за компьютером. Окна занавешены шторами, и о том, что в соседском доме вспыхнул пожар, никто и не подозревал.

Открыть шторы и выглянуть в окно Максима заставил хлопок. Ему показалось, что прямо под окном взорвалась петарда. Уже потом отец и сын узнали, что это лопнул телевизор в доме ветерана. И если бы не он, последствия пожара, возникшего из-за замыкания старой проводки, были бы куда трагичнее.

Максим увидел в окнах соседнего дома огонь. Позвал отца, и вместе мужчины бросились на помощь ветерану. Владимир Иванович знаком с расположением комнат в доме соседа Михаила Ивановича Лисьева. Огонь полыхал как раз в той комнате, где проводил свои дни и ночи парализованный пенсионер. Как раз у того окна, рядом с которым стоит диван старика.

Сквозь едкий, отдающий пластиком дым отчетливо проступал запах паленого мяса. Владимир Иванович, не зная, что ждет его впереди, пробирался в дом. Это в обычное время в комнату зайти и минуты не понадобится. Но тут на мужчин обрушились жар от полыхающего огнем дома, дым, погрузивший комнаты в непроглядный туман, и огненные всполохи, норовившие подпалить их самих. Да еще и дышать приходилось сквозь мокрое полотенце. Максим поливал водой из ведра коридор и комнату, в которую им предстояло зайти. Диван полыхал вовсю. Окатив его водой, Владимир Иванович принялся нащупывать старика, но его там не было. Полотенце, сквозь которое дышал Владимир Иванович, очень быстро высыхало. В какой-то момент, не успев смочить его, мужчина глотнул ядовитого дыма, и перед глазами у него все поплыло. Вот вроде бы стол, а вот диван, все понятно. Но отчего-то он кружил вокруг них, заблудившись на двух квадратных метрах.

 Владимир Иванович Журавлев

Максим заметил, что над полом есть небольшая полоса чистого воздуха, и вместе с отцом они приникли к полу. Тогда и увидели Михаила Ивановича. Живого! Несмотря на то, что у почти девяностолетнего старика все тело, кроме одной руки, парализованы, он сумел скатиться с дивана. Но долго там он бы не протянул: полоска воздуха истончалась, уступая место дыму. Максим вновь водой прокладывал путь теперь уже обратно. Владимир Иванович, сам шатаясь от угарного газа и ядовитых паров пластика, за руки тащил соседа к выходу.

- Михаил Иванович - старик жилистый. Я его тащу за руки и слышу, как что-то хрустнуло в костях. Мне почему-то показалось, что его руки сейчас оторвутся. И я сам себе понял, что если бы в тот момент я упустил руки соседа, то не смог бы вновь найти его.

Сознание Владимира Ивановича заволакивало дымом. Пара шагов до свежего воздуха обернулись тяжелейшим путем.

К тому времени, как подоспели пожарные и «скорая», вызванные супругой Владимира Ивановича, они с сыном приводили в чувство старика.

- Мы хлещем его по щекам, а он все не приходит в себя, - вспоминает Владимир Иванович. - Страшно стало: а вдруг дед не очнется?

Но он очнулся. От того, как отец с сыном бросились в горящий соседский дом до приезда пожарных и «скорой», по оценке Владимира Ивановича, прошло всего 15-20 минут. За это время Владимир Иванович и Максим вытащили из огня старика и погасили пожар. Страшно представить последствия возгорания, не услышь Максим тот хлопок.

Сейчас Владимир Иванович, которому самому под 70, с благодарностью вспоминает свой опыт работы в шахтах Кемеровской области. Каждые полгода шахтеров собирали на противопожарные учения. В закрытое помещение, имитирующее чрево шахты, запускали дым, и каждый из шахтеров искал способ не наглотаться угарного газа и спастись. Там Владимир Иванович научился тому, что в дыму нужно дышать через мокрую ткань. И даже тому, что в отсутствие воды смочить ткань можно, справив на нее малую нужду. На пороге жизни и смерти не до стеснений. За 18 лет работы в шахте эти способы выживания в экстремальных ситуациях впечатались в мозг и помогли спасти жизнь престарелому соседу.

Михаил Иванович до сих пор в больнице. Во время пожара он получил сильнейшие ожоги, особенно в области спины. Его дом сейчас приводят в порядок работники службы «Содействие». Владимир Иванович, сам социальный работник этой службы, не перестает удивляться, как оперативно его ведомство отреагировало на беду:

- Что и говорить, работа у нас рутинная. То дрова старикам наколоть, то забор починить. Женщины наши по дому помогают, за покупками ходят. А тут пожар, оставивший от дома лишь стены. Наш директор Валентин Деомидович Коломиец выделил людей, нашел стройматериалы для ремонта и пообещал, что к выписке старика дом приведут в порядок.

Беда, как водится, собрала семью. Из Санкт-Петербурга приехала дочка, к постели больного поспешил сын. Дочка оплачивает ремонт, за стариком ухаживают и заботятся. А Владимир Иванович, вспоминая тот вечер, понимает, что произошло чудо: не иначе, как в рубашке родился сосед.

Но, как это обычно и бывает, в основе чуда — человек. Самоотверженность, готовность идти на риск ради другого и любой ценой помочь — вот рецепт крепких рубашек, в которых рождаются счастливчики.

Фото автора

pegi12.jpg