Skip to main content

Моя любимая школа


 |  Школьные истории

105 летию СШ №1 г. Кореновска посвящается

Известна прописная истина: «Кто не знает своего прошлого, у того не будет будущего». Нужно знать, интересоваться и любить историю своей страны, своего города, села, своей семьи, своей школы. В далеком 1974 году я закончил 10-й класс и получил среднее образование в СШ №1 г. Кореновска, Краснодарского края. Если оглянуться назад, в 70 –е годы прошлого века (рассвет Советского Союза), то становится очевидным, мне и моим одноклассникам улыбнулось счастье получить образование в лучшей школе Кореновского района, а я думаю – и Краснодарского края. В нашей школе были прекрасные учителя, которые учили по классической Советской системе образования.

Эту систему, к сожалению, не смогли сохранить и внедрили ту (по - ошибке или по - злому умыслу), по которой сейчас учатся наши дети и внуки. Как результат реформ школьного образования – низкий уровень знаний. На первом этаже нашей школы был музей, где находились исторические документы, интересные экспонаты, в том числе памятные подарки выпускников. Музей собирался по крупицам стараниями учителя географии Колковой Ниной Ивановной. Прошли года, Нины Ивановны не стало. Музей закрыли, все экспонаты собрали в коробки и убрали в чулан. В школу взяли на работу нового заведующего хозяйством (как говорят: «зав. хоз»). «Зав.хоз», не говоря никому ни слова, не спросив разрешения, уничтожил все экспонаты. Музей исчез окончательно. В настоящее время учитель географии Соколова Анна Ивановна пытается восстановить, собрать все, что касается истории СШ №1 г. Кореновска. А ведь история Первой школы интересна и непроста. Как выпускник СШ №1, я считаю своим долгом помочь Соколовой А.И. в ее нелегком деле.

I. До революции

         Когда рождается человек, ему дают имя и у него есть дата рождения. Точно также и школа, когда она рождается, ей присваивается определенное название (имя) и у нее есть дата открытия (до революции называли «время открытия»). Во всемирной паутине «Интернет» про СШ №1 информация есть, но ее немного. В основном это воспоминания тех, чьи дедушки и бабушки, папы и мамы учились в этой школе. Если коротко, из «Интернета»: «Школа была открыта в 1911 году (дата указана на фасаде банковского здания), или – в 1912 году. Это была смешанная прогимназия, а с 1915 года она уже стала смешенной гимназией. Можно ли «интернет» считать первоисточником исторических фактов? Однозначно – нет. Подлинными источниками исторического материала являются архивы, архивные документы. С 1861 года документооборот системы образования по Кубанской области вело ведомство под названием «Дирекция училищ Кубанской области». «Дирекция» была упразднена в 1917 году и все дела передали на хранение в Кубанский войсковой архив. После революции дела вошли в состав фондов Государственного архива Краснодарского края. Во время Великой отечественной войны архивные фонды были эвакуированы в город Челкар Актюбинской области. По возвращении из эвакуации некоторые дела были безвозвратно утеряны, но основная часть документов (подлинники) сохранились. Я потратил почти две недели в Краснодарском Государственном архиве, что бы установить дату основания школы и ее название. Для выяснения истины необходимо было просмотреть документы фондов 470, 472 и некоторые документы СИФ (справочно – информационного фонда). Фонд 472, опись 1, дело 36 дал перечень всех народных начальных училищах станицы Кореновской, на конец 1915 года:

1.Алексанровское смешанное училище (основано в 1875 г.);

2.Николаеское смешанное училище (основано в 1899 г.);

3.Кореновское третье смешанное училище (основано в 1909 г.);

4.Кореновское Алексанровское женское училище (основано в 1897 г.);

В этих училищах получали начальное образование, в основном, дети казаков. Для иногордних открыли четыре иногородних училища. Все выше перечисленные училища имели статус начальных сельских школ и не более того. После их окончания, для поступления в гимназию, нужно закончить прогимназию или городское начальное училище. В фонде 470, опись 2 нашлось дело 1245 «Ведомость о состоянии специальных сумм по Кореновскому высшему начальному училищу за первое полугодие 1916 года». Таким образом, в станице Кореновской к 1916 году появилось новое училище, с таким странным (на первый взгляд) названием, «высшее начальное». В России тех лет было огромное разнообразие народных училищ (подчинялись министерству народного образования), которые давали начальное образование. В их число входили, в том числе, городские начальные училища, по окончании которых давалось право на поступление в гимназию. В 1912 году городские начальные училища переименованы в высшие начальные училища, которые состояли из 3-х – 4-х классов, с годичным курсом в каждом. В эти училища принимались дети, окончившие начальную школу, т.е. они были в возрасте 10 -13 лет. Учебный курс высших начальных училищ включал:

1.Закон божий;

2.Чтение и письмо;

3.Русский язык и церковно – славянское чтение;

4.Арифметика;

5.Практическая геометрия;

6.География и история отечества;

7.Сведения из естественной истории и физики;

8.Черчение и рисование;

9.Пение;

10.Гимнастика;

Кроме указанных, могли преподаваться дополнительные предметы.

Учащиеся высших начальных училищ, прошедшие курс 1-го и 2-го класса, могли поступить во 2-й класс гимназии, а для поступления в 3-й класс гимназии, необходимо дополнительно сдать экзамен по иностранному и древнему языкам. Из выше сказанного видно, что высшая начальная школа выполняла функции прогимназии, т.е. была промежуточным звеном между начальной школой и средней (гимназией). По этой причине и возникла путаница: Кореновское высшее начальное училище (очень длинное название) в обиходе, в беседах обывателей стали называть более коротко – прогимназия. Таким образом, дело 1245 дало ответ на первый вопрос: «Каково подлинное имя учебного заведения, из которого родилась СШ №1 г. Кореновска?» Это было высшее начальное училище.

       Осталось установить дату рождения Первой школы. В этом вопросе помог СИФ Краевого архива. Я получил на руки очень ценный и полезный документ «Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа за 1914 год». Следует отметить, что Кавказский учебный округ имел огромную территорию от Армении, Грузии, Дагестана до Кубани и Ставрополья. Столицей учебного округа был Тифлис (Тбилиси), В отчете о состоянии училищ все характеристики училищ сведены в таблицы. Для справки, в учебном округе на 1914 год насчитывалось:

  • Мужских гимназий – 32 шт.;
  • Мужских прогимназий – 6 шт.;
  • Женских гимназий – 56 шт.;
  • Женских прогимназий – 6 шт.;

Причем, в этих списках Кореновской прогимназии и гимназии нет. В разделе « Ж» отчета « Высшие начальные училища, горские училища и горские школы» под номером 88 обозначено Кореновское высшее начальное училище. В подразделе отчета «Дополнительные таблицы», в 3 –м столбце

« Время открытия или преобразования», напротив Кореновского училища стоит дата 1 августа 1913 года (по новому стилю – 14 августа 1913 года). 

Это дата рождения (по новому стилю) моей любимой СШ № 1 г. Кореновска. 14 августа этого года Школа отметит свое 105 – летие. Как можно объяснить открытие         учебного заведения в станице Кореновской в 1913 году? К указанному времени станица экономически окрепла (как и Россия в целом) открылись новые предприятия, что привело к образованию богатых семей казаков и купеческих семей. Семьи были большие, многодетные. Достойного образования в Кореновской дети станичников не могли получить, т.к. начальные училища (их было восемь) не давали возможности напрямую поступить в гимназию. По этой причине атаман станицы стал «пробивать» вопрос об открытии в станице Кореновской высшего начального училища. Что являлось основанием для этого? Во – первых в 1911 году в станице построено новое красивое 2-х этажное здание на ул. Центральной (ныне ул.Красная 102), оно явилось первым двух этажным зданием в станице.

Здание построено по проекту архитектора Н.М. Козо - Полянского, а проект фасада был создан архитекторами М.И.Рыбкиным и И.Л.Калмыковым. Этим и объясняются инициалы на фасаде здания, перекрещенные буквы «Р» и «К».

Здание Кореновского высшего начального училища сейчас – Свято – Успенский монастырь.

На первом этаже размещался банк взаимного кредитования (по этой причине станичники называли это здание – «банковское»), на втором этаже - высшее начальное училище с домовой церковью. Училище планировалось быть смешанным, т.е. могли учиться и юноши и девушки. Вторым, не менее важным, стал вопрос о финансировании. Вышестоящее начальство на просьбу атамана об открытии училища, ответило: «Мы можем вам разрешить открыть высшее начальное училище, но содержать его будете за свой счет. Из казны учебного округа не получите ни копейки». Атаман согласился. По этой причине в указанном отчете, в графе «Расходы на содержание» (на 1.01.915г.) указано:

Всего на содержание ушло 6 692 руб. 85 коп.:

  • Из общественных и сословных сборов и сумм казачьих войск – 6 214 руб. 85 коп.
  • Сборы за учение (обучение стоило 12 руб. 50 коп. с человека в год ) – 478 руб. 74 коп.

Закупили учебные пособия, набрали штат сотрудников:

  • Почетных смотрителей – 1;
  • Инспекторов и заведующих – 1;
  • Законоучитель – 1;
  • Учителей наук – 4;
  • Прочих служащих – 3;

           1 августа 1913 года, в торжественной обстановке, при большом стечении станичников Кореновское высшее начальное училище было открыто. Играл духовой оркестр, казаки надели парадную форму, дамы нарядны и красивы. Накануне они ездили в Екатеринодар, где сделали роскошные прически. От палящего кубанского солнца их спасали белые шляпы с широкими полами, многие держали такие же белоснежные зонтики. Когда дул легкий ветерок, полы шляп слегка раскачивались, со стороны это напоминало взмахи крыльев чайки на взлете. Дамы придерживали края шляп двумя тонкими пальчиками в белых кружевных перчатках. У всех присутствующих было веселое, приподнятое настроение. Никто из них тогда не знал, что это последний мирный год в их жизни, что ровно через год Россия вступит в бессмысленную бойню, которую пропагандисты назовут «Великая война». Никто тогда не знал, что «Великая война» приведет к краху Российской империи, к краху их надежд и всей жизни в целом.

Учебный год начинался 16 сентября и заканчивался 10 мая (по «старому стилю»), всего 158 учебных дней. В 1914 году в Кореновском смешанном высшем начальном училище было три класса (по одному классному отделению в каждом). В училище установили 50 парт, за которыми сидели 99 учеников (один горевал без соседа). Ученики были из разных сословий:

  • Дети крестьян – 22;
  • Дети казаков – 66;
  • Дети мещан и цеховых – 8;
  • Дети духовного звания – 1;
  • Дети дворян и чиновников -2;

Детей казаков было наибольшее число, т.к. училище содержалось, в основном, за счет войсковой казны. Что бы поступить в высшее начальное училище, необходимо закончить народное начальное училище (их в Кореновской к 1914г. было восемь). По законам тех лет, после окончания 1-го и 2- го классов высшего начального училища ученик мог поступить во 2-й класс гимназии, а по окончании 3 –го класса - он мог поступить в 3- й класс гимназии, но при этом он должен сдать экзамен по иностранному и древнему языку. В станице Кореновской найти преподавателя по иностранному и древнему языку большая проблема. Атаман станицы озаботился этой проблемой и через газету «Ведомости Кубанской области» пригласил на работу в качества преподавателя Луцкову Веру Георгиевну, выпускницу московского университета. Кроме языков Вера Георгиевна преподавала пение и историю. Луцкова хорошо знала историю Кубани. Учитель, ученики садились на подводу (телегу) и выезжали за станицу, на экскурсию. На телеге — харчи и вода, лишняя одежда, инвентарь. И всю дорогу слушали рассказы Веры Георгиевны об истории Кубани. И не только за минувший век, со дня переселения запорожских казаков, но и за пять тысячелетий назад, включая мифы. Ведь так богата история нашей земли! Учителя тех лет обладали энциклопедическими знаниями, т.е. могли вести несколько предметов. Труд учителя высоко ценился (за год):

  • Жалование учителя – 360 руб.;
  • Квартирные – 120 руб.;
  • Прислужные – 120 руб.;
  • На отопление, освещение – 24 руб.

Это «большие» деньги для сельской местности юга страны. В ценах на 1913 год продукты питания стоили:

  • Фунт хлеба (409 гр.) – 3 коп.;
  • 1 кг картофеля           - 2 коп.;
  • 1 фунт сливочного масла - 39 коп.;
  • 1 фунт говядины – 14 коп.;

Если пересчитать указанные цифры 1913 года в цифры сегодняшнего дня, то получается, что учитель Кореновского высшего училища имел жалование в пределах     от 60 000 до 100 000 рублей в месяц. При этом, из этой суммы учитель не тратил ни копейки на квартиру, прислугу и отопление. Учитель был достойно обеспечен, уважаем. Если учитель шел по улице станицы, все без исключения с ним здоровались, а мужчины при этом снимали шляпу. В станице Кореновской проживали учительские династии, такие например, как династия семьи Охтень, Колосовских и др. Колосовским принадлежали добротные кирпичные дома, которые сохранились до наших дней – сейчас в них размещен офис «Росгосстраха», почтовое отделение.

Интересные детали можно узнать о жизни Кореновского высшего начального училища из документа «Ведомость сумм о состоянии специальных средств Кореновского высшего начального училища за первое полугодие 1916 года» (фонд 470, опись 2, дело 1245 Краснодарского краевого Государственного архива). На экскурсию учеников в Екатеринодар было выделено 20 рублей. Учеников систематически отправляли на экскурсии в крупные города Кубанской области. Уже работало (с 1888 года) железнодорожное сообщение Тихорецк – Новороссийск, которое проходило через станицу (вокзал находился от центра станицы в пределах одной - две версты). К вокзалу вела мощенная булыжником улица, поэтому она называлась «Булыжная» (сейчас это улица «Ленина»). На покупку ученику Грабикомскому костюма выделено 10 рублей. Вероятно, ученик Грабикомский состоял из бедной семьи, которая не могла купить сыну костюм. В училище учились не только дети богатых семей, но и дети бедных семей и им оказывалась социальная помощь. На командировку инспектора училища А. Слободенкина на курсы ручного труда в г. Петроград выделено 250 рублей. Учителя систематически направлялись на повышение квалификации в города Российской империи, в том числе и столицу – в Петроград. Шла «Великая война», учителей мужчин призывали в действующую Армию, при этом семья мобилизованного учителя получала материальную помощь. Было выделено 100 рублей семье мобилизованного учителя Ермоленко за два месяца.

         В 1915 году в Кореновском высшем начальном училище обучалось 60 юношей и 39 девушек. Ученики проживали, в основном, у родственников (90 человек), а так же в общежитии училища (9 юношей). Ученики учились старательно и вели себя прилежно: «Имели по поведению «5» - 96 человек «4» - 3 человека.

       После «Великой войны» в России произойдут две революции и жестокая, кровавая Гражданская война. На Кубани Гражданская война завершилась в 1920 году и установилась Советская власть. Кореновское высшее начальное училище перейдет в новое качество – в среднюю школу, которая тогда называлась «единая советская трудовая школа 2-й ступени».

II. После революции

       1918 год был одним из самых сложных и роковых в истории молодой Советской республики, решался вопрос: «Быть или не быть Стране

Советов?». Несмотря ни на какие трудности, Совет Народных Комиссаров (СНК) 16.10. 1918 года издает Декрет, состоящий из двух разделов:

  1. «Об издании школьных учебников»;
  2. Положение « О Единой Советской трудовой школе;

В соответствии с «Положением» с 1.10.1918 года все начальные и высшие начальные училища, гимназии упраздняются. Вместо них вводится Единая Советская трудовая школа, которая разделяется на две ступени:

  • 1-я ступень, для детей от 8 лет, с 5 летним курсом обучения – давало начальное образование;
  • 2-я ступень, для детей от 13 до 17 летнего возраста, так же с 5 летним курсом обучения – давало среднее образование, которое позволяло поступление в высшее учебное заведение;

Обучение в школах 1-й, 2-й ступени бесплатное, совместное (девочки и мальчики учатся вместе). Основа школьной жизни – производственный труд (по этой причине приняли термин «трудовая школа»), который должен знакомить детей с самыми разнообразными формами производства. Этот декрет был незначительно изменен и дополнен декретом СНК от 16.12. 1923 года, который вводил в действие «Устав Единой трудовой школы». В соответствии с Уставом, Единая трудовая школа разделяется на две ступени:

  • Школа 1-й ступени, для детей от 8 до 12 лет включительно, содержит 4 возрастные группы (4 класса) учащихся;
  • Школа 2-й ступени, для детей от 12 до 17 лет включительно, содержит 5 возрастных групп (5 классов) учащихся;

Причем, школа 2-й ступени должна включать в себя два законченных концертна (этот термин означает «подступень», т.е. 2-я ступень разделялась на две подступени):

  • Первый концертн обнимает (так сказано в Уставе) первые три года обучения,
  • Второй – два последующих;

Вводимая Советская система образования частично скопирована с дореволюционной (царской) системы получения среднего образования. Для поступления в школу 2-й ступени, ученик должен перед этим получить начальное образование в школе 1-й ступени, он должен прилично, с хорошими результатами пройти 3 - х летний курс первого концертна. В противном случае - получал удостоверение о неполном среднем образовании и мог поступать на работу, либо на обучение в среднее техническое, профессиональное учебное учреждение. После успешного прохождения 2-го концертна, выпускник получал аттестат о среднем образовании, что давало ему право на поступление в высшее учебное заведение. Подобная система успешно «работала», когда я учился в СШ №1 г. Кореновска. Сначала, с 1-го класса, с нами занимался учитель начальных классов (вел все предметы в течение 4-х лет), затем нас учили учителя- предметники (русский язык, литература, математика, физика, химия и т.д.) до 8-го класса, после которого сдавали экзамены и получали аттестат о 8-ми летнем образовании (т.е. о неполном среднем образовании). По окончании 8 – го класса можно поступать в техникум, в ПТУ, а можно (если было желание и способности) закончить далее 9, 10 класс и получить аттестат о среднем образовании. Из сказанного выясняется, что Советская система образования сохранила проверенные традиции и принципы царской системы. Если человек не может учиться (по разным причинам), не может и не хочет получать среднее образование, то нет смысла его «тянуть» до 10 – го класса.

Большой интерес представляют вопросы: «Когда начала работу Кореновская Единая трудовая школа 2-й ступени?», «Кто был ее первым директором?». На Кубани последние отзвуки Гражданской войны отгремели в конце августа 1920 года, в ноябре – декабре 1920 года Советская власть установилась на всей ее территории. В период Гражданской войны станица Кореновская неоднократно «переходила из рук в руки», что привело к большим разрушениям: разрушены железнодорожный мост и баронов мост, разрушены многие здания. Однако, Бог хранил банковское здание на ул. Центральной, оно осталось целым и невредимым. Школу можно было открывать уже в 1921 году. В Государственном архиве Краснодарского края (фонд 365, опись 1), в деле №445 «Сведения о школах 2-й ступени и о личном составе их за 1921 год», собраны данные по школам 2- й ступени Кубанской области, которые были написаны от руки, на клочках бумаги (время было тяжелое) - сведений о Кореновской школе 2-й ступени нет. О чем это говорит? Либо в 1921 году этой школы действительно не было, либо формально она была открыта, но не работала: не набрали штат сотрудников, не было программ и т.д. Установить год начала работы Кореновской школы 2-й ступени помогло сопоставление 2-х таблиц. Первая таблица (см. таблица 1) была найдена в деле 1330 (фонд р-890, опись 1) «Список школ 1-й и 2-й ступени кореновского района за 1924 – 1925 учебные годы».

Таблица 1

Именной список работников просвещения Кореновской школы 2-й ступени

Фамилия, имя, отчество

Разряд

(тариф. ставка)

Стаж

Образование

1.Ларионов Александр Дмитриевич

14 (директор)

9

Университет

2.Петрашевич Станислав Константинович

13

8

Высшее

3.Бойко Матрена Евсеевна

13

17

Высшие женские курсы

4.Зефиров Александр Иванович

13

27

Университет

5.Недилько Петр Романович

13

3

Учительский институт

6.Гарковский Виктор Фрацевич

13

13

Высшее начальное училище

7.Еремин Федор Никитович

13

1

Университет

8.Рейнгард Лев Викторович

13

18

 

9.Бестужева Нина Яковлевна

13

25

Высшие женские курсы

10.Темников Петр Иванович

13

10

Университет

11.Данилов Михаил Ипполитович

13

10

Университет

Штаты на 1925- 1926 учебный год:

Заведующий школой – 1;

Педагогов                -   13;

Технических служащих – 2;

Из таблицы 1 видно, что основная часть преподавателей (см. стаж работы)

работала в царское время, т.е. в высшей начальной школе. В 1924 -1925 году школа находилась в стадии формирования, штат не был полностью укомплектован, на 1925 – 1926 год было две вакансии. Вторая таблица найдена в деле 108 (фонд р-890, опись 1) – «Сведения о служащих Кореновской школы II –й ступени за 1926\27 учебный год». В этой таблице приведен список педагогов школы (их неполный комплект – 12 человек), два технических служащих, и что важно указан директор – Ларионов Александр Дмитриевич. В таблице приведено много интересной информации, указан возраст педагогов, национальность (в то время это было актуально), социальное происхождение, должность (учитель записан, как «школьный работник»), дата принятия на службу и дата принятия на работу. Если сравнить список педагогов по таблице 1 и по таблице 2, то видно – четверо, которые работали в школе в 1924 – 1925 учебном году (они выделены в таблице) продолжают учить детей на своем прежнем месте в 1925 – 1926 учебном году.                                                                     

Заведующий (директор) школы был принят на «службу» в 1903 году, т.е. в «царское время», а на данную должность его назначили в 1921 – 1922 учебном году, когда на Кубани установилась Советская власть. Следовательно, 1921 год – год начала работы Кореновской Единой трудовой школы 2-й ступени. Первым «советским» директором нашей школы был Ларионов Александр Дмитриевич, 1883 года рождения, русский, из крестьян, имел высшее образование (закончил университет). В неделю Алексей Дмитриевич проводил 15 часов занятий и получал 131 руб.89 коп. в месяц (для цен 1921 - 1922 года, это небольшая зарплата). Основная часть педагогов принята на работу в 1924, в 1925, в 1926 годах. Школа приступила к проведению занятий в полной мере в 1924 – 1926 годах, когда был набран штат учителей и технических работников.

Уважаемые земляки – Кореновцы, внимательно прочтите фамилии педагогов (таблица 1, таблица 2), может среди них вы найдете своих родственников. Низкий поклон директору Ларионову А.Д., учителям далеких 20-х годов прошлого века, которые стояли у истоков нашей Первой школы Советского периода ее истории. В каком здании находилась тогда школа ? Ответ на этот вопрос найден в деле 352 «Статистические сведения по школам кореновского района за 1926 -1928 учебные годы». Отчет за 1926\27 учебный год написан от руки, его составила секретарь Бойко и утведил «Зав. школой» - А.Ларионов. У школы был угловой штамп для ведения деловой переписки. 

Из отчета видно, что в 1926 – 1927 учебном году учились 152 мальчика и 159 девочек, т.е. всего 311 человек – это в три раза больше, чем в 1914 году.

Классы именовались «группами». В отчете указывалось социальное происхождение учеников – «хлебороб, рабочий, служащий, прочие», что очень важно для тех лет. Для обучения столь значительного числа детей под школу отданы два этажа банковского здания на ул. Центральной, которая была переименована в ул. Сталина. Школа имела 10 классов, 5 десятин земли, где учеников приучали к труду, они возделывали различные сельскохозяйственные культуры.

В школу поступить непросто: «оказано в приеме в школу в 26\27 учебном году» - 76 человек. Учиться было сложно, второгодников в 26\27 учебном году - 49 человек.

На следующий 1928 год, статистический отчет заполнялся на специальном, большом бланке (формата А3), который печатался типографским способом и централизованно рассылался по всем школам РСФСР. Секретарь школы вместе с директором заполняли огромное число ячеек и столбцов (вписывали цифры), подписывали отчет и отсылали в районо ст. Кореновской. Из указанного отчета можно узнать, что в 1928 году здание школы «было приспособлено из-под банка», что означает – школа работает на прежнем месте (ул.Центральная – ул.Сталина). Подано заявлений на 1-й концертн: М – 94; Д – 95. Принято в школу: М – 61; Д – 55. В графе «отказано» - стоит цифра75 (ошибка в арифметики – 2 человека), при этом отказано по недостатку мест – 6 человек, т.е. шести кандидатам отказали по другим причинам (низкие результаты обучения в школе 1-й ступени и другие причины). Я обратил внимание, что отчет заполнен небрежно, с большим количеством помарок и исправлений. При этом по подписи директора и секретаря можно установить, что это были новые лица (Уже не Ларионов и Бойко). Вероятно, в школах прошла «чистка кадров», постарались избавиться от педагогов царского режима, на смену которым пришли молодые советские учителя.  Для поступления на 2-й концертн нужно подавать отдельное заявление, «подано» - М – 22; Д – 22. Взяли в школу: М- 18, Д – 18, «оказано» - 7 человек (за недостатком мест). В школе работала пионерская и комсомольская организации. При этом на 1- м концертне пионеров было 41 , комсомольцев – 21, на 2 – м концертне пионеров было всего - 4 , а членов ВЛКСМ – 10. Пионерами и комсомольцами могли стать самые лучшие ученики, которые прошли строгий отбор. Когда я учился, комсомольцами и пионерами были практически все (в соответствии с возрастом), независимо от показателей в учебе и в поведении. Большой интерес представляет графа под названием «Распределение по народностям», где указаны всего три «народности», которые потенциально могли учиться в школе: великороссы, украинцы и евреи. Как известно, в то время (как и сейчас) в ст.Кореновской (кроме выше перечисленных) проживали представители других народностей – греки, армяне, молдаване, татары и др.

Напрашивается вопрос: «В какую строку их записать?», наверное, в великороссы…..?

К сожалению, в Краевом архиве, на 1928 году заканчиваются дела, которые относятся к сфере образования края. Дела последующих лет (до периода начала оккупации, освобождения от фашистских оккупантов) утеряны безвозвратно. Что бы восстановить (частично) историю своей школы от 1928 года и до 1941 года пришлось опереться на воспоминания ветеранов нашей школы, нашего города. За истину принималась информация, если она совпадала у двух, трех свидетелей тех далеких лет. У кого я успел узнать некоторые исторические детали, которые затем можно было сложить (как мозаику) и получить целостное полотно из непростой жизни СШ №1 г.Кореновска? Назову всех, кто помогал в этом деле: моя мама Толстенко (Погорелова) Таисия Ивановна 1923 г.р., которая закончила СШ №1 в 1941 году; Крамская Вера Антоновна 1931 г.р., ее старшая сестра училась в СШ №1 с 1938 года, Вера Антоновна закончила нашу школу в 1949 году и потом долгие годы преподавала в этой же школе русский язык и литературу; Торгашов Алексей Николаевич 1951 г.р., в школе №1 преподавал историю, приложил много сил для создания музея школы вместе с Колковой Ниной Ивановной, его мама Торгашова Лидия Сергеевна 1927 г.р. преподавала в СШ №1 химию с 1949 году; Берлизов Иван Михайлович, дважды руководил школой; Андрианова Валентина Алексанровна, работала в школе учителем начальных классов, а так же заведующей по учебной части начальных классов; Кравченко Валерий Николаевич, закончил СШ №1 в 1962 году, преподавал в СШ №1 физ. - культуру.

С 1929 года в школе стали преподавать дополнительные дисциплины, которые давали набор знаний по ряду профессий сельскохозяйственного направления, выпускнику школы, кроме аттестата, выдавали на руки удостоверение «Счетовод», «Организатор колхозной молодежи» и др. По этой причине, подобные школы именовались «Школа колхозной молодежи».

1932 – 1933 годы стали одними из самых страшных в истории Кубани – станицы и хутора оцепенели от голода. Погибли тысячи невинных людей. Школы не работали, от голода умирали и ученики и учителя. В данной статье не место для оценки причин свалившейся трагедии. Можно только отметить, что крупные города (в том числе и Москва) жили своей обыденной жизнью, все делали вид, что в стране ничего не произошло.

В 1934 году прошла очередная реорганизация школьного образования в стране. 15.05. 1934 вышло Постановление СНК и Центрального Комитета ВКП (б).

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 1934 года

О СТРУКТУРЕ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В СССР

1. В целях обеспечения четкой организационной структуры и порядка в школе установить общие для всего Союза ССР типы общеобразовательной школы: начальная школа, неполная средняя школа и средняя школа.

2. В начальной школе иметь 4 класса (с 1 по 4 включительно), в неполной средней - 7 классов (с 1 по 7 включительно), в средней - 10 классов (с 1 по 10 включительно).

3. Существующие в школах группы переименовать в классы, установив порядковый счет от 1 класса до 10.

4. Существующую в ряде школ для детей 7-летнего возраста так называемую нулевую группу переименовать в приготовительный класс.

5. Предложить Госплану Союза ССР представить в СНК Союза ССР план ускоренного развития сети средних школ.

6. Установить, что окончившие неполную среднюю школу имеют право преимущественного поступления в техникумы, а окончившие среднюю школу имеют право преимущественного поступления в высшие учебные заведения.

7. Заведующими начальными школами назначать впредь лишь тех педагогов, которые успешно окончили педагогический техникум, имеют трехгодичный стаж педагогической работы и получили надлежащую аттестацию со стороны соответствующих местных органов народного образования.

8. Заведующих начальными школами назначать наркомпросам союзных и автономных республик по представлению местных органов народного образования.

9. Заведующих неполными средними и средними школами именовать директорами.

10. Директорами неполных средних и средних школ назначать впредь лишь тех педагогов, которые успешно окончили высшее педагогическое учебное заведение и имеют трехгодичный стаж педагогической работы.

11. Директоров неполных средних и средних школ назначать наркомпросам союзных и автономных республик.

12. Воспретить лиц, имеющих специальное педагогическое образование, назначать на другую, не по специальности работу.

Председатель СНК СССР

В.МОЛОТОВ

Секретарь ЦК ВКП(б)

И.СТАЛИН

Таким образом, С 15 мая 1934 года Кореновская школа II –й ступени уже именуется «Средняя школа №1 (СШ №1), станицы Кореновской», заведующих школ – именовать «директоры школ», учебные группы – «классы». Указанная терминология сохранилась до наших дней. В 1938 году станица Кореновская стала студенческой – было открыто педагогическое училище, где велась подготовка учителей начальных классов. Училище размещалось в «банковском здании» на ул. Сталина (бывшая ул. Центральная), СШ №1 «переехала через дорогу, на противоположную часть ул.Сталина в здание бывшего купеческого клуба, которое находилось на территории, где сейчас в Кореновске работает ярмарка выходного дня, за домом культуры колхоза « им. Ленина». К великому сожалению здание купеческого клуба не сохранилось, не найдены фотографии этого здания, его плана. Сохранились воспоминания тех, кто его видел, чьи родственники учились в нем (моя мама перед войной закончила СШ №1 в «купеческом клубе»). Это второе, по красоте, здание в станице, построили богатые кореновские купеческие семьи, в частности, греческие купцы семьи Графос. Графос скупали зерно, а затем на подводах отправляли в Новороссийск и далее – на корабли, на экспорт. По этой причине, в архитектурном облике клуба просматривались греческие мотивы – колонны на парадном входе, которые подпирали «греческий портик». В клубе купцы отдыхали, проводили баллы, торжественные собрания, играли в карты, в бильярд. Вера Антоновна Крамская, в юности, жила по соседству с семьей Графос, приведу небольшую выдержку из ее воспоминаний: «По праздникам в клубе устраивались собрания и балы. Бывало, пока шло собрание и мужчины играли в бильярд дамы успевали на тройках съездить в Екатеринодар, чтобы сделать причёски к балу». В «купеческом клубе» СШ №1 проработала до мая 1941 года, когда состоялся последний предвоенный выпуск нашей школы (моя мама Погорелова Таисия Ивановна закончила СШ №1 в 1941 году, в здании клуба). Партийно-хозяйственное руководство станицы Кореновской приняло решение в «купеческом клубе» разместить «Дом культуры колхоза им. Ленина». Первой школе было предложено переехать по новому адресу – ул. Ленина 19 (сейчас на этом месте находится районный военкомат) в большой, двух этажный, бывший купеческий дом. Очередной переезд, очередные хлопоты. 22 июня 1941 года, как гром среди ясного неба – война! Если бы не катастрофа под Харьковом в мае 1942 года и под Миллерово в июле 1942 года, немецкий сапог не топтал бы Кубанскую землю. История не знает сослагательного наклонения. 6 августа 1942 года оккупанты вошли в Кореновскую. В здании купеческого клуба фашисты устроили склад военного обмундирования, где хранили сапоги, шинели. Оккупация продолжалась пол года, до февраля 1943 года. В феврале 1943 года фашистам нужно срочно «уносить ноги» с Северного Кавказа, военное имущество на складе решили оставить, а чтобы добро не досталось русским, здание клуба взорвали. Не рассчитали количество взрывчатки, здание разрушилось, но частично (в старину строили «на совесть»). Многие Кореновцы, в силу острой нужды и бедности, собирали из разрушенного склада сапоги, шинели. А многие, несмотря на нужду, не брали немецкое барахло, брезговали. Поскольку здание клуба представляло угрозу – могло обрушиться в любой момент, местные власти приняли решение снести его окончательно (восстанавливать не было сил и средств). В результате здание клуба исчезло навсегда. Банковскому зданию повезло больше. Во время оккупации в нем размещался немецкий госпиталь. Кореновцы боялись, что уходя, фашисты его взорвут. Ночевали у здания, дежурили, что бы защитить станичную красоту. До сих пор, проходя по улице Красной, мы невольно им любуемся. Во время оккупации, школа не работала. Была попытка организовать обучение на правом берегу Бейсужка, в бывшей начальной школе. Но ученики в эту школу неохотно ходили, практически она не работала.

После освобождения от оккупации, в феврале 1943 года, СШ №1 приступила к обучению учеников на ул. Ленина 19 (2-й этаж был разрушен полностью). В Краевом Государственном архиве (фонд Р – 1561, опись 1, дело 318 «Годовой отчет о работе школ Кореновского района за 1955 – 1956 г.г.») были найдены планы некоторых школ Кореновского района, в том числе и СШ №1. Следует иметь в виду, что тогда нумерация домов по ул. Ленина начиналась от центра, потом она поменялась – от вокзала.

Классы отапливались с помощью печей (печное отопление). В СШ №1 печное отопление имели не все классы, оно было в классах: №2, №4, №5 и №7. Школа имела большой двор (он простирался от ул. Ленина до ул. Розы Люксембург), во дворе находились спортивные снаряды и стоял небольшой турлучный (глинобитный) дом, крытый железом. В этом доме находилась квартира технического состава и учебные классы, которых не хватало. В августе 1953 году в Кореновск был назначен директором школы №2 Дибривный Григорий Григорьевич, которому в турлучном доме выделили комнату. СШ №1 принадлежало еще одно здание по ул. Ленина (перед ул. Горького), план которого приводится ниже. 

Указанный план был составлен после 1953 года, когда построили новое здание СШ №1 по ул. Коммунаров. Школе присвоили имя «имени Бувальцева», при этом за школой сохранилось здание на ул. Ленина, как филиал СШ №1. В здании по ул. Ленина 19 начала работать СШ №2 станицы Кореновской.

Однако, вернемся в февраль 1943 года, когда станица Кореновсая освобождена от оккупантов, обучение в СШ №1 (как и в других станицах) возобновилось. Директором школы, в это трудное время, был Забирко Иван Иванович, который преподавал химию. Вот что вспоминает об этом времени Вера Антоновна Крамская: «Холодно и голодно было нам дома. И мы бежали в школу. Нам всегда казалось, что в школе теплее, не так сиротливо, хотя печи были холодными. В школу шли мимо маслобойни. Рабочие выносили теплую, душистую макуху и давали нам, что бы хоть как то ученики могли уталить голод. Замерзали чернила в стеклянных чернильницах, озябшие пальцы едва держали тоненькую деревянную ручку со стальным пером, но нам было хорошо в нашей родной школе, в школе №1. Учителя отдавали нам не только свои знания, но и частичку своего сердца». После Забирко И.И. на должность директора СШ №1 назначили Яковлева Бориса Ивановича: капитан запаса, во время войны командовал танковой ротой. На работу ходил в хромовых сапогах, в галифе и гимнастерке. Был строг и подтянут. Борис Ивановича перевели на должность «завуча» (заведующий учебной части школы), а директором школы назначили Еременко Николая Федоровича. В последствие Борис Иванович стал директором, первой в Кореновком районе, вечерней школы, которая работала на базе СШ №1. Николай Федорович так же был фронтовиком, капитан запаса, командовал артиллерийским дивизионом. Не многие знали, что Николай Федорович – профессиональный педагог, перед войной блестяще закончил Краснодарский пединститут. В 1948 году на месте кладбища построили стадион. Ученики СШ №1 принимали участие в высаживании молоденьких саженцев пирамидальных тополей по периметру стадиона (сейчас этих тополей уже нет, вырубили при реконструкции стадиона). В мае 1949 года в школу пришла работать учителем математики Уржа Ирина Кирилловна, которая прекрасно знала свой предмет и прекрасно его преподавала. В последствие Ирина Кирилловна будет награждена орденом «Трудового Красного Знамени» и ей присвоят звание «Заслуженный учитель РСФСР». В августе 1949 года в школе №1 начала свою педагогическую деятельность Торгашова Лидия Сергеевна учителем химии. Я помню, с каким удовольствием посещал ее уроки химии! Педагогический труд Лидии Сергеевны будет по – достоинству оценен, ей присвоят звания: «Заслуженный учитель РСФСР», «Отличник народного образования СССР», «Учитель – методист народного образования». При Николае Федоровиче Еременко началось строительство нового здания школы на ул. Коммунаров 107, где она стоит до сих пор. Не многие в Кореновске знают, что СШ №1 и СШ №3 были построены по заказу Министерства Обороны страны.

Как известно, 5.03.1946 в городе Фултон (США) премьер – министр Великобритании выступи перед студентами местного университета с речью, в которой обозвал СССР «мировым злом». Так началась «холодная война». 4 апреля 1949 года будет образован военный блок НАТО, в который Турция и Греция вступят в 1952 году. Для СССР существовала реальная угроза перехода «холодной войны» в стадию «горячей». Необходимо срочно укреплять обороноспособность страны, в том числе, и на ее южном направлении. По этой причине, в станице Кореновской от трассы «Дон» (от ДЭУ) до вокзала (сейчас ул. Фрунзе) была проложена бетонная дорога (из бетонных плит). Предполагалось, что по бетонке танки, бронетехника выдвинуться на железнодорожную станцию, где их погрузят на платформы и по железной дороге перебросят в Новороссийск. Если начнется реальная война, заранее необходимо подготовить эвакогоспитали. На базе СШ №1 и СШ №3 предполагалось развернуть эвакогоспитали. Указанные школы строились по одному, типовому проекту. Школы были 2-х этажные, план первого этажа приведен ниже. 

Здание на ул. Ленина останется за школой, как филиал. В 1953 году «основное здание школы» на ул. Коммунаров было открыто в торжественной обстановке: «Ученики в парадной форме, учителя построились у школы на ул.Ленина. Впереди, в руках старшеклассника знамя школы, за ним две девочки в белых красивых школьных фартуках и далее, по классам ученики и учителя. 

Прохожие станичники останавливались и с радостью смотрели на происходящее, ведь у многих в этой колонне шли дети и внуки. Впервые, за сорок лет, после 1913 года, в Кореновской открывали новое здание школы, средней школы №1. Школе было присвоено имя – «имени Бувальцева». Кто такой Бувальцев? Перед войной Иван Дмитриевич Бувальцев занимал должность второго секретаря Кореновского РК ВКП (б), а во время оккупации возглавил подпольную ячейку райкома. Подпольщики подчинялись партизанскому отряду «Горный», штаб которого располагался в лесу, в районе г. Горячий Ключ. Подпольщики вели разведку, в том числе, за немецким аэродромом в Кореновской, распространяли листовки. Немцы знали – в станице работают подпольщики, но найти их не могли. За голову Бувальцева назначили премию в 25 тысяч марок. Предатели выдали Бувальцева и его сподвижников, которые скрылись в балке перед станицей Платнировской. После скоротечного, неравного боя группа Бувальцева погибла. Ивана Дмитриевича, еще живого, добивали, рубили шашками местные предатели – казаки.

За школой была закреплена огромная территория – целый квартал, что позволило иметь собственную спортивную площадку, собственный сад, огород и виноградник. Первоначально вход в школу находился в правом крыле (если смотреть в сторону ул. Коммунаров), но вскоре парадный вход перенесли, как это видно на данной фотографии. Школа не имела спортивного зала, он был пристроен к школе позже, в 1964 году. Вскоре Еременко Е.Ф. «ушел на повышение», его назначили заведующим «РАЙОНО» Кореновского района. Директором школы стала Уржа Ирина Кирилловна, которую сменил в 1965 году Берлизов Иван Михайлович. Иван Михайлович руководил школой 3 года, до 1967 года. После избрания Берлизова И.М. Секретарем Районного Исполнительного Комитета, на должность директора СШ №1 назначили Дибривного Григория Григорьевича. Григорий Григорьевич летчик – фронтовик, воевал на штурмовике ИЛ – 2, совершил 78 боевых вылетов, дважды был сбит - садился на поврежденном самолете на вынужденную, кавалер орденов Красной Звезды и Красного Знамени. На долю Г.Г. Дибривного, как директора, выпало немало испытаний: в Кореновской пришлось проводить занятия в полуразрушенном здании СШ №2 (находилась на углу ул. Ленина и ул.Комсомольской), выбил разрешение, финансирование и организовал строительство нового здания СШ №18, которая была введена в строй в 1963 году, при нем началось и завершилось в 1969 году строительство пристройки к зданию СШ №1. Григорий Григорьевич, как человек с сильным и волевым характером, с достоинством выдержал все трудности. В 1973 году Григорий Григорьевич вернулся и опять возглавил руководство СШ №18, директором СШ № 1 назначили Берлизова И.М., который проработал на этой должности до 1981 года. В 1981 году директором СШ №1 становится Сковородка Алексей Андреевич, который в 1983 возглавил РАЙОНО. Директором Первой назначается Граховецкая Валентина Георгиевна, которая работала педагогом в школе с 1949 года. Золотой фонд школы: Граховецкая В.Г., Уржа И.К., Торгашова Л.С., Колкова Н.И. были воспитаны (в качестве педагогов) Еременко Николаем Федоровичем, который передал им все свои знания и опыт. Валентина Георгиевна проработала директором около двух лет, на ее место вернулся (из РАЙОНО) Сковородка А.А. и проработал директором до 2015 года. В настоящее время школу №1 возглавляет Ворожцева Татьяна Евгеньевна

Не хотелось бы «сухой хронологией» смены директоров закончить данную статью. Я и мои одноклассники получили среднее образование в далеком 1974 году. Уровень обучения, школьная атмосфера тех лет и современности в корне отличаются. Если театр «начинается с вешалки», то школа начинается с парты. Слова: «Мы с ним сидели за одной партой», в подсознании звучат, как: «Мы с ним ели кашу из одного котелка». Парт давно в школах нет (к сожалению), а мое поколение с первого по выпускной класс сидело за ними. Немного истории. В далекие времена в школах, во время уроков, ученики сидели на длинных лавках за большими столами, что было крайне неудобно. Слово «парта» произошло от немецкого «apart» - «особо», «в отдельности». Парта была изобретена в России. Автором изобретения является ссыльный революционер Коротков Петр Феоктистович, который отбывал ссылку в далеком Североуральском (Ханты – мансийский край) селе Брусняты Белоярского района, где он работал сельским учителем. Коротков обратил внимание – если ученик высокого роста, то ему, сидя за столом, приходится слегка «горбатиться», что могло испортить его осанку. Кроме того, за общим столом большому числу детей было тесно, они мешали друг другу. Петр Феоктистович предложил для обучения использовать стол с наклонной поверхностью, соединенного в нижней части со скамьей, на которой могли сидеть от одного до двух учеников. В 1887 году изобретение Короткова получило серебряную медаль на Урало – Сибирской кустарно – промышленной выставке. Конструкция парты оказалась настолько удачной, что она вскоре распространилась на всю Российскую Империю и сохранилась до «наших дней» (я так называю время, когда учился в СШ №1). В фотографии, которая приведена ниже ученики 9-го «А» класса СШ №1 сидят за классическими Российскими партами в 1973 го года. Урок литературы проводит классный руководитель этого класса Рязанова Надежда Дмитриевна. Дети предупреждены: на урок прийдет фотограф, для съемки. Все ученики сидят по правилам, сложили ручки, смотрят на доску. И только в среднем ряду, на предпоследней парте, ученик наклонился (видно его левое ухо) и болтает (в такой серьезной обстановкой) со своей соседкой по парте. Указанный ученик – Толстенко Виктор (хулиган и безобразник, головная боль для многих преподавателей, в том числе для – Надежды Дмитриевы), его соседка - Таня Лисохмара, которая слегка наклонилась и слушает, что - то очень интересное. На следующей парте, впереди сидят две девочки – Валя Черевко и Жанна Карасик.

Сегодня, мне стыдно за ученика Толстенко Виктора. На данной фотографии видно, что парты в передней части имели строго горизонтальную доску с углублениями для чернильниц и перьевых ручек, к которой примыкала наклонная поверхность с крышкой, позволяющей убрать в парту портфель, учебники. Видно, что в нижней части «стол парты», у пола связан со скамьей. Очень удобная и простая конструкция. Жаль, что на место партам пришли столы и стулья. У парт был один недостаток – большая тяжесть, т.к. их делали из массива дерева. Парты следовало бы сохранить, применив современные легкие материалы.

Если бы сейчас, по прошествии многих лет после окончания школы, спросили: «Какие самые яркие, самые эмоциональные воспоминания остались о школьных годах?». Не задумываясь, ответил бы: « Туристические слеты (соревнования), туристические походы через Кавказский биосферный заповедник». В советское время, в стране, туризм, по – популярности, занимал второе место после футбола. В нашей школе, туристическая тема занимала, пожалуй, первое место. Регулярно проводились туристические слеты – младшие классы соревновались непосредственно на территории школы, старшие классы выезжали, с ночевкой, в Платнировскую рощу, районные соревнования по туризму – в Челбасском лесу (между ст. Березанская и ст. Каневская). В памяти отпечаталась картинка: «Сборная СШ №1 по туризму погрузила на автобус свое снаряжение для участия в районных соревнованиях, изготовилась ехать в Челбасский лес. С напутственным словом к участникам соревнований обратился Берлизов И.М.: « Хочу пожелать вам удачи и хочу вас попросить – не займите первое место. У школы нет денег для отправки сборной на краевые соревнования, нет денег для пошивки формы. Третье место для СШ №1 – плохо. Я бы хотел, что бы вы заняли второе место»». Сборная СШ №1 по туризму выполнила наказ директора – вернулась со вторым местом! Только теперь, когда стал взрослым, когда расширился кругозор, стало понятно по какой причине, такое огромное внимание уделялось развитию туризма в стране. Во - первых, близость к природе укрепляет любовь к своей Родине. Во - вторых, если человек знает, как выжить в лесу, как по компасу, по карте пройти из точки «А» в точку «Б», то турист, в будущем (на случай войны) – подготовленный разведчик, диверсант.

В Первой школе давно сложилась традиция – летом отправляться в поход, через Кавказский биосферный заповедник, на Красную поляну и далее на побережье Черного моря. Нина Ивановна Колкова была первым учителем, кто повел учеников по указанному маршруту. Мне дважды посчастливилось участвовать в походах, которыми руководил учитель физкультуры Кравченко Валерий Николаевич. Необходимо честно признаться - идти было непросто, все (палатки, продукты) несли на себе, по горной пересеченной местности. Но немалые трудности меркли на фоне увиденных красот Кавказских гор, бурных рек с удивительно вкусной и чистой водой. После нелегкого, изнурительного перехода, разбивки лагеря собирались у костра и под гитару пели песни. Эту атмосферу нельзя описать на бумаге – ее нужно пережить.

Была еще одна памятная традиция, которая канула в лету, после 9 –го класса, ученики выезжали в колхоз, на сельскохозяйственные работы. Жили в палаточном лагере, питались в колхозной столовой. Условия жизни - спартанские. Работали на уборке овощей, яблок. Вечером, в лагере, устраивали дискотеки, концерты, викторины. Наш лагерь именовался «Лагерь труда и отдыха «Романтики»». Мы действительно были молоды и романтичны, на трудности не обращали внимания. При этом в лагере царил дух единения и братства, веселого, приподнятого настроения.

Подобная система имела целью, не только трудовое воспитание, но и воспитание духа коллективизма, чего сегодня так не хватает.

Послесловие

     Когда Советский Союз в 1957 году запустил Первый искусственный спутник Земли, а в апреле 1961 года – человека в космос, американская элита пребывала в шоке. В поисках причин своего отставания в данном направлении она пришли к выводу – у Советов более совершенная система образования. К нам, в Советский Союз, из США направились делегации для изучения системы образования. Наша система образования была образцовой!

К великому сожалению, сегодняшняя «наша элита» (если ее можно так назвать) не понимает то, что поняли американцы – в основе развития науки, техники, экономики страны, лежит система школьного образования. «Нашей элите», по большому счету, наплевать не только на то, как в стране учат детей, а так же и на то, какое в стране медицинское обслуживание. Их дети учатся в Англии или Швейцарии, а лечатся они все в зарубежных клиниках. О состоянии современной системы школьного образования можно ознакомиться, если посмотреть двух серийный документальный фильм Константина Семина «Последний звонок» (фильм в свободном доступе, в «Интернете»). Есть надежда, что когда то произойдет в России чудо – «элита страны» сменится. После краткого изучения истории своей школы я пришел к выводу, что в основе успешного развития советской системы школьного образования лежал «принцип приемственности» - советская система взяла за основу все лучшее из системы образования царского периода. Система образования носила многоступенчатый характер, большое внимание уделялось трудовому воспитанию. Когда я учился в СШ №1, во дворе стояла теплица, где девочки обучались выращиванию рассады томатов. Моя жена, одноклассница, до сих пор любит и знает тонкости работы в телице на нашей даче. Кроме того, школа имела свой огород, виноградник, небольшой сад. Мальчики получали первые трудовые навыки в учебных мастерских (здание учебных мастерских располагалось на ул. Ленина, возле маслобойни). Мастерские имели два класса – столярный и слесарный, в котором помимо слесарных столов с тисками, установлены два токарных станка, сверлильный станок. Что бы поставить школьное образование России на достойный, высокий уровень нужно выполнить вполне конкретные и простые шаги (об этом не говорит только ленивый, не любящий свою Родину):

1. Необходимо поднять социальный статус учителя. Зарплата учителя должна соответствовать его непростому труду. В соседней Турции, в пересчете на рубли, зарплата учителя – порядка 100 000 рублей в месяц.

2. Образование должно быть многоступенчатым: начальное (4 класса), неполное среднее (8 – 9 классов), среднее (10 -11 классов).

3. «ЕГЭ» или, как его зовут в народе «баба яга», нужно отменить и вернуться к системе сдачи экзаменов – после 8-го класса, после 10 (11) класса и перед поступлением в техникум, в ВУЗ.

4. В школы должно вернуться трудовое воспитание, только на современном уровне, с учетом конкретного региона.

Выпускник СШ №1 г. Кореновска 1974 года Виктор Толстенко.

 

pegi12.jpg