Перейти к содержимому

Как жить без стресса


 |  Здравоохранение

Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее у человека в различных напряженных, экстремальных ситуациях. Это может быть тревога, страх, гнев, раздражение или депрессия.

Существует 3 стадии физиологического стресса:

  • Стадия тревоги;
  • Фаза сопротивления;
  • Истощение.

Можно выделить следующие виды стресса:

Эустресс – стресс, оказывающий положительное воздействие на деятельность человека;
Дистресс – отрицательное.

Стресс – это неизбежное состояние современного человека. Наиболее важная его причина – это неудовлетворенность межличностными отношениями с другими людьми.

Каждый из стрессоров может вызвать как отрицательную, так и положительную реакцию. Поэтому влияние стресса на деятельность неоднозначно: разные люди в ситуациях стресса ведут себя по-разному. Существует 3 типа влияния стресса на продуктивность работы:

1. Мобилизация деятельности – повышение продуктивности деятельности. В результате стресса у человека улучшается протекание всех психических процессов и соответственно повышается работоспособность.
2. Демобилизация деятельности – снижение уровня выполняемой деятельности. В данном случае стресс оказывает негативное влияние на все психические процессы: сужается объем внимания, падает переключаемость внимания, возможны нарушения памяти, хаотичность мышления, неспособность принять оптимальное решение, необдуманность поступков.
3. Деструкция деятельности – полный отказ от деятельности.

На характер зависимости влияют:

  • Тип нервной системы. Сила и уравновешенность нервных процессов обусловливают тенденцию к мобилизации.
  • Тип темперамента. Сангвиники наиболее продуктивны, флегматики так же при условии, если деятельность не требует переключения; холерики и меланхолики реагируют негативно.
  • Степень эмоциональной устойчивости личности и ее тревожности. Чем выше устойчивость, тем положительнее результат.
  • Уровень притязаний личности. При низком и высоком уровне притязаний эффективность деятельности в стрессовом состоянии низкая, при среднем — высокая.
  • Интернальность личности (обусловливающая ее ответственность). При низком и высоком уровне интернальности эффективность деятельности в стрессовом состоянии низкая, при среднем — высокая.
  • Самооценка личности. Имеет значение в сочетании с высоким уровнем притязаний. Если при этом самооценка является высокой, то происходит мобилизация деятельности, если низкой – демобилизация или деструкция.
  • Интеллект. Интеллект влияет на эмоциональность, а эмоциональность – на эффективность деятельности в стрессовых ситуациях. При низком и высоком интеллекте эмоциональность низкая, при среднем — высокая.

Каждая эмоция сопровождается изменениями во всех системах организма. С угасанием эмоции системы возвращаются в норму. Если эмоция сохраняется долговременно, то изменения в организме становятся необратимыми. Таким образом, негативные эмоции – это основа многих соматических и психических заболеваний. В медицине болезни «на нервной почве» называются психосоматическими.

К психосоматическим заболеваниям, в первую очередь, относятся:

  • Сердечно-сосудистые заболевания: гипертония, инфаркты, инсульты, атеросклероз. Механизм возникновения этих заболеваний заключается в следующем: негативные эмоции вызываю сужение кровеносных сосудов, что приводит к повышению артериального давления, частоты пульса и свертываемости крови.
  • Желудочно-кишечные заболевания: язва, колиты. В результате отрицательных эмоций снижается секреция желудочного сока, что приводит к повышению кислотности.
  • Многие другие, например, нейродермит, кариес и прочие.

Воздействию стрессовых факторов поддается наиболее слабый орган.

Характер переживаемых эмоций: преобладание эмоции гнева порождает сердечно-сосудистые заболевания, страха – желудочно-кишечные.Сердечно-сосудистым заболеваниям подвержены честолюбивые люди (повышенный уровень притязаний), желудочно-кишечным – люди с чрезмерной гиперответственностью.

Советы психолога: "рациональная психотерапия" — десять заповедей.

1.Сузьте круг своей компетентности. Старайтесь не вовлекаться в события за его пределами.
2.Не требуйте от других чрезмерно хорошего отношения к себе. Радуйтесь самому малому, что получаете.
3.Меньше думайте о прошлом (вспоминайте только хорошее). Не пугайте себя будущим. Живите в настоящем.
4.Не стремитесь к совершенству. Довольствуйтесь тем, что есть.
5.Учитесь благодарить людей за критику.
6.Избегайте оценок.
7.Учитесь отказывать другим в том, что вам пришлось бы делать через силу. Делайте все по зову собственной души и совести, а не по принуждению других.
8.Различайте свою личность и социальную роль. Перенаправляйте отрицательные эмоции на роль.
9. Ищите позитив в любой ситуации.
10. Умейте выжидать. Не идите напролом против судьбы. Прислушивайтесь к своему подсознанию.

pegi12.jpg