Перейти к содержимому

О нелегальной занятости и ее последствиях


 |  Мы и закон

В настоящее время сокращение нелегальной занятости и скрытых форм оплаты труда, повышение уровня заработной платы, создание условий для своевременной ее выплаты остается одной из важных задач в сфере социально-трудовых отношений.

В условиях санкций и серьезных изменений в экономике Президентом нашей страны перед государством ставятся очень глобальные и серьезные задачи по преобразованию экономики страны, развитию новых производств, технологий. Здесь важно особое внимание уделять бизнесу, помогать ему.

Важно понимать, что перед нами поставлены и задачи по защите трудовых прав граждан, а также по наполнению бюджета.

Проблема «серых» схем трудовых отношений и зарплаты – наиболее острая проблема по всей стране. Нелегальная занятость подразумевает под собой отсутствие официально оформленных трудовых отношений между работодателем и работником – а именно трудового договора, оформленного на бумаге.

Серьезные риски сегодня с самозанятостью, которая зачастую подменяет привычные трудовые отношения. Сама идея самозанятости – это возможность для граждан попробовать свои силы в начинании своего бизнеса, но тут надо четко понимать, что самозанятые, в отличие от работников организаций, не формируют страховые накопления для будущей пенсии (только в добровольном порядке, через дополнительные накопительные отчисления – добровольное страхование), не могут получить больничный лист, уйти в отпуск или в декрет с соответствующими выплатами.

Зачастую работодатели используют самозанятых в своих «экономных» схемах – подменяют договорами на оказание услуг с самозанятыми трудовые отношения с работниками. Если самозанятый выполняет часть работы в каком-либо производственном процессе на предприятии – он уже не самозанятый, а сотрудник этого предприятия.

Работодатель обязан удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с доходов, а также суммы страховых взносов – во внебюджетные фонды. Если работник не устроен официально у работодателя, такой работодатель не платит за работника налог и страховые взносы, а это уже нарушение трудовых прав работника.

К сожалению, сегодня бывают ситуации, когда граждане целенаправленно ищут варианты трудоустройства без официального оформления, с заработной платой «в конверте» – чтобы уйти от уплаты алиментов, скрыть доходы при процедурах банкротства, при проблемах с погашением кредитов, с целью занижения своих доходов, чтобы сохранить государственные пособия и социальные выплаты.

Самое важное – надо четко понимать: только легальный рынок труда может гарантировать и защиту интересов и прав работника, и его финансовую стабильность. Если трудовые отношения основаны на устной договоренности с выплатой так называемой «серой» зарплаты (зарплата «в конверте»), работник не защищен, например, если он получает травму или профессиональное заболевание: в таких случаях лишен «больничного», страховой выплаты и возмещения дополнительных расходов на медицинскую и социальную реабилитацию. В целом нет возможности получать оплачиваемые больничные листы, невозможно оформление отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет, выходного пособия при увольнении по сокращению штата. Работник не сможет получить социальный или имущественный налоговый вычет по НДФЛ за покупку жилья, за обучение и лечение, взять кредит в банке.

Поскольку работодатель не перечисляет соответствующие суммы страховых взносов, в будущем это приведет к назначению более низких размеров пенсии. Плюс не идет страховой стаж, в том числе льготный, который установлен для ряда категорий работников для досрочного получения трудовой пенсии по старости. И это серьезные последствия.

Первые разочарования сотрудники, работающие без должного оформления, получают, столкнувшись с отсутствием выплат по больничному листу. Более серьезные проблемы – при выходе на пенсию, когда при отсутствии трудового договора право на получение пенсии наступит на 5 лет позже, да и размер самой страховой пенсии будет минимальный.

Сегодня Правительство РФ вносит изменения в законодательство, прорабатывает новые механизмы регулирования трудовых отношений, чтобы хоть как-то содействовать снижению нелегальной занятости.

Впервые в нашей стране на законодательном уровне определены организационные основы противодействия нелегальной занятости, статус межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации, рабочих групп в муниципалитетах.

В состав нашей краевой межведомственной комиссии входят все главы муниципальных образований Краснодарского края. Мы понимаем, что основная часть работы – в рабочих группах, в муниципалитетах, ведь именно главы лучше других знают организации на своих территориях: кто, как и с кем работает. Да и само направление работы для глав не ново – данную работу они проводили не один год в рамках борьбы с теневой занятостью и наполняемостью доходной части бюджетов по НДФЛ.

В краевую комиссию входят представители органов исполнительной власти, Фонда пенсионного и социального страхования, налоговой службы, ГУ МВД края, ГИТ, профсоюзов и ассоциации работодателей, другие заинтересованные органы.

Минтруд России приказом № 40н утвердил перечень сведений о работодателях, которые могут свидетельствовать о том, что работодатель нарушает трудовые права своих сотрудников - не заключает с ними трудовые договоры или подменяет трудовые отношения гражданско-правовыми договорами.

Информация о работодателях с такими признаками будет направляться налоговой службой в краевую Государственную инспекцию труда и краевую межведомственную комиссию по противодействию нелегальной занятости.

Признаки нелегальной занятости:

выплата заработной платы в размере ниже МРОТ более 10 работникам, если доля таких работников составляет не менее 10% от общего числа сотрудников (доплаты и выплаты в пользу работников по гражданско-правовым договорам в расчет не берутся);

наличие у работодателя более 10 заключенных договоров с самозанятыми физлицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», среднемесячный доход которых превышает 20 тыс. рублей и средняя продолжительность работы, которых в компании составляет более 3 месяцев за год;

отклонение среднемесячной заработной платы, выплачиваемой работникам, от среднеотраслевой заработной платы по региону более чем на 35%.

С учетом отсутствия законодательно установленных полномочий (контроль – только ГИТ, налоговые органы) и действующего в стране "моратория" на проведение контрольных мероприятий основным инструментом работы с нелегальной занятостью остается активная информационно-разъяснительная работа, цель которой - повысить правовую грамотность граждан в социально-трудовой сфере и предупредить о негативных последствиях неоформления трудовых отношений. Такая работа проводится муниципальными рабочими группами на своих территориях.

С начала года проведено 3,9 тысячи тематических круглых столов, форумов, совещаний и иных публичных мероприятий, размещено около 3,2 тысячи информационных материалов и публикаций в СМИ, по телефонам "горячей линии" проконсультировано более 6,9 тысячи граждан.

В этом году на территории края мы продолжили проведение недели правовой грамотности "Краснодарский край – территория без тени" при активном участии муниципалитетов, центров занятости, органов власти, налоговых органов, профсоюзов, молодежных организаций, образовательных учреждений и муниципальных Советов по предпринимательству. Первая такая неделя проводилась с 24 по 30 июня, вторая проходит сейчас: с 28 октября по
3 ноября 2024 г.

В рамках такой недели проводятся всевозможные тематические семинары, круглые столы, ярмарки вакансий, адресная рассылка информационных писем, публикации интервью в СМИ, раздача информационных листовок. Особое внимание, конечно, подросткам и молодежи. Они, очень часто соглашаясь на подработку, не оформляют трудовой договор – а это большой риск остаться обманутыми.

Совместно со специалистами центров занятости при поддержке отделов молодежной политики, проводились флэшмобы "Знай свои трудовые права!", к которым привлекались волонтеры из числа студентов и школьников, для раздачи тематических листовок и буклетов по борьбе с теневой занятостью.

Также наши специалисты центров занятости населения совместно с министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края проводят "часы безопасности" в школах, вузах и средних профессионально-образовательных учреждениях. Обучающимся рассказывают о социально-трудовых правах и негативных последствиях нелегальной занятости. Мероприятиями уже охвачено более 37,9 тысячи учащихся и студентов (в образовательных учреждениях – 25,5 тысячи учащихся, СПО – 10,8 тысячи учащихся; 1,6 тысячи студентов вузов и филиалов вузов).

Активное участие в работе по снижению нелегальной занятости и легализации трудовых отношений принимает Краснодарское краевое профобъединение (далее – Профобъединение).

Краснодарское краевое трехстороннее Соглашение, заключенное между сторонами социального партнерства на 2023-2025 годы, содержит положения о недопущении нарушений трудового и налогового законодательства. приоритетных направлениях совместной работы сторон, в том числе, по ликвидации "теневых" зарплат, а также предусмотрено обязательство работодателей не допускать нелегальных выплат заработной платы, образования долгов по зарплате и уплате страховых взносов. В организациях, в которых организованы и действуют профсоюзы, практически отсутствуют факты неоформления трудовых отношений, а также не выплаты (задержки выплаты) заработной платы, уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

С 2008 года краевой трехсторонней комиссией утверждается макет коллективного договора. Кроме основных норм Трудового кодекса, в него включаются примеры дополнительных социальных гарантий, которые могут быть закреплены в коллективном договоре конкретной организации.

Министерством ежеквартально проводится мониторинг снижения уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений.

В нашем министерстве, действует телефон горячей линии: 8(861)252-33-15), куда граждане могут обратиться, если нарушаются их трудовые права. Мы подскажем, как дальше действовать гражданину, куда обратиться за защитой трудовых прав.

Также работники могут обратиться непосредственно в контрольный орган в сфере трудовых отношений – в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае для проведения проверки недобросовестного работодателя и привлечения его к ответственности.

Исполняющий обязанности заместителя министра труда и социального развития Краснодарского края Н.В. Худжина 

pegi12.jpg