Перейти к содержимому

О любви, верности и… козе


 |  Полезные статьи

Я не могу отнести себя к поклонникам Федора Добронравова. Наверное потому, что с четвертого, примерно, сезона сериал «Сваты» перестал мне нравиться. В том сериале в одной из главных ролей как раз и снимается этот актер. От сезона к сезону шло какое-то обмельчание героев, их поступков. Реплики и шутки становились все более плоскими и однообразными. Поэтому на фильм «Жили-были» пошел не то чтобы с неохотой, скорее – с любопытством: неужели снова Добронравов и его коллеги будут изображать гиперболизированных героев, переигрывая, пытаясь вытянуть явно слабые места новых сценариев сериала.

К счастью для меня и почти еще 700 зрителей Федор Добронравов не оправдал моих опасений, с показа я ушел умиротворенный, как бы озаренный легким светом, исходившим от героя Федора Добронравова и его друзей по фильму. О чем кино? О любви. Не о той, которая называется страстью. А о Любви между людьми, независимо от пола и возраста. И еще – о смирении. О смирении не овцы, идущей на заклание, а о смирении христианском, помогающем человеку достойно пережить тяготы жизни, несправедливость бытия, боль утрат. И Федор Добронравов был здесь естественным, простым деревенским мужиком, каким он не был ни в одной серии «Сватов».
Судя по анонсам, картина скучная. Вот что сообщается в одном из них: «Глухая деревня. Из жильцов только два одиноких старика Гришка и Леха. Да семейная пара таких же пенсионеров Лопаревых - Саня и его супруга Татьяна. Гришка и Леха – друзья с детства, и на дух не переносят Лопаревых. Но вдруг несчастье - Саня умирает, и его жена Татьяна остается вдовой. На «сороковины» Гришка, насмотревшись, как страдает от одиночества Татьяна, вдруг начинает остро чувствовать собственное одиночество. Гришка приходит к другу Лехе и осторожно сообщает о своем намерении сойтись с Татьяной. Леху приводят в бешенство слова Гришки. И дабы отомстить «другу» за предательство, он заявляет, что сам сойдется с Татьяной».
Но анонс и фильм - это совершенно разные вещи. Начнем с деревни. Да, она забыта людьми, в ней никаких удобств, свет и тот с перебоями от старости трансформатора, и отключается в самый неподходящий момент. Но деревня-то называется Чудиновка. Это ли не отзвук шукшинских героев-чудиков? У Василия Макаровича они – смешные и задиристые, со своими слабостями и силой. Они поражают непосредственностью действий, импульсивностью, естественностью. Создатели фильма «Жили-были» - отнюдь не шукшинского возраста, они родились почти в год кончины Василия Макаровича. Но как похожи черты характеров героев фильма: те же непосредственность, импульсивность, естественность…
В начале фильма в деревне всего четверо жителей, а спустя короткое время и вовсе остаются трое. Но среди них есть один настоящий мужчина: тот, который, например, даст деревне свет после отключения трансформатора. Это – Гришка (Федор Добронравов). Он тут всю жизнь бобылем прожил, к нему относятся слегка иронично. А он переживает за всех, ему дело до всего. Казалось бы: выключился свет – и нехай себе. Гришка каждый раз спешит к трансформатору, дает деревне свет. А потом задумывает невероятное: болгаркой режет свои железные бочки и делает ветряк, чтобы тот крутил генератор, и чтобы холодильники в домах не текли, и телевизоры не гасли.
Да, Гришка несколько странноват: ходит по деревне такой несколько нескладный длинноногий мужик, один-одинешенек. Но он всех любит. Друга своего Леху (Роман Мадянов). И пусть Леха хитроват и вечно подначивает Гришку, пусть им пользуется в трудный час и не только в трудный. Гришка любит даже козу Лехи. А коза - не просто эпизодическое животное. Это еще одна героиня фильма. Неугомонное создание, которое надо постоянно спасать: то снимать с крыши пристройки к дому, то вытаскивать из подвала заброшенной избы, то изгонять с чужого огорода. И что интересно: не хозяин Леха спасает свою любимицу – он бежит к Гришке и просит о помощи. А Гришка что – готов, вот он: то лезет на крышу, то спускает веревку в погреб, то бегает по огороду, добавляя количество потоптанного урожая. (Может, и не совсем кстати, но именно коза становится героиней финальных кадров, уплывая по речке на плоту. Но это отступление). И вообще у Гришки – золотые руки. Ветряк сделать или там что выточить - это запросто, он даже может телевизор починить. И хотя делает он это старинным способом, как ремонтировали простые черно-белые ламповые телевизоры в далекие 70-80-е годы: ударом кулака по корпусу, однако помогает. Никакой платы за услуги Гришка не берет, все делает безвозмездно, то есть даром…
Леха совсем другой. Он, в отличие от Гришки, был женат, да схоронил когда-то супругу и поэтому к бобылю Гришке относится с чувством превосходства. Безотказностью друга пользуется вовсю, не только в спасении козы. Бутылку коньяка, с которой Гришка пришел к нему за серьезным разговором, Леха сначала прячет в свой холодильник, а потом берет с собой, отправляясь в гости к Татьяне.
Однако, несмотря на противоположность характеров и темпераментов, Гришка и Леха не просто номинальные друзья, а друзья до конца дней своих. О таких говорят: вижу – с души прет, а не вижу – душа мрет. Они вроде бы вечно грызутся то ли всерьез, то ли понарошку, один из них постоянно подначивает другого. Но разъедини их – и оба затоскуют. Тоской мужской, той, из которой в деревне один выход – водка. К счастью, в данном случае, у Гришки с Лехой до этого не доходит.
И хотя основные коллизии происходят вроде бы вокруг Гришки и Лехи, трудностей заброшенной деревни - не на втором месте Татьяна (Ирина Розанова). Она недавно потеряла мужа, с которым долгие годы делила все тяготы и заботы. Ей тяжело, но она не жалуется на жизнь. И вообще эти трое деревенских жителей ни разу не заскулили, не пожаловались на свое житье-бытье, на свой неустроенный быт и одиночество. Вот так же и их родители более полувека назад переносили тяготы немецкой оккупации и восстановления деревни после войны, растили детей и работали не только на собственных огородах, как нынешние герои фильма, но и с утра до ночи в колхозе. Это вот смирение и помогало жить - не озлобляясь, оставаясь людьми во всех смыслах – добрыми, порядочными, любящими жизнь и друг друга.
И я не согласен с некоторыми рецензентами фильма в том, что Гришка и Леха становятся конкурентами за единственную женщину, Татьяну. У Гришки нет желания просто обладать Татьяной. Он ее жалеет, он сопереживает ее горю, ее одиночеству, видит, что ей стало трудно, и он хочет ей помочь. Ведь помогать – это в его природе. В своем стихотворении мой друг юности Владимир Микус так описал подобные человеческие чувства:
И не в русском ли селе я,
Где истоки слов ловлю,
Слышал частое «жалею»,
Заменявшее «люблю»?
Да и Григорию тоже уже не просто управляться со своим хозяйством. Вот и возникает у него идея объединить огороды с Лехой, чтобы вместе обрабатывать. По утверждению одной из рецензенток Александры Подольниковой, «фильм - не что иное, как набор этюдов на фоне деревни… Симпатичная вроде бы мысль о том, что тут «победила дружба», тем не менее, значительно подпорчена слишком навязчивым контекстом не то чтобы славянофильства, но почвенничества уж точно. Так, с самого начала двумя друзьями овладевает идея объединить их огороды во что-то вроде колхоза. Ближе к концу идея крепнет и становится ясно, что колхоз, скорее всего, случится… Приходит мысль и забавная, и грустная: фильм со своей тематикой припозднился примерно на несколько десятков лет». Пусть госпожа Подольникова полагает, что фильм припозднился, устарел и так далее. Я не знаю, сколько ей лет, может, она обо всем этом знает давным-давно, но для нынешней молодежи, родившейся в конце 80-х – начале 90-х годов, фильм раскроет то, о чем нынешние юноши и девушки даже не подозревают. Привыкшие смотреть боевики, экшны и прочее модное кино, они, уверен, с теплотой познакомятся с героями, которые умеют помогать бескорыстно, любить не за что-то конкретное, жить без зависти. Как сделал это Гришка, когда Татьяна упала с крыши. Он, вроде чужой ей человек, заставил водителя автолавки отвезти пострадавшую в больницу райцентра и оставался там, пока не получил заверение врача, что с больной все в порядке.
И пусть другом Лехой на какое-то время овладевает чувство зависти, скорее ревности, когда он узнает, что Гришка хочет предложить Татьяне «руку и сердце». Но потемнение разума временно. Оба пытаются принять решение уехать из деревни к родственникам в город, чтобы не мешать Татьяне делать свой выбор без давления извне. Но понимают: деревня – их судьба, их доля. Будет ли Татьяна с кем-то из двоих или останется одна, ничто не сможет разлучить их друг с другом и с деревней, в которую они вросли корнями. Любовь, верность, смирение – это для них не просто слова, а образ жизни.

Николай ПАЛЕНЫЙ.

(Кадры из фильма взяты из Интернета).

 

pegi12.jpg